Жизнь общества протекает в состоянии постоянного обновления информации, как на уровне физиологии (меняется информация в генах[1]), так и на уровне культуры
общества.
«Все течёт, все изменяется». Меняются сами люди, меняется и окружающий мiр. Люди рождаются и умирают. Одно поколение людей приходит на смену другому. Но, если информация, содержащаяся в генофонде человека, меняется очень медленно и равномерно, то информация, содержащаяся в культуре общества (технология, наука, философия), имеет тенденцию изменяться с ускорением. Причём, в ХХ веке эти изменения приобрели буквально «взрывной»
характер (об этом времени говорят как о научно-технической революции). В связи с этим, стало меняться и отношение людей к жизни. При сравнении периодичности обновления поколений (генофонда) и периодичности обновления технологий (культуры) мы и обнаружим главное отличие современного человека от своих предков.
Что же можно взять в качестве «единицы измерения жизни поколения», какое время? На активную жизнь одного поколения приходится примерно 20–25 лет. Именно за это время каждое очередное поколение привносит в общество что-то своё. Время рождения первого ребенка у женщин также происходит в среднем в возрасте 20–25 лет. Эту цифру мы и возьмём в качестве «единицы измерения периодичности смены поколений». То есть, рождается
новое поколение, которое несёт в чём-то обновлённую генетическую информацию. Эту периодичность процесса, можно назвать частотой, частотой обновления поколений — «биологической частотой» (частотой обновления информации на биологическом уровне, уровне генокодов). И если посмотреть на эту частоту в течение всего глобального исторического процесса, то окажется, что она практически не меняется. Она была и остается, в основном, постоянной! (Женщины как рожали в 20-25 лет, так и рожают,
в среднем).
А как изменяется, обновляется окружающий человека мiр? Что и как в нём «рождается» и «умирает»? Есть ли здесь какая-либо периодичность?
Если взять природные явления, то они изменяются, в общем-то, равномерно: зима — лето, день — ночь и т.д.
Но человек не только живёт в природе, он может вторгаться, вмешиваться в окружающий мiр. Он строит и взрывает, сажает деревья и рубит их, перекрывает реки и прокладывает каналы, изобретает и тому подобное. То есть, человек по своему усмотрению создал техносферу, которую он непрерывно «совершенствует». Есть ли здесь какая-то периодичность? — Есть!
Рассмотрим это для простоты на примере одной из областей деятельности человека — транспортных средств. Изобрёл человек телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Изобрёл человек карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл человек паровоз. Конструкция этого транспортного средства менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля обновление
пошло уже через единицы лет.
То же и со средствами связи: тысячи лет бегали посыльные, сотни лет использовалась голубиная почта, а затем почтовая служба стала совершенствоваться через десятилетия: фельдъегеря, почтовые дилижансы, почтово-багажные поезда, телеграф, телефон; в наше время технологии спутниковой связи обновляются каждый год.
Можно приводить массу примеров из различных областей жизни общества. И общим для всех примеров будет тот факт, что в ходе глобального исторического процесса частота обновления технологий и технических знаний всё время увеличивалась, шло «убыстрение» процесса вытеснения устаревших технологий и замены их на новые.
Назовём эту частоту обновления технологий — «социальной частотой» (частота обновления информации на социальном, внегенетическом уровне). Она в глобальном историческом процессе не была постоянной. Сначала она менялась очень медленно (тысячи лет), потом чуть быстрее (сотни лет), потом ещё быстрее (десятки лет) и сейчас очень быстро (единицы лет).
Сопоставим эти две частоты друг с другом. Если раньше многие сотни и даже тысячи лет «биологическая частота» была больше «социальной» (то есть, поколения людей сменялись чаще, чем технологии), то в первой половине ХХ века ситуация качественно изменилась. Теперь «социальная частота» стала больше «биологической» (теперь технологии меняются быстрее, чем успевает народиться новое поколение). Это явление мы
назвали «Законом Времени».
Мы живём в удивительный период истории. Никогда прежде человечество не оказывалось в таком информационном состоянии, в котором оно находится сейчас. Это произошло впервые за всю многотысячелетнюю историю человеческого общества!
Раньше на протяжении всей жизни одного человека и жизни поколения людей изменений практически не происходило, или их было очень мало. Прожил человек жизнь, и ничего вокруг него не менялось. А если что-то и менялось, то совсем незаметно.
Теперь за время жизни одного человека (жизни одного поколения) происходят многократные изменения в окружающем его социуме (изменения в информационном состоянии общества). Приведём ещё примеры:
·счёты-«костяшки» — арифмометры — громадные ламповые ЭВМ — ЭВМ на транзисторах в громадных залах — персональный компьютер на письменном столе;
И всё это произошло за время жизни одного поколения людей! У людей сейчас появилась объективная возможность сравнивать, сопоставлять одно с другим и делать из этого сравнения выводы. Раньше такой возможности не было.
Если раньше крестьянин ходил за плугом всю свою жизнь, верил в Бога, умирал за царя и других представлений о жизни он не имел. Так жил он, так жили его родители, так будут жить и его дети, и внуки. У человека не было возможности даже представить, что возможна какая-то другая жизнь. Жизнь у крестьян была бедная, всё, что он зарабатывал, забирала элита (бояре, дворяне, духовенство, царь), но у него даже мысли не возникало
о том, что это несправедливо, потому, что такой порядок казался вечным[2] (Если крестьяне и поднимались на восстания, то не для того, чтобы сменить порядок в государстве, а для того, чтобы сменить царя «плохого» на «хорошего»).
