Андрей Кураев «Раннее христианство и переселение душ»
Книга протодиакона Андрея Кураева «Раннее христианство и переселение душ» (другое название «Куда идет душа») представляет собой заочную полемику с различными оккультистами и эзотериками, утверждающими будто Христос учил о карме, переселении душ, а позднейшая Церковь якобы забыла эти основы учения Христа и изменила свое вероучение.
Глава 1. Представления о смерти в древнем мире. Эта глава обозревает верования о посмертной участи души в Древних царствах: Египте, Вавилоне, Индии, Греции.
Глава 2. Смерть в религии Израиля. В этой главе автор проводит разграничительную линию между мистикой ветхозаветных пророков и мистикой каббалистов.
Глава 3. Евангельская мистерия. Основная тема этой главы – христианское учение о двух воскресениях: духовном воскресении души от греховного сна и финальном телесном воскрешении к новой жизни. Здесь же разбираются те места из Нового Завета, которые оппоненты пытаются истолковать в реинкарнационном ключе.
Глава 4. Гностики и апокрифы. В этой главе рассматриваются одновременные раннему христианству псевдоэпиграфические тексты, принадлежащие различным еретическим учениям в разрезе темы реинкарнации.
Глава 5. Раннехристианские писатели об идее переселения душ. Здесь раскрывается отрицательное отношение древних христианских писателей к идее переселения душ.
Глава 6. В чем Ориген разошелся с церковью? В этой главе раскрывается еретическое учение Оригена о предсуществовании душ и ее связи с идеей реинкарнации.
Глава 7. Эзотерика? Эта глава исследует тему реинкарнации как якобы тайного христианского учения.
Андрей Кураев пишет остро, аргументированно, понятным современному читателю языком, порой прибегая к провокационным пассажам. Едкость авторского слова направлена главным образом в сторону оппонентов. Но иногда Кураева заносит, и он использует приемы, без которых вполне можно было обойтись. Например, в одном из мест книги несколько удивляет приводимый автором околосексуальный анекдот про реинкарнацию.
Невоздержанность в словах не раз подводила Андрея Кураева и в жизни, в результате чего он периодически оказывался в центре скандала. В конце-концов это не могло не привести к закономерному финалу. 29 апреля 2020 Андрей Кураев был запрещен в служении патриархом Кириллом за оскорбление памяти покойного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина. 29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд города Москвы, рассмотрев ряд эпизодов неподобающих высказываний Кураева, принял решение признать его подлежащим извержению из священного сана. 4 апреля 2021 года патриарх Кирилл своей резолюцией подтвердил решение Епархиального суда, но при этом сделал следующую оговорку: «Данное решение вступит в силу после издания указа об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана. На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в свое время».