Сегоднясуббота и обычно выходные дни с 12.00. я провожу в шахматном клубе на Петроградской стороне, где проходят шахматные турниры по активным шахматам. Для справки: это когда шахматисты играют с ускоренным контролем времени (обычно это по 15 мин. каждому на партию). Но сегодня на градуснике минус 20 и я решил никуда не выходить и сделать очередной выпуск.
Тема Владимира Высоцкого прямо стыкуется с проблемой природного голоса и об этом и пойдет речь.
На своих занятиях я всегда привожу очень показательный пример, который сразу приводит к пониманию сути проблемы природного голоса.
Композитору В. Соловьему-Седому и поэту М. Матусовсому на правительственном уровне было поручено написать песню, которая должна быть исполненана церемонии закрытия VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, открывшегося 28 июля 1957 года в Москве. Решили дать еезаписать лучшему на то времябаритону Большого Театра Евгению Кипкало.
Когда прослушали эту запись, все ахнули и расстроились: слушать это было невозможно. Это было нотное пение. А формально не придраться: ноты чисто пропеты, голос тоже, что надо: опертый и т.п. Каким-то образом об этом узнал актер Малого драматического театра Владимир Трошин.Комиссии ничего не оставалось, как дать любителю сделать запись. После прослушивания все были вне себя от радости, вспоминая поговорку: «не было бы счастья, да несчастье помогло».
С тех пор «Подмосковные вечера» стали своеобразным музыкально-поэтическим символом страны.
Итак, в целом все понятно. Теперь попытаемся копнуть глубже.
К сожалению, науки о голосе не было и нет, до сих пор. Мало того, не поставлен даже вопрос с какой целью, для чего голос дан природой?
Давайте поставим этот вопрос и попытаемся на него ответить.С какой целью весь животный мир издает звуки? Ответ простой: чтобы передать с помощью звука какое-то сообщение. Попросту передавать сигналы с помощью звука. Таким образом, мы видим, что звук это только способ передачи сигнала, иглавное в этойдвоичной комбинации – сигнал. А звук –только способ передачи сигнала. Итак, природа голоса не в звуке, а в передаче сигнала
с помощью звука.
Вот такое простое умозаключение полностью отправляет на свалку все методы работы с голосом, во главу которых поставлен звук.
Для доказательства сказанного, на минутку представим себе, чтобы Булат Окуджава, а затем Владимир Высоцкий пели бы по нотам. Представить это невозможно.
Итак, переходим к практическим выводам.
Занятия пением под рояль уничтожают голос, так как ноты это шкала, темперированные звуки т.е. непрерывность звука разбита почастям (на 12 полутонов). Так называемые распевки (гаммы, арпеджио и прочие выдумки)калечат голос с первого занятия.
Переходим к практике возрождения природного голоса.
Упражнение 1. В любом положении тела (стоя, во время ходьбы, сидя, лежа). Рот закрыт. Легкий вдох (разумеется носом).Выдох с тихим звуком (без малейшего усилия)попеременно, то через нос (рот закрыт), то через рот. Рот еле открыт (мизинец не пролезет сквозь зубы).Время устанавливаете произвольно, хоть целые сутки.
Ученикам я говорю: вы дышите? –Дышите. Так выдыхайте с легким звуком.
Вот этот звук без малейших усилий – есть центрвашего природного голоса. Пока центр не установлен, все остальное идет во вред голосу.
Подробности о занятиях и прочее,на моем сайте www.bagrunov.ru
Освободилось одно место на занятиях скайпу:bageon 1945