Тексты лекций Индрадьюмны Свами 'Расти, молодея'
Расти, молодея 1к-434. 14.05.2011 г. Днепропетровск (Украина) Харе Кришна! Мы очень счастливы снова быть в вашем обществе. С большей частью из вас мы не встречались в течение года. Но тем не менее, наша любовь и привязанность друг к другу, благодаря разлуке, только растет. Есть английская пословица – в разлуке привязанность только увеличивается. И эта привязанность еще больше укрепится благодаря праздникам, которые мы будем проводить в течение этих трех дней. Это очень редкая возможность – иметь подобное общение с духовным учителем. Поскольку у нас есть ответственность за разные виды проповеди, мы вынуждены путешествовать по всему миру. Есть два типа общения с духовным учителем – вапу и вани, вани – это наставления, а вапу – это личное общение. Они оба очень ценны. Но вани присутствует всегда, а вапу присутствует только иногда. Поэтому, если предоставляется возможность личного общения с духовным учителем, как бы это ни было далеко, дорого или сложно для нас, мы должны пользоваться этой возможностью любой ценой. Когда вы будете в моем возрасте, мне сейчас 62 года, вы будете вспоминать об этих редких моментах возможности личного общения с духовным учителем как о самом ценном, что было в вашей жизни. Я могу сказать о себе, что самое главное, что меня вдохновляет продолжать двигаться вперед в сознании Кришны и в проповеди, это те редкие моменты общения со Шрилой Прабхупадой, которые выпадали на мою долю. Это вдохновляет меня день за днем, месяц за месяцем, год за годом, и будет вдохновлять жизнь за жизнью. В наших отношениях с духовным учителем нет ничего неважного или незначительного. Моменты общения с духовным учителем, какими бы незначительными они не казались – духовный учитель посмотрел на нас, сказал «спасибо», что-то нам дал, дал нам наставления, принял от нас маленький цветок – всё это очень важные моменты для нашего духовного развития. Вчера Чатуратма прабху вспоминал о своих моментах общения со Шрилой Прабхупадой. И хотя эти моменты не кажутся такими потрясающе сенсационными, в газете их не поместят на первой полосе, но для него они очень важны. И мы тоже понимаем как преданные, что такая возвышенная личность как Шрила Прабхупада, общение с которым жаждет сам Верховый Господь Кришна и Шримати Радхарани, пришел к нам и помогал нам развивать сознание Кришны. садху-санга садху-санга
сарва-шастре кайа Что же тогда говорить об общении с чистым преданным, к которому мы сильнее всего привязаны, с духовным учителем. Почему мы выбираем определенную личность как духовного учителя среди других? Потому что эта личность являет для нас самый лучший пример служения своему духовному учителю. Мы видим, что он не только гуру, но и ученик. Мы видим как наш духовный учитель поклоняется своему духовному учителю или прославляет его, служит ему, и мы хотим служить нашему духовному учителю, чтобы стать такими же примерными учениками. Нас конечно вдохновляют все садху, но мы ищем того преданного, который вдохновляет вас очень глубоко в сердце предаться Кришне. Наставления духовного учителя, вани, помогают нам продвигаться в духовной жизни, но если мы получаем редкую возможность личного общения с ним, это помогает нам сделать гигантский шаг вперед. Хотя не все присутствующие здесь являются моими учениками, но я очень рад, что вы воспользовались этой возможностью для общения не только со мной, но и с Чатуратмой прабху, который тоже старший ученик Шрилы Прабхупады. Вы приняли правильное решение приехать и воспользоваться возможностью вапу. Конечно, вам пришлось пожертвовать какими-то вещами ради этого, путешествовать на достаточно длинное расстояние, но тем не менее, это очень важно для вас. Для нас очень важно не развивать пренебрежительность в отношении с духовным учителем, что может произойти с течением времени. Потому что это самые важные отношения, которые есть в жизни. И Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает нам наставления, каким образом мы можем быть постоянно