Тексты лекций Индрадьюмны Свами «Приведя отряд домой»
1к-433. «Приведя отряд домой»
Обращение на Вьяса-пуджу
15.05.2011 г.
Днепропетровск (Украина)
Ушедшие не возвращаются. Но если кто-то, образно говоря, «погибает» в бою с материальной энергией в сознании Кришны, то у этой личности остается шанс вернуться к жизни, потому что у нас есть сандживани – мистическая трава, которая растет в Гималаях и возвращает к жизни не только смертельно раненых, но даже мертвых. Мы знаем
один эпизод из «Рамаяны», когда Лакшман был тяжело ранен и находился на грани смерти и Господь Рама отправил Ханумана в Гималаи за этой оживляющей травой сандживани. И как только Хануман её принес, Лакшман сразу же вернулся к жизни. Так что это не просто мифы, а исторические факты.
В определенном месте Бхагаватам есть описание сражения асуров с полубогами, в какой-то момент асуры были почти полностью уничтожены, но их духовный учитель вернул их к жизни при помощи особой мантры. Но поскольку сейчас Кали-юга, очень трудно найти эту оживляющую траву и квалифицированного брамана для чтения оживляющей мантры. Но, тем не менее, принцип остается, если кому-то
так не везет, что человек совершает духовное самоубийство, отходит от активной практики сознания Кришны, благодаря соприкосновению с процессом, по милости Господа он может возвратиться к жизни и продолжить свой путь. Точно также, в какой-то момент нашей жизни мы очнулись от глубокого сна материального существования, и пришли к активной практике преданного служения. Если мы потеряем такую возможность, мы можем снова вернуться к ней. Поэтому, как минимум, в своих сердцах мы должны держать широко открытыми двери
для тех наших духовных братьев и сестер, которые, к несчастью, отошли от духовной практики, для того, чтобы дать им возможность вернуться. Я бы хотел, чтобы этот зал снова был наполнен преданными. Моя молитва заключается в том, чтобы никто из вас никогда не отходил от активной практики, а те, кто отошли, чтобы вернулись, как можно быстрее и тогда всё будет происходить совершенным образом.
Наверное, самое прискорбное для духовного учителя, что может произойти в жизни, когда он видит, что ученик попадает в ловушку майи. В сознании Кришны у нас тоже может быть грусть и скорбь. Шрила Прабхупада говорил, что все эмоции, которые мы испытываем, существую в духовном мире, но там нет зависти. Мы можем иногда грустить, что мы недостаточно быстро продвигаемся, или
мы совершили какую-то ошибку в сознании Кришны или упустили какую-то возможность, но все эти неудачи помогают нам развить нашу решимость и твердость в сознании Кришны. Также мы чувствуем скорбь, когда кто-то отходит от активной практики и попадает в ловушку майи. Надо быть очень осторожным в отношении майи, это очень могущественная энергия Господа. Будьте всегда начеку. Воспевайте мантру всегда очень внимательно и всегда строго соблюдайте этот процесс. Майя может нападать даже на великих преданных. Один из моих
духовных братьев, Колашекхар, в свое время был очень энтузиастичным в сознании Кришны, но в тоже время он не был строгим к себе и Шрила Прабхупада сказал ему, что самая большая проблема в том, что он не боится майи.
Шрила Прабхупада упоминает, что даже если махабхагавата услышит комментарии Шанкарачарьи на Веданта-сутру, он рискует пасть с уровня чистого преданного служения. И если речь идет о риске даже для таких возвышенных преданных, что уже говорить о нас. Мы начинающие преданные и нам надо быть особо осторожными, всегда держать ум сосредоточенным на цели, круглые сутки, семь
дней в неделю. Например, моряки, они очень хорошо управляются со своими обязанностями – разворачивают и сворачивают паруса и так далее, но ни один моряк не думает, что он житель моря, все они ждут того момента, когда они ступят на твердую землю. Самый радостный возглас моряка – «Земля!».
