Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Шесть движений любви и обучение


Здравствуйте, друзья!

Продолжаем тему про шесть движений любви или установления контакта. В этом письме я расскажу про то, как шесть движений проявляются при обучении.

Шесть движений любви и обучение

Движения «расслабиться» и «опереться» в этом случае работают как наличие энергии для обучения и готовность выйти за пределы известного, т.е. попробовать что-то новое. Дальше наступает черёд «тянуться к миру» - на этом этапе мы можем задаться вопросом, как и что мы хотим изучить и начинаем искать источники информации, релевантные ситуации. Этими источниками могут быть книги, статьи в интернете, видеолекции, «живые» курсы, различные секции или кружки, доступные для общения эксперты… На этапе третьего движения происходит подбор и классификация таких источников, оценка их адекватности для интересующегося. На следующем этапе («тянуть к себе», четвёртое движение) человек начинает уже предпринимать попытки освоить эти источники, то есть тянет к себе: достаёт (скачивает) и начинает читать книгу, идёт на лекцию или мастер-класс, смотрит видео… Здесь продолжается «тестирование», поскольку некоторые источники могут оказаться неподходящими (скажем, если лектор – занудный «совок», а книга написана с непередаваемой и совершенно неоправданной заумью), и часть материалов может отсеяться (если отсеялись все – может произойти возврат к предыдущему движению, то есть переформулированию вопроса и новому подбору материалов).

И уже в процессе обучения, с каждой прочитанной главой, каждым освоенным упражнением, наступает черёд пятого движения – присвоить и насладиться обладанием. Вспомните сами это замечательное ощущение, когда в результате прочтения очередного параграфа учебника (или главы научно-популярной книги) вам отрылось что-то новое и захватывающее… А что может сравниться с оргазмом от решения сложной задачи на смекалку, над которой бился часа два, если не больше?...

Как несложно догадаться, шестой этап (движение «отдать, поделиться») – это продемонстрировать свои знания или даже применить их в другой задаче. Тут и ответ на экзамене, и помощь друзьям в освоении этого материала (вот уж поистине «поделиться»), и даже написание статей или целого нового учебника для других людей.

Рассмотренный пример интересен тем, что он фрактален. То есть в нём можно выделить массу подзадач, в каждой из которых можно выделить те же самые шесть этапов. Скажем, подзадача поиска информации, подзадача прочтения книги или прослушивания лекции, подзадача составления конспекта, подзадача подготовки к экзамену… С таким же успехом можно выделить и более крупные задачи – если речь шла об обучении чему-то относительно небольшому (скажем, семестровый курс основ математического анализа), то более крупной задачей будет получение высшего образования с овладением новой профессией.
Как в рассмотренном примере могут проявиться нарушения различных движений?

Один из самых неприятных вариантов – это неспособность присваивать. Тогда человек вроде как и учит, вроде как решает примеры, но ему будет очень сложно почувствовать полученные знания и навыки своими  - и он удивительно легко будет их забывать, даже если прорешал сотню примеров… Итог – большие сложности с продвижением на следующий уровень обучения. При этом отягчающим обстоятельством может оказаться то, что от овладения знанием человек не будет получать никакого удовольствия.

Если нарушено третье движение (тянуться к миру, хотеть), то такой человек будет заметно апатичнее и пассивнее большинства других. Он будет проявлять мало интереса и местами лишь уныло следовать линии большинства. Или вовсе замкнётся в себе.

Нарушения в четвёртом движении (тянуть к себе), скорее всего, скажутся на усидчивости и способности читать (или решать задачи) не по две-три минуты, а по полчаса-час и долее, сколько требуется для обучения. Внимание здесь будет убегать куда угодно как во время самостоятельных занятий, так и на лекциях или мастер-классах – и без преподавателя, который умеет качественно держать внимание аудитории занятие просто сольётся в канализацию.

Нарушения в шестом движении (отдавать, делиться) могут проявиться как в сторону избыточности, так и в сторону недостатка. Скажем, студент может не только отказать товарищам в списывании (что лично я считаю вполне нормальным), но и жёстко завернуть их просьбы помочь разобраться в материале, объяснить какой-нибудь сложный пример. И будет такой «ботаник» уныло кичиться своим как бы знанием (а оное очень быстро станет именно «как-бы-знанием», поскольку без обмена информацией с окружающими очень легко не заметить свои ошибки и накопить их до неприемлемого уровня). В противоположном же случае может случиться, что человек будет стремиться начать учить других, что-то им объяснять ещё до того, как толком разобрался сам. Кстати, довольно хороший вариант, если это честно обставляется как «давайте вместе разберёмся». Но если при этом человек во что бы то ни стало стремится создать или поддержать имидж «самого умного и знающего», то получается цирк с хромыми конями и драными дворнягами.

В следующей статье я расскажу про то, как шесть движений любви проявляются в отношениях.

До скорого!

Всегда к Вашим услугам,

Павел Григал.

 

P.S.: Скорее всего, когда вы будете читать это письмо, я буду довольно далеко от компьютера, за пределами нашей страны. Вернусь 6 декабря. Если будете мне что-то писать - имейте ввиду, с моей стороны возможны перебои со связью, так что ответ может прийти ой как не сразу.


В избранное