Тексты лекций Индрадьюмны Свами (Воспевай, танцуй и пируй)
2к-121. "Воспевай, танцуй и пируй" 2010-09-19 Бомбей (Индия) Я очень счастлив быть здесь. Пожалуйста, выключите мобильные телефоны. Недавно я давал лекцию в Дурбане. Было очень много людей, как и здесь. Я сделал официальное заявление с просьбой выключить свои мобильные телефоны, пока идет лекция по Шримад Бхагаватам. Через 20 минут после начала лекции зазвонил …мой телефон! Я сказал: «Я же саньяси! У меня должно быть только два «телефона»: данда и кувшин для омовения». И тут начали звонить оба моих телефона! Я извинился и выключил телефоны, но уже не мог вспомнить, о чем говорил. Это был хороший урок смирения. Я очень счастлив быть здесь и очень рад видеть здесь так много преданных. Я понимаю, что это поздний класс. Главный класс был дан рано утром. Я представлял, что здесь будет 20-30 человек. И я в шоке, что здесь собралось столько много преданных. Это хороший знак, здоровый знак! Однажды Прабхупада сказал в Детройте (там я присоединился к обществу Сознания Кришны в ранние семидесятые): «Ананда будхи бхадаванам» - «Сознание Кришны получает наибольшее благословение, когда оно распространяется». Это миссионерское движение и нашими целями является рост, расширение. Когда сознание Кришны проповедуют правильно, согласно авторитетам (гуру, шастрам и садху), преданные искренни, есть хорошее управление, хороший духовный лидер, такой, какой у вас здесь (Его Божественная Милость Шрила Радханатха Свами), тогда не удивительно, что здесь, в Чоупати движение распространяется безгранично, очень хорошо. Так что мы можем поздравить вас! Я уверен, что Шрила Прабхупада всегда присутствует здесь в форме своего Божества и проливает на вас свою милость. Я очень счастлив получить ваше общение. Как вы знаете, в ведической культуре саньяси путешествует, чтобы дать общение. Это его дхарма, обязанность. Он не должен сидеть на одном месте, но для блага других он должен делиться своей удачей, путешествуя и проповедуя. Он дает общение, чтобы духовно возвысить общество. Прабхупада говорил, что обязанность первого класса людей сделать людей третьего класса также первым классом. В древней ведической традиции это обязанность браманов: не иметь монополию на истину и наслаждаться престижной позицией, но давать свое общение и проповедовать, поднимать других на такое же высокое положение. Для всех нас в духовном мире достаточно места. Там нет монополии. Каждый - преданный Кришны. Таким образом, брахман должен духовно возвышать других. Я вижу, что вы делаете это здесь, в вашей части Бомбея, а преданные в Джуху делают это в другой части Бомбея. Сотрудничество делает вас известными. Конечно, преданные стесняются славы. Пратиштха очень опасна. Махапрабху предупреждал нас: «На дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагадиша камайе мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки тваи» - «Мой дорогой Господь, у меня нет желания общаться с противоположным полом, я не хочу материального процветания». Препятствием на пути чистого преданного служения является желание славы и почета. Мы снова и снова заражаемся этой болезнью и начинаем считать себя Богом. Мы автоматически начинаем думать: «Я – Бог». У майи есть две силы в этом мире, которые мы должны преодолеть. Одна из них - «Я - тело», другая - «Я - Бог». Две стороны видения. Мы до сих пор пытаемся преодолеть телесную концепцию. Но имя, слава и престиж могут естественно прийти к преданному во время проповеди. Потому что Кришна говорит в Бхагавад Гите, что как только Его преданные становятся известными, они ведут массы людей от тьмы к свету, от невежества к истине, из материального мира в духовный. Он может даровать вам возможности, которые могут не предназначаться вам по судьбе. Прабхупада говорит, что Кришна не бедняк, он может даровать свои богатства на проповеднические цели, Он так же может дать славу, престиж. Но пурнамуштаки бхава мы не хотим снова стать мышью, мы всегда хотим преданно служить Гуру и Кришне. Мы рекомендуем вам воспринимать все это как милость вашего гуру махараджа, вы очень удачливы. Где бы вы ни были и какого бы положения ни достигли в будущем, всегда помните об этом. Когда Прабхупаде говорили, что он такой великий преданный, что он делает такое важное служение, Прабхупада опускал голову, краснел и отвечал: «Это все по милости моего Гуру Махараджа». Если мы помним об этом в здоровом, смиренном состоянии сознания Кришны, к нам приходит сила делать удивительные вещи! Это прозвучит немного фанатично, но, тем не менее, вы сможете сделать город Бомбей сознающими Кришну. Есть такие предсказания. Возможно это не случится во время вашей жизни, но обязательно в жизни ваших детей или детей детей. Махапрабху сказал, что движение санкиртаны будет известно в каждом городе и деревне. Таким образом, у вас хорошая прабхудата деш здесь. «Прабхудта деш» - это особое место, где служат духовному учителю. И ни одно место не лучше, чем другое. Иногда преданные не знают покоя, они хотят ехать туда или сюда. Но мой опыт путешествия по всему миру показывает, что люди одинаковы везде. Где-то могут быть этнические различия, языковые, по темпераменту, в Латинской Америке «горячая кровь», в Скандинавии немного «холодные» и застенчивые, в Индии страстные. Это визуальные различия, в большей или меньшей степени все подвержены влияниям трех гунн материальной природы. Путешествуя по всему миру, я вижу, что все подражают западной культуре. Разнообразие уходит. Все страны становятся одинаковыми, весь мир подражает американской культуре. Я был в шоке, когда приехал в Бомбей сегодня ночью. Эти рекламные щиты с изображением женщин! Я не рассмотрел все эти вещи целиком, но я мельком увидел слоган «Танцовщица ночью, мать днем» Позор! На земле Бхараты, на земле дхармы, где женщине поклонялись, уважали и любили за ее застенчивость и целомудрие к мужу, гуру, Богу! Теперь эта женщина выставлена как танцовщица ночью и мать днем. Все становится шиворот-навыворот. Особенно здесь, в Бомбее. Запад пришел в Индию попробовать древнюю культуру, но вы можете видеть наибольшую деградацию здесь, чем на Западе. Я никогда не видел настолько ужасных рекламных щитов, чем здесь, даже в моей стране Америке. Таким образом, Индия импортировала американскую культуру и сделала ее еще более материалистичной. Это не ее заслуга. Америка ведет мир к материализму, мы преуспели в этом из-за информационных технологий. Это нормально, но не расходуйте свою духовную жизнь. Индия является главной страной по экспорту духовных технологий. Двадцать лет назад Америка была как духовно слепая личность, а Индия была хромой. Но слепой может нести хромого на своих плечах, а у хромого есть глаза, и вместе они могут достичь успеха. Таким образом мы можем использовать все материалистические технологии с неотложным посланием из Индии и спасти мир от деградации. Я говорю так, потому что я в шоке! Я был в шоке в Дели, но особенно я шокирован в Бомбее. Все молодые девушки носят джинсы! Я повернулся к Нароттаму Дасу Тхакуру и спросил, что происходит с этим местом? В пример приведем керосиновую лампу. Она ярко светит на каком-то расстоянии, но, по иронии, если вы посмотрите вокруг лампы, это будет самым темным местом. Не так ли? Здесь есть еще керосиновые лампы? Тогда вам надо пойти в деревню, бедные люди еще пользуются керосиновыми лампами. Посмотрите поближе: на расстоянии лампа