Мы можем попытаться как-то удобнее устроиться в этом мире и решить все свои проблемы, но очень важно помнить, что мы не принадлежим к этому миру, мы не материальные личности, мы принадлежим к духовному миру. Мы можем достигать каких-то результатов в материальном мире, строить дома, обзаводиться семьями, продвигать карьеру, действовать на благо всего города, района, страны,
всего мира, заботиться об окружающей среде, но нельзя забывать о цели, как моряк всегда помнит, ради чего вся его деятельность на корабле. Конечно, это не значит, что мы не можем наслаждаться в материальном мире, как моряк наслаждается своей профессией и чувствует себя достаточно комфортно на корабле, но тем не менее, моряк никогда не забывает о том, что океан – это опасное место, в любую секунду может начаться шторм и он готов к тому, что всё может измениться в любой момент.
Я помню в молодости, я родился в Калифорнии, в пригороде Сан-Франциско, мы жили на побережье, отец купил мне парусник. Это был небольшой парусник, размером может быть немного меньше, чем сцена. Я обучался управлению этим парусником, и наслаждался тем, что в вдоль побережья гонял на нём. Мой отец был профессиональным моряком
и он постоянно предупреждал меня: «Смотри, не заигрывай с океаном, он только кажется таким безопасным». Я был подростком и говорил: «Ну что ты, папа, всё будет нормально». В одно воскресное утро, пока вся семья еще спала, я решил покататься на своем паруснике, вышел на причал, распустил паруса и выплыл в залив Сан-Франциско. Там очень сильное течение, надо быть очень хорошим
моряком, чтобы с ним справиться, но я был уверен в своих способностях, смело поплыл вперед и вдруг на воду опустился сильный туман, я ничего не видел, даже своей руки. Я попал в одно из течений, и меня вынесло в открытый океан, миновав Золотой мост. В открытом океане парусник совершенно беспомощен. Я уже не чувствовал себя как самоуверенный подросток, который полностью контролирует материальную энергию, я понял, что полностью
нахожусь в её власти. Я ничего не мог сделать, у парусника нет мотора, чтобы двигаться в определенном направлении, я полностью зависел от милости стихии. Мама мне позже рассказала, что когда отец проснулся и обнаружил, что меня нет дома, он сказал ей, что похоже, этот глупый парень решил сам поплавать на своем паруснике. Он выскочил на улицу, увидел, что надвигается туман, и понял, что я в опасности, сразу связался с пограничной спасательной службой. Они каким-то образом меня обнаружили, я увидел, что из-за
моста выплывают спасательные лодки, я закричал: «Слава Богу, я спасен!».
Поэтому мы можем замечательно плыть на паруснике сознания Кришны, но мы не знаем, когда нас накроет туман иллюзий. Поэтому, как известно, клич пионеров – всегда будь готов! Всегда обозначает – не только в тех случаях, когда мы лагерь разбиваем или в горы уходим, всегда может произойти любое неожиданное событие. Шрила Прабхупада однажды сказал, что задача майи – нас испытывать:
«Ты куда это собрался, в духовный мир? Освобождения захотел? Ага. Сейчас проверим, насколько ты искренний». Она посылает что-нибудь такое сбивающее нас с толку, чувственное наслаждение. Например, если вы идете куда-то и там низкий дверной проем, и вы ударяетесь об него лбом, всегда ли вы говорите «Харе Кришна» или вы говорите то, что вы не должны говорить? Всегда ли вы готовы к такой ситуации. Иногда может проявиться наша истинная природа, не леди и джентльменов, мы можем использовать какие-то нехорошие слова.
Так майя может нас иногда испытывать, на сколько мы действительно в сознании Кришны.
