Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Голос-логос жизни

  Все выпуски  

Голос-логос жизни


12.02.2012. Выпуск №12

«Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи». – Цицерон Марк Туллий – древнегреческий философ, оратор, политический деятель. Родился 03.01.106 г. Умер 07.12.43 г. до н.э.

 

О голосе в «Войне и мире» Л.Н.Толстого

Том I

 

Для великих писателей  описание голоса изображаемых ими героев является одним из главных выразительных средств. На русском языке более всего таких описаний в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Этих описаний так много, что можно было бы написать целую диссертацию на эту тему. (Кстати, кому это интересно я могу помочь в этом полезном и интересном деле. Скажу заранее, что,  занимаясь этой проблемой, у вас и независимо от вас, начнется изменяться ваш голос в лучшую сторону, вы будете лучше слышать, лучше говорить, да и в целом ваша жизнь будет улучшаться.  Вы еще раз докажите себе и всему миру (я об этом постараюсь), что голос – это главная составляющая нашего существа.) Сосредоточение внимания на описаниях голоса великим писателем позволяет все более и более убеждаться, что наш голос является величайшим даром, которым мы не умеем по настоящему пользоваться.

Начинаю с описание голоса Александра I . Здесь я хочу подчеркнуть то, о чем я постоянно говорю. А именно: голос должен прежде всего воздействовать своей информационной (интонационной) составляющей, а не энергетической (силовой, механической составляющей). Именно в этом и состоял феномен Шаляпина, о котором точно сказал наш великий критик В.Стасов: "Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений".

 

 

ВОЙНА

Осмотр государем русских войск накануне  Аустерлицкого сражения

Выделения о свойствах и роли голоса мои (В.Б.)

Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что по мере приближения всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Все ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос — этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.

  Les huzards de Pavlograd? 1 — вопросительно сказал он.

  La reserve, sire! 2 — отвечал чей-то  голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards dc Pavlograd?

1 — Павлоградскпе гусары?

2 – Резерв, ваше величество

Сцена встречи Кутузова

Командирский голос

— Едет! — закричал в  это время махальный. Полковой командир, покраснев, подбежал   к   лошади,   дрожащими руками   взялся   за   стремя,   перекинул тело,   оправился,   вынул шпагу  и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть.

Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.

— Смир-р-р-на! — закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему  начальнику.

 

Ценные свойства голоса

  Это Долохов, — сказал, князь Андрей.

  Л! — сказал Кутузов. — Надеюсь,  что этот урок тебя исправит, служи  хорошенько.   Государь  милостив, И я по забуду тебя, ежели ты заслужишь.

Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего также дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.

  Об одном прошу, ваше высокопревосходительство,— сказал  он  своим  звучным, твердым, неспешащим  голосом. — Прошу дать мне случай загладить  мою  вину  и доказать мою преданность государю императору и России.

 

Роль пения в войсках

 

— Песенники вперед! — послышался крик капитана, И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося...» и кончавшуюся словами: «То-то, братцы, будет слава нам с Каменским отцом...» Песня эта была сложена в Турции я пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова:  «Кутузовым отцом».

Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песеннинов и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую-то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:

Ах, вы, сени мои, сени!

«Сени новые мои...», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками. Солдаты, в такт песня размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая .в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей. Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты.

 

Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которою говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.

  Ну, как ладишь с начальством? — спросил Жерков.

  Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?

  Прикомандирован, дежурю. Они помолчали.

«Выпускала сокола да из правова рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.

  Что, правда австрийцев побили? — спросил Долохов.

  А чорт их знает, говорят.

  Я рад, — отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала   песня

Встреча друзей детства

Николая Ростова и Бориса Друбецкого в армии

Возмужание голоса

 

Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни, Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.

— Ах вы, полотеры проклятые! Чистенькие, свеженькие, точно с гулянья, не то что мы грешные, армейщина,— говорил Ростов с новыми для Бориса баритонными звуками в голосе и армейскими ухватками, указывая на свои забрызганные грязью рейтузы.