связаны с духовным учителем. Он говорит, что надо, как минимум, три раза в день вспоминать о его служении и о нём самом. Иногда меня преданные спрашивают: «Какое самое важное качество надо развить, чтобы достичь успеха в сознании Кришны?» И я всегда отвечаю, что самое главное качество – гуру-ништха. Если бы я сделал себе наколку как Чатуратма прабху, то я бы написал «гуру-ништха». Я не призываю вас делать наколки! Тот преданный, который имеет полную веру в духовного учителя и Кришну, до конца понимает глубокий смысл ведического знания. Я не считаю себя квалифицированным быть духовным учителем в этой удивительной Брахма-Гаудиа-вайшнава-сампрадайе. Поверьте мне, у меня нет подходящих для этого качеств. Но поскольку мой гуру захотел этого, он хотел чтобы традиция продолжалась и его ученики давали посвящение , поэтому я принял на себя это очень серьезное и суровое служение. Выполняя эту сложную задачу, высвободить вас из пут материального существования к блаженной жизни в духовном мире. Если у меня нет достаточной квалификации, то каким образом я могу помочь вам? Очевидно, процесс работает, вы продвигаетесь в сознании Кришны, но благодаря чему это происходит. Я могу сказать абсолютно откровенно и искренне, что я не продвинутый преданный в сознании Кришны, намного более продвинутый чем я - это Чатуратма прабху. У него намного более возвышенные качества и он более продвинутый преданный. Как же получилось, что я сижу на месте духовного учителя, а не он? И как же вы продвигаетесь? Потому что вместе с наставлениями духовного учителя мы получаем способность их выполнять. Я принял это наставление как и другие мои духовные братья и получил способность его выполнять. Служение гуру очень тяжелое, надо принимать карму, загружаться чужими проблемами, беспокоиться о том, что происходит с окружающими. Например, у Чатуратмы прабху юная дочь, ей двадцать три года и он очень сильно беспокоится о её будущем в сознании Кришны, это естественно для отца – переживать о своих детях. Что же говорить о том, у кого две тысячи детей. Потому что для духовного учителя его ученики - это его сыновья и дочери. Шрила Прабхупада говорил, что он отказался от своей маленькой семейной жизни для того, чтобы принять на себя большую семейную жизнь ради блага всего человечества. Это суровая ответственность, которая сильно загружает. Но она также очень блаженна. Я вижу, как вы приезжаете сюда каждый год. И хотя я вижу, что ваши лица стареют, извините матаджи, я знал вас многих, когда вам было по 15-16-17-18 лет. Юноши уже тоже повзрослели. Извините, но вы меняетесь. Есть такая английская песенка про старую серую лошадку, она уже давно не та, что была раньше…Когда вы молоды, вам очень нравится смотреться в зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех милее?» - «Ну конечно, ты».- «Спасибо большое». Но когда вы становитесь старше, даже чистя зубы, вы уже не так склонны смотреть в зеркало, а смотрите вниз. Когда вы проходите мимо витрины магазина, уже нет такого сильного желания рассматривать себя в отражении. Но не смотря на то, что на лицах моих учеников прибавляется морщин и в волосах прибавляется седины, я вижу, что блаженство на лицах увеличивается. Я вижу, что свет ваших глаз усиливается. Чанакья Пандит говорит, что глаза отражают свет души. Душа находится в темнице этого грубого материального тела. Телесная концепция, мы привязываемся к этому мешку. Иногда мы можем увидеть, что тело из себя представляет. В Южной Африке, мы с моим духовным братом, Говиндой Махараджем, пошли ко врачу-дерматологу. Врач сказал, что у Говинды Махараджа подозрительное пятно на коже, которое желательно прооперировать во избежание рака. Говинда Махарадж согласился, а я спросил разрешения у врача остаться присутствовать на операции. Я очень привязан к Говинде Махараджу, как к одному из моих лучших друзей. Я видел, что это Говинда Махарадж, он очень большой, могучий. Врач положил его руку на стол, поставил анестезию, взял скальпель и начал вырезать круг кожи вот такого