Сам себе психолог, или Техники домашнего применения: Паттерны, интуиция, внимание...
Загадочные картинки, или Что и как мы видим
Наверное, все знают о загадочных картинках со скрытыми изображениями. Скрытые сюжеты обнаруживаются, когда приближаешься к картинке или удаляешься от неё, когда смотришь на неё под определённым углом или
каким-то образом переключаешь фокус внимания. В своё время об этом много писали, например, в журнале "Наука и жизнь".
Один из способов создания скрытого изображения основан на использовании контуров нарисованных предметов, которые образуют скрытые силуэты. Например, на рисунке неизвестного художника "Лилии Франции" 1815 года
можно найти шесть силуэтов семьи Бурбонов, а на картине Дель-Прете "Тайна между осенними листьями" 1991 года легко увидеть лежащую обнажённую девушку.
"Лилии Франции", 1815
год
"Тайна между осенними листьями", 1991 год
В методе контуров для обнаружения скрытого изображения достаточно вывернуть наизнанку восприятие, то есть переставить местами то, что воспринимается как "внутренняя " и "наружная" часть изображения.
Менее банально обнаружение скрытых изображений, связанных с
интерпретацией сочетаний нескольких линий. Классикой стало двойное изображение с открытки начала ХХ века "Моя жена и моя тёща".
Открытка "Моя жена и моя тёща", начало ХХ века
В ней нос, ухо, подбородок и ленточка на шее девушки соответственно становятся бородавкой, глазом, носом и губами старухи. Это изображение известно во множестве вариаций, в том числе в тройной версии Г. Фишера 1968 года "Мама, папа и дочь" - лицо мужчины появилось после небольшого изменения причёски женщин, превратившихся в нос и бровь мужчины, и удаления лишних деталей. Пушистый воротник дам стал при этом усами мужчины.
Г. Фишер, "Мама, папа и дочь", 1968 год
К ним примыкают картинки-загадки, на которых надо найти спрятанные объекты. Образчик такой картинки-загадки приведён ниже.
Надписи на картинке гласят: "Ищите и найдёте! Где шесть комедиантов?"
Паттерны
Интересно, что однажды
научившись обнаруживать скрытый на картинке образ или решив загадку, подобную приведённый, позже вы легко сможете повторить то же самое, то есть переключиться с восприятия девушки на старуху и обратно или заново указать спрятанных комедиантов.
Нечто сходное происходит во время слухового распознавания, например, когда вы осваиваете иностранный язык. Сначала чужая речь кажется просто набором звуков, потом вы начинаете слышать отдельные
слова, и наконец, начинаете воспринимать целые фразы, самостоятельно догадываясь о неразборчиво произнесённых словах.
Естественно предположить, что мозг воспринимает мир с помощью целой библиотеки созданных в течение жизни паттернов - элементарных образов, которые он в процессе обработки увязывает в нечто целое. Это увязывание происходит тоже с использованием библиотеки возможных связей между образами. Причём связи эти создаются и
усваиваются без участия логического мозга, а как результат ассоциаций и согласованности с внутренней картиной мира.
И далеко не всегда замеченные связи соотносятся с реальностью. Зачем человеческому мозгу создавать ложные связи между объектами, довольно понятно - наш дикий предок, интерпретировав мелькнувшие рыжие пятна в зарослях как тигра и с криком бросившись бежать, повышал шансы на выживание, как свои, так и своих родичей. Даже если
это был не тигр, а распустившиеся цветы, ошибка не становилась фатальной. Отсутствие же интерпретации пятен могло бы стать для него фатальной ошибкой.
Создание библиотеки паттернов, то есть образов внешнего мира и связей между образами, оказывается существенным для успешного выживания. Удивительно, но устанавливаемые связи между явлениями внешнего мира не обязательно соответствуют реальности. Проверяются вещи, важные в практическом плане
- например, когда лучше сажать картошку или как правильно держать молоток.
Связи, которые не слишком важны для выживания или которые проверкам не поддаются (или проверка которых требует слишком больших затрат энергии или времени), принимаются без доказательств от авторитетных людей или просто измышляются. В этом все мы напоминаем детей, для которых в определённом возрасте характерно придумывание, как работает окружающее объяснений
явлений природы. Примерно так создаются всевозможные приметы, суеверия, магия, и даже развитые религиозные системы.
Прикол в том, что даже ложные или вымышленные объяснения связей в окружающем мире могут быть полезными и способствовать выживанию и успеху сообщества. Для примера, вера в общего животного-предка, тотем, способствует самоидентификации человека как принадлежащего к определённому роду и сплочению всех членов рода.
От ложных паттернов связи есть польза и другого рода: хаос в личной картине мира вызывает тревогу, чувство страха перед неведомой будущей опасностью. И любое структурирование мира создаёт иллюзию контроля над обстоятельствами, важность которой подтверждена экспериментально.
Дофамин и личная картина мира
Исследования группы Питера Бруггера из Бристольского университета показали, что люди с более высоким уровнем нейротрансмиттера дофамина чаще видят связь между несвязанными явлениями и чаще обнаруживают существующие и несуществующие паттерны. По предположению учёных, повышение уровня дофамина, улучшающего способность нейронов генерировать сигналы, приводит к тому, что увеличивается доля информации, признаваемой мозгом значимой.
Этим объясняется, что слишком большое содержание дофамина приводит к тому, что практически вся поступающая информация считается значимой, и как следствие, к психозам и галлюцинаторным расстройствам.
В качестве примеров для сравнения типов личностей с предположительно различным уровнем дофамина редактор журнала "Скептик" Карл Шремер приводит двух нобелевских лауреатов - Ричарда Фейнмана, здравомыслящего, остроумного и
общительного, и Джона Нэша, галлюцинирующего параноика. Фейнман замечал достаточно паттернов, чтобы делать открытия и отсекать несуществующие связи. Нэш, видевший значимые паттерны во всём, страдал от мании преследования, общался с воображаемыми друзьями и верил в теории заговоров.
Интуиция
Накопление библиотеки значимых паттернов, как и её использование, происходит неосознанно. Любопытные опыты, подтвердившие этот факт, проводила группа Якова Пономарёва.
На первом этапе одного эксперимента испытуемым давали указание уложить по определённым правилам друг за другом несколько планок. В инструкциях делался акцент на работу с отдельными планками, и получившаяся в итоге конструкция оказывалась побочным продуктом. Через
некоторое время для контроля их просили воспроизвести конструкцию из планок, но никто из них с этим заданием не справился.
На втором этапе эксперимента тем же испытуемым поручалось пройти лабиринт, и они быстро находили выход, делая не более 8-10
ошибок. Испытуемые из контрольной группы, не участвовавшие в раскладывании планок, делали в среднем 70-80 ошибок и тратили существенно больше времени. Фишка задачи была в том, что конструкция из планок воспроизводила оптимальный путь в лабиринте.
Любопытно, что если испытуемых из первой группы просили объяснить метод поиска пути в лабиринте, оно сбивались, и количество их ошибок возрастало
на порядок.
Так что если вы хотите развить свою интуицию в какой-то области, то лучший способ - нарастить свою библиотеку паттернов в этой области, то есть попросту говоря, стать в этой области экспертом.