Во время второй мировой войны было очень много шпионов и на стороне союзников и на стороне нацистов. Чтобы быть шпионом, надо было пройти особую подготовку. Для того, чтобы быть настоящим квалифицированным шпионом, британцы должны были полностью вести себя – есть, пить, спать, говорить, как нацисты. И наоборот. Чтобы невозможно было отличить. В военных силах США есть подразделение
«морских котиков», которые являются самым лучшим подразделением военных сил. Чтобы туда попасть, минимум квалификации – знание семи языков. Чтобы быть бойцом, выполняющим особые задание нужно иметь не только мускулы, но и мозги. Боец может не только сражаться, но он еще может и избегать опасностей. Мы, конечно, не обучаем вас военному искусству здесь. В истории второй мировой войны был один нацистский шпион, который выглядел, как британец, говорил по-английски без всякого акцента, даже наоборот, он говорил с
ярко выраженным английским акцентом, использовал все традиционные слова, как Бхакти Чайтанья Свами махарадж использует традиционные английские слова «воистину» и так далее. Его невозможно было отличить от британца, легенда была хорошо продумана, и он дослужился до одного из высших офицеров британкой армии, хотя был шпионом. В 1943 году была одна из самых кровавых битв между союзниками и нацистами. Один из главных факторов победы в войне – это военные тайны, чтобы застать врага врасплох и т.д. Но в 1943 году британцы были поражены, что никакие их планы не срабатывали, все военные тайны не были тайной, все их наступления проваливались. И они осознали, что в высших эшелонах британского командования – шпион, который выдает все военные тайны и британские солдаты гибнут как мухи. Черчилль решил проверить весь высший командный состав, поскольку был главнокомандующим. Все высшие офицеры были истинными британцами в своих манерах, вплоть до пресловутой чашки чая в полдень. Но Черчилль был
сообразительным, для того, чтобы быть успешным политиком, надо иметь шестое чувство. Кришна говорит : «Я – талант в человеке». Он всегда присматривался к этим офицерам, сигару покуривал и посматривал. Через несколько недель он обратился к своему самому доверенному человеку, он сказал: «У меня есть подозрения на одного из этих офицеров». Помощник удивился, как удалось догадаться. Черчилль ответил: «Я главнокомандующий, я знаю, кого подозревать» и он прошептал на ухо своему помощнику нечто. Примерно через неделю
была вечеринка в честь высшего командного состава, офицеры были приглашены с супругами. Каждая пара входила отдельно, для них открывались и закрывались двери. Когда входил подозреваемый, открывавший двери помощник Черчилля, прищемил ему пальцы руки. Не знаю, был ли у вас такой опыт, интересно, что мы кричим в такой момент. Есть надежда, что кричим «Харе Кришна». Когда прижало пальцы подозреваемому, он закричал на немецком языке. Помощник сказал ему: «Ну-ка пройдемте..» В итоге его повесили. После его казни все
военные операции британцев проходили успешно, это была большая победа для британцев – вычислить и обезвредить этого нацистского шпиона.
Как этот шпион не прошел проверку британских спецслужб, так и некоторые преданные не могут пройти проверку майи, вместо того, чтобы принять прибежище у Кришны в слушании и воспевании, преданный может принять прибежище у своих старых привычек, снова начать заниматься греховной деятельностью: смотреть кинофильмы, принимать интоксикации и так далее. Если мы достаточно искренни,
а искренность, между прочим, не определяется годами пребывания в сознании Кришны, это вопрос сердца, качества нашего сознания. Если майя старается стащить нас вниз, то мы принимаем прибежище у того, кто сильнее всех, это Господь, и мы принимаем у него прибежище в форме Его Святого Имени: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
В свое время, Рональд Рейган, когда он был президентом США, в Америке была большая проблема с наркотиками, и он объявил кампанию против употребления наркотиков направленную на молодежь, и лозунгом этой кампании были слова «Просто скажи нет!». В американских школах наркодельцы активно начали продавать наркотики. Принцип кампании был очень простой, как только к вам подойдет
продавец наркотиков и предложит свой товар, то нужно просто сказать : «Нет. Спасибо, не интересуюсь. Нет».
