[pc] Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?
Всем доброго времени суток!
Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?
В современной психологии существует термин <<синдром рассеянного внимания>>.
Что подразумевают под этим понятием? По каким критериям выявляют детей с
этим синдромом? Как правильно вести себя родителям, чтобы вовремя
скорректировать поведение? Синдром рассеянного внимания - это медицинский
диагноз, но еще не приговор!
Детей с Синдромом рассеянного внимания часто называют <<особенными детьми>>.
Понять, <<особенный>> ли у вас ребенок, можно по следующим признакам:
1. Ребенок не может усидеть на месте, гиперактивный.
2. Ребенок не доводит до конца ни одно порученное ему дело, он все время
куда-то спешит.
3. Внимание у ребенка рассеянное, он не может сосредоточиться на чем-то
одном.
4. У ребенка речевые расстройства.
5. Ребенок суетлив.
6. Ребенок, по вашему мнению и по мнению окружающих, слишком ленив.
Если приведенные характеристики совпадают только в 1-2 пунктах, вы сможете
скорректировать ситуацию самостоятельно, если совпадают 5-6 характеристик, у
вас особенный ребенок, которому понадобится ваша помощь и помощь психолога.
Как правило, такие дети не успевают в школе, у них неразборчивый почерк,
учителя их характеризуют как невнимательных и неусидчивых. Главной проблемой
особенных детей является проблема рассеянного внимания. Они не умеют
сконцентрироваться. Чтение и письмо доставляют им неудобство, поэтому в
школе и дома они не любят читать и писать, даже если им подобрать книги по
возрасту. Стремясь избавиться от постоянного чувства дискомфорта, связанного
с учебой, они отстраняются от выполнения домашних заданий и могут замкнуться
в себе. Как правило, таких детей не любят учителя, потому что они снижают им
общую успеваемость класса, часто прогуливают уроки или отвлекают своим
поведением других учеников.
Не редкость и то, что у особенного ребенка не бывает друзей среди
сверстников, родители его <<не понимают>>, не поддерживают, часто ругают, и
как следствие - у него формируется заниженная самооценка. Появляются
навязчивые идеи.
Таким детям можно и нужно помочь. И помощь прежде всего должна прийти от
родителей, которые их любят, ценят и понимают. В современной российской
школе работают психологи (жаль, не везде они есть) и выявлять таких детей с
целью оказания им психологической поддержки - профессиональная задача
специалиста.
Однако школьный психолог может помочь, только умело взаимодействуя с родными
ученика. Если у вас особенный ребенок - действуйте, не откладывая в дальний
ящик. Если вы не хотите обращаться к психологу из желания избежать насмешек
от других детей в адрес вашего ребенка, попробуйте самостоятельно выстроить
линию своего поведения, опираясь на следующие постулаты:
1. Если у ребенка навязчивые идеи, он находится в состоянии тревоги,
попробуйте сами поговорить с ним о том, что его тревожит. Ребенок должен
научиться сам себя контролировать.
2. Давайте ребенку небольшие домашние поручения по хозяйству (в зависимости
от возраста). Формулировать свои поручения нужно кратко и четко,
раскладывать на этапы выполнения (на шаги) - так, чтобы ребенок понял, что
ему это по плечу. Например, ему не стоит говорить общей фразы <<хорошо
подготовься к завтрашнему дню>>. Эту просьбу стоит разложить на шаги: сделай
уроки - собери тетрадки в портфель - вымой руки - поужинай - почисти зубы -
выключи свет - ложись спать.
Если у вас особенный ребенок, вам понадобится очень много терпения.
3. Обязательно хвалите своего ребенка за каждое выполненное <<преодоление>>.
Ваша задача - научиться мотивировать его на правильные поступки с помощью
похвалы. Также похвала поможет ребенку поверить в себя, повысит его
самооценку.
4. Не позволяйте ребенку откладывать на потом какие-либо дела, это приводит
к привычке <<забывать>> о том, что он должен был сделать, и развивает
склонность к откладыванию дел.
5. Если ребенок постоянно <<крутится на месте>>, его необходимо постепенно
приучать сидеть спокойно в течение 10 мин. (Здесь вам придется жестко
контролировать ситуацию, начать с 1 минуты и постепенно доводить
<<усидчивость>> до 10 минут). У некоторых родителей на такое обучение уходит
до 6 месяцев.
6. Необходимо приучить ребенка соблюдать распорядок дня, это выработает в
нем волю к дисциплине: в одно и то же время вставать по утрам и ложиться
спать, заниматься интересными делами в течение дня, ходить в школу и т.п..
7. Для усиления мотивации ребенка на выполнение не очень приятных для него
дел (например, подготовка домашнего задания) психологи рекомендуют применять
<<метод привилегий>>. Например, лишение игры в компьютер или просмотра
телевизора до тех пор, пока не будут сделаны уроки. Устных замечаний дети
часто не воспринимают. Здесь родителям важно уметь настоять на своем и четко
регламентировать время на выполнение домашних заданий.
8. Присмотритесь к своему ребенку внимательно. Даже у особенных детей бывают
таланты. Вам нужно увидеть талант ребенка и умело направить его по нужной
дороге. Здесь вам помогут школьные кружки или спортивные секции.
9. Во всем важен ваш личный пример. Если вы сами любите читать или
заниматься каким-нибудь хобби - ваш ребенок обязательно будет вам подражать,
и это может стать <<общей темой>> для домашнего общения.
10. Особенные дети становятся еще более тревожными и рассеянными из-за
конфликтов в семье. Например, мама находится на стороне своего особенного
ребенка, поддерживает его, а отец - насмехается над его <<недостатками>> и
осуждает жену за поддержку ребенка, который, по его мнению, <<сознательно
симулирует>>, добиваясь внимания матери. Или: одного ребенка в семье
захваливают, ставят в пример, а другого - все время <<пилят>> за лень и
бездарность. Конфликты в семье могут быть самые разные, а вот реакция на них
у особенных детей - типична.
У таких детей могут наблюдаться речевые расстройства - здесь уже неизбежно
обращение к специалистам. Но общие правила, оговоренные выше, также могут
оказать вам помощь в корреляции поведения ребенка.
Психологи подберут для вашего ребенка специальные упражнения для
расслабления и контроля за его состоянием, для выработки умения избавляться
от излишнего напряжения (аутотренинги), а вы можете каждый день за обедом
или ужином играть в игру под названием <<Я горжусь собой сегодня за то,
что...>>. Эта игра поможет объединить семью, станет толчком для общения
разных поколений семьи, позволит детям и взрослым рассказать о себе
что-нибудь интересное в непринужденной домашней обстановке, поднимет всем
настроение, а особенным детям повысит и самооценку.