[TIFLO] Хочу быть не хуже других!

Хочу быть не хуже других!
05.03.2009
Александр Шорин
Свердловская область. С самого детства большинство инвалидов изолированы от общества:
они учатся в специальных детских садах, в спецшколах, специнтернатах:
Программы инклюзивного образования, которые предполагают обучение инвалидов в
обычных учебных заведениях, позволяют им лучше адаптироваться в жизни.
Вот только такие программы есть пока далеко не везде, да и реализация их на практике
далека от идеала:
В детские сады детей-инвалидов берут. Но не всех
Вообще-то по закону дети-инвалиды дошкольного возраста при поступлении в детские
сады даже пользуются приоритетом, но на деле устроить <особого> ребёнка
в обычный детский сад непросто. Татьяна Черкасова из села Логиново, что близ
посёлка Белоярский, член инициативной группы родителей детей с синдромом Дауна,
рассказывает: <Мой ребёнок ещё очень маленький, ему рано в детский сад, но, по
отзывам других родителей, знаю: отдать в детский сад ребёнка с синдромом
Дауна - проблема, и поэтому многим родителям приходится пользоваться услугами
частных детских садов или договариваться с другими родителями, чтобы присматривать
за детьми по очереди: К сожалению, в России вообще нет серьёзной работы с детьми
с синдромом Дауна, которым меньше десяти лет, и примеры достижений мы приводим
исключительно зарубежные:>.
Эмма Николаевна Остякова, которая живёт в Кировском районе Екатеринбурга, - бабушка
особого ребёнка. <В Екатеринбурге и обычных-то детей в детский сад устроить -
целая проблема, а у Ванечки - задержка в развитии. Какое-то время Ваня ходил
в частный детский сад, а потом я ушла на пенсию, и с тех пор родители всегда
оставляли его со мной>.
Бывают и другие случаи. Станислава, внучка екатеринбурженки Натальи Селиной,
- тоже особый ребёнок. И, тем не менее, девочка ходила в самый обыкновенный
детский сад, а потом пошла учиться в обычную школу.
- В детском саду у Стасечки всё было хорошо, - рассказывает Наталья Александровна.
- А вот в школе, из-за её гиперактивности, к сожалению, не сложились
отношения ни с одноклассниками, ни с учителями. Рекомендуют перевести в другую
школу: Я сама - педагог, работаю со слабослышащими и глухими детьми. Большинство
из них ходят в специальные детские сады или сидят дома, а потом идут учиться
в интернат. Чтобы заниматься с такими детьми, нужен большой опыт, особый подход
-
мне потребовалось много времени, чтобы научиться работать со слабослышащими.
И не каждый из детей-инвалидов вообще смог бы учиться в обычной школе.
О том, как складывается ситуация в Екатеринбурге, рассказывает председатель Свердловской
областной организации родителей незрячих и слепых детей <Окно в мир>
Наталья Черепанова: <В нашем городе всего несколько специализированных детских
садов для слабовидящих детей. Тотально слепых туда не берут, да и в этих
садах мест нет. Для тех детей-инвалидов, кому не хватило мест, государством предусмотрена
такая альтернатива: воспитатели из ближайших по месту жительства
детских садов должны заниматься с такими детьми на дому. Но это не решение проблемы,
так как эти услуги оказываются зачастую формально и проблемы не решают!
Ещё есть центр <Ресурс>, где работают и с тотально слепыми детьми, но он один
на весь Екатеринбург, и в группе там всего пять-шесть детей>.
По словам директора екатеринбургского центра психолого-медико-социального сопровождения
<Ресурс> Надежды Должиковой, дети-инвалиды дошкольного возраста
куда хуже адаптируются в незнакомой среде, чем, к примеру, школьники. Большинству
из них требуется присутствие родителей, помощь педагогов и воспитателей.