Конечно, для того чтобы сказать «нет» майе мы должны иметь силу. У майи очень много методов, каким образом соблазнить, она всегда использует самые неожиданные способы, чтобы сбить нас с толку. Чтобы противостоять её влиянию, надо иметь очень сильный вкус к сознанию Кришны, как Билвамангал Тхакур и другие великие преданные, они просто смеялись, когда майя предлагала им
чувственные наслаждения. В чем заключается духовная сила? Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Я – сила сильных, свободных от страсти и желаний» ( БГ 7.11) Наша духовная жизнь – это наша сила. Но всегда надо поддерживать себя в форме, если вы, например, занимаетесь спортом и на какое-то время делаете перерыв, то вы теряете форму. Или, например, культуристы, накачанные ребята, странно, что такие вещи привлекают, потому что человек выглядит как горилла. Эти ребята любят выглядеть очень мощными, но если они не занимаются
своими упражнениями, то все эти мускулы превращаются в жир. И конечно, некоторые преданные какие-то упражнения делают, для поддержания тела. Но мы не тело, тело важный инструмент в сознании Кришны. Мы прекрасно знаем, что если мы упражняемся, а потом забрасываем, то сразу теряем форму, начинаются проблемы, особенно если вы достаточно стары, это чувствуется очень сильно. В чем же наша сила? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Как и на физическом уровне,
духовные упражнения для нас - это воспевание Святого Имени и следование четырем регулирующим принципам. Если мы ослабляем эту практику, мы легко попадаем в ловушку майи. Я могу гарантировать, что если вы пообщаетесь с теми, кто отошел от духовной практики и узнаете у них, как это случилось, вы всегда обнаружите одну распространенную причину - они перестали воспевать. Или они перестали воспевать вообще или перестали обращать
внимание на качество своего воспевания. Кто-то может сказать: «Ну вот, еще одна лекция опять про воспевание». Да, это важная тема, так как некоторых из нас сегодня здесь нет. Часто Уттама Шлока говорит: «Гурудев, основная тема ваших лекций – о Святом Имени». Мы, конечно, постоянно говорим на эту тему, я считаю, что это преимущество, некоторые преданные очень ценят это. Но кто-то может сказать: «Ну, сколько можно, всегда говорить об одном и том же». Но это - самое
главное, потому что всё основывается на воспевании. Если мы воспеваем, то всё остальное развивается. Если мы перестанем воспевать, то мы потеряем основу сознания Кришны. Поэтому мы можем говорить о воспевании вечно, поскольку это юга-дхарма.
кришна-варнам твишакришнамсангопангастра-паршада
йаджнаих санкиртана-прайаирйаджанти хи су-медхасах
В век Кали все разумные люди будут поклоняться Господу и Его спутникам, совершая санкиртана-ягью ( ШБ 11.5.32)
Однажды Шивананда махарадж навестил меня во время вьяса-пуджи, я чувствовал себя таким удовлетворенным, что у меня такие древние божества и показывал их махараджу. Я спросил его, есть ли у него божества. Многие старшие вайшнавы поклоняются божествам и я спросил его об этом. Он ответил, что у него есть божество: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе
Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Он вытащил четки и сказал – вот моё божество. Я почувствовал себя смиренным и сказал: «Да, вы правы, махарадж, потому что Святое Имя – это Абсолют». И в буквальном смысле – это божество для Кали-юги. Как нам объяснил Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, который способствует нашему просвещению: «О мой Господь, только Твое Святое Имя может даровать все благословения живым существам и Ты настолько милостив, что не ограничиваешь этот
процесс очень строгими правилами и предписаниями. Но, к сожалению, я настолько неудачлив, что меня всё равно не привлекает этот процесс». Это конечно не значит, что мы должны перестать поклоняться божествам, но очень важно знать, что за счет поклонения божествам отказываться от воспевания или понижать его качество, даже если это храмовые божества. Если вы не можете закончить воспевание кругов, даже если вы поклоняетесь божествам, божества не будут принимать ваше поклонение, и Святое Имя вы тоже не сможете воспевать.
Понимаете, о чем речь? Надо сказать «да, Шрила Гурудев».
Поэтому мы должны широко распахнуть двери наших сердец для тех, кто отошел от процесса преданного служения и снова пригласить их принять участие. Это очень важное качество для преданных. Потому что, если у нас нет сострадания даже к своим духовным братьям и сестрам, преданным, то, о каком сострадании к другим людям может идти речь. Мы говорим о самом важном сейчас. Мы
говорим о восстановлении справедливости.