размера. Врач по ошибке разрезал вену и кровь начала брызгать. Я потребовал прекратить это, а врач философски сказал, что не о чем переживать, там полно крови в этом теле. Затем он взял электрический прибор и прижег вену, чтобы остановить кровь. Врач вырезал родинку, положил этот кусок кожи на стол и начал зашивать рану. Я сказал: « Врач, вы работаете прямо как автомеханик». Он посмотрел на меня недовольно и ответил: «Ну спасибо, свами». После того, как этот кусок кожи с родинкой был удален, я увидел мышцы с венами и прочим и подумал: «Неужели это Говинда Махарадж? Это на него не похоже. Затем врач начал зашивать рану, специальным инструментом он поднял участок кожи, тот отошел от плоти и я увидел, что кожа не прикреплена к мясу, она его покрывает. Врач так поднял кожу, что я подумал, что можно руку засунуть под кожу, это точно не было похоже на Говинду Махараджа. Я не знал, что так можно делать, это похоже на чадар вокруг тела. Врач зашивал рану, наложил шесть швов и даже предложил мне наложить один шов. И я прокалывал кожу у Говинды Махараджа, она у него очень толстая, прямо как у слона. Участие в этой операции для меня было более эффективно, чем прослушивание двадцати лекций по Бхагават-гите, я понял, что душа и тело точно отличаются. Самая первая лекция Шрилы Прабхупады, которую я услышал, проходила в Детройтском аэропорту, после его прилета. И один момент я помню очень ярко, Шрила Прабхупада сказал: «Пожалуйста, поверьте мне, что вы не тело». Кто же Говинда Махарадж? Он не тело, он духовная личность, которая находится в области сердца, это настоящий Говинда Махарадж. И хотя душа находится так глубоко внутри тела, но из неё исходит такая энергия сознания, что пронизывает всё тело. Также солнце находится в одном месте во вселенной, но озаряет всю вселенную своим светом и распространяет свое тепло повсюду. Как тепло и свет являются признаками солнца, так и сознание является признаком души. И в зависимости от нашего общения и соприкосновения с гунами природы – невежеством, страстью, мирской благостью, сознание души больше очищается или больше покрывается. Те, кто были на нашей фестивальной программе знают, что у нас сцена сильно освещена, это очень яркий свет, а когда наши ребята устраивают освещение для светового шоу, то они закрывают желтыми, голубыми, красными светофильтрами прожектора и это выглядит очень красиво. При желтом свете лучше видно, чем при синем, красный лучше освещает, чем синий. Шрила Прабхупада говорит, что душа сияет ярче, чем десять тысяч солнц, взошедших одновременно. Почему же мы не видим такого сияния? Потому, что мы покрыты гунами природы. В результате наших предыдущих действий мы создали это покрытие. Разные гуны природы накладывают разные отпечатки на наше сознание, как светофильтры меняют цвет прожектора. Под влиянием невежества цвет темно-голубой, с трудом можно что-то увидеть. Под влиянием страсти он красный, под влиянием благости – желтый. Понимаете, да? Сияние души закрыто гунами природы в результате нашей деятельности. Но если человек является чистым преданным, то на него не влияют гуны природы. Нет ни синего, ни красного, ни желтого, проявляется чистое сознание души. Это мы можем воспринимать, общаясь с чистым преданным. ам ча йо 'вйабхичаренабхакти-йогена севате Тот, кто все свое время отдает преданному служению, ни при каких обстоятельствах не сходя с избранного пути, тотчас же поднимается над гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана. 14.26 БГ Такой человек, чистый преданный, даже не смотря на то, что он живет в окружении гунн, является освобожденной душой -дживан-муктах са учйате. Это духовный учитель, поэтому мы должны стремиться к общению с ним и получать его наставления. Это очень редкая возможность, редко доступная Как паук может бегать по паутине в любых направлениях и не запутывается в ней, но если муха по ошибке залетит в паутину, то каждое движение запутывает её всё сильнее, пока не запутается окончательно и паук может уже может начать повторять «маха прасаде говинде..». На экадаши мы повторяем только первые четыре строчки. Мы подобны мухам, потому что запутываемся в гунах природы, но чистый преданный может передвигаться здесь подобно пауку по паутине, не запутываясь. Именно такой личностью был Шрила Прабхупада, поэтому, если мы будем следовать по его стопам, мы вернемся в духовный мир. Такие личности, благодаря чистоте сознания, сияют естественным светом. В христианской традиции святых рисуют с нимбом над головой, это символическое обозначение их сияния. Их так рисуют, потому что видели их сияние, это люди не от мира сего. Это личности не находящиеся под влиянием тамаса, раджаса, саттвы, они находятся под влиянием чистой благости – шуддха саттвы. Шьямасундара прабху, который в своё время был секретарем Шрилы Прабхупады, рассказал мне историю. Шрила Прабхупада посетил первый лондонский храм, который находился в доме № 7 по Бери-плейс. Шрила Прабхупада пошел на прогулку с учениками, но поскольку это центр Лондона, им пришлось проходить через переходы , идти по улицам. Шрила Прабхупада переходил проезжую часть на зеленый свет, полицейский, который там стоял, схватил Шьямасундару за рукав, когда тот проходил мимо и сказал: «Смотри-ка, твой учитель сияет!». Даже обычные люди могут видеть это. Чатуратма прабху описал вчера похожий эпизод из своего опыта, как Прабхупада плыл по коридору, не касаясь пола. То есть мы видели собственными глазами, что Шрила Прабхупада был неземной личностью. Иногда, не смотря на то, что Шрила Прабхупада старался тщательно скрывать свои духовные чувства и свой духовный уровень, это проявлялось и мы могли видеть это. Как Иисус говорил, что «моя чаша переполнена любовью». Иногда, это было не часто, мы видели как у Шрилы Прабхупады проявлялись признаки экстаза: слёзы, дрожь, голос прерывался, волосы на теле вставали дыбом, это невозможно имитировать. Это очень высокий уровень сознания Кришны. Ничто меня так сильно не убеждало в сознании Кришны, как экстаз духовного учителя. Это и обозначает быть дживан-муктах са учйате, освобожденной душой, когда в человеке проявляется полная любовь к Кришне. Один из очень впечатляющих моментов, это может подтвердить Чатуратма прабху, у Шрилы Прабхупады часто в глазах стояли слёзы. Я часто видел Прабхупаду в таком состоянии. Чанакья Пандит говорит, что глаза – это свет души. Мы знаем, что в теле девять врат – уши, рот, глаза и так далее. Хотя Шрила Прабхупада был уже очень пожилым, ему было уже за семьдесят, он казался нам юношей и это необъяснимо. У души такие же качества, как и у Кришны, только в количественном отношении душа меньше Кришны. Поэтому одно из качеств души – вечно юная, она никогда не рождается, не стареет, не умирает, так же как и Кришна. Шрила Прабхупада всегда казался нам молодым, а иногда совсем юным и наивным как ребенок. Иисус говорил, что чтобы войти в царство Бога, надо стать чистым, как ребенок. Искренним как ребенок. Несмотря на то, что Шрила Прабхупада был очень пожилым, он был очень серьезным и очень мудрым, но тем не менее, в нем проявлялась детская чистота и невинность, её даже трудно объяснить. Один из духовных братьев Шрилы Прабхупады, Бхакти Вайбхава Пури махарадж, был опытным экспертом в поклонении божествам. Он дал мне одну Нрисимха-мантру в 1983 году. Эта мантра была открыта Бхативиноду Тхакуру во сне Господом, и он передал её своему сыну Бхатисиддханте Сарасвати, когда ему было четырнадцать лет. Шрила Бхатисиддханта Сарасвати дал эту мантру десяти санньяси, которые отправлялись проповедовать на запад. Он сказал, что эта мантра будет защищать их от всего, даже от смертельной опасности. Бхакти Вайбхава Пури махарадж милостиво прошептал эту мантру в моё правое ухо три раза. У меня очень сильная привязанность к ней. Раньше шалаграма шилы у нас появлялись редко, в отличие от настоящего времени. И мы постоянно ходили к нему, чтобы он определил, какой это шалаграм – Нрисимха, Вараха, Курма или еще кто-то. Есть определенные священные писания, которые описывают, как по знакам на шалаграме