Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Нападки на ИСККОН - 1 часть)
1К-270. Нападки на ИСККОН «За высоким забором живут хорошие соседи» (1 часть лекции) 9/04/99 Сухарево
Шримад Бхагаватам, песнь 4, глава 30, Деяния Прачетов, текст 33 йават те майайа спришта бхрамама иха кармабхих тавад бхават-прасанганам сангах сйан но бхаве бхаве
йават - все время, пока; те - Твоей; майайа - иллюзорной энергией; сприштах - оскверненные; бхрамамах - мы блуждаем; иха - в этом (материальном мире); кармабхих - пожиная плоды кармической деятельности; тават - до тех пор; бхават-прасанганам - с любящими Тебя преданными; сангах - общение; сйат - пусть будет; нах наше; бхаве бхаве - во всех формах жизни.
Дорогой Господь, мы молим Тебя о том, чтобы все то время, которое нам, оскверненным Твоей иллюзорной энергией, придется находиться в материальном мире, меняя тела и скитаясь по разным планетам вселенной, мы могли общаться с теми, кто слушает и пересказывает повествования о Твоих играх. Мы просим, чтобы Ты благословил нас на это и чтобы Твое благословение оставалось с нами жизнь за жизнью, в каких бы телах и на каких бы планетах мы ни оказались.
КОММЕНТАРИЙ: Это лучшее из всех благословений, о которых преданный может просить Верховного Господа. В подтверждение этому Шри Чайтанья Махапрабху приводит следующие слова из «Бхагаватам» (10.14.3): стхане стхитах шрути-гатам тану-ванманобхих. В каком бы положении по воле судьбы мы ни оказались, мы всегда должны продолжать слушать рассказы о деяниях и играх Верховного Господа, независимо от обстоятельств. Чистый преданный не молит Господа об освобождении из круговорота рождений и смертей, так как не считает это важным. Главное для него - это получить возможность слушать повествования об играх Господа и Его удивительных качествах. Преданные, которые служат Господу в материальном мире, будут продолжать служить Ему и в духовном мире. Поэтому преданный всегда находится в духовном мире: все время, пока он слушает повествования об играх Господа и прославляет Его деяния, Господь находится рядом с ним. Татра тиштхами нарада йатра гайанти мад-бхактах. Место, где собираются чистые преданные, чтобы петь святые имена, слушать рассказы и вести беседы о Верховной Личности Бога, превращается в Вайкунтху. Преданному незачем просить Господа о том, чтобы Он перенес его в мир Вайкунтхи. Чистому преданному достаточно без оскорблений повторять святые имена и прославлять Господа, чтобы то место, в котором он находится, превратилось в Вайкунтху или Вриндаван.
Прачеты просят о том, чтобы во всех формах жизни у них была возможность слушать повествования, прославляющие Господа (бхаве бхаве). Живое существо меняет материальные тела одно за другим, но преданный не стремится даже к тому, чтобы вырваться из круговорота перерождений. В Своих молитвах Чайтанья Махапрабху говорит: мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи – «Дорогой Господь, позволь Мне жизнь за жизнью оставаться Твоим чистым преданным и служить Тебе». Смирение не позволяет преданному считать себя достойным возвращения в духовный мир. Он всегда думает, что осквернен гунами материальной природы. Но ему незачем просить Господа избавить его от влияния этих гун. Заниматься преданным служением - значит находиться на трансцендентном уровне, следовательно, особо просить об этом нет необходимости. Таким образом, чистый преданный не горит желанием вырваться из круговорота рождений и смертей, но всегда стремится к общению с другими преданными, которые слушают и пересказывают повествования, прославляющие Господа. *** В этом тексте Шримад Бхагаватам Прачеты молят Господа о том, чтобы Он даровал им возможность общения с преданными рождение за рождением. Они молят Господа именно о возможности общения с преданными. Но может возникнуть вопрос, если они сами являются преданными Господа Кришны, почему бы им не просить Господа о возможности общения лично с Ним? Почему вместо этого они молят Господа об общении с преданными? Ответ таков: Прачеты – преданные, достигшие осознания, они ученые преданные, они знают писания, возможно, им известна Падма-пурана, поэтому им известно, что Господь Кришна всегда находится там, где находятся Его преданные. В Падма-пуране утверждается: «Нахам тиштхами ваикунтхе йогинам хридайе на ча / мад-бхактах йатра гайанти татра тиштхами нарада» - «Меня не найти на Вайкунтхе, меня не найти в сердцах йогов, но я нахожусь там, где преданные прославляют мои деяния». Поэтому Господа, скорее всего, можно найти там, где собрались Его преданные и обсуждают Его трансцендентные деяния. М.б. Он находится на Вайкунтхе, а м.б. Его там и нет. Иногда он уходит с Вайкунтхи. Все перечисленные воплощения являются либо частями, либо частями полных частей. Но Кришна – это изначальная Верховная Личность Бога. Все воплощения Господа, перечисленные выше, являются в этом материальном мире, когда враги Индры создают чрезмерное беспокойство. Поэтому иногда Господь уходит с Вайкунтхи для того, чтобы защитить религиозные принципы, убить демонов, защитить преданных. Т.е. в этом смысле можно сказать, что Господь в это время не находится на Вайкунтхе. Но, конечно, в высшем смысле нам известно, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, никогда не покидает Вайкунтхи. Но, так или иначе, в данном контексте можно сказать, что Господь уходит с Вайкунтхи. Далее Кришна говорит: «Меня не найти в сердцах йогов». Конечно, нам известно, что Кришна пребывает в сердце каждого живого существа. Он говорит Арджуне: «Сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смртир джнанам апоханам ча» - «Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение». Но идея такова, что Господь оставляет за собой выбор: явиться определенной личности или нет, открыться или нет. М.