Молодые американцы сейчас сражаются в Ираке и в Америке сейчас организовываются кампании за восстановление справедливости и прекращении иракской войны. Я предлагаю этот год, с сегодняшнего дня и до следущей вьяса-пуджи, посвятить тому, чтобы вернуть их, вдохновить их снова принимать участие в процессе, общаться с преданными, чтобы этот зал был полон до отказа в следующем
году.
Я в конце хочу рассказать небольшую историю о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре , как он чувствовал себя, когда отошел один из его учеников. Он дал санньясу многим преданным, он говорил, что санньяси могут быть как пожизненные брахмачари, так и те, кто прошел через грихастха-ашрам. Он говорил, что лучше, если санньясу принимает тот, кто прошел через грихастха-ашрам,
это более безопасное положение. Потому что, если человек прошел через грихастха-ашрам, имел такой прискорбный опыт материальной жизни, мы, конечно, не критикуем грихастха-ашрам, но такие санньяси будут очень устойчивыми. Конечно, существуют примеры того, что человек принимает санньясу, не проходя через грихастха-ашрам, как Уттама Шлока дас в списке кандидатов на санньясу с четырехлетним периодом, Джаяадвайта махарадж никогда не был семейным человеком и многие другие. Пожалуйста, благословите его, чтобы Джи-Би-Си
дало ему разрешение на санньясу не позже чем через четыре года. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что это самый безопасный путь. Я могу это понять, так как я был в грихастха-ашраме одиннадцать лет. Благодаря этому я могу понять проблемы, с которыми сталкиваются мои ученики грихастхи, потому что я на их месте был. Я ценю грихастха-ашрам, потому что ашрам – это место духовного учителя, это процесс, который очищает нас. Санньяси, прошедший через грихастха-ашрам, знает всё это не только теоретически,
но и практически. Например, Шанкарачарью критиковали, говорили, что он резко отзываешься о сексе, а сам ни разу в жизни сексом не занимался, что вообще можно говорить в таком случае. Кришна говорит о том, что он проявляется через секс, который не противоречит принципам религии, то есть секс может быть использован в преданном служении Кришне. Шанкарачарью порицали все грихамедхи, они говорили : «Что ты нам вообще проповедуешь?». Шанкарачарья отправился в лес, вошел в самадхи, он был мистиком. Конечно, мы говорим
о том, что его философию опасно слушать, но это была очень могущественная личность, воплощение Господа Шивы. У него была очень важная миссия в жизни. Благодаря своей мистической силе он вышел из тела, его тело сохранялось, и он отправился во дворец, где только что оставил своё тело царь. Он вошел в тело этого царя, его окружали его царицы, дети, всем показалось, что царь вернулся к жизни, все обрадовались. Он какое-то время жил в этом теле царя как грихастха, как семейный человек, через какое-то время он оставил
тело царя и вернулся в свое тело. К этому моменту к телу Шанкарачарьи уже подбирались тигры, но тот открыл глаза и произнес молитву Господу Нрисимхадеву, все тигры разбежались. С тех пор он уже очень убежденно, с реализацией проповедовал о всех проблемах связи между полами. Мы не рекомендуем этого метода, лучше всего нам принять процесс развития нашего сознания Кришны через воспевание Святых Имен и постепенно у нас разовьется любовь к Богу.
Бхактисиддханта Сарасвати одному из учеников дал санньясу, потому что он, будучи грихастхой, очень много занимался проповедью, открыл много центров, привлек много новых людей в сознание Кришны. Конечно, его жена не сильно поддерживала его, но Бхактисиддханта Сарасвати решил, что если даст ему санньясу, то он станет еще более могущественным проповедником. Эту историю рассказывают
по-разному, но я читал документальное описание того, что на самом деле произошло. Этот человек был в ашраме санньяси на протяжении года, когда туда пришла его жена и начала его тащить оттуда, она сказала ему, что хватит заниматься глупостями, у нас дома есть дела, зачем тебе эта санньяса. Она буквально утащила его оттуда. Когда Бхактисиддханта Сарасвати узнал об этом, он заплакал и сказал: «Да, этого человека я спасти не смог».