распространяет свет, но около самой лампы темно. Это странный феномен. Здесь, на земле Бхараты, мы распространяем послание Кришны, а люди воспринимают его так, «как утка пьет воду». На украинском фестивале собирается около четырех тысяч преданных, на российском фестивале ожидается восемь тысяч преданных. И это только часть ятры! Но в Индии приближается лето и такую пропорцию невозможно представить, потому что … «лампа». Поэтому на всех вас лежит большая ответственность. Каждый из вас здесь - часть игры в движении санкиртаны, каждый очень важен. Это как с фисгармонией: если маленькая деталь выйдет из строя, все может испортиться. Каждый человек очень важен. И в чем эта важность? Мы все представители миссии Господа Чайтаньи, мы все будем освобождены и мы должны освободить остальных. Это как эстафета на 400 метров: первый бежит с эстафетной палочкой в руке, передает ее второму, тот – третьему, третий - четвертому участнику… Таким образом, каждый очень важен. Разделять послание - это настоящая обязанность. Это проповедническое движение. Это не социальное собрание: прийти, встретить друзей, принять прекрасный прасад, обсудить новости дня, политику, послушать немного катхи. Это серьезная работа. Мы собираемся вместе для вдохновения и чтобы поделиться сознанием Кришны с другими. Вы многое делаете, но всегда есть что улучшить. Преданный никогда не должен думать, что служит Гуру Махараджу наилучшим образом. Мы делаем удивительные вещи по его милости и должны думать, что еще можно сделать лучше, как мы можем содействовать проповеди сознания Кришны. Тогда движение будет полно жизни. Бхактисиддхантха Сарасвати сказал: «Там, где есть проповедь, там есть жизнь». И как только наш дух проповеди, дух миссионерства уменьшается, мы лишаемся сознания Кришны, Бог запрещен, свет потух, дух проповеди умирает, тогда ИССКОН исчезает. Мы все стареем. Мы, первое поколение. Мы кое-как шли по нашему греховному пути, спотыкаясь, как пьяные, до того как встретили движение Господа Чайтаньи. Нас связало движение санкиртаны Шрилы Прабхупады. Это называется беспричинная милость. Прабхупада сказал, что вначале Кришна послал мне несколько хороших ребят. Сейчас нам всем по шестьдесят-семьдесят. Время бежит. Придет время и, так же как мы унаследовали Движение от Прабхупады, так же и вы унаследуете его от нас. Если мы слышали о Движении от Прабхупады, то вы – от учеников Прабхупады. Это немного различно, немного сложно. Как было что-то сложно для нас, также что-то сложно для вас. Но все составные части здесь. В 1971 Шрила Прабхупада собрал всех местных преданных в храме Лос-Анджелеса и сказал, что собирается сейчас в Индию, а по пути заедет в Японию, чтобы напечатать некоторые свои книги, но он плохо себя чувствует и, возможно, не вернется назад. Все начали плакать. Прабхупада сказал: «Я старый человек, я могу не вернутся, но я дал вам все!» Это был семьдесят первый год, и было напечатано всего три книги! «Я дал вам все, продолжайте движение санкиртаны и Господь Нрисимхадев защитит вас. Харе Кришна!» - и поднялся наверх. Так что все составные части здесь и на вас большая ответственность. Сознание Кришны – это ананда будхи барванам, оно всегда радостно, но в тоже время грустно. Это интересная природа: преданный может быть здравомыслящим и счастливым одновременно. В материальном мире вы либо мыслите трезво, либо вы счастливы. Один раз кто-то сфотографировал Прабхупаду, чтобы опубликовать. Прабхупада выглядел очень грустным. Преданные спросили: «Прабхупада, Вы выглядите очень грустным!» Прабхупада ответил: «Нет, я был в этот момент в экстазе!» Мы счастливы быть в обществе преданных, мы счастливы получить освобождение на пути к совершенству. Мы серьезны. У нас есть важная обязанность передать эстафетную палочку нищим на улице, кинозвездам в Голливуде, политикам, всем до одного. Если мы будем это делать, мы всегда будем счастливы. Потому что настоящее счастье в сознании Кришны приходит, когда мы делимся им. Христос сказал, что лучше давать, чем получать. Это разделяющая черта. Преданный может сталкиваться с трудностями в сознании Кришны, но как только он сделает попытку поделиться, Махапрабху прольет на него свою милость, и он станет счастлив. Это то, чему я научился. Это секрет! Если мы выходим из нашего собственного укрытия, собственного мира, собственных проблем и делимся сознанием Кришны с другими, мы становимся счастливыми. Делиться Сознанием Кришны - это настоящее счастье. Сейчас мы все здесь делимся посланием Господа Чайтаньи: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Мы делаем это с большим энтузиазмом. Почему? Потому что мы все знаем, что воспевание - это юга-дхарма. Значение слова «дхарма» - долг. Самое лучшее, что мы можем сделать, это звать Бога. Нас зовет наше тело: есть, спать. Нас призывает наша семья, город, страна. Мы призываем к гуманности: очищать окружающую среду, дать образование людям, помогать бедным. Но наш вечный зов - это зов к Богу. Это дхарма, долг. В этот век можно достичь Бога, только давая самого Бога. Дхарман ту сакшад багават паритам – очень важная шлока. Никто не может установить принципы религии, кроме самого Бога. Это только ответственность Бхагавана - установить принципы религии для каждого века. И Он это делает. Сатья, трета, двапара и кали. Для каждого века своя дхарма. Мы должны понимать, что она имеет свою силу только для своего времени. В современном мире люди этого не понимают. Это как лекарство. Вы можете пойти в аптеку и увидеть множество лекарств, но вы не можете сказать, что вы больны, схватить любое лекарство, съесть таблетки и думать, что излечились. Вы должны взять рецепт лекарства, и, если у вас, например, головная боль, принять таблетки от головной боли. Но если принять что-то от лихорадки, это может убить вас. Поэтому все имеет силу согласно месту, времени и обстоятельствам. Это очень особенное время, духовно больное время. Поэтому нужна какая-то особая сила. И этот процесс описан, и мы наслаждаемся этим сладким лекарством: харер нама харер нама харер нама эва кевалам\ калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха. Как много раз вы произносили эту шлоку? Десять, двадцать, тридцать, сто? Если вы проповедник, то вы не можете сосчитать. Это очень важная шлока. И какая инкарнация дала нам это сладкое лекарство, чтобы вылечить болезнь материального существования? Намо маха ваданьяя кришна према прадая те кришная кришна чайтанья намне гоура твише намаха. О, самое великолепное воплощение! Ты - сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Ты принял бхаву Шримати Радхарани. Твой облик золотистого цвета, потому что твое внутреннее состояние отражается на твоем внешнем настроении (образе). Махапрабху пришел в настроении Радхи, чтобы понять ее любовь к Нему. Это Его настроение, поэтому Он становится золотым воплощением. И Ты широко распространяешь его не только в Бхарате, а также в Мексике, на Аляске, Англии, Австралии. Это особенно не упоминается, но мы можем понять. Ты широко распространяешь эту чистую любовь к Кришне, поэтому мы предлагаем наши самые почтенные поклоны Тебе. Почему эта молитва так важна? Потому что эта молитва как проповедническое утверждение в сознании Кришны изошла с лотосных уст Шри Рупы Госвами, близкого спутника Господа Чайтаньи и Шримати Радхарани. Кто лучше всех знает настроение Кришны, настроение Чайтаньи Махапрабху, чем Его вечный спутник, который