б. какой-то йог стремиться осознать параматму – Сверхдушу, пребывающую в сердце, но даршан Кришны можно получить очень редко. Поэтому может случиться так, что даже после многих-многих жизней, посвященных практике йоги, ему не удастся получить даршан с Богом. Поэтому Господь говорит: «Меня нет на Вайкунтхе, нет в сердцах йогов». М.б. Его можно там найти, но в одном можно не сомневаться: «Я пребываю там, где мои преданные прославляют Мои трансцендентные деяния». Откуда это известно? Это известно, потому что обсуждения деяний Господа неотлично от самого Господа. Кришна тождественен своим форме, качествам, парфинариям, деяниям. Имя, форма, качества, атрибуты Господа – все это Кришна. Поэтому Кришна находится там, где повторяют Его Святое Имя. Прабхупада описывает это очень красиво, он говорит: «Кришна танцует на кончике языка тех, кто повторяет Харе Кришна». Естественно, Кришна находится там, где находятся любящие Его преданные. Если преданные прославляют деяния Господа, они делают это с умонастроением бхакти, любви, если преданные всегда в любовью медитируют на Верховного Господа, то Господь всегда с любовью отвечает на отношения своих преданных, потому что любовь - это взаимное чувство. Если мы будем прославлять деяния Господа именно с умонастроением беспримесного чистого служения, то Господь всегда будет присутствовать при таких беседах. Кришна всегда находится там, где преданные посвящают себя киртану. В этом можно ни капли не сомневаться. Поэтому если вы хотите обрести общение с Господом, не рекомендуется отправляться на Вайкунтху, не рекомендуется отправляться к йогам, нужно идти туда, где собираются преданные вдвоем, втроем и где они прославляют Святые Имена Господа.
Бхактисиддхантха Сарасвати Тхакур говорит: «На самом деле не обязательно стремиться найти Бога, вместо этого следует стремиться найти ту личность, которая может отвести нас к Господу». Кто может привести нас к Богу? Бизнесмены? Плотники? Политики? Кто может привести нас к Богу? Преданные Господа могут привести нас к Богу. Почему? Да потому что этого желает Верховный Господь. Кришна говорит Арджуне: «О, мой дорогой Партха! Тот, кто заявляет, что стал моим преданным, на самом деле не мой преданный. Но тот, кто говорит, что является преданным моего преданного, тот на самом деле мой преданный». Прачеты подчеркивают момент общения с преданными. Потому что общаясь с преданными и получая необходимую подготовку, человек, с течением времени сможет обрести общение Кришны.
Этот аспект преданного служения (общение с преданными) имеет такое значение, что Шрила Рупа Госвами из шестидесяти четырех аспектов преданного служения относит общение с преданными к пяти самым главным видам преданного служения. В «Нектаре преданности» для начинающих преданных рекомендуется заниматься 64-мя видами преданного служения. Если вы сможете посвятить себя всем 64-м видам преданного служения, это высший класс. Но все-таки, если вы не сможете практиковать все 64 вида преданного служения, по крайней мере, займитесь пятью главными видами преданного служения. И тогда чистое преданное служение будет вам гарантировано. Что же это за пять главных видов деятельности? Очень сложно догадаться. 1. Повторение Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна\ Кришна Кришна, Харе Харе\Харе Рама, Харе Рама\Рама Рама, Харе Харе. 2. Слушание Шримад Бхагаватам. 3. Жизнь в таких святых местах как Вриндаван и Матхура, храм Сугрива. 4. Поклонение Божествам.5. Общение с преданными. Какой вид деятельности является самым главным из этих пяти? Если проанализировать, то, в конце концов, мы сможем понять, что все виды преданного служения зависят от общения с преданными. Эти пять типов деятельности являются главными. Но из этих пяти видов служения один является главным, потому что остальные аспекты преданного служения зависят именно от этого.
Повторение святых имен… Не правда ли, что нам необходимо общение с преданными для того, чтобы повторять Харе Кришна? Да, конечно. В особенности в эту эпоху. Потому что какой тип воспевания святых имен рекомендован в нашу эпоху? Прабухпада говорил, что есть преданные бхаджанананди, которые повторяют святые имена для собственного очищения, а есть гоштхананди – те преданные, которые повторяют святые имена для того, чтобы очистить окружающих. Повторение святых имен в любом виде благоприятно, даже если кто-то повторяет Святые Имена, желая передразнить преданных, все равно это полезно. Конечно, нет ничего хорошего, если человек старается передразнить преданных, но все-таки, если занимаясь таким делом, человек повторяет Харе Кришна, все равно он получает благо. Но полное благо от повторения святых имен, особенно в нашу эпоху можно получить в том случае, если мы будем заниматься санкиртаной. Санкиртана – это совместное повторение святых имен. Для того чтобы обрести все благо от повторения святых имен в эту эпоху, нужно повторять святые имена в обществе преданных. Конечно же, как говорил Шрила Прабхупада, для того, чтобы обрести полное высшее благо от повторения святых Имен, Харе Кришна маха-мантру нужно получить по гуру-парампаре – цепи ученической преемственности. Мы достигнем успеха в повторении святых Имен в том случае, если будем повторять эти имена в обществе преданных. А что насчет слушания Шримад Бхагаватам? Каким образом общение с преданными связано со слушанием Шримад Бхагаватам? Или можно спросить: «Кого мы слушаем, когда читают Шримад Бхагаватам?» Предполагается, что мы должны слушать Шримад Бхагаватам из уст преданных Господа. М.б. есть и другие личности, не являющиеся преданными Господа, но все равно они говорят о Шримад Бхагаватам.