Но в двадцатом веке, на протяжении жизни одного человека происходило столько событий, чтонекоторые (повторюсь ещё раз) родились при царе, видели революцию, Ленина и Сталина, «развенчание культа личности Сталина» при Хрущёве, затем «развенчание» самого Хрущёва, пожили при Брежневе, затем критика правления Брежнева, пережили «демократизацию». Незыблемое рушиться. В таких условиях невольно возникают
вопросы: «Так что же происходит?» Даже человеку, который нигде и никогда не учился, многое становится понятно (когда «на глазах» меняются целые эпохи в жизни общества, невольно улавливаешь закономерности). И вот теперь качественно новое информационное состояние общества объективно меняет отношение всех людей к происходящему вокруг них.Простой человек начинает понимать социальные механизмы управления обществом, начинает понимать, каким образом его дурачат. В таких условиях рождается собственное
мнение, собственные предложения по организации общественной и государственной жизни. Происходит смена логики социального поведения людей.
(Доказательством изменившихся условий жизни является и то, что со второй половины 1980-х гг. стоимость средств обработки информации в годовом объеме мiрового производства стала превышать стоимость оборудования сферы материального производства.)
Старые механизмы управления людьми в двадцатом веке уже не работают, тем более в двадцать первом. В моей молодости, ещё в советское время, ходила поговорка: «работать задаром теперь дураков нет»[3].
И сегодня, сокрытие налогов стало нормой (всем ведь понятно, что большая часть государственных доходов разворовывается), от армии «косят» в массовом порядке (За что воевать? Помогать отмывать миллиарды доморощенным олигархам?). У толпаря есть возможность сегодня стать человеком! Люди пока не знают что делать, но уже никому не верят. Это ярко демонстрируют выборы: большинство на них просто не ходит. Единственный выход из такой ситуации – создать условия, при которых каждый человек объективно сможет распоряжаться
собственными условиями жизни (местное самоуправление на деле) и влиять на управление страной (возможно через те же выборы, но с чётким пониманием происходящих событий, через реальное участие в работе общественных, прежде всего политических, организаций и через действенную систему общественного контроля над выборами и деятельностью всего государственного аппарата), потому что теперь все хотят решать самостоятельно как им жить. Ленинское выражение: «Каждая кухарка должна учиться управлять государством!» – как
никогда своевременно. Многие люди уже сегодня способны не хуже министров оценивать положение в государстве, но для этого им не хватает двух основных условий: доступности достоверной информации, а также возможности для любого человека получить любое образование, независимо от материального или социального положения[4].
И образование должно быть не таким, какое оно сегодня (людей просто накачивают информацией), а должно учить размышлять. Кроме того, люди должны быть воспитаны как активные участники в собственной жизни, и, прежде всего, в политике.
Но человек — не выключатель: «вкл.» — «выкл.». Он — система инерционная. Изменения психологии человека, его мiровоззрения происходят не сразу. Этот процесс смены логики социального поведения сейчас и идёт в обществе. У кого-то это происходит быстро, у кого-то медленнее. Но он идёт и его не остановить! И процесс этот касается не только нашего государства, он касается и других стран. (Хотя, есть люди,
которые мечтают вернуть кустарное производство, так называемое «постиндустриальное общество», когда обществу не надо будет давать много знаний и через это подчинить его себе. Если такое действительно возможно, то, может быть, это тоже выход? А, может быть, надо вернуться ещё дальше – в первобытный строй? Возможно, Природа ставит людей перед выбором: либо сброс зажравшихся толпарей назад вмир животных, либо выход людей в ЧЕЛОвечность.) Мы живем в исторический период, когда изменение соотношения
эталонных частот биологического и социального времени уже произошло, но становление новой логики социального поведения как статистически преобладающей и определяющей жизнь всего общества еще не завершилось.
Закон Времени – это смена соотношения биологического и социального частот.
Но «Закон Времени» только даёт возможность людям понять Законы Управления. Поймут ли они их? – Зависит от самих людей!
Из вышесказанного следуют серьёзные выводы.
[1] Всё, что происходит с человеком, отражается на его генофонде. И плохое и хорошее запоминается генами. Поэтому, совершая те или иные поступки, мы провоцируем своих потомков на повторение того же в будущем.
[2]Сегодняшние мафиози в России мечтают о возвращении прошлых времён с православной идеологией, дабы они могли спокойно «сидеть» на мешках с награбленным добром, и никто бы вокруг не сомневался, что это правильно. Именно поэтому
криминал поддерживает церковь, давая им на развитие огромныепожертвования. Они нутром чуют, что без церковных догматов, делающих людей спокойными и покорными, им спокойствия тоже не видать (аналогично развиваются и другие церкви: мусульманская, буддисткая, индуисткая, католическая и другие, – практически, я так считаю, все 800 конфессий ныне существующих, служат этой же цели).
[3]Демократия конца ХХ века настолько задавила людей, что они безропотно работают не то, что за гроши, но даже и задаром. Хочется верить, такое положение вечно не сохраниться
и люди потребуют своих прав не с помощью голодовки и сидения на рельсах, а через политику, через общественные политические организации, и возьмут власть в свои руки.
[4] С ростом образования количество управленцев стремится к пределам всего общества, потому что даже осознанное голосование – это уже процесс управления.