 

Отрицательные свойства голоса

 Бергом, обращаясь к Николаю Ростову

  Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, — сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.

Сцена смотра войск российским императором

Ценные свойства голоса

 

Красивый, молодой император Александр, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным, негромким голосом привлекал всю силу внимания.

 

Сцена Аустерлицкого сражения

Голос и паника в войсках

Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андреи, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.

— Посмотрите, посмотрите, — говорил этот адъютант, гляди не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой, — Это французы!

Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого, Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.

  Это неприятель?.. Нет!.. Да, смотрите, он... наверное... Что ж это? — послышались голоса.

Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.

«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей и, ударив лошадь, подъехал к Кутузову.

  Надо   остановить   апшеронцев, — закричал   он,— ваше высокопревосходительство!

Но в тот же миг все застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «Ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу все бросилось бежать.

Смешанные, все увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.

 

МИР

Сцена на дне рождения Наташи.

Природа голоса.

 

 Голос 12-и летней  Наташи

- Мама! – прозвучал по всему столу ее детски-грудной голос.

 

Ценные свойства голоса

 

Голос Марьи Дмитриевны.

— О чем вы там шумите? — вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны.

  Все о войне, — через стол прокричал граф.— Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.

  А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На все воля божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении бог помилует, — прозвучал без всякого усилия с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.

 

.

Решение личных проблем князем Василием

обволакивающий, гипнотизирующий, магический, волшебный, пленительный голос князя Василия

 Сцена с Пьером .Цель: прибрать  к рукам крупную сумму денег.

 

Ну, мой друг, завтра мы едем наконец, —сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным-давно решено между ними и не могло быть решено иначе.

— Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас все важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.

Несмотря на всю силу тона усталости и уверенности, с которою произнесены были эти слова, Пьер, так долго думавший о своей карьере, хотел было возражать. Но князь Василий перебил его тем воркующим, басистым тоном, который исключал возможность перебить его речь и который употреблялся им в случае необходимости крайнего убеждения.

  Mais, mon cher  (но, мой милый), я это сделал для себя, для своей совести, и меня благодарить нечего. Никогда никто не жаловался, что его слишком любили; а потом, ты свободен, хоть завтра брось. Вот ты все сам в Петербурге увидишь. И тебе давно пора удалиться от этих ужасных воспоминаний. — Князь Василий вздохнул. —Так-так, моя душа. А мой камердинер пускай в твоей коляске едет. Ах, да, я было и забыл, — прибавил еще князь Василий, — ты знаешь, mon cher , у нас были счеты с покойным, так с рязанского я получил и оставлю: тебе не нужно. Мы с тобой сочтемся.

Сцена с князем Болконским Николаем Андреевичем  в его имении. Цель: женить своего сына Анатоля на княжне Марье

 

Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас  же  объявил ему  о своем желании л надеждах.

—'Что ж ты думаешь, — сердито сказал старый князь, — что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! — проговорил он сердито. — Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: все открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. — Князь фыркнул. — Пускай выходит, мне все равно, — закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.

  Я вам прямо скажу, — сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности  хитрить перед проницательностью собеседника. — Вы ведь насквозь  людей  видите. Анатоль  не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.

— Ну, ну, хорошо, увидим.

Сцена получения письма Ростовыми от сына Николушки из армии.

Роль интонационного слуха

Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.

  Mon bon ami? (мой добрый друг) — вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.

Граф зарыдал еще больше,

  Николушка…письмо...   ранен...   бы...   был...   mа chere... ранен... голубчик мой... графинюшка... в офицеры произведен...   слава  богу...   Графинюшке  как  сказать!..

Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит все, коли бог ей поможет.

Все время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самый незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что-нибудь касающееся брата и что Анна Михайловиа приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопрос и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась  на шею.

Сцена встречи Багратиона в Английском клубе

Голоса представителей высшего света.

3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов, и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое-кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудреные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках.