Насколько мне известно, в Америке есть университеты, в которых изучаются учения Госвами. Однажды в 1969 году я занимался распространением книг в университете Огайо. Я переходил из одной аудитории в другую. Я очень смело заходил в аудитории и говорил: «Всем Харе Кришна! Доброе утро! Я даю вам настоящее знание – Шримад Бхагаватам». Все преподаватели и студенты очень удивлялись. У кого-то были лекции по математике, по истории и т.д. Однажды, войдя в аудиторию, я увидел на доске: «Бхактирасамрита-синдху. Автор Шрила Рупа Госвами», т.е. преподаватель читал эту тему. Я был тогда молодым преданным, находился в Движении всего лишь около года. На меня это произвело большое впечатление. Я ничего не сказал, просто уселся, как будто пришел на лекцию. Я послушал лекцию и, в принципе, преподаватель сказал все более или менее верно. Но когда лекция закончилась, я увидел, как преподаватель зажег свою трубку, а некоторые студенты закурили, один парень положил руку на свою подружку, одна девушка вытащила свой хот-дог и начала его поглощать, все посвятили себя проджалпе, начали говорить о всяких глупостях, не было в их разговоре ничего ценного или серьезного. В этот момент я осознал, что поскольку преподаватель был не квалифицирован, чтобы давать лекции по Бхактирасамрита-синдху, поскольку аудитория не была квалифицирована, чтобы воспринять это знание, не было никакого результата от этих лекций. Прабхупада говорил, что для того, чтобы родить ребенка, мужчина должен обладать потенцией, а женщина должна обладать способностью выносить ребенка. Квалифицированный лектор по Шримад Бхагаватам должен относиться к цепи ученической преемственности, он сам должен услышать Бхагаватам от вайшнава, он сам должен быть вайшнавом. На самом деле истинное благо от слушания Шримад Бхагаватам мы можем получить лишь в том случае, если будем слушать это знание из уст преданных, если они будет комментировать Шримад Бхагаватам. В общем, слушание Шримад Бхагават целиком зависит от общения с преданными.
Жизнь в святых местах. Это каким образом связано с общением с преданными? Очень часто в своих комментариях, в своих книгах Шрила Прабхупада говорит, что если человек, отправляясь в святые места, не стремиться к общению с преданными, то он теряет суть этих путешествий. Очень большую пользу можно получить от посещения святых мест. Но истинная польза заключается в общении с преданными. Потому что невозможно увидеть святые места с помощью материальных глазных яблок. Все святые места мы можем видеть глазами преданных, которые достигли самоосознания. Когда такие возвышенные личности говорят о материальном мире, мы на самом деле видим, что представляет этот мир – это место, исполненное невыносимых страданий. На самом деле мы воистину сможем понять, кто такой Кришна лишь в том случае, если будем слушать чистых преданных, как они описывают Кришну. Благо от посещения святых мест напрямую зависит от общения с преданными.
Четвертый аспект поклонения Божествам. Мы бы ничего не узнали бы о поклонении Божествам, если бы ни милость Шрилы Прабхупады. Как большинство людей в этом мире, мы бы считали Божества какими-то статуями, изваяниями. Но общаясь с преданными, мы узнаем о трансцендентных качествах Божеств. Мы никогда не сможем выполнять поклонение непосредственно, прямо. Мы помогаем нашему духовному учителю в поклонении Божествам. Зачастую преданные не понимают этот принцип. Мы не можем, не в состоянии служить Кришне непосредственно, напрямую. Мы являемся помощниками помощников помощников. Преданный, желая предложить Божествам преданное служение, в первую очередь молит своего духовного учителя, просит помочь ему в преданном служении Божествам. Т.о. для служения Божествам нам необходимо общество преданных.
И если все проанализировать, выясняется, что из пяти аспектов преданного служения общение с преданными является самым главным. Поэтому Прачеты молят Господа о том, чтобы у них всегда была возможность общения с преданными.
Что же само по себе означает общение с преданными? Прабхупада говорил, что на 90% наш успех в обретении сознания Кришны зависит от общения. В этом случае следует поглубже разобраться, что же на самом деле имеется ввиду под общением с преданными. Если это настолько важно, то что же это означает? Каким образом мы должны общаться с преданными? Конечно, мы знаем, что существуют разные способы общения с преданными. Однако в этом тексте утверждается, что самое важное в общении с преданными заключается в слушании повествований о Кришне этих преданных. Здесь, в тексте Прачеты говорят: «Мы молим тебя о том, чтобы мы могли общаться с теми, кто слушает повествования о твоих играх». Они хотят общаться с преданными. Это очень важно. Каким образом они хотят посвятить себя этому общению? Они хотят слушать преданных. На самом деле, слушание преданных является сутью общения с преданными. Мы знаем, что в Упадешамрите описывается шесть видов общения с преданными. Можно предлагать дары. Получать дары в Сознании Кришны. Можно приглашать преданных к себе в гости вкусить прасадом, можно отвечать на подобные приглашения. А также нужно слушать о том, как преданные делятся своим понимание Сознания Кришны. Из всего этого следует, что самое главное – это слушание преданных. Каким образом это можно подтвердить? Один из девяти процессов - шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам\арчанам ванданам дасьям сакхьям атма-ниведанам. Какой из перечисленных процессов является первым? Шраванам – слушание. Благодаря слушанию человек обретает определенную веру в Господа и посвящает себя киртанам. Почему указывают на то, что если кто-то хочет обрести общение с Господом, нужно общаться с преданными? Каким образом нужно общаться с преданными? Нужно слушать их. Каким образом мы все смогли отказаться от материальной деятельности и прийти жить в этот храм? Слушая лекции и читая книги. Говорится, что душа обуславливается через звук. Точно также с помощью звука можно обрести освобождение. Если мы будем слушать шабда-брахман – повествования о Господе, то все наши материальные привязанности будут разрублены на куски. Если мы продолжим этот процесс слушания, то постепенно бхакти пробудится в наших сердцах. Постоянно посещая лекции по Бхагаватам, предлагая служение чистому преданному, можно избавиться от всех пороков, которые остались в сердце преданного. Все эти пороки уничтожаются. Т.о. устойчивое преданное служение проявляется в сердце преданного. На самом деле процесс слушания является самым главным делом в сознании Кришны, в общении с преданными. Это подтверждается в третьей песне Шримад Бхагаватам. Общении с преданными, когда звучат повествования о качествах и деяниях Верховного Господа, приносит невероятное удовлетворение слуху и сердцу. Культивируя, развивая подобные знания, преданный человек постепенно движется по пути освобождения. И после того как он обретает освобождение, когда его влечение становится уверенным, тогда начинается настоящее преданное служение. В общем, самый главный вид общения с преданными – это слушание.