является в женском образе на Голоке, а в этой части творения – в мужском? Это Шри Рупа Госвами. Это его величайшая милость! Махапрабху был по пути во Вриндаван и свернул в сторону Рамакели. Ему нужно было идти на запад, а он пошел на север, чтобы освободить Рупу и Санатану Госвами. Он пришел в деревню Рамакели, где они жили. Рупа и Санатана знали о Нем, они писали Ему письма. Он пришел встретиться с ними. Это Бог! Мы пытаемся Его увидеть, но Он так сильно любит своих преданных, что сам может прийти, чтобы встретиться с вами. Рамануджа Ачарья спросил божество Шри Ранганатха в Шри Рангам: «Господь, если твой преданный не сможет помнить о Тебе во время смерти, что произойдет с ним? Он может быть бхактой всю жизнь, но он может упасть с крыши, может погибнуть в катастрофе, может умереть во сне. Если преданный не сможет вспомнить Тебя, что тогда случится, Господь? После жизни, проведенной в преданном служении, он не сможет вспомнить Тебя во время смерти. Что тогда случиться с ним?» Господь ответил: «Все хорошо, Я буду помнить моего преданного.» Шри Ранганатха ки джая! Желание Господа вернуть своего преданного назад в духовный мир может быть настолько сильным, что Он может постучаться к вам в дверь. Я не думаю, что Кришна сам лично будет стучаться к вам, но Он пошлет своих представителей. Он пришел освободить Рупу и Санатану. Об этих удивительных вещах можно говорить часами. «Ищите и обрящете» гласит христианская заповедь. Но «Бог ищет своих преданных, чтобы вернуть их домой», это мы узнаем из ведической культуры. И Он пришел. Ведическая традиция такова, что если кто-то приходит в вашу деревню, вы не просто приветствуете гостя и спрашиваете о его делах. Если особый гость (садху, какая-то важная личность или раджариши) прибывает в деревню, то вся деревня собирается. Его приветствуют, омывают стопы, одаривают цветами, угощают прасадом, он немного отдыхает и потом проповедует. Это замечательная культура! Садху вдохновляется дать милость людям. Рупа и Санатана пошли вместе с другими жителями, чтобы встретить самого важного из всех особо важных. Асамаурдхва значит, что на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Кришна. Я был один раз с Прабхупадой в Хайдерабаде, Прабхупада говорил об инкарнациях: «Да, здесь в Бомбее инкарнации Господа встречаются на каждом углу». Сейчас люди немного другие. Тогда люди совершали ягьи, чтобы стать Богом. Рупа Госвами открывает нам, кто является той личностью, которая принесла нам процесс юга–дхармы, которая несет послание. Тот, кто передает нам послание важнее, чем само послание. Это похоже на то, как вы все слушаете послание сознания Кришны из уст разных личностей, сидящих на этом собрании здесь, на этой большой въясасане. Вы слушаете послание, а затем выбираете ту личность, которая поведет вас. Это гьяна - знание. Мы хотим вигьяны. Откуда приходит вигьяна? Тад видхи парипатена парипрашнена севая упадекшанти те гьянам… Для того, чтобы узреть истину, вручи себя духовному учителю. Парипратена севая вопрошай его, слушай гьяну, парипрашнена севая служи ему. Что придет к вам в служении? Вигьяна - реализованные знания. «О, через сорок лет я понял, что я не тело». Мы так думаем. Если любое материальное желание приходит в наш ум и вы задерживаетесь на нем хотя бы на мгновение, это означает, что вы не понимаете, что вы не тело, вы по-прежнему придерживаетесь телесной концепции. У нас длинная дорога. Но служение Гуру и Гауранге очень могущественный способ. Тогда придет вигьяна. Рупа Госвами говорит, нет другой дхармы, кроме как воспевать: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Кто же дал нам эту дхарму? Кто показал нам пример как применять эту дхарму, кто открыл эту дхарму? Махапрабху дал нам Шикшаштаку, Он дал нам шесть Госвами Вриндавана, которые раскрыли учение… Вишванатха Чакраварти Тхакура, Баладева Видьябхушана, Бхактивинода Тхакура … очень многих. Бхагават или Личность Бхагават - это основа для того, чтобы стать чистым преданным. Представьте, что вы попали в океан, вас выбросило на берег, а на острове у вас осталась одна единственная книга - Шримад Бхагаватам. И вы сможете стать чистым преданным! Если вы не можете читать и встретили садху и служите ему, вы также станете сознающими Кришну. Но если у вас есть и садху, и шастры, то нет причин не стать чистым преданным в этой жизни. Через какое-то время вы должны воспевать и слезы должны течь из ваших глаз, если нет, то все бессмысленно. Нет никаких оправданий! Бхагават и Личность Бхагавата, Бхагават и рассказчик Бхагавата. Но если есть оба, если у вас есть Гуру Махарадж, который рассказывает Бхагават, то нет причины, почему вам не стать сознающими Кришну. Бхактисидханта Сарасвати в 1934 в Даккаре (Даккар назывался вторым Вриндаваном; там было очень много храмов Кришны, много вайшнавов; история, конечно, это изменила) сказал: «Я не вижу причины, чтобы все мои ученики не могли вернуться домой обратно к Богу за одну жизнь» Мы должны сделать это самым главным приоритетом. Что-либо кроме повторения Харе Кришна - это пустая трата времени. Я могу сказать это как саньяси. Мы должны пережить все эмоции, чтобы убедится, что нет ничего кроме святого имени, это наше единственное прибежище. Рупа Госвами был так добр, раскрывая эту особую инкарнацию. Все инкарнации особые. Прабхадананда Сарасвати сказал в Чайтанье Чандрамрите: «Что Нрисимхадев сделал? Что Матсья, спасая Веды, сделал? Что Курма сделал? Что можно сравнить с тем, что сделал Господь Чайтанья?» Он сказал так, мы только повторяем. Это может выглядеть неуважительно, но это как «авторитетный фанатизм». По сравнению с Махапрабху, что все инкарнации, действительно, сделали? Что они сделали? Нечто удивительное. Но Махапрабху сделал нечто сверхудивительное! Паритраная садхунам винашая ча душкритам дхарма стартапанапая… Вы все обучались на курсах по подготовке бхакт. Что сделали все эти аватары? Кришна сказал: «Когда Я прихожу, Я освобождаю преданных, уничтожаю грешников и устанавливаю принципы религии». Все ухудшается в этом мире. Это как здесь, в Бхарате, в Бомбее (я скажу открыто) стало хуже, чем в Нью-Йорке. Хуже, чем в моей стране! Итак, Господь, делает что-то не из чувства долга, а из любви. Это не выглядит так: «О, Господь! В Бомбее становится все хуже и хуже, девушки надевают джинсы!» - «Ну, хорошо, сейчас Я приду». Не так. Или как отец, если ребенок на ложном пути, не говорит матери: «Твой сын сошел с ума! Приведи его, я с ним поговорю». Нет. Он говорит от всего сердца: «Сын, позволь мне сказать тебе, что это неправильно». Кришна из любви к своим преданным приходит. Все инкарнации приходят из-за любви. Нрисимхадев пришел освободить своего преданного Прахлада Махараджа. Паритраная садхунам. Целая инкарнация для одного преданного! Таков Бог. Эти инкарнации приходят и освобождают бесчисленное количество падших душ. Мы не можем этого представить. Даже сейчас они проводят свои игры, как и много лет назад. Слушая Рамаяну, слушая о Матсье, о Ваманадеве, мы вдохновляемся заняться духовной практикой. А ведь это было много миллионов лет назад! Как Понтий Пилат сказал Иисусу Христу: «Я не знаю, должен ли я тебя убивать или нет. Ты можешь стать еще более известным после того, как я тебя убью. Люди вдохновятся твоей преданностью». Таким образом, инкарнации Господа приходят и являют свои лилы. Слушание на трансцендентной платформе об этих лилах равносильно непосредственному