А если учесть тот факт, что в екатеринбургских детских садах дефицит мест и для
здоровых детей, то инклюзив в таком возрасте становится очень трудным делом:
Главный специалист минобразования Вера Артегова так комментирует сложившуюся
ситуацию:
- Оптимальным способом инклюзивного образования для дошкольников я считаю группы
кратковременного пребывания. Такие группы не требуют создания специализированных
детских садов и позволяют детям-инвалидам общаться со сверстниками, а также получать
своевременную квалифицированную помощь специалистов: медиков, педагогов,
психологов. Но, конечно, для работы с такими группами нужны квалифицированные
специалисты. Кроме того, многое зависит от степени инвалидности ребёнка:
к примеру, тотально слепым детям - а именно такие занимаются в <Ресурсе> - нужны
специальные условия. Если же говорить о системе дошкольного образования
в целом, то условий для обучения детей-инвалидов создано пока недостаточно. Так,
например, слепых детей почти не принимают в детские сады (особенно в малых
городах), так как там просто нет специалистов для работы с ними. Особый подход
к воспитанию ребёнка-инвалида должен быть и в семье. В детский сад такого
ребёнка устраивать надо, чтобы он развивался в среде сверстников, но если дошкольное
учебное заведение не может создать специальные условия для образования,
то они обязаны обеспечить консультации и наблюдение за развитием ребёнка.
А в качестве примера положительного опыта по организации работы с детьми-инвалидами
можно привести городской округ Красноуфимск. По словам начальника управления
образования этого округа Татьяны Биктугановой, дети-инвалиды Красноуфимска и
близлежащих сёл и деревень имеют возможность посещать как специализированный
детский сад, так и группы кратковременного пребывания, организованные в обычных
детсадах.
Учатся ли особые дети в обычных школах?
Как говорит статистика - да, учатся. Таких детей в школах и школах-интернатах
общего типа в Свердловской области - 3650. Но эта цифра вовсе не означает,
что любой ребёнок-инвалид может запросто пойти в общеобразовательную школу. Как
правило, в обычных школах имеют возможность учиться дети со второй или
третьей группой инвалидности (обычно те, чья инвалидность никак внешне незаметна
и её даже можно скрывать), а детей с первой группой, чья инвалидность
видна невооруженным глазом, - единицы. К примеру, Никите Устьянцеву, ученику
пятого класса Екатеринбургского лицея N180, который передвигается только в инвалидной
коляске, пришлось год посещать вместе с родителями подготовительную группу и
ещё год папа практически учился вместе с ним для того, чтобы мальчик смог
адаптироваться.
- Причина не в том, что Никите трудно учиться, - комментирует ситуацию руководитель
екатеринбургской организации <Свободное движение> Елена Леонтьева, -
а в том, что большинство наших школ не приспособлено для инвалидов-колясочников.
Ещё в 2003 году я издала в Екатеринбурге сборник <Образование инвалида-опорника
от школы до вуза>, в котором особое внимание было уделено тому, что наши школы
(в том числе и специализированные) не приспособлены для колясочников и поэтому
абсолютное большинство из них просто вынуждены получать образование дома.
Та же проблема - с училищами, в том числе специализированными для инвалидов (такие,
как профлицей <Родник>, что под Сысертью), которые для передвижения
на коляске не приспособлены.
Единственная школа, которая будет полностью отвечать таким требованиям, откроет
свои двери в Екатеринбурге ишь 1 сентября 2009 года, - говорит Леонтьева.
Директор лицея N180, где учится Никита Устьянцев, Алексей Крылов, так рассказывает
о его обучении:
- Никаких специальных образовательных программ мы для него не создавали, с самого
начала решив, что мальчик будет учиться на общих основаниях, - никаких
поблажек. И, судя по тому, что он успешно у нас учится уже пять лет, решение
было правильным. Проблема в том, что школьное крыльцо и лестницы не приспособлены
для инвалида на коляске, но эту проблему решают старшеклассники. Они сами, без
всяких просьб, установили своего рода дежурство - каждую перемену приходят
и помогают Никите подняться или спуститься на нужный этаж.
Не меньшее исключение - ребёнок с синдромом Дауна в обычной школе. В Екатеринбурге
удалось найти только одного такого ученика - это Кристофер, родители
которого, граждане США, очень настаивали на обучении сына. Кстати, за рубежом
есть уже примеры того, когда люди с синдромом Дауна получали высшее образование
(первый - Пабло Пинеда, испанец), но в России прецедентов пока нет.