Шрила Прабхупада говорил: «Если вы хотите познать меня, читайте мои книги». Общение со Шрилой Прабхупадой доступно не только его ученикам, но также его праученикам или его пра-праученикам и его пра-пра-праученикам. В течение предстоящих 10 тысяч лет. Не следует думать, что Шрила Прабхупада явился на этой планете для того, чтобы давать свое общение всего лишь пяти или шести тысячам своих учеников. Шрила Прабхупада одинаково доступен своим ученикам, своим праученикам и т.д. Доступен, благодаря следованию его наставлениям. В частности, благодаря процессу слушания его лекций. Конечно, большинство из вас не знают английского, поэтому вы не в состоянии слушать лекции Прабхупады. Но Прабхупада считал свои книги самыми главными. Он описывает свои комментарии как состояние экстаза. Экстаз – это очень возвышенное состояние Сознания Кришны. Прабхупада говорил, что его комментарии – это описание его экстаза. Поэтому мы можем общаться с преданными Господа на экстатичном уровне Шрилы Прабхупады, читая его книги. Шрила Прабхупада говорил, что слушание имеет особую силу в том случае, если мы слушаем повествование из уст чистого преданного. Общение с любыми преданными имеет ценность. Мы все убедились на собственном опыте, что просто общаясь с обычными преданными мы развиваемся в сознании Кришны. Нам удалось отказаться от греховного образа жизни и принять метод преданного служения. Если даже общение с обычными преданными дает такой удивительный результат, что же тогда можно достичь, общаясь с чистыми преданными Господа? Можно обрести према-бхакти. Вы обретете любовь к Богу. Поэтому если речь идет об общении с преданными, нам нужно стремиться к общению с чистыми преданными, потому что в конечном итоге нас не интересует просто избавление от греховных реакций и освобождение, нас интересует према-бхакти. В высшем смысле мы присоединились к движению сознания Кришны, потому что мы хотим обрести чистое преданное служение Господу. Мы все являемся рупанугами – последователями Шрилы Рупы Госвами. Поэтому нам нужно стремиться к общению с возвышенными преданными Господа.
Конечно, в наши дни некоторые преданные говорят о том, что сейчас в ИСККОНе нет возвышенных преданных. Вы слышали эти слухи? Говорят, что в ИСККОНе нет возвышенных преданных. Поэтому некоторые преданные уходят из ИСККОН для того, чтобы общаться с возвышенными преданными, маха-бхагаватами в Гаудиа-матхе и других духовных организациях. Нет сомнения в том, что в других духовных организациях могут быть маха-бхагаваты. ИСККОНу, конечно, не принадлежит монополия на чистое преданное служение. Но есть ли необходимость уходить из ИСККОНа, ведь в ИСККОНе тоже есть свои маха-бхагаваты.
Кто является маха-бхагаватой в ИСККОНе? Шрила Прабхупада. Неужели общение с ним не доступно всем преданным? Кто-то может сказать: «Но он не присутствует здесь физически, чтобы мы могли получить его наставления». Но неужели благословения чистого преданного зависят от его физического присутствия? Нет. Конечно, хорошо, если у вас есть возможность близкого общения. Но, на самом деле, наши взаимоотношения с нашими духовными учителями – это трансцендентное общение. Например, Шрила Прабхупада в своих комментариях в заключительных главах Чайтаньи Чаритамриты говорит о своем собственном духовном учителе: «Он живет вечно в своих божественных наставлениях, а его последователи всегда находятся с ним. В своих божественных наставлениях он живет вечно». Имеется ввиду, что если вы следуете его наставлениям, вы вечно можете общаться с ним. И если чистый преданный (и даже любой преданный) покидает этот мир, вовсе не следует думать, что таким образом разрушаются или ослабевают наши отношения с ним. Бхактивинод Тхакур говорил: «Не прав тот, кто считает, что вайшнав умирает. Он продолжает жить в звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить. А в течение жизни он повсюду старается распространять святое Имя». Так мы можем прийти к выводу на основе этой цитаты, что через общение с нашим духовным учителем мы можем поддерживать личное общение с предшествующими ачарьями. Неважно, в какой точке вы подключаетесь к электрическому проводу, все равно вы сможете получить электрическую энергию в ее полной силе. Неважно, в какой точке вы подключаетесь к гуру-парампаре, все равно вы обретает всю силу сознания Кришны и обретает полное благо сознания Кришны.
Возможно, у нас сейчас есть маха-бхагаваты в этом Движении, возможно, они будут в будущем. Я не достоин самостоятельно судить об этом. Нет сомнения в том, что в этом Движении есть необычайные преданные. Но если мы на самом деле говорим о маха-бхагаватах, никто не выразит сомнения в том, что Шрила Прабхупада является маха-бхагаватой. И если он вечно живет в своих божественных наставлениях, это означает, что мы всегда можем получить общение с ним и он может возвысить нас до самого высокого уровня сознания Кришны. Как это подтверждается? В Источнике Вечного Наслаждения, написанном Шрилой Прабхупадой, говорится: «Эта книга о Кришне может смягчить чувство разлуки с Кришной даже для преданных возвышенного уровня». Это говорит о том, что Прабхупада ожидает, что его последователи, его ученики поднимутся до уровня экстатичного преданного служения. Иначе зачем он делал бы подобные утверждения, что книга, написанная им, которую люди будут читать спустя пять-семь тысяч лет, эта книга сможет смягчить чувство тоски разлуки, праламба-сева, чувство экстатичной любви к Богу. Это означает, что пралаба-севу - экстатичную любовь к Богу можно обрести в этом Движении, в ИСККОНе, потому что Шрила Прабхупада является шикша-гуру для всех преданных в ИСККОНе. Прабхупада готов провести нас через все уровни преданного служения, начиная с самых основ, через промежуточные уровни преданного служения, далее он может привести нас к чистому служению, когда мы будем готовы к этому.
Но кто-то может выдумать, что все это имеет отношение только к ученикам Прабхупады. А что же можно сказать по поводу тех, кто не является непосредственными учениками Прабхупады, которые получают инициацию у нынешних учителей ИСККОНа? Каким образом эти ученики смогут возвыситься до такого уровня сознания Кришны? Даже Прабхупада говорил, что духовный учитель не сможет поднять своего ученика выше собственного уровня осознания. Каким же образом мы сможем подняться до возвышенного уровня? Первый ответ таков: когда наш духовный учитель достигнет такого уровня, мы тоже поднимемся на тот же уровень. Но можно ответить и по-другому. На самом деле, нынешние духовные учителя обязаны привести своих учеников к лотосным стопам Шрилы Прабхупады. Гуру-парампара подразумевает, что духовный учитель связывает своих учеников с другим гуру и так далее по цепи. Обязанность нынешних гуру в ИСККОНе заключается в том, чтобы привязать, соединить своих учеников со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада приводит пример почтальона. Почтальон просто берет письмо на почте и доставляет его адресату. Просто берет послание и доставляет тому, кому нужно. Нынешние инициирующие духовные учителя в ИСККОНе могут быть и каништха-адхикари, и матхьяма-адхикари, и уттама-адхикари. Даже если они уттама-адхикари, они, в соответствии со своим положением, обязаны привести своих учеников к маха-бхагавате Шриле Прабхупаде. Т.о. у всех ИСККОНовских преданных есть возможность общения с маха-бхагаватой.
Критики ИСККОНа говорят, что нужно стремиться получить общение у того гуру, который живет на планете сейчас вместе с нами. Конечно, нет сомнения в ценности с расика-бхактами, преданными такого уровня сознания Кришны. Но что будут делать последователи этих расика-бхакт в том случае, когда эти расика-бхакты уйдут? Если обретение расика-бхакти зависит непосредственно от общения с расика-бхактой, то что делать, если этот расика-бхакта уйдет? Вы будете искать другого расика-бхакту? Когда тот уйдет, нужно будет искать еще одного, живого и т.д. Когда расика-бхакта покидает этот мир, вы все равно можете общаться с ним, благодаря его наставлениям. Тот же принцип верен в ИСККОНе. Нам не нужно продолжать свои поиски, нам можно сохранять устойчивое положение. С каким бы маха-бхагаватой мы бы не были связаны, нам надо оставаться верными этому маха-бхагавату, развивать и поддерживать отношения и, в конце концов, достичь чистого преданного служения. Не сомневайтесь, что освобожденные души могут давать нам наставления, направлять нас, занимая трансцендентное положение.
Однажды Шрила Прабхупада приехал в храм в Детройте штата Мичиган. После того, как Прабхупада уехал, я написал ему письмо, где сказал, что мне очень не хватало его общения и после его отъезда мне стало очень сложно продолжать преданное служение, потому что пока он присутствовал, мы все чувствовали себя очень воодушевленными на преданное служение. Прабхупада написал мне ответ, где говорилось «да, я понимаю твои чувства, но не сокрушайся. Взаимоотношения трансцендентны. Например, я всегда чувствую, как мой гуру-махарадж наблюдает, направляет, защищает меня в моем преданном служении». Поэтому духовный учитель в состоянии давать наставления своему ученику, даже если учитель физически не присутствует в этом мире. Следует быть несколько более терпеливыми и подождать того момента, когда наш духовный учитель, наш парам-гуру решит еще больше занять нас в преданном служении.
Можно привести еще один пример, который показывает, что можно получить наставления даже издалека. Эти наставления вне времени и пространства. Это пример жизни Билвамангала Тхакура. Насколько вы знаете, Билвамангала Тхакур родился в брахманской семье, но он пал и прекратил брахманическую деятельность. Он опустился до такой степени, что привязался к проститутке. Ее звали Чинтамани. Однажды во время грозы он отправился в ее дом, но она сказала ему: «Если бы те же самые усилия ты приложил для обретения сознания Кришны, так, как ты стараешься наслаждаться мной, ты бы стал очень быстро чистым преданным Господа». Это произвело невероятное влияние на Билвамангала Тхакура. В этот момент он отрекся от общения с проституткой и отправился во Вриндаван. Конечно, даже на этом пути он еще раз поскользнулся. Его привлекла красивая женщина, и он захотел насладиться ею. Она была замужем. Осознав, в каком неудобном положении он вновь оказался, Билвамангала Тхакур шпилькой для волос выколол себе глаза. После этого он отправился во Вриндаван и стал чистым преданным Господа. Он жил 800 лет. И он дал нам такие замечательные шастры как Кришна-карнамрита. В своих произведениях Билвамангала Тхакур упоминает об этом случае, когда проститутка обратилась к нему с такими жалкими, унизительными словами, а он отнесся к этому как если бы его духовный учитель Сома Гири давал ему наставления. Т.е. он осознал, что его духовный учитель давал ему наставления, даже физически не присутствуя рядом. Он прославляет эту проститутку Чинтамани в своих произведениях, но, по сути дела, он относится к этому случаю, словно его духовный учитель непосредственно дал ему наставления. Конечно, это очень простые наставления: «Нужно отказаться от греховной деятельности». Критики ИСККОНа говорят, что всё это очень простые наставления, духовные учителя дают очень простые наставления, а мы хотим подняться на другой уровень, поэтому нужно искать выход за пределами ИСККОНа. Но неужели комментарии к Чайтанья Чаритамрите и Нектару преданности являются чем-то простым, приземленным? Возможно, Шрила Прабхупада считал, что мы не были готовы к таким возвышенным наставления, мы должны получить наставления с течением времени.