присутствию в них много миллионов лет назад. Шраванам, киртанам, вишнох смаранам – это процесс слушания, прославления Господа и памятование о Нем. Но смотрите: паритуная саданам. Нрисимхадев не приходит, чтобы дать свою крипу множеству людей в то время. Господь приходит из духовного мира, чтобы освободить одного бхакту! Таков Бог. Люди говорят: «Как он может быть Богом? ведь так много жестокости в этом мире, столько много страданий, столько боли!» Смотрите: Бог приходит ради одной личности. Бог очень важная личность, у него много дел, но Он приходит ради одного бхакты Прахлада! Прахлад обладает огромной шрадхой, огромной верой в Вишну. Когда отец Прахлада, дрожа от гнева и собираясь отрубить ему голову, спросил сына: «Ну что? Твой Бог везде?» Прахлад спокойно ответил: «Да, папа». Представьте, что большая сабля поднимается над вашей головой, в гневе человек не слышит вас, а вы очень спокойно объясняете философию Бога. И Прахлад делал это! У отца нет веры в Бога, он совершил много греховных действий, вырубил леса, загрязнил священные реки, остановил жертвоприношения и собирается отрубить вам голову, а вы спокойно отвечаете: «Папа, да, Бог везде. Веды говорят, что Бог присутствует в каждом атоме, в сердце каждого живого существа». Дадами буддхи йогам там – «Тому, кто любит меня и служит мне, тому я даю разум». Он проповедовал, все еще пытаясь освободить своего отца. Как много здесь врачей? Представьте, какой-то ужасный несчастный случай, автокатастрофа, все тело разбито, но если есть хоть малейший признак жизни, какое-то движение, врач попытается спасти человека. Такова врачебная этика. Вы не сдадитесь, пока не поймете, что перед вами на операционном столе труп. Простите мой французский. Так и Прахлад не сдавался. Перед лицом смерти он проповедовал, как Прабхупада. Прабхупада был на смертельном ложе и последние несколько моментов своей жизни он использовал, чтобы проповедовать вам и мне: «Оставьте все ненужное и предайтесь Кришне, станьте счастливыми в преданном служении». На пороге смерти никаких жалоб причитаний! Миссия все так же горела в его сердце. Прахлад был таким же. «Папа, успокойся! Убери свой нож» - «И что, твой Бог в этой колонне?» Все это время Прахлад повторял: «Харе Кришна, Харе Кришна!» И потом, демон был уничтожен, его внутренности были вырваны. Это просто ужасная сцена. Кто был на войне, знает, как это выглядит… И Нрисимхадев взял кишки и обмотал вокруг своей шеи, как гирлянду. Когда моя мама первый раз пришла в храм и увидела изображение Нрисимхадева, она спросила: «А кто это?» Один преданный ответил: «Это Бог!» Она сказала: «Это Бог?! Я уже хочу домой.» Преданные поддержали: «Это хорошо! Вы должны вернуться во Вриндаван!» Я ей сказал: «Мама, это долгая история, она начинается с Вайкунтхи, с Джая и Виджая. Я расскажу тебе эту историю завтра, а сейчас ни о чем не думай. Посмотри вот здесь. Это Кришна. У него флейта, он улыбается. Радха… любовь…» Когда отец лежал на земле, Прахлад все еще пытался его освободить, несмотря на то, что тот ушел. Нрисимхадев спросил: «Какое благословение ты хочешь?» - «Я не нуждаюсь в благословениях, у меня есть твои лотосные стопы. Что может сравниться со служением твоим лотосным стопам? Ты можешь мне дать все золото этого мира! Но и это ничто, в сравнении со служением тебе, с простым мытьем полов в храме» - «Нет-нет, проси у меня благословение!» Поскольку Господь его спрашивал, он должен был ответить что-то, вы не можете сказать Богу «нет». Но, будучи вайшнавам, он ни на мгновение не думал о себе. Он сказал: «Господь, посмотри на моего отца. Может он стать сознающим Кришну?» И Господь ответил: «Да!» На некоторых картинах вы можете видеть изображение Хираньякашипу на Вайкунтхе. Он появляется как царь с усами, воспевающий тава кара камала варе накхам абхуташрингам далита хираньякашипу («Это про меня») абхуташрингам. Прахлад появился в семье демонов. Если в семье демонов появится один бхакта, десять поколений до и десять после получат освобождение. Паритраная садхунам - это одна из миссий Господа. И винашая тадускритам - не только освобождать, но и убить демонов, освободить землю от рака, потому что забыть Бога – это настоящий рак. У нас может быть рак в нашем теле, но хуже, чем этот рак, более болезненный - это забыть Бога. Потому что вы продолжаете страдать, если вы забыли Бога, это гарантирует джанмани джанмани рождение за рождением. Самая страшная болезнь не рак, не СПИД, самая большая болезнь у этого общества - это забыть Бога. Это гарантирует длинные страдания. Вы умираете, оставляя это страдающее тело, но вы получаете другое тело. Вы думаете, что другое тело не страдает? Господь Варахадев появляется, чтобы убить Хираньякшу. Винашая тадускритам он выполняет обязанность Господа. Затем Господь Капиладев появляется дхармам самса анапая, чтобы установить справедливость. Это не так-то просто. Когда приходил Кришна и убивал демонов, Он сражался здесь, в Матхуре, Двараке. Это заняло у Него некоторое время. Затем Он нашел и убил демона, который украл принцесс. 16 108 принцесс! Кришна построил для них дворцы, удовлетворил все их желания. Прабхупада говорил, что вас можно назвать махатмой, если вы удовлетворили хотя бы одну жену в кали-югу. Вы тоже можете стать махатмой, если удовлетворите свою жену. Если ваша жена скажет, что она счастлива служить своему мужу, тогда вас можно назвать мистер Шарма Махатма. Инкарнации делали удивительные вещи, поэтому они прославляются. Это, действительно, милость, которую получило человечество. Мы должны сфокусироваться на этом. Нет никаких других приоритетов. Это милость. И мы должны хвататься за нее. Это как дождевая вода. В Австралии много дождей. Люди считают, что дождевая вода чистейшая. Они собирают ее, готовят на ней и пьют. Мы должны знать, как поймать и удержать эту милость. Через слушание и прославление этих чудесных игр Господа! Но Господь Чайтанья другой. Это другая инкарнация. Потому что Его главной целью не было освободить праведников и уничтожить грешников, как говорится в Бхагавад Гите (ей всего четыре с половиной тысячи лет). Что же Он пришел делать? Кавирадж Госвами описывает в Ади-лиле Чайтаньи Чаритамриты, как пять тысяч лет назад Кришна покинул эту планету, уйдя на Голоку. Это очень сокровенная, внутренняя информация. Наподобие того, что когда вы занимаетесь бизнесом, вам нужна информация от инсайдеров по акциям, вы продаете, покупаете. Кавирадж Госвами размышлял: «О чем Кришна думал, когда отправился на Голоку?» Преданные - это единственное, о чем Он хотел знать. Ни о чем-то другом, ни о состоянии мира, ни о нефти, ни как там Америка. Это все новости. Преданные, как пчелы. Он хотел чувствовать нектар, Он не хотел слышать о мусоре. Что Кришна делал, когда отправился на Голоку? Это описывается в седьмой песне Шримад Бхагаватам. Мы не очень много это обсуждаем, мы обсуждаем Джанмаштами. Мы не празднуем уход Кришны так сильно. «Что же Кришна делал, когда вернулся на Голоку?» - это желание должно гореть в вашем сердце больше, чем желание знать, какой сегодня курс, какая сегодня погода. Это должно гореть в вашем сердце. Знания о духовном мире. Если вы этим привлечетесь, то пойдете туда. Но если у вас все еще есть привязанность к этому миру, если вы читаете ерунду, которую пишут в газетах, это значит «жевать пережеванное», вы не сможете оставить плохие привычки и сохраните материальные желания, даже если получили по этому поводу много наставлений. Если вы не можете достичь той точки в сознании Кришны, чтобы быть дисциплинированными, оставьте привязанность к газетам. Я часто летаю на самолетах в Индии и замечаю, что когда пилот запускает двигатели, стюардесса делает объявление, как пользоваться кислородом и т.