Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Практика (скоро)чтения


Что влияет на скорость чтения?

Добрый день!

Наверняка вы не раз и не два сталкивались с рекламой курсов скорочтения. Возможно, многие из вас даже ходили на такие курсы-тренинги-занятия. Много ли с них вынесли – другой вопрос.

Про себя я могу сказать, что любые живые тренинги давали мне что-то лишь в том случае, если я в течение где-то месяца после них продолжал заниматься самостоятельно или как-то иначе применять полученные навыки. Это верно как для всевозможных медитативных практик, так и для того же скорочтения.

Быстро ли я читаю сейчас?

Смотря что и смотря когда. Для меня одним из самых важных результатов работы с техниками чтения стала возможность регулировать свою скорость. При том, что я и так читаю не сказать чтобы медленно, я вполне способен ускориться раза в полтора-два, читая серьёзную литературу естественнонаучного и практического характера.

Кстати, лучше всего это работает, если сидеть или даже стоять. Читая лёжа ускоряться практически нереально. Да, сравнительно неплохо читать по дороге в метро, но там уже другой негативный эффект из-за шума и вибрации, что снижает эффективность чтения и не лучшим образом сказывается на зрении.

Вообще, с чтением есть очень простая закономерность: чем больше вы читаете, тем быстрее это у вас получается. Это как с бегом: чем больше вы регулярно пробегаете, тем выше ваша выносливость (то есть тем быстрее и тем дольше вы можете бежать). Да, это эффект тренировки.

Но и стратегические приёмы здесь тоже есть. Скорость чтения очень зависит от того, чего ради вы читаете. Да, звучит тривиально, но это – самый важный фактор.

Одно дело – художественный текст, читаемый «интереса ради». Совсем другое – текст технический.

И уж конечно, всякий, сталкивающийся с большим количеством литературы, мечтает научиться читать быстрее. Кому хоть раз не приходила в голову мысль, что «хорошо бы научиться читать раз в десять быстрее…»

Скажем прямо: раз в десять – нереально. Разве что прямо сейчас вы читаете совсем медленно и печально, по слогам и без задора.

Раза в два-три – легко. Однако фантастические результаты вроде 60.000 знаков в минуту – это не то чтобы недостижимо, это… Как правило, просто бессмысленно. Да, ставятся и более внушительные «рекорды». Но – на книгах, которые «чемпион» прочёл уже не раз и не два. Ну, вы понимаете. Какой-нибудь том из саги про Гарри Поттера, зачитанный до сами-знаете-какого-состояния.

А в «реальной жизни» всё хитрее. В предвыборный штаб одного из американских президентов не брали людей, читавших быстрее 4.000 знаков в минуту. Потому что – как в том анекдоте:

«- Девушка, вы с какой скоростью печатаете?

– Тысяча знаков в минуту!

– Ого! Конечно, берём вас на работу!

– (девушка, хихикая в сторону) Такая ерунда получается…»

Так и здесь: при чтении действительно важных документов большая скорость может привести к рассеиванию внимания и упусканию важных деталей.

По-настоящему быстро будет читать тот, кто не столько умеет быстро двигать глазами (хотя это, конечно, тоже важно), а скорее:

а) знает, чего хочет от чтения;

б) умеет находить нужную информацию;

в) умеет быстро отличать нужную информацию от «воды» и пробегать последнюю по диагонали;

г) перед чтением действительно важного текста пролистывает его целиком, намечая «план сражения».

Первый пункт – мотивация – самый важный. Вам не нужно спешить, если вы читаете увлекательный роман, наслаждаясь текстом. Более того – если вы нарабатываете литературный язык, отвлекаясь на регулярный пересказ и осмысление текста, спешить и вовсе некуда.

А вот если для литобзора диплома или диссертации вам надо перелопатить сотню статей, то первым делом для каждой из них вы будете определять, стоит ли её читать вообще, затем – бегло просматривать предмет нужной вам информации, и уже после этого (если статья прошла оба этих фильтра) вникает в статью целиком.

Так что я даже немного изменю формулировку:

По-настоящему быстро читает не тот, кто читает много, а тот, кто знает, чего хочет, и читает то, что ему нужно.

Так что – приятного и полезного чтения!

Павел Григал.

 

P.S.: Наверняка вы не отказались бы от пары рекомендаций на конкретные источники и курсы. Что ж, утомлять вас не буду, но три пункта перечислю:

1. Тони Бьюзен, "Учебник быстро чтения". Книга. Не только классика жанра, но и один из лучших вариантов по теме. Сам по ней продолжаю заниматься.

2. Иван Полонейчик, "Эффективное чтение и конспектирование". Учебный видеофильм. Многие техники пересекаются с вышеупомянутой книгой, но есть и очень важный блок - конспектирование - жизненно необходимый для студентов и всех, кто активно учится. Замечу, что у Ивана Ивановича я научился многому и продолжаю учиться с удовольствием.

3. Мой курс "Память и внимание: выходим на новый уровень". Не совсем про скорочтение, а скорее про осмысление жизни "здесь и сейчас". Про получение свежих впечатлений и расстановку приоритетов. Работа с текстом и развитие языка, улучшение памяти оперативной и долговременной, повышение вниманительности и развитие телесных ощущений - и эффект синергии, дающий тот самый "выход на новый уровень".


В избранное