Пример тому - я сам. Прабхупада приезжал в Новый Майяпур в 1974 году. На лужайке перед храмом у нас был даршан. Прабухпада дал очень простую лекцию о Сознании Кришны, но я стремился услышать что-то более глубокое, поэтому я взял одно утверждение Шрилы Прабхупады. Подняв руку, я сказал: «Шрила Прабхупада! Вы говорите, что чистый преданный Господа Кришны видит Господа повсюду. Но в молитвах Шикшатаки мы узнаем, что Господь Чайтанья в умонастроении преданного очень сильного тоскует по Кришне, где бы Он ни находился. С одной стороны Вы говорите, что чистый преданный повсюду видит Кришну, но после этого мы все-таки узнаем, что есть другой уровень сознания Кришны, когда преданный постоянно стремиться обрести сознание Кришны, он не видит Кришны. В силу своего ограниченного мышления я не могу понять, каким же образом чистый преданный не видит, что Кришна находится повсюду. Также я не понимаю слова Махапрабху, когда Он говорит, что чувствует разлуку с Кришной. Что это значит? Не могли бы Вы объяснить это чувство разлуки с Кришной». Прабхупада продолжительно посмотрел на меня. Он не ответил на вопрос немедленно. Он смотрел на меня и все ждали ответа, что значит праламба-сева. В конечном итоге Прабхупада сказал: «Ты поймешь эти моменты в дальнейших уровнях преданного служения». Таков был ответ Прабхупады.
Совершенно очевидно, что на это уйдет много лет или много жизней. Шансы таковы, что, возможно, мой духовный учитель не будет присутствовать рядом. На самом деле, спустя несколько лет он покинул этот мир. Но он сказал, что в один прекрасный день я обрету это понимание. Я понял, что для обретения данного понимания вовсе не так обязательно физическое общение, самое главное значение имеет служение ему, выполнение наставлений. Идея в том, что Прабхупада мог объяснить все эти вещи, поскольку знал все это, но, может быть, он считал, что посвятив себя в течение семи или восьми лет преданному служению, я был еще не квалифицирован, чтобы погружаться в обсуждения таких тем. Но вместо этого я смог получить наставления, связанные с этой темой небольшими дозами из его книг. Когда придет время общаться с такими возвышенными личностями на таком возвышенном уровне, все будет устроено. Конечно, критики ИСККОНа говорят, что ИСККОН настолько коррумпирован, настолько разложился, что даже не способен руководить членами ИСККОНа. Ну, м.б. есть отдельные личности. Но это не значит, что таких большинство. Следует ли отвергнуть миссию Шри Чайтаньи Махапрабху лишь из-за того, что в Его дни кто-то из Его последователей пал? В ИСККОНе есть отдельные личности. Прабхупада говорил однажды, что даже демоны приходят в это Движение. Пусть будет так, но разве это значит, что нам нужно уходить куда-то в другое место. Было много падших личностей даже во времена Чайтаньи Махапрабху. Точно также как миссия Христа. Против него пошли его собственные ученики, Иуда. Даже его последователи едва ли могли выполнять его наставления. Неужели нам из-за этого нужно отвергнуть христианство? Одним из самых близких спутников Махапрабху был младший Харидас. Но он пал. Никто не мог поверить этому. Как, например, в нашем Движении недавно пали некоторые гуру. Никто не мог в это поверить. Но это не первый случай. Младший Харидас был очень возвышенным саньяси. А как же насчет Кришнадаса? Он был личной слугой Чайтаньи Махапрабху. Его выбрали из большого числа брахманов, из многих брахманов-вайшнавов для того, чтобы он предлагал личное служение Господу. Он был из Южной Индии. И даже не смотря на личное общение с Чайтаньей Махапрабху, он погнался за какой-то цыганкой. Это было на 500 лет назад! Я уверен, что есть и другие примеры. Вовсе не обязательно, что все это записано и задокументировано. И неужели на основании всего этого можно сказать: «Да, миссия Чайтаньи Махапрабху разрушена. Давайте будем искать что-то другое». Это не повлияло на искренних последователей Чайтаньи Махапрабху.
Точно также случаи падения меньшинства, какой-то меньшей части гуру ИСККОН вовсе не влияет на способность большинства гуру ИСККОН дать своим ученикам сознание Кришны. Падение меньшинства гуру ИСККОН вовсе не влияет на способность большинства гуру ИСККОН соединить, привести своих учеников к маха-бхагавате Шриле Прабхупаде. Недопустимо принижать значение шикша—гуру. На самом деле нет разницы между положением шикша- и дикша-гуру, потому что они оба являются шикша-гуру, просто один гуру занимает особое положение и дает дикшу. Но, буквально, шикша-гуру – это тот, кто дает наставления. Поэтому Шрила Прабхупада является шикша-гуру для всех преданных ИСККОНа. М.б. он не является вашим дикша-гуру, но он, несомненно, ваш шикша-гуру, поскольку все наставления исходят от Шрилы Прабхупады. Просто мы слышим эти наставления из уст своих духовных учителей. Служение и Шриле Прабхупаде, и нашему духовному учителю, несомненно, поможет нам подняться с уровня шрадхи до уровня преданности.
