Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология счастливой жизни" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Сам себе психолог, или Техники домашнего применения: Защищайтесь, сударь!
Психологическая защита... По Зигмунду Фрейду, психику человека можно разложить на три части - Ид, или подсознательное, где коренятся первобытные, инстинктивные импульсы, неосознанные желания и, стало быть, корни асоциального поведения, Супер-Эго, или "Сверх-Я", то есть структуру, ответственную за выполнение требований социума, и Эго, то есть "Я", осознаваемую личность, согласующую импульсы Супер-Эго и Ида. Хотя никаких реальных подтверждений подобного разделения собрать так и не удалось, иногда оно служит удобной моделью для описания тех или иных психических явлений. Таков, например, феномен "психологической защиты", введённый Зигмундом Фрейдом и доработанный его дочерью Анной Фрейд. Сама идея психологической защиты связана, понятно, с инстинктом самосохранения, но в данном контексте речь идёт не о выживании физического тела, а о целостности Эго. Как психическое явление, Эго не только пытается сдерживать Ид от разрушительных порывов. Оно преобразует осознаваемые и неосознаваемые требования Ида и Супер-Эго в некую картину мира, включающую убеждения о его устройстве и безопасных правилах поведения. Рассогласование ранее сформированной картины мира с поступающими от Ида и Супер-Эго сигналами, то есть внутренний конфликт, требует перестройки этой картины мира. Однако необходимые изменения могут расцениваться Эго как слишком затратные с точки зрения потерь психической энергии и времени. В этом случае Эго приводит в действие механизмы психологической защиты, которые, по мысли Зигмунда и Анны Фрейд, делают опыт личности менее травматичным, но при этом снижают адекватность её восприятия реальности, консервируют внутренние конфликты и тем самым создают почву для будущих психологических травм и психических расстройств. Сейчас нам интересны конкретные методы психологической защиты, выделенные Фрейдами и их последователями, поскольку проявления защиты непосредственно наблюдаются как в нашем окружении, так и в нашем собственном поведении. 1) Отрицание. Отрицание — это полный отказ от болезненной
информации. Цель отрицания понятна - сохранение в неприкосновенности своей системы убеждений и оценок, в первую очередь, своей самооценки. Обычно отрицание возникает в ситуации зависимости или сильной привязанности к человеку, привычке, какому-то иному обстоятельству, отказ от которых неминуемо приводит к крушению всей системы представлений о мире и о себе. Например, даже заядлые курильщики и горькие пьяницы, как правило, уверяют, что, если захотят, могут легко избавиться от своего пристрастия, и даже впадают в ярость, если окружающие указывают им на признаки тяжёлой зависимости. Также отрицание очевидного возникает и как первичная реакция на боль потери, на обман и предательство. Тогда человек говорит "не может быть", "я в это не верю" или что-то подобное. 2) Вытеснение Вытеснение - это первичная форма защиты от осознания собственных негативных импульсов в том смысле, что оно, во-первых, является наиболее прямым способом ухода от негативных переживаний, и, во-вторых, служит основой для некоторых более сложных механизмов защиты. Цель вытеснения - избавить сознание от необходимости устранения конфликта, непримиримого противоречия в построенной картине мира. Обычно это противоречие между истинным "Я" и представлением о себе самом, или
более узко, между истинными желаниями, коренящимися в бессознательном, и представлениями о правильных, допустимых желаниях, продиктованных требованиями социума. По мнению Зигмунда Фрейда, вытесненные из сознания негативные импульсы не теряют своей активности и, постоянно требуя для своего сдерживания затрат психической энергии, прорываются в "оговорках по Фрейду", шутках, смехе над шутками или анекдотами определённого рода, снах, отклонениях в поведении. Вытесненные импульсы также дают о себе знать в различных психосоматических заболеваниях и психических нарушениях. 3) Замещение Замещение - это перенос гнева, раздражения или иного нежелательного чувства с одного объекта, в отношении которого выражение этого чувства невозможно или небезопасно, на другой объект. Цель замещения - физически отреагировать на стрессовую ситуацию относительно безопасным образом, то есть отработать реакцию "бей", не ввязываясь в скандал
или драку. В быту это называется "сорвать злость", когда "под руку" попадается жена, ребёнок, собака и т.д. В эту же категорию попадает "трамвайное" хамство и, отчасти, аутоагрессия. 4) Аутоагрессия Аутоагрессия - это направление агрессивной реакции на себя. Аутоагрессия обычно возникает из-за чувства вины и желания наказать себя и свойственна, например, детям, подвергшимся насилию со стороны старших членов семьи, от которых зависит их выживание и благополучие. Поскольку ребёнок, с одной стороны, усваивает, что является объектом воспитания, а с другой стороны, в силу своего возраста ещё не может давать оценку действиям взрослых и, особенно, близких, ему легче допустить, что он сам виноват и заслуживает наказания. И вдобавок исполнить это наказание, чтобы в мире настали покой и справедливость. Детская аутоагрессия выражается в самообвинении, самоунижении, нанесении себе физических повреждений. Для подростков и взрослых более характерно саморазрушение путём употребления наркотиков и алкоголя, а иногда путём занятий экстремальными видами спорта. 5) Проекция Проекция - это перенос своих мыслей, желаний, черт характера и т.д. на других людей, непосредственное окружение, общество в целом, явления природы и мир вообще. Самая очевидная (хотя и не единственная) цель проекции - поправить свою самооценку за чужой счёт. Любопытно, что, по мнению Фрейда, проецируется именно то качество, носителем которого является сам проецирующий. Как говорили в нашем детском саду, "Кто обзывается, тот сам так называется!" Заметим, впрочем, что механизм проекции служит не только для психологической защиты, но и лежит в основе взаимопонимания и сочувствия, и с этой стороны является совершенно необходимым для установления гармоничных социальных связей. Как защитный механизм, проекция следует за вытеснением и состоит в обвинении окружения в собственных проблемах. Например, часто можно видеть, как футболист, неудачно пробивший из выгодной позиции, начинает разглядывать свои бутсы, словно виноваты они, или кричать на партнёра по команде за якобы неудачный пас, который было невозможно принять. Другие известные примеры проекций - возложение на экзаменатора вины за провал на экзамене, брюзжание стариков в адрес молодых по поводу их непочтительности и безделья, и т.п. Проявлением проекции может стать желание "исправить" объект обвинения или, что особенно характерно для детей и подростков, вовсе избавиться от него. 6) Реактивное образование Реактивное образование - это подавление неприемлемого поведенческого импульса и одновременное, причём иногда сознательное, формирование противоположно направленного импульса. Цель реактивного образования - развернуть себя на допустимый лад, или хотя бы убедить себя и окружающих в собственной социальной приемлемости. Так, хорошо известно, что мальчики дергают за косы и обижают девочек, которые им нравятся, потому что дружба с девочками в определённом возрасти противоречит требованию половой самоидентификации и оказывается социально (в мальчишеской среде) неприемлемой. Известно также, что взрослые женщины, испытывающие тревогу по причине своей, как им кажется, излишней сексуальности, могут стать активными борцами с распущенностью и порнографией. Предполагают даже, что государственный антисемитизм в гитлеровской Германии был связан с еврейскими корнями фюрера. 7) Сублимация Сублимация - перенаправление энергии нежелательных, травмирующих или негативных переживаний на достижение социально одобряемых целей. То есть цель сублимации - сбросить внутреннее напряжение, использовав энергию внутреннего конфликта социально приемлемым образом. Например, песни о любви, приключенческие повести, готические романы нередко возникают в результате сублимации сексуальных желаний, агрессивных импульсов или затаённых страхов. Сам Фрейд полагал, что все достижения науки, искусства, спорта, материальной культуры обязаны своим появлением сублимации сексуальных импульсов. 8) Интеллектуализация Интеллектуализация - перенаправление внимания на совершенно постороннюю область с целью абстрагирования от негативных переживаний. Цель интеллектуализации - лишить подавленные нежелательные импульсы их энергии. Например, человек, потерявший своих близких, может дистанцироваться от своего переживания, решив, что "все там будем", и заняться изучением китайского языка или жизнеописания царя Хаммурапи. Используя интеллектуализацию, чтобы защититься, человек настойчиво разрушает эмоциональные связи с окружающим миром, чтобы мир больше не мог причинять ему боль. 9) Регрессия Регрессия - это возвращение к детским моделям реагирования на ситуацию конфликта, тревоги или давления. Цель состоит в том, чтобы демонстрируя беззащитность, ущербность, слабость, прекратить агрессию более сильного оппонента и побудить сочувствующих оказать помощь и поддержку. С другой стороны, возвращение в психологическое детство вызывает в памяти чувство безопасности, когда за всё в мире ответственность несут родители. Однако злоупотребление регрессией разрушает отношения с окружающими, останавливает собственное развитие, и даже приводит к появлению психосоматических заболеваний. Рационализация — это способность конструировать правдоподобные причины возникновения негативной ситуации. Цель рационализации - убедить себя, что проблема не в нас, а просто таковы обстоятельства или
свойства другого человека. Типа, "виноград зелен". Трусость часто объясняют осторожностью или предусмотрительностью, безответственность - нехваткой времени, агрессивность - самоотверженностью и заботой о близких, и тому подобное. Рационализация позволяет поддерживать самооценку на должном уровне, но нарушает связи с реальностью и к тому же не избавляет от душевных страданий. 11) Фантазии Фантазии - это уход от реальности в выдуманный, воображаемый мир, где мечты сбываются, проблемы отсутствуют или легко преодолеваются. Уходящие в фантастические миры могут жить весьма насыщенной в эмоциональном плане жизнью, но эти эмоции никак не связаны с реальностью. Наиболее
увлечённые геймеры и книгочеи (вторые сейчас уже, наверное, вымерли, как класс) не могут распознать, где заканчивается реальность, а где начинается воображаемый мир. Не потому, что они такие глупые, просто их картина мира, сформированная тысячами пройденных уровней или сотнями прочитанных романов радикально отличается от картины мира обычного человека, равно как и способ восприятия и интерпретации окружающего. ...и зачем она реально нужна Как мы понимаем, любая психологическая защита не служит целям адаптации человека в его социальном окружении, поскольку основана на его отрыве от реальности и укреплении тех или иных его иллюзий. С другой стороны, Зигмунд и Анна Фрейд разрабатывали свои теории не только для славы или чтобы время проводить. Их последователи-психоаналитики пытались использовать наблюдаемые у клиентов проявления с целью выявления скрытых конфликтов и подавленных импульсов, ведущих, вероятно, к неврозам. Эти надежды, однако, не оправдались. Потому что однозначной интерпретации поведенческие реакции людей, как правило, не допускают. Потому что такие реакции могут иметь не только внутреннюю направленность, когда они могут служить целям психологической защиты, но и внешнюю, коммуникативную функцию. Например, алкоголик, уверяя жену, что у него всё под контролем и он способен бросить пить, вовсе не имеет в виду, что он это может или собирается сделать. Просто ему нужно, чтобы жена перестала нудеть и оставила его в покое с приятелями. Жена, в свою очередь, терпит этого пропойцу, потому что вся ситуация вписывается в её картину мира. Поэтому она выслушивает очередное формальное заверение и, удовлетворённая, уходит. Про отрицание в стиле "не могу поверить" тоже нельзя определённо сказать, является ли это попыткой защититься от реальности или формальным выражением сочувствия. Про вытеснение также нельзя достоверно утверждать, что оно имеет место и производится именно с целью защиты. По одной "оговорке по Фрейду" невозможно выводить заключение о, скажем, подавленной агрессивности клиента. Иногда (часто) оговорка - это просто оговорка. Забавные оговорки наблюдались даже у компьютерных лингвистических программ. Идём дальше. Замещение. Если отец порет своего балбеса, который взял без спросу машину и разбил её, можно предположить, что день у отца не задался. Но вряд ли стоит считать эту порку замещением его подавленной реакции на конфликт с начальством. Аутоагрессия. Возможно, и даже вероятно, что это симптом серьёзных семейных проблем. Но доверять в этом случае словам взрослых членов семьи и списывать следы побоев на гипотетическую аутоагрессию ребёнка я бы не торопился. Всё может быть куда проще и объясняться банальным избиением. Проекция. Тут вообще всё очень неоднозначно. Когда один человек обвиняет другого в определённых грехах, довольно сложно отличить его собственную проекцию от конструктивной критики задолбавшего всех негодяя. Реактивное образование. Прикол здесь в том, чтобы уличить (и полечить!) некую принципиальную личность в грехах, с которыми эта личность активно борется. И тем самым устранить эту личность с политического поля. Предполагать подобное можно, но могут ли психоаналитики гарантировать или доказать, что любая ярко выраженная позиция по тому или иному вопросу - симптом реактивного образования, или есть и другие варианты? Сублимация. Считается, что писатели и поэты способны описывать лишь свои внутренние проблемы. В противном случае их творчество никого не трогает и в разряд бестселлеров не попадает, оставаясь лишь проявлением графомании. Возможно, это и так. Сомнения вызывает использование сублимации с терапевтическими целями - для выявления и устранения внутренних конфликтов путём активного творческого процесса, например, рисования. Либо этот метод бесполезен, либо в искусстве не могут существовать плодовитые художники (писатели, поэты...). Потому что в результате многократного обдумывания и изображения своих скрытых конфликтов у них должны перестать рождаться сюжеты новых произведений. Интеллектуализация. Не очень понятно, почему абстрагирование от переживаний считается методом психологической защиты. Возможно, это просто обычный способ восприятия окружающего мира данным человеком. Как у Платона - вот мир вещей, а вот мир идей. Или Платон так от чего-то защищался? Регрессия. Странное название. Причём здесь возврат в детство? Просто найденная опытным путём успешная стратегия выживания в обществе. Может быть. Рационализация. Грань слишком тонкая, чтобы однозначно отделять психологическую защиту и манипуляции от реальных обстоятельств. И то, что поначалу казалось обычной рационализацией, может оказаться жизненной мудростью ("если к другому уходит невеста, ещё неизвестно, кому повезло"). Фантазии. Здесь просто туман. Потому что геймерами и книгочеями становятся не от тяжких жизненных обстоятельств, а просто потому, что нравится. Возможно, это род зависимости, но на психологическую защиту от злобного мира не тянет. Как правило, геймеры и книгочеи живут в прекрасных условиях. Иначе им было бы не до игр и книжек. В общем, для психотерапевтов сами по себе эти поведенческие особенности малополезны, если только информация о них не сопровождается дополнительными тестами, беседами и наблюдениями за клиентом. Так для чего могут пригодиться все эти теории? Ответ простой - для себя любимого. Если вы отмечаете за собой, даже самым краешком сознания, припоминая свои конфликты с окружающими, что "вот здесь я отрицал очевидное", там "я обвинил кого-то в торопливости", здесь "был готов набить себя по щекам", и так далее - у вас появляется реальный материал, чтобы задуматься о собственных внутренних проблемах, найти их корни и проработать. Чтобы больше не переживать по пустякам, а просто радоваться жизни. |
В избранное | ||