Видя, что у нас не хватает некоторых преданных, я могу понять его чувства, что тех, кто отошли, их спасти не удалось. Поэтому я хочу, чтобы вы помогли им вернуться.
Конечно, история с этим санньяси закончилась хорошо. Есть такой принцип, что конец истории должен быть счастливым. Мы тоже рассчитываем, что у ваших историй будет счастливый конец, вы вернетесь в конце этой жизни на Голоку Вриндавана. Это наше благословение. Этот санньяси ушел со своей женой, она ему конкретно попроповедовала, всё объяснила. Он полностью забросил весь
процесс, решил наслаждаться, начал пить, играть в азартные игры, начал даже есть мясо, и критиковал Гаудиа-матх на чем свет стоит. Затем он стал христианином, затем он стал христианским священником. Поскольку у христиан нет строгих регулирующих принципов, он мог продолжать заниматься тем, чем он начал заниматься, и был при этом священником. Это происходило лет десять. В один прекрасный день :
тешам сатата-йуктанамбхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам тамйена мам упайанти те
Как Кришна говорит в Бхагавад-гите, тем кто с любовью служат ( или служили) Мне, Я даю разум, благодаря которому они могут вернуться ко мне. ( БГ 10.10)
Он проснулся, и у него все перевернулось. Он был уже пожилым, жена его уже умерла. Благодаря его прошлому служению, у него произошли изменения в сердце. Он просто вышел из дома и больше туда не возвращался. Он вернулся в тот матх, где он был санньяси. И так случилось, что в то время там находился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Когда он зашел в матх, все на него косились,
что вот пришел мясоед, который критикует Гаудиа-матх, но он подошел к преданным и спросил: «А где гуру махарадж?» Все были в шоке: «Ты хочешь поговорить с гуру махараджем?» - «Пожалуйста, дайте мне последний шанс увидеть гуру махараджа!» И вот в сопровождении четырех телохранителей Бхатисиддханты Сарасвати, во избежание каких-либо проблем, отвели к нему. Бхактисиддханта Сарасвати что-то писал в это время. Он вошел в сопровождении охраны, упал в дандават, из глаз у него лились слезы, он просил прощения и Бхактисиддханта
Сарасвати поднял его и обнял, на этом история не закончилась. Потому что сознание Кришны - это ананда буддхи вардханам, всё увеличивающийся океан экстаза. Мы находимся там, где должны находиться. Через три дня он опять этому человеку дал санньясу. После того, как он получил санньясу и новое имя, потому что он не смог следовать обетам в предыдущем случае как санньяси, он очень успешно проповедовал, открыл много центров,
написал много книг в сознании Кришны.
Поэтому давайте восстановим истину, пригласим тех, кто отошел от общения с преданными, возможно не все будут вдохновлены, но я думаю, что многие будут рады, что преданные хотят с ними общаться, что их снова приглашают воспевать, танцевать, принимать прасад. Вы должны заполнить этот зал до отказа в следующем году, потому что ваша обязанность – чтобы гуру был счастлив. Я
высказал вам свое желание. Я говорил, что Бхактисиддханта Сарасвати плакал, когда говорил, что не смог его спасти. Вы можете сделать меня счастливым, пригласив своих духовных братьев и сестер, а сами никогда не отходите.
Вчера Уттама Шлока дал мне четки одного преданного, который отходил на какое-то время, он сказал, что это четки преданного, он отходил на какое-то время и потерял свои старые четки, не могли бы вы снова их начитать. Я с большим энтузиазмом схватил четки и сразу же их начитал. Поэтому если вы хотите настоящий подарок преподнести в следующем году, то этот зал должен быть
настолько полон, чтобы если один преданный поворачивался, то все должны повернуться.
И можете быть уверены, что это очень удовлетворит Шрилу Прабхупаду, потому что он цитировал Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, говоря, что чтобы сделать одного человека преданным, надо пролить галлоны крови. И если мы будем сотрудничать таким образом, и сделаем так, что как можно больше преданных восстановится к активной практике, то мы удовлетворим Его Божественную Милость
Бхактиведанту Свами Шрилу Прабхупаду.
|
В избранное | ||