д. И когда полет начинается, все уставляются в газету, затем начинают смотреть другую. Очень много газет, четыре-пять. Одни и те же новости читают от Дели до Бомбея… Затем вы родитесь снова в Бомбее! Вы хотите этого? У вас должно быть это очень сильное желание лаульям слышать о Кришне, если это желание не сильное, вы будете общаться с личностями, у которых нет этого желания. Такова цена общения. Что Кришна делал, когда отправился на Голоку? Благодаря Кришна Дасу Кавираджу Госвами (он также манджари в духовном мире) мы можем узнать о Его внутренних переживаниях. Манджари больше доступно, чем сакхи. Он думал: «Я только что закончил мои игры на Земле. Я появился в династии Яду у Деваки и Васудевы. Я перешел в лоно Яшоды. Мой отец был Нанда Баба. У меня был мой холм Говардхана, река Ямуна, гопи и гопы, но я лишь только проявил свои игры, но никто не может в них участвовать». Это как вы идете в магазин и видите замечательный фарфор, а вам говорят: «Не трогать, только смотреть!» Вы видите красоту и вдохновляетесь тяжело работать, чтобы купить ее. Кришна-лила - это шоу. Величайшее шоу на земле. У нас в Америке есть знаменитый цирк, который путешествовал со своим шоу по всей стране. Но, их шоу не сравнится с шоу, которое показал Кришна. Это реальное шоу, не какое-то иллюзорное, придуманное. Кришна принес всю Голоку во Врадж, Он планировал прийти и играть свои лилы, но Он не хотел идти туда без Радхи, потому что она анапаини. Радха никогда не разлучается с Кришной. Кришна сказал: «Радха, пойдем!» Она ответила: «Нет! Я не хочу никуда идти, если там нет реки Ямуны (это описывается в Гаруда-пуране). Я не хочу идти туда, где нет холма Гирираджа для наших игр. Я не поду в место, где ты не убивал демона Кеши. Я не пойду туда, где нет Вамшивата. Я не пойду туда, где мы не представляли нашу раса-лилу. Я не хочу идти туда. Я не хочу расставаться со Шри Вриндаваном!» Кришна сказал: «Хорошо!» Тотчас же Он явил Гокулу как представителя Голоки, но между ними не было разницы… У того, у кого есть глаза, для того нет разницы. Хотя сейчас Вриндаван стал похож на стройку… И те же игры, которые проходят на Голоке, проходят и во Вриндаване. Но там были демоны. А на Голоке нет демонов. Они только говорят о демонах: «Ты слышал, что демон Кеши пришел?» - «Нет!» - «Да, он пришел!» И они все бегут под защиту лотосных стоп Кришны. Но на самом деле нет демона. Кеши не приходит, Аграсура не приходит, Камса не приходит, Путана не приходит, это все слухи. Какие, знаете, бывают даже в духовных обществах. Эти слухи увеличивают в каждом любовь к Радхе и Кришне. Но здесь на планете Земля, эти слухи правдивы и Кришна выходит и убивает демонов. Прабхупада говорил, что мы слышали только о нескольких демонах в книге «Кришна», но Камса каждый день посылал демонов. Каждый день! Кришна убивал их. Почему? Чтобы доставить удовольствие мальчикам-пастушкам. «Наш Кришна такой сильный!» Только одна причина. И вот наступает еще одно прекрасное утро, пастушки голодны, и, чтобы разжечь их аппетит, Агхасура расстался с жизнью, Дхенукасура взлетел на верхушки деревьев, убита гигантская горилла. Эти игры выступают в качестве закуски перед обедом. Я не знаю, какие привычки в Индии, но в западных странах перед приемом пищи вам дадут яблочный сок или ананасовый. Зачем? Чтобы желудочный сок начал выделяться, чтобы ваш голод разгорелся. Кришна показал свои игры, и, если вы их увидите, или, что более вероятно, услышите о них, то подумаете: «О, это то, что я хотел, я ничего больше не хочу в этом мире!» Это лила-смаранам. «Я хочу быть частью этой лилы». И вы станете преданными. Адошрадха садху санга баджана крия анартха ниврити сьят. Вы следуете регулирующим принципам преданного служения, становитесь серьезными, повторяете 16 кругов, 32 круга (многие мои духовные браться ближе к старости повторяют 64 круга), учите шастры, молитесь с чувством, служите вайшнавам, проповедуете сознание Кришны и вы становитесь сознающими Кришну. Это и есть аперитив-лила. Кришна думал: «Я показал им игры, но не дал возможности участвовать. Я иду назад». Это было четыре с половиной тысячи лет назад. «Я вернусь и спасу их, Я не собираюсь только показывать свои лилы, Я собираюсь пригласить падшие обусловленные души принять участие в моих божественных играх». О, мой Бог! Он собирается прийти и пригласить падших, греховных людей, которые не собираются менять свои плохие привычки, которые считают, что грешить - это нормально. Вы видели рекламный щит со слоганом «Будь крутым!», с модным мужчиной, держащим в руках ликер? Что за позор! Господь собирался прийти и пригласить этих людей на сцену. Это словно в театре: вас приглашают подняться и сыграть какую-то часть в пьесе. «Что?» - «Да, поднимайся, ты можешь быть Ромео или Джульеттой» - «Что за шутка?» Но это Махапрабху, не Рама-лила, не Матсья-лила, не Вамана-лила, где вам показывают, а трогать не разрешают. Нет, трогайте, но будьте чистыми. Ганди дал титул бедным людям Индии: «Дайте возможность хариджанам - детям Бога приходить в храм» Почему нет? Да, они могут приходить в храм. Но дайте им помыться снаружи и изнутри, очистить свое сердце, ум, разум, желания, дайте им возможность стать вайшнавами и вайшнави. Тогда добро пожаловать в храм. Они могут молиться Богу, но не надо давать им титул хариджан. Вы можете им дать титул «дети Бога», дайте им благословение научиться быть преданными Бога, чтобы достаточно очиститься и общаться с Верховным. Иначе это трагедия, пародия. Но все уважают Гандиджи! Вы не можете просто дать имя, дать процесс очищения. Махапрабху не говорил, мол, все приходите, нет. Вы приходите, повторяете Харе Кришна, следуйте регулирующим принципам, принимаете прасад, общаетесь с преданными. Можете приходить все. Добро пожаловать! Даже самый падший нищий или президент страны. Мы видим всех равными видья висьянпани через изучение шастр, не через свои умственные спекуляции. Вы увидите качества каждого живого существа, что все дети Бога. Но у всех разные категории, согласно тому, как каждый использует свою свободу. Однако все квалифицированы прийти, если они примут процесс. Это не такой уж сложный процесс. Только повторяй, танцуй и пируй - это все. Ну, еще экадаши: 25 кругов, не есть зерна. О, мой Бог, нельзя зерна! Если вы придете в дом Нараттама Даса Тхакура и попробуете то, что приготовила Манджари, вы не поймете, что это экадашная пища. Вы будете потом с нетерпением ждать экадаши. Этот прасад такой великолепный! Какие же аскезы? Танцевать на киртане? Мои колени сейчас не в порядке, артрит, я не могу танцевать, но я наслаждаюсь, наблюдая, как другие танцуют. Прабхупада говорил так: «Воспевать, танцевать и проводить катху, чтобы придать всему этому смысл, сделать авторитетным». Это Махапрабху! Только подумайте, почему этот первый стих исходит из уст Рупы Госвами? Столько много стихов он мог сказать! Но почему именно этот стих? «Нет более милостивой инкарнации, чем ты!» Почему? Потому что ты даешь эту прему. Всем. Никакая другая инкарнация не дает премы. Они не приходят, чтобы дать любовь, они приходят, чтобы освободить садху, убить демонов, сказать правду, они не приходят дать любовь. Махапрабху пришел и сказал: «Вот Кришна! Возьми его!» - «Какова моя квалификация?» - «Твоя квалификация - это моя милость». Есть только одна квалификация - это милость Гуру и Кришны. У нас нет другой квалификации. Что мы сделали? Мы сделали 10, 20, 30, 40 лет преданного служения. Но что сказать о миллионах лет, проведенных в забытьи и греховной деятельности? Что ваши 40 лет преданного служения в сравнении с миллионом лет в забытьи? Все по милости Гуру. Бхактивинод Тхакур сказал: «Я просто бегу за тобой, восклицая: «Кришна! Кришна!» Попытайтесь понять, Махапрабху сделал то, что ни одна другая инкарнация не делала. Он установил процесс дхармы. Васудева сарва мети самахатма судурлабха. «После многих рождений преданного служения, - говорит Кришна, - один, наконец, атма-ниведанам полностью предается мне». Бхактисиддханта Сарасвати говорил: «Я не вижу причины, по которой все мои ученики не могут вернуться на Голоку». Почему? Потому что это милость Гауранги! Мы, как дети. Мы не можем понять ценность драгоценностей. Ребенок берет драгоценность и глотает ее. А мама восклицает: «Мои драгоценности!» Мы такие же. Мы не понимаем наше положение, мы не можем осознать нашу удачу. Наше единственное несчастье в том, что мы не можем осознать нашу удачу. Некоторые люди живут и оставляют практику, находят какие-то компромиссы. Мы всегда должны усиливать практику. В Брахма-самхите говорится, что за счет маленьких шагов мы делаем прогресс в преданном служении. Он пришел дать любовь. Какого типа любовь Он собирался давать? Кришна према прадая те - любовь к Кришне. Особенно Он дает враджа-бхакти, гопи- бхаву. Нет более великой любви, чем любовь гопи к Кришне. Кришна всего себя отдает гопи, потому что они любят Его очень сильно. Это факт, что определение Бога в западных странах - Верховный контролер. Это все, что я знал о Боге, когда я был мальчишкой: Он - Верховный контролер. Но бхакти, любовь к Кришне настолько могущественна, что вы можете контролировать Кришну с помощью своей бхакти. Радхарани обводит Кришну вокруг своего маленького пальчика. Она - бхакти-деви. Вы знаете обо всем этом, ваш гуру-махарадж Радханатха Свами значительно лучший преданный, чем я, он лучше говорит, чем я. Вы знаете все эти вещи. Я только повторяю. Как я только что сказал, Махапрабху дал враджа-бхакти. Раньше, до Махапрабху, Вишну-бхакты поклонялись Нараяне. Махапрабху благословил их кришна-бхакти. Большинство последователей были Лакшми-Нараяна-бхактами. Большинство вайшнавов, например в Раманудже-сампрадае поклонялись Лакшми-Нараяне. Махапрабху отбросил это. Да, Нараяна очень особенный, но Кришна… Он - Бог дома. У человека есть работа в офисе и дома. Он идет в офис и там все официально, он начальник. Он возвращается домой, там прыгают и играют дети. Таким образом, Нараяна - Бог в офисе, а Кришна – Бог дома. Сейчас на платформе садханы вы можете выбрать, хотите вы поклонятся Богу как в офисе, или как дома. «Нет места лучше, чем дом» (это строка из песни). Кришна отличен от Нараяны. Он представил восхитительные детские игры. Сейчас месяц Дамодара приближается. Это один из любимых месяцев, когда мы приходим на Дамодараштакам. У матаджи естественным образом проявляется материнский инстинкт к малышу Кришне. Для продвинутых преданных это бал-лила. Как в Бала-сампрадае есть божество Гопал. А какое детство было у Нараяны? Кто-нибудь слышал об этом? Он никогда не был ребенком, Он всегда тот, кто Он есть сейчас. Кришна всегда окружен преданными, в которых присутствует чистая любовь к Богу. Он может привлечь каждое живое существо своей вамши флейтой. Кришна играет на своей флейте, звук идет через сады, леса, холмы, реки, там и здесь, по всему Вриндавану. Его игра на флейте проникает в сердца, в уши гопи и они начинают лить слезы экстаза по Кришне. Его флейта погружает их в транс. Манохар - Кришна, который привлекает умы гопи в раса-лиле. Мы никогда не слышали, чтобы Нараяна играл на флейте, Он очень занят официальным царством Бога. Это одна из Его характеристик. У Кришны есть то, чего нет у Нараяны. Господь Чайтанья открыл Кришну и процесс любви Кришны - враджа – бхакти. Это очень особая инкарнация, другие инкарнации даже не говорят об этом… Тссс… Это очень сокровенно… А Он дает любовь всем, даже Джагаю и Матхаю. Не брахманам! «Потому что каждый - мой бхакта». Отец ко всем детям относится равно, а Кришна говорит, что Он отец всем живым существам. Если у вас есть умный ребенок и глупый, неужели вы любите умного больше? Нет. Если у вас один здоровый ребенок, а другой калека, вы любите здорового больше? Нет. Если один ребенок красивый, а другой нет… Это ваши дети, вы любите их. Любовь не делает различий. Вы не видите эти вещи. Кришна так же. Он каждого видит как свое дитя. Он приходит снова и снова, стуча к вам в дверь. Он приходит один раз в день Брахмы. Космическое время исчисляется особенным образом. Представьте, что кто-то приходит к вам каждый день и стучится в дверь. Бог приходит один раз в день Брахмы. Каждый день в жизни Брамы (стук): - Пожалуйста, станьте сознающими Кришну! - Нет! - Хорошо, я приду завтра, делаете, что хотите (стук). - Пожалуйста, станьте моими преданными! - Нет! - Хорошо, я приду завтра. - Вы опять придете? - Да, я снова приду завтра. Таков Бог. Мы так забывчивы, приходится постоянно стучаться в наш ум: «Повторяйте: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Эта любовь не неизвестна, она есть в Ведах, но она настолько сокровенна, что не упоминается очень часто. Некоторые садху во времена Господа Рамачандры через тапасью, аскезы, мистическую силу, изучая Веды пытались развить близкие отношения с Господом Рамачандрой. Но подождите минуту! Они все были мужчинами и однажды подошли к Господу Раме и сказали: «Рама, мы любим Тебя, мы хотим танцевать с Тобой, обнимать Тебя, целовать». Рама сказал: «Ого, это Рама-юга» - «Нет, мы любим тебя, мы чувствуем по отношению к тебе влюбленность». Они не были на платформе тела, они были полностью реализованными душами, у них было это особенное бхакти. Рама сказал: «Хорошо, подождите только несколько миллионов лет и вы примите рождение как гопи в моей враджа-лиле.» Я не говорю о страсти, а о терпении. Терпение – это добродетель. Смотрите, эти садху ждали от трета-юги до кали-юги, чтобы принять рождение как враджа-гопи и общаться с Богом в супружеской расе, потому что там была дасья-раса. Рамаяна также популярна среди преданных, как все остальное. Мы любим читать эти лилы. Но философски мы знаем, что это высшие лилы. Эти садху старые, с белыми волосами, с длинными ногтями, все в морщинах, превратились в маленьких гопи восьми и девяти лет. Но сколько это заняло времени? Миллион лет! По милости Махапрабху искренние преданные обычно понимают, что преданные Господа Чайтаньи, кроме некоторых исключений, обычно стремятся к враджа-бхакти. Вы можете получить ее, только придя в храм и воспевая: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Конечно, это нелегкая задача. У вас есть здесь очень хорошие проповедники. Я слышал, для того, чтобы присоединится к брамачари-ашраму, у вас должно быть, как минимум, PHD – ученая степень. Меня бы не взяли. Это правда. У меня есть только сертификат о высшей школе. Я едва закончил школу. Вы являетесь хорошими проповедниками, но вы все знаете, как сложно проповедовать. Однажды, когда мы пришли с харинама-санкиртаны, Прабхупада