Говорится, что пример гораздо значительнее, чем наставления. Поэтому, глядя на тех преданных, которые достигли возвышенного уровня сознания Кришны, можно понять, что преданный, который руководит ими, тоже находится на высшем уровне. Я видел, как некоторые преданные, покинувшие ИСККОН принимают наставления других преданных в других духовных организациях. Но пока я еще не видел того, чтобы эти преданные достигли высокого уровня. М.б. это случится, но пока такого я не встречал. А в ИСККОНе я это видел. Мой духовный брат Джаянанда прабху. Прабхупада сказал о нем, что он вернулся к Богу. Можете относиться к этому, как угодно. Может быть он и не плакал, повторяя святые Имена. Может быть он еще не достиг этого уровня в 1973 году.
Однажды Тамал Кришне Махарадж пожаловался Прабхупаде на то, что у него не было времени думать о Кришне, потому что он постоянно думал о служении: про деньги в банке, про поставки цемента, про уборку территории вокруг стройки и т.д. И Прабхупада сказал ему: «Не волнуйся об этом. Просто концентрируйся на своем преданном служении. Тогда в момент смерти Господь Чайтанья появится в твоем уме и заберет тебя назад к Богу». Т.о. можно сказать, что милость Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады восполнит те недостатки, которые могут оставаться в наших сердцах в момент смерти.
Я не знаю, достиг ли Джаянанда прабху уровня рагануга-бхакти к тому моменту, когда он покидал этот мир в 1973 году. Я не знаю. Я не хочу оскорблять Джаянанду прабху, но я сомневаюсь. Он был самым возвышенным преданным в ИСККОНе, но я знаю, что он все-таки поднялся выше уровня рагануга, потому что для того, чтобы вернуться в духовный мир (а нашей целью является Вриндаван), для этого необходима према-бхакти. Каким образом ему это удалось? По милости Прабхупады. Прочитайте высказывания Прабхупады на эту тему, как он благодарил его, за то, что Джаянанда был одним из лучших преданных, за то что он дал денег на издание «Ученье Господа Чайтаньи».
Если у тебя остались какие-то материальные желания в сердце, ты отправишься на райские планеты, оттуда ты сможешь перенестись на Вайкунтху. Для нас это Голока Вриндавана. Вайкунтха – это общий термин. Прабхупада говорил: «Поскольку ты слышал святые имена, я утверждаю, что ты вернешься в духовный мир». Это подтверждает то, что преданные в ИСККОНе поднимались даже выше уровня рагануга-бхакти, до уровня према-бхакти. Предлагая служение преданным, чьи сердца свободны от порока, вы выполняете великое служение. Благодаря такому служению вы сможете развить сильный вкус к Кришна-лиле.
Так служим мы Шриле Прабхупаде или не служим? Неужели Прабхупада мертв, он исчез, мы больше не можем ему служить? Это было бы самым великим оскорблением. Он вечно живет в своих наставлениях. А последователи живут с ним. Неправ тот, кто считает, что вайшнав умирает. Вайшнав продолжает жить в звуке. Любой преданный, присоединившийся к Движению сейчас, получит тоже благо, что и преданный, присоединившийся через десять тысяч лет. Если мы будем искренне служить Шриле Прабхупаде, то сможем обрести его благословение также, как Джаянанда.
А что можно сказать про Гаура даси? Я не могу утверждать, что она видела Господа в момент смерти. Но она была одной из лучших распространительниц книг. Даже когда она уже болела раком, она отправилась обратно в Лос-Анджелес и все равно продолжала распространять книги, сидя на инвалидном кресле, до тех пор, пока у нее были силы поднимать руки. Нельзя сказать, что она была какой-то лицемерной преданной. Но когда она покидала свое тело, она дрожала, ее глаза были полны слез, она описывала трансцендентную форму Господа Чайтаньи, которая была перед ее взором. Так она покинула тело.
Это примеры тех преданных, которые достигли очень возвышенного уровня преданного служения в ИСККОН. Также я могу упомянуть о своей ученице Враджа Лиле. Конечно же, я не могу с точностью утверждать, куда она отправилась после смерти, но я точно могу сказать, что покидая тело, она уже была очень возвышенной преданной. Если хоть кому-то из нас удастся достичь такого уровня в преданном служении в течение этой жизни, тогда можно утверждать, что наша жизнь увенчалась успехом.
Сознание Кришны настолько замечательно, что духовный учитель даже может воодушевляться уровнем развития своих учеников в сознании Кришны. Потому что в высшем смысле все мы являемся последователями Шрилы Прабхупады. Прабхупаду называют Прабхупадой, т.е. повелителем, у стоп которого сидят все остальные повелители. Идея моя заключается в том, что нам не стоит покидать ИСККОН, если мы хотим найти какое-то возвышенное общение. Я никого не критикую. Возможно, есть другие возвышенные личности. Я этого не отрицаю. Но нам необязательно их искать вовне, они есть у нас здесь.