определять, какое это воплощение Господа . Это было так здорово, когда мы имели возможность общаться с Бхакти Вайбхава Пури махараджем. Мы отправлялись в Непал на реку Калигадхаки, собирали там шалаграмы, прибегали к нему как мальчики к отцу и спрашивали «А что это такое?». Он внимательно смотрел на шалаграм, иногда по полчаса, мы даже засыпали, пока он разбирался в этих знаках, но когда он говорил, что это за шалаграм, можно было в этом не сомневаться. Один раз он долго смотрел на шалаграм, определяя, какое это из десяти воплощений и объявил: «Это Голока-нат». Я подумал, что я и за миллион жизней не догадался бы, что это Голока-нат, такая тайна была открыта. Однажды я принес ему шалаграм, он определил, что это Господь Рама с луком и шестью стрелами. Я долго рассматривал шалаграм, ничего не увидел и спросил у него: « А как вы поняли?». Он ответил: «Я знаю». Он пожелал оставить этот шалаграм себе, но я так перепугался, что он решил вернуть его мне. Однажды я принёс ему шалаграм, который выглядел как Нрисимхадев. Махарадж сказал, что это Нрисимха, но не полный. Я спросил, что это значит. Он ответил: «Он полный, но не очень». Я попросил объяснить, но махарадж ответил: «Ты еще молодой слишком, не поймешь». Мне в то время уже было за тридцать, но что он имел ввиду – видимо, что в сознании Кришны я слишком молодой. Однажды я пришел к нему со своим сыном Гаурашакти, ему было немного больше двадцати, он еще не начал свой бизнес, у него были такие длинные волосы. Когда мы вошли, махарадж лежал на кровати, он был уже очень стар, плохо видел. Мой сын спросил, как надо выражать почтение махараджу, я ответил, что точно также как Шриле Прабхупаде, Прабхупада тебя в свое время благословил – посмотрел на тебя с балкона. В то время я был семейным человеком, это было во Франции в Нью-Майяпуре, я с сыном на плечах проходил мимо балкона, на котором стоял Шрила Прабхупада. Мой сын еще не умел разговаривать, но говорил только одно слово «Прабхупада». Когда он увидел Шрилу Прабхупаду, он начал кричать «Прабхупада, Прабхупада» и чуть не свалился с моих плеч. Прабхупада посмотрел на него, помахал ему рукой. Ну вот, получил благословение чистого преданного. Прабхупада даже на лекции сказал, что некоторые еще с прошлых жизней продолжают путь к Кришне, как один мальчик сегодня, когда я стоял на балконе, начал кричать мое имя, похоже, что некоторые меня узнают. Для моего сына это был такой экстаз, раньше он видел Прабхупаду только на картинках, а сейчас увидел живую картинку, которая движется, машет ему. Он сидел у меня на плечах и обмочился. Сейчас он уже взрослый человек, ему 37 лет и я встречая его, иногда вспоминаю этот момент. Он отвечает мне, что это твоя обязанность, ты же отец, не жалуйся на жизнь. Когда мы вошли к Пури махараджу, Гаурашакти взял стопы махараджа и поставил на свою голову, получил благословение. У него были длинные волосы и Пури махарадж стал смеяться и сказал, что женщинам нельзя касаться стоп. Я сказал: «Махарадж, это не девушка, это мой сын. Что делать, сейчас юноши носят такие длинные волосы». Махарадж так смеялся, что его сиделкам пришлось его остановить, чтобы не навредить здоровью. Я показал ему очередной шалаграм и он определил, какое это воплощение Господа. Я спросил его, как же он определяет. Тот ответил, что конечно, есть знаки, но важнее знаков – настроение, в котором находится шалаграм. Сегодня мой ученик Нароттам Вилас дас подарил мне особый подарок даже не дожидаясь вьяса-пуджи: очень красивый шалаграм Нрисимхи и говардхан-шилу. В сознании Кришны обычно гуру дает ученику Кришну, но в некоторых случаях ученик может подарить гуру Кришну в форме божества. Мы были втроем, когда смотрели на эти божества. Мы много лет поклоняемся нрисимха-шалаграму и уже стали специалистами в этой области, по милости Шрилы Прабхупады, мы погружены в этот процесс, потому что это один из самых могущественных процессов преданного служения, наряду со слушанием, воспеванием, общением с преданными, изучением Бхагаватам и жизнью в