сказал мне лично: «Итак, Индрадьюмна, как была санкиртана?» В присутствии великих душ вы всегда должны говорить приятные слова, но я был молод и ответил: «Прабхупада, было сложно». Прабхупада разозлился: «А я когда-нибудь говорил, что проповедь будет легкой?» Это нелегко, потому что люди очень упрямые. Люди кали-юги – отбросы предыдущих юг. Большая часть людей не хотят освобождения, они принимают религию, как что-то само собой разумеющиеся, они не серьезны к этому. Даже мы сами недостаточно серьезно относимся к этому. Мы должны быть продвинутыми. Однажды Шрутакирти спал, в один час утра Прабхупада пришел в комнату для слуг и начал его толкать: «Просыпайся! Просыпайся!» Шрутакирти ответил: «Прабхупада, всего лишь час тридцать утра! Я устал». - «Почему ты не чистый преданный? Вставай и повторяй Харе Кришна! Почему ты еще не чистый преданный?» Прабхупада был очень обеспокоен: «Будь серьезным, воспевай, если есть время, повторяй Харе Кришна!» Это нелегкая задача - пытаться проповедовать. Мое служение - делать это все время. Но это нелегко! Иногда бывают золотые моменты. Недавно на Польком туре я давал двадцатиминутную лекцию на сцене, рассказывал о Бхагавад-гите. Я спустился вниз, там стояла хорошо одетая женщина, она купила Бхагавад-гиту. Женщина подошла ко мне и спросила: «Не могли бы вы подписать эту книгу?» Я сказал: «Да!» - «И дайте мне ваш электронный адрес, я хочу вам написать, я хочу знать больше об этой философии». Я согласился: «А чем вы занимаетесь?» - «Я судья» - «О, это хорошо, а где?» - «Я судья в Верховном Суде». На следующий день мы были на пляже и воспевали Харе Кришна. Каждый день сто преданных выходили, чтобы рекламировать программу. У нас было по 5 тысяч людей каждый день (кроме понедельников) два с половиной месяца подряд. Когда приходит пять тысяч человек, наша главная проблема –контролировать толпу. Мы воспевали на пляже, одна женщина, одетая в закрытый купальник, остановила нас: «Я очень хочу поговорить с вами. Пожалуйста, остановитесь!» Я вел, играл на караталах. «Пожалуйста, дайте мне одну минуту. Я только хотела вас поблагодарить» - «За что?» - «За речь, которую вы давали вчера вечером. Мой психотерапевт сказал мне прийти туда, где вы будете говорить. Он слышал вас в другом городе. Я пришла к нему со своей проблемой, он сказал: «Не слушай меня сегодня, вечером иди к Свами. То, что вы сказали, помогло мне изменить мою жизнь. Сейчас я могу допустить в мою жизнь знание об истинной позитивной альтернативе - духовной жизни. Я просто хочу сказать спасибо». У нее появились слезы на глазах, у меня тоже. Это не комплимент мне, это комплимент Махапрабху. Это послание важно, оно освобождает людей. Через несколько минут кто-то из детей сказал: «Гурудев, Вы плачете?» - «Нет! Я никогда не плачу» - «Нет, вы плачете». Настолько трогательно! На следующий день я дал новую лекцию. У нас огромная сцена в пять с половиной метров. На ней проходит очень много представлений: драма, театр, танцы, все по первому классу и очень профессионально. Мы делаем это уже 21 год. Люди планируют свои отпуска вокруг нашего фестиваля. На веб-сайте они смотрят, где мы, и планируют свой отдых. После лекции я спустился вниз, один молодой человек подошел ко мне с книгой и сказал: «Я так долго ждал этого момента. Когда мне было семь лет, вы приехали в мой город и провели там свой фестиваль. Я был ребенком, который играл, бегал повсюду. И много-много лет спустя мы говорили с моей женой и выяснили, что она тоже была на этом фестивале. Когда мы узнали, что ваш фестиваль приезжает в этот город, мы оставили нашего ребенка и приехали сюда. Одну вещь я помнил с детства - это книга Бхагавад Гита. Я играл, бегал, но помнил, что вы говорили со сцены. И, будучи семилетним мальчиком, я получил впечатление, что это что-то важное. Сейчас я приехал на фестиваль, чтобы купить книгу. Я собираюсь ее прочитать». Я подписал ее. Распространение книг Шрилы Прабхупады ки джая! Когда я сделал несколько шагов, другой молодой человек сказал мне: «Могу я с вами поговорить несколько минут?» - «Да! Конечно!» Я дал ему мою гирлянду. Он сказал: «О, мой Господь, я только что молился, чтобы вы дали мне эту гирлянду и вы дали мне ее! Это чудеса в жизни». Я ответил: «Харе Кришна!» Он сказал: «В прошлом году я и моя шестнадцатилетняя сестра (я старше, мне 21) пришли на ваш фестиваль. Сестра была очарована, она приходила каждый день все три дня, пока мы были в городе. Она была так очарована!» - «Чем?» - «Воспеванием. Мантрой. Она очень полюбила эту мантру». Он стал очень серьезным, даже грустным: «У моей сестры была смертельная болезнь шесть- семь месяцев назад. Не было никаких шансов, она собиралась умирать. Я был занят делами, поскольку я бизнесмен и путешествую, я не мог оставаться с ней все время, поэтому она сказала: «Пожалуйста, звони мне каждый день до того, как я умру, и пой мне на ухо Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Каждый день в течение месяца я звонил сестре вечером, я тратил много денег на телефон, чтобы петь Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Она умерла, слушая мантру». Я слушал этого юношу и думал: «О, мой Господь! Как бы я хотел быть настолько удачливым! Я много путешествую, это немного рискованно, вы всегда попадаете в разные ситуации, случаются аварии, вы никогда не знаете, когда вы умрете, вы можете не быть готовы к этому. Но как удачлива эта девочка! Прийти на фестиваль, получить немного вкуса и повторять святые имена. Почему у меня нет этого вкуса, какой был у нее? Она могла хотеть что-то другое, пойти в Дисней-лен , туда или сюда, но она хотела только слушать маха-мантру, пообщавшись с преданными всего лишь три дня! Она хотела слушать маха-мантру, когда она умрет. И Кришна устроил это!» Потом этот молодой человек сказал: «Я не могу перестать воспевать эту песню, это единственная вещь, которая делает меня счастливым в жизни!» Я сказал про себя: « Я только желаю, чтобы это была единственная вещь, которая бы меня делала счастливым в жизни! Сорок лет преданного служения, а этот юноша, похоже, получил больше реализаций, чем я». Он сказал: «Я счастлив, только когда пою Харе Кришна». Я подумал, что хочу коснуться его стоп.
Однажды я сказал моей духовной сестре Ситале, что иногда чувствую, что должен всем этим людям, которые приходят, кланяться». Она переспросила: «Что?» Я ответил, что без них, каким бы был этот фестиваль? Это люди делают фестиваль таким, какой он есть. Эти обусловленные люди приходят и с энтузиазмом участвуют в фестивале, они, конечно, не знают, что точно он означает, но они хотят смотреть Папа-чоз, Рамаяну, танец Ориссы, бхаратнати, сари, гопи-доты. Они настолько энтузиастичные, их энтузиазм заражает меня настолько, что я хочу поклониться им. У вас есть эти золотые моменты. У всех вас есть особенный киртан, особенный пир, особенная программа, Радханат Свами дает свои удивительные лекции. Вы думаете: «Да я снова убежден, что сделал правильный выбор, сейчас я пойду домой и буду воспевать: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!» Это и есть процесс воспевания Харе Кришна в общении с преданными. Джива Госвами сказал в Бхакти Сандарбхе, что от киртана в общении с преданными даже неофит может испытать настоящий экстаз. Даже неофит! В своих первых шагах в Сознании Кришны, даже он может испытать экстаз на несколько мгновений от общения с преданными! Вы все очень важны в жизни друг