Возможно, единственная причина того, что люди покидают ИСККОН, заключается в проблемах ИСККОН, но я думаю, что главная причина все-таки в том, что есть слишком много критиков ИСККОН. Это главная причина, которая уводит преданных, потому что критика влияет. Я не собираюсь говорить о том, что в нашем Движении нет серьезных проблем. До тех пор, пока у нас будут преданные-неофиты, проблемы будут оставаться. Но наше Движение – не единственное Движение с проблемами. К Гаудиа-матху можно относиться, как братской организации. Многие преданные уходят в Гаудиа-матх. Но что, неужели в Гаудиа-матхе нет проблем? Проблемы там продолжаются уже пятьдесят лет. А главная их проблема в том, что они не выполнили наставление своего основателя-ачарьи, который сказал, что надо создать комитет для управления Обществом. Поэтому Общество раскололось на многочисленные группы, в каждой из этих групп было свое мнение по поводу наставлений основателя-ачарьи. Я не в состоянии критиковать. Говорится, что сперва нужно навести порядок в своем доме и смотреть за собой. Но точно также как преданным Гаудиа-матха не стоит уходить из Гаудиа-матха из-за существующих проблем, также и преданным ИСККОНа не стоит уходить из ИСККОН из-за проблем.
Прабхупада говорил, что «лучше исправить какую-то личность, чем выгнать». И я бы сказал, что возвышенного уровня сознания Кришны можно достичь, оставшись в ИСККОНе и изо всех сил стараясь решить проблемы. Это удовлетворит Шрилу Прабхупаду. Если мы останемся в ИСККОНе, если мы будем держаться за это служение, если мы будем изо всех сил стараться решить его проблемы, то именно такое смиренное преданное служение удовлетворит чистого преданного. Рагануга-бхакти можно обрести, только удовлетворив чистого преданного. Можно в течение миллионов лет слушать всевозможные описания рагануга-бхакти, но настоящие сознание вы обрести сможете только тогда, когда чистый преданный будет доволен вами. Не просто слушать, а выполнять служение. Какое служение? Пари прашнена севая. Прабхупада говорил, что нужно вопрошать и предлагать смиренное служение. Нам известны примеры, когда один человек в лесу убирал за своим учителем испражнения и таким образом был принят в ученики, не из-за того, что он был каким-то важным преданным, а потому что он был очень смиренным.
В какой бы духовной организации мы бы не находились (в нашей традиции гаудиа-вайшнавов полно духовных организаций), но мы родились в этой организации, поэтому нам следует держаться за это Движение. Смиренное служение означает, что это служение неприятное, аскетичное, сложное. Это неприятно и сложно заниматься решением подобных проблем. Но все-таки, в конце концов, можно будет обнаружить, что те преданные, которые занимаются этим служением, которые примут на себя решение этих трудностей, они достигнут уровня преданного служения, если они поднимут ИСККОН до того уровня, на котором его хотел видеть Шрила Прабхупада.
В своих комментариях Прабхупада говорит, что преданного даже не интересует возвращение в духовный мир. Это основная идея, которую можно увидеть во всем этом комментарии. Преданному нет необходимости молить Господа, чтобы Он перенес его в мир Вайкунтхи. Чистый преданный не молит Господа об освобождении от цикла рождений и смертей. Что же говорить о рагануга-бхакти, если мы не просим о мокше. Все, о чем мы молим Господа, это о служении. Мы не просим чего-то очень возвышенного, мы просим служения. И мы молим о том, чтобы очиститься благодаря этому служению. Тогда по милости чистого преданного мы сможем обрести чистое понимание.
Я утверждаю, что нынешние инициирующие духовные учителя в ИСККОН м.б. являются маха-бхагаватой, а м.б. и нет, но это ни сколько не уменьшает возможность преданных вернуться в духовный мир. Потому что если Кришна поглядит на вас, увидит, как вы смиренно предлагаете служение своему гуру, вы обретете благословение Кришны. И нет сомнения в том, что Шрила Прабхупада является действительным шикша-гуру для всех преданных этого Движения. Он в состоянии дать благословения всем своим ученикам, праученикам и все представителям этого Движения в течение предстоящих десяти тысяч лет. Также, как это случилось с Джаянандой.
Я перечислил все эти моменты вовсе не для того, чтобы критиковать каких-то отдельных преданных или духовные организации. Но есть преданные, которые хотят воодушевить вашу веру в других маха-бхагават и они делают это с помощью критики. Но нельзя делать такие заявления за счет критики других духовных организаций. Нужно принять во внимание, что все духовные организации полны проблем из-за того, что в этих организациях полно преданных-неофитов. М.б. есть и другие возвышенные души, но вовсе нет необходимости уходить из ИСККОНа для того, чтобы получить общение с этими душами. У нас в ИСККОНе есть шакти-авеша-аватара. Не маха-бхагавата, а шакти-авеша-аватара. Прабухпада говорит, что если одновременно доступно общение с несколькими духовными учителями, то нужно принять общение с тем учителем, который является самым возвышенным. И что, неужели Прабхупада не Прабхупада - господин, у стоп которого сидят все остальные господа? Кто будет отрицать, что Шрила Прабхупада был послан в этот мир как самый дорогой преданный Господа для того, чтобы распространить сознание Кришны на всей планете? И все-таки, выражая должное почтение всем другим возвышенным и продвинутым вайшнавам, мы должны стремиться к общению с самым возвышенным преданным. В этом случае нам надо принять общение со Шрилой Прабхупадой. И его общение очень явно проявлено в нашем Движении.
Мне нужно было это сказать (и я уже несколько раз так поступал, находясь в России), потому что я считаю, что Движение Шрилы Прабхупады подвергается нападениям. И преданные сбиты с толку, они теряют веру в гуру ИСККОн, в Джи-Би-Си. Вокруг полно всяких ложных утверждений. Этот текст был очень подходящим. Мне его дали вчера, чтобы я его прочел. Прачеты говорят о своем желании общаться с преданными, благодаря которому возможно получить общение Верховной Личности Господа. (продолжение лекции во второй части) |
В избранное | ||