 

В   третьем  кружке   Нарышкин  говорил  о   заседании  австрийского военного совета, в котором Суворов закричал  петухом в ответ на глупость австрийских генералов. Шиншин, стоявший тут же, хотел пошутить, сказав, что Кутузов, видно, и этому нетрудному искусству — кричать по-петушиному — не мог выучиться у Суворова; но старички строго посмотрели на шутника, давая ему тем чувствовать, что здесь и в нынешний день так неприлично было говорить про Кутузова.

 

Сцена скандала между Пьером и Элен

Голос в состоянии аффекта

-Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен... — расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

— Я тебя убыо! — закричал он, и, схватив со стола мраморпую доску, с неизвестною еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нес.

Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из  комнаты.

Сцена слушание Николаем Ростовым пения Наташи

Возрождение жизни голосом

   (За несколько минут до этого события Николай Ростов проиграв в карты целое готов был застрелиться)

 «И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые се слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudole affetto...(О, моя жестокая любовь) Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор, а вот оно настоящее. Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!., как она этот si возьмет? взяла! слава богу!» — и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.

    О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире! Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...

 

Практика возрождения природного голоса.

 

 

Упражнение 3. Цель: контроль всех базовых элементов развития голоса.

1. Создали орган.  «Первый рот» открыт (расстояние между зубами - на толщину мизинца),  “второй  рот”  открыт  при  выполнении  всех упражнений, и это - аксиома.

2.  Втянули живот вовнутрь (поджать живот). Это приводит диафрагму в  вертикальное положение и обеспечивает  малое дыхание.

3.  Положили ведущую  руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух.

4. Ладонь левой руки поднесли ко рту. Она  контролирует выдох. Следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна.

5.Легкий вдох носом «принюхиванием».  Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное - удобство и неглубокое дыхание.

 Внимание! В начале обучения очень полезно делать небольшую задержку  выдоха (5-10 секунд)

 

 

 Она делается для того, чтобы в трахее за это время повысилось воздушное давление и воздух из вас стал бы выходить под влиянием разности давлений (бронхиального и атмосферного).

Эту задержку выдоха надо делать до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что ваш выдох идет сам по себе, т.е. под действием гладкой мускулатуры.  В этом все дело. От того, как вы преуспеете в освоении этого главного элемента методики, зависят все остальные успехи.

 

6. Задержка дыхания 5-10 секунд.

7. Отпускаем дыхание  и наблюдаем, как звук плавно без наших усилий выходит из нас.  Этот тишайший звук напоминает стон или легкое русское «ха» Субъективно мы не дышим. Если сразу тишайший звук не получается, то тогда мы пропускаем сквозь связки  легкий шум на согласной Х и гласной А и делаем это тех пор этот шумовой звук не превратится в тишайший звук.

Этот прием подведения к звуку целесообразно выполнять  на всех упражнениях.    

8. Устанавливаем   удобный  ритм дыхания по изученной схеме.

Перспектива: необходимо добиться, чтобы  упражнение 1 выполнялось абсолютно без напряжения.  В этом его глубокий смысл. Должно создаться впечатление, что вы можете его выполнять, хоть целые сутки. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Тогда надо сразу прекратить упражнение, отвлечься, расслабить мышцы и приступить снова к упражнению. Это упражнение ключ всей методики.

При признаках недомогания надо сразу начинать это упражнение. Оно будет похожим на стон. Вибрации, образующиеся при таком способе звукоизвлечения обладают целебном свойством. Об этом известно издревле. Пифагор, Парацельс считали вибрации собственного голоса главным лечебным фактором. Мой личный опыт подтверждает эту гипотезу. За последние 18 лет, практически более 12 часов повышенная температура и простуда не держались

 Дорогие читатели, более подробно практика освещается   в рассылке Скрытые резервы нашей психики ее адрес: subscribe.ru/catalog/psychology.psycho

 Последние новости на моем сайте www.bagrunov.ru

   Есть одно место на занятиях скайпу:   bageon 1945

 

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 

 


В избранное