святом месте. Я показал шалаграм Чатуратме прабху и сказал: «Посмотри, какое красивое божество». Когда мы получали даршан этих шил, Чатуратма прабху хотел в первую очередь увидеть гирираджа, поскольку он бриджабаси. Он начал уточнять, откуда это гирирадж, потому что среди специалистов есть мнение, что самые главные гирираджи приходят с Говинда-кунды. Нароттам Вилас дас подтвердил, что шила с Говинда-кунды, а точнее с холма, прямо по центру Говинда-кунды. Когда Шрила Санатана Госвами оставил тело на манаси-Ганге на Гаура-пурниму, его тело отнесли к храму Мадана-Мохана, чтобы поместить в самадхи. Среди его вещей нашли очень маленькую Говардхан-шилу, которой он поклонялся всю жизнь. У нас с Чатуратмой прабху особая раса – мы дарим друг другу исторические божества. С тех пор, как мы с ним встретились, мы именно так проводим время – обсуждаем божества, разные элементы преданного служения, мы даже не вспоминаем о каких-то мирских новостях, уничтожение Бен Ладена, революция в Ливии, нас это не интересует, преданные интересуются только духовными темами. Когда я получил этого Нрисимхадева от Нароттам Виласа прабху, я был очень доволен, потому что это особое божество, у него во рту две чакры, а посередине между чакрами еще один маленький шалаграм. Чатуратма прабху сказал, что это удивительно, что этот Нрисимхадев появился, у нас не было шалаграма с собой для поклонения на абхишеке в понедельник. В Брахманда-пуране говорится, что Нрисимхадев приходит в форме шалаграм-шилы. Также ему поклоняются в форме каменных божеств, но особенно шалаграм Нрисимхадева прославляется в «Падьявали» Рупы Госвами. Обычно, для того, чтобы получить благословение Нрисимха-шалаграма преданные ездят очень далеко, на Калиганхаки, но я приехал на Украину в Днепропетровск и Нрисимхадев здесь появился, это особая милость. И еще более удивительно, что он появляется, учитывая, на сколько мы не квалифицированы. Я даже хотел написать об этом, но обычно, когда я пишу такие невероятные истории, мне склонны не верить. Что в Днепропетровске мне дарят такие красивые шалаграм-шилу и Говадхдан-шилу, которых можно по пальцам перечесть. Чатуратма прабху посмотрел на этот шалаграм и спросил: «А какое это воплощение Нрисимхи – Шанта-Нрисимха, Лакшми-Нрисимха или Угра-Нрисимха?» И ориентируясь на метод Пури махараджа я определил, что это Угра-Нрисимха. Это очень удивительно, что сам Нрисимхадев в такой форме появился здесь, мы оба смотрели на него и решали, кто это, определили, что это Угра-Нрисимхадев. Нрисимхадев, только что вышедший из колонны, не Шанта-Нрисимха, уже успокоившийся, и не Лакшми-Нрисимха, который наполовину успокоился. Он приехал в эту страну, в этот город, на ваш фестиваль, чтобы дать вам всем общение, поскольку я ваш духовный учитель и всем, что у меня есть я делюсь с вами и все вы будете принимать от него чаринамриту и получите даршан на Нрисимха-чатурдаши. Шрила Прабхупада не смотря на то, что был пожилым, напоминал юношу, у него было такое настроение – юноши. Мы физически стареем, мне уже шестьдесят два года, это серьезный возраст, через восемь лет мне будет семьдесят. Я буду с каждым годом всё больше походить на Пури махараджа. Шрила Прабхупада в конце своих игр на этой земле говорил свои ученикам: «Не думайте, что вы также не состаритесь, как и я». Я смотрю на преданных, которых я знал молодыми, они становятся такими повзрослевшими, обвисшими слегка. Девушки уже не такие молодые. Но тем не менее, нас это не интересует, потому что мы не стареем в сознании Кришны, а молодеем духовно, с каждым годом. Я могу определить это по тому, как вы смотрите, общаетесь, слушаете, танцуете и меня это очень радует как духовного учителя, видеть как мои духовные дети духовно растут. Поэтому, когда вы следующий раз будете смотреть на себя в зеркало, не печальтесь о том, что тело стареет, смотрите на себя, как на вас смотрит духовный учитель, радуйтесь, что вы духовно молодеете и растете в сознании Кришны. Большое спасибо! Шрила Прабхупада ки джай! |
В избранное | ||