друга. Самсара сарва душпанам мочитанам коло юге асдам бхагаван нама шримад вайшнава севанам. Сарвабхаума Бхаттачарья произнес этот стих, когда понял, кем является Чайтанья Махапрабху. Самсара сарпа душтанам. Те, кто крутится в колесе рождения и смерти и был укушен змеей самсары – череды повторяющихся рождений и смертей, в век кали получат освобождение асадам бхагаван нама шримад вайшнава севанам через воспевание святых имен Кришны в обществе преданных. Вы получите освобождение от несчастий в Бомбее и этого материального мира. Это так просто, но мы достаточно воспеваем? И воспеваем внимательно? Воспеваем, прося о милости? Однажды в бостонском храме после лекции гость спросил Прабхупады: «Свамиджи! Что это значит «Харе Кришна, Харе Кришна»? Все время повторять одно и то же? Что это значит?» Прабхупада сказал: «Что это значит? Это значит: «Мой друг, мой друг!» Вы повторяете так? Или вы только заканчиваете свои 16 кругов и идете на работу, в школу? Вы воспеваете: «Мой друг, мой друг»? Люди воспринимают религию как обязанность или как любовь. Большинство как обязанность, но мы представляем любовь. Мы не квалифицированны, мы не можем вдохновлять. Садхана - значит практика, благодаря которой мы станем совершенны. Садхана и рагануга бхакти – это одинаковая деятельность. Но одна совершается как долг, механически, а другая возникает спонтанно, от любви, рагануга према-бхакти. Воспевание и служение спасет нас, и ничего больше. Бхактивинод Тхакур сказал: «Я буду тогда удовлетворен, когда все 14 миров будут повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» Повторять святое имя самостоятельно и в обществе преданных и распространять имя - все есть в имени. Все, что способствует повторению, является важным. Все основано на повторении, вы повторяете имя и служите имени, распространяя его. Один юноша подошел ко мне с вызовом: «А что, если кто-то не может воспевать или отказывается? Что тогда?» Однажды я встретил такого человека. Некоторые знают эту историю. Семьдесят третий год. Париж. Мы были на харинаме целый день, пели: «Харе Кришна, Харе Кришна». Одна женщина подошла, заткнула уши и стояла так долгое время. Вечером Прабхупада опять спросил, как была харинама. Я опять сделал ту же ошибку: «Это было замечательно, Прабхупада! Но была одна женщина, она пришла на киртан и заткнула уши своими пальцами» - « И что вы сделали?» - «Что я сделал?» - «Да, что ты сделал?» - «Я ничего не делал» - «Ты должен был подойти к ней, вынуть ее пальцы из ушей и громко повторить: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!» Если кто-то очень воздержан и отказывается принять участие в санкиртане Господа Чайтаньи, он избегает это любой ценой. Я знаю, некоторые люди в старые времена, когда видели киртан, переходили на другую сторону улицы или шли в противоположном направлении или уходили в метро, может кто-то и наверх поднимался, но я не видел. Что тогда? Мы слышали, что Махапрабху создал сеть санкиртаны, которую никто не сможет избежать. Несколько классов индивидуумов описал Кришна Дас Кавирадж Госвами в Чайтанья Чаритамрите. Атеисты и студенты, даже они могут быть «схвачены». Мы знаем секретное оружие Махапрабху. Кришна ваннам туша кришнм шан гопам сангапа садам ягна санкиртан пая шанти шу мерешая. Тот же Кришна, который явился в двапара-югу голубого цвета, появился снова золотого цвета, Его можно узнать по тому, что Он всегда повторяет свои святые имена, Он окружен близкими спутниками, которые делают тоже самое. У Него есть астра - оружие для кали-юги, но это не сударшана-чакра, которая является Его любимым оружием, ему было запрещено ее использовать. Когда Господь Чайтанья поднял чакру, чтобы убить Джагая и Матхая, Нитьянанда закричал: «Нет, нет! Остановись Господь! Остановись!» Он был очень зол, потому что Он защищал своих преданных, но это уже другая лекция. «Если ты убьешь их, то тебе придется убить всех. В кали-югу каждый Джагай и Матай, у каждого есть дьявол в сердце». У каждого есть тенденция к греховной жизни, но сейчас мы ее контролируем. Один раз я пошел в госпиталь, у меня было высокое давление. «Только примите эту таблетку, будьте под контролем». Мы не под контролем, материальные желания не под контролем, но этот счастливый процесс сознания Кришны очищает нас изнутри и, в свое время, мы уходим. Я не знаю, уйдет ли мое высокое давление, доктор сказал, что, может, всю жизнь придется принимать эти таблетки, но нам гарантировано, что если мы продолжим воспевать, материальные желания уйдут и придут духовные. «Каждый Джагай и Матхай, если ты убьешь их, то убьешь всех. Сударшана неприменима в этот век. Только твоя крипа. Дай им свою крипу!» Махапрабху сказал: «Хорошо, Нитай! Ты - главнокомандующий корабля санкиртаны, ты - мой брат. Хорошо». Он встал и обнял их, и от этого Его тело стало черным. Гауранга стал черным, не привлекательным цветом тела Шьямасундары, но черным, как невежество, потому что Он увидел греховные реакции Джагая и Мадхая. И преданные были в шоке: «Нет! Нет! Гауранга!» Гауранга сказал: «Хорошо! Я снова стану Гаурангой. Но я хочу, чтобы вы знали, что любому, кто оскорбит моего преданного, я отдам все греховные желания Джагая и Мадхая. Если вы оскорбляете вайшнава, вместо крипы вы получите этот сут, черную карму». Будьте осторожны, никогда не оскорбляйте вайшнавов! Махапрабху освободил их. Но это редкий случай, Махапрабху может делать вещи, как Прабхупада мог. Но для нас это иногда очень сложно. Господь спрятал секретное оружие, другой метод, который может использоваться кроме маха-мантры или вместе с маха-мантрой. Что же это? Прасадам. Прабхупада определил прасад как секретное оружие. Сейчас Австралия совершенно иная страна, я люблю туда ездить проповедовать, потому что люди принимают Сознание Кришны. Хорошие люди. Но когда Прабхупада пытался проповедовать в Австралии, там был дух революции, как в Европе. Прабхупада пытался проповедовать. А люди кидались в него, рисовали на машине. Прабхупада сказал: «Не проповедуйте этим людям, дайте им прасад. Они не готовы принять послание, потому что едят слишком много мяса». И преданные начали грандиозную программу по распространению прасада. Это была не бесплатная еда, а первоклассные рестораны. Сейчас сеть этих ресторанов очень развита, они есть в каждом крупном городе Австралии. Очень много людей приходит на обед, огромное количество прасада распространяется. Австралия открыта к миру, интернет, люди хорошо одеты. Я считаю, что интерес у людей к высшим ценностям жизни и пониманию нашей проповеди происходит благодаря распространению прасада. Очень ценный метод проповеди. Очень легкий и эффективный. Один раз я встретил капитана корабля на самолете. Я сидел в салоне, а он пришел поговорить со мной. Я спросил: - Кто вы? - Я капитан корабля. - А кто ведет самолет? - Второй пилот. - Хорошо. - А Вы к какой религии принадлежите? Дайте мне догадаться. Я думаю…Как же вас называют в Австралии… Кухонная религия! Это ваше официальное название? - Не совсем так. Международное Общество Сознания Кришны. - О да, но люди знают вас как кухонную религию, потому что вы распространяете очень много еды. Это специальное средство, благодаря которому люди без необходимости становятся преданными. Прабхупада хотел этого очень сильно, открывать рестораны по всему миру и распространять прасад. У вас здесь есть ресторан? Никто не может избежать сетей Господа Чайтаньи! |
В избранное | ||