Во многих школах до сих пор, к сожалению, бытует самый стойкий миф об инклюзиве
- то, что присутствие в классе детей-инвалидов сказывается на достижениях
обычных школьников. Это не так. Наоборот, видя стремление к жизни у этих детей,
их здоровые сверстники начинают больше ценить свои собственные возможности.
Сейчас эксперимент по инклюзивному образованию идёт в Москве и в одиннадцати
российских регионах. В Челябинске, например, четыре обычные школы принимают
детей с отклонениями в развитии. Одна из школ уже выпустила более 20 таких учеников,
все они сумели устроиться в жизни. Хорошо налажена работа в Улан-Удэ.
Есть инклюзивные учебные заведения в Ухте, Архангельске, Новосибирске, Калининграде,
Самаре - по одному-два в городе.
В Екатеринбурге и Свердловской области инклюзивных программ практически нет.
Большинство детей-инвалидов всё- таки обучаются в специализированных школах
(или специализированных классах) или на дому и, как правило, <варятся в собственном
Высшее образование - на общих основаниях
Если среднее (или среднее специальное) образование инвалиды получают, как правило,
в специализированных учебных заведениях, то высшее - в обычных вузах.
В сборнике Леонтьевой, о котором мы уже упоминали, именно обучению инвалидов
в вузах уделено очень много внимания. По закону инвалиды могут поступать <вне
конкурса> в случае <успешной сдачи вступительных экзаменов>. Казалось бы, сдай
экзамены на тройки - и учись на льготных условиях, но не так уж много инвалидов
могут рассчитывать на это. Так, по данным сборника Леонтьевой, в 2002 году в
УрГУ из 53 инвалидов-льготников смогли выдержать экзамены и поступить всего лишь
26 человек (чуть больше половины). И, кстати, эта цифра, судя по всему, год от
года почти не меняется - в 2008 году в этот университет поступило учиться 23
инвалида. Причина, по мнению Леонтьевой, проста: уровень их подготовки объективно
ниже общего уровня выпускников школ - сказываются недочёты образования
на дому и <облегчённой> программы многих спецшкол.
Но и кроме собственно поступления инвалидов в вузах ждёт множество проблем. Инвалидам-колясочникам
просто невозможно без посторонней помощи подниматься по лестницам, а лифтами
наши вузы, как и школы, не оборудованы. Глухим и слабослышащим студентам, таким
как, к примеру, выпускница педагогического университета
Наталья Бочкарёва, приходилось все лекции писать на диктофон. Трудно даже тем,
у кого детский церебральный паралич, хотя они и по лестнице могут подняться
и видят-слышат хорошо - адаптация в обычной среде всё равно проходит тяжело.
Вот как рассказывает об этом Тоня К., выпускница философского факультета УрГУ:
<Упрощённая программа, по которой я занималась в екатеринбургском интернате для
детей-инвалидов, очень отставала от общеобразовательной, и когда я приняла решение
закончить среднее образование в обычной школе Новоуральска, то столкнулась с
очень большими проблемами. Потом я поступила в университет, получила
комнату в общежитии, но учиться было очень трудно - пришлось преодолевать не
только мою природную боязливость, но и наверстывать многие пробелы в образовании>.
Но всё- таки, несмотря на трудности, общение на равных в итоге чаще всего даёт
положительные результаты. Инвалид по зрению Ольга Грозных, которая сейчас
работает заведующей филиалом Свердловской областной библиотеки для слепых, так
вспоминает свою учёбу: <Только в университете я стала по-настоящему самостоятельной,
а жизнь в общежитии быстро научила вести хозяйство и обслуживать себя. Общение
со студентами и преподавателями - такими разными людьми - научило вести
диалог с любым собеседником. Годы учёбы я сегодня вспоминаю как самое счастливое
и радостное время в моей жизни>.
Такая оценка позволяет считать инклюзив одним из способов адаптации инвалидов
к полноценной жизни. Сторонники инклюзии предлагают адаптировать условия образования
к любому ребёнку, а не наоборот. В этом случае коррекционные заведения могут
стать центрами по подготовке учителей. И тогда цель инклюзивного образования
-
включение каждого ребёнка в общество - будет достигнута.
<Областная газета>
http://invak.info/content/view/7405/1/
Выпуск листа на новом месте: 4128
количество подписчиков: 200
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru