[TIFLO] О ДЕТЯХ ПО-ВЗРОСЛОМУ .

О ДЕТЯХ ПО-ВЗРОСЛОМУ . ПРАВИЛЬНО ВЫСТУПАЮЩИЕ СКУЛЫ
Автор: Мария БАРАБАШ
Каково московской школьнице учиться за лондонской партой. Особенности
национального приживания
"Как же я все-таки люблю свою школу, - мечтательно и ни с того ни с
сего
сказала дочка, орудуя ложкой в тарелке с супом. - Там время пролетает
моментально, как будто бы за 5 минут" (уроки начинаются в 8.50 и
заканчиваются в 15.20).
Мы всего четвертый месяц живем в Лондоне, и Настя два месяца как ходит
в
местную школу. Пошла она туда с довольно слабым английским (два года в
московской школе, обычной, не спец, и курсы, после которых особого
результата мы не заметили) и жутко нервничала. Накануне полночи не
спала,
утром тоже вся была на нервах. Мне предложили побыть с ней на уроках,
но
эту возможность она, конечно, отмела. Все-таки 10 лет - не 5, ей было
бы
неловко перед одноклассниками, если бы я там на задней парте
восседала...
Дома я полдня прислушивалась к телефонным звонкам - мы договорились с
учителем, что, если дочери будет уж совсем трудно и грустно, мне
позвонят
и я смогу забрать ее раньше. Никто не позвонил, в полчетвертого я
увидела
сияющую физиономию дочери на школьном дворе. Она обнималась и
прощалась со
своими новыми подружками. От утренних переживаний не осталось и следа.
Так
начались наши школьные английские будни.
В принципе Настя у нас девушка сообразительная и умная, а программу в
английских школах я бы сложной не назвала, для среднестатистического
московского ученика она, пожалуй, даже легкая. Но у нас не тот случай,
когда в школу нравится ходить именно из-за легкости бытия:
несовершенный
английский добавляет проблем. Приходится ей и напрягаться, и
трудиться, а
поди ж ты - все равно несется каждое утро на уроки как на крыльях. Вот
я и
задумалась, в чем же секрет. Важная оговорка: в Москве мы ходили в
очень
хорошую школу, маленькую, семейного типа, с умными и интеллигентными
учителями, с демократической обстановкой и отсутствием перегрузок.
Не могу сказать, что я уже изучила все нюансы и тонкости местной
системы
образования, - это нереально сделать за такой короткий срок в чужой
стране. Но есть очевидные вещи, которые я вижу и о которых
рассказывает
Настя.
Школа наша по современным меркам небольшая, так что сделать ее
комфортной
и уютной, видимо, проще, чем гигантское здание. Но дело не только в
этом:
дружелюбная, творческая атмосфера - одна из ключевых целей и задач
школы,
это отражено и в уставе, это чувствуется во всем, что делает команда.
Уважение к каждому участнику процесса - большой он или маленький,
беленький или черненький, сильный ученик или не очень - проявляется на
каждом шагу. То, как дружелюбно и бережно отнеслись к Насте дети (а
ведь
они в этом классе учатся вместе с 4-5-летнего возраста), как ей
помогают и
поддерживают учителя (хотя это для них лишнее напряжение), для нас уже
хороший показатель. То есть ценность личности здесь явно не измеряется
учебными успехами, хотя учебные результаты школе важны, их можно
посмотреть на официальных сайтах в интернете в открытом доступе. Но
детей,
не успешных в учебе, не выдавливают всеми силами, как у нас. Несилен в
математике? Есть возможность проявить себя на драме (она здесь входит
в
основное расписание). Не очень получается с литературой? Зато в науках
(это объединенный предмет, сочетающий в себе немножко физики, немножко
географии, биологии и пр.) есть шанс показать себя. Или в спорте
достичь
определенных высот - и это обязательно будет замечено и отмечено.
В конце недели в каждом классе всегда кого-то отмечают, причем за
разные
успехи. У Насти скопилось уже достаточно много всяких
сертификатов-значков-наклеек. Казалось бы, она уже не первоклассница,
достаточно взрослая девочка, и все-таки ей это важно, приятно, она с
гордостью рассказывает, что их стол - опять лучший!
Кстати, момент, который мне очень нравится: дети постоянно работают в
разных по величине и комплектации группах. В начале четверти всех
делят на
пары - у каждого есть постоянный партнер. И иногда дети работают этими
парами. Но часто пары объединяются (например, стол - это три пары), и
ребята учатся работать в небольших группах или в группах побольше.
Тренируются навыки работы в команде, умение договариваться,
прислушиваться
к чужому мнению, искать компромиссы. Причем основной партнер меняется
каждую четверть - в первой у Насти была подружка, а во второй достался
мальчишка, с которым она до этого не очень-то и общалась, поэтому
поначалу
заунывала, а, на мой взгляд, это как раз интересно и полезно.
Как-то быстро стало очевидно, что учиться - просто интересно! На
математике дети могут писать тесты, а могут решать кроссворды Судуку
(сейчас эти числовые, требующие логического напряжения головоломки
невероятно популярны по всему миру). На литературе они сочиняют и
пишут
истории - например, про зазеркалье, обратную сторону действительности.
Я с
изумлением спрашиваю Настю: "Ну и что ты написала?" (подразумевая, что
с
письмом у нее как раз самые серьезные проблемы), а она мне в ответ
выдает
канву для целого романа и говорит, что как-то написала; правда, не все
успела, но это можно будет закончить на следующем уроке. Или дают им
тему:
брат с сестрой и с родителями поехали на уикенд, и для одного это были
самые лучшие, а для другого - самые отвратительные несколько дней в
жизни.
Детвора сочиняет истории, почему так могло случиться.
Последнюю неделю они начали изучать журналистику, соответственно,
пытаются
использовать какие-то законы и правила жанров в своих нетленных
творениях.
Домашних заданий очень немного, зато бывают настолько креативные, что
мы
делаем их всей семьей и с большим удовольствием. Например, проходят
они
Грецию - причем эта тема красной нитью идет почти через все занятия.
Задание: сделать брошюру, которая бы убедила клиентов турагентства
поехать
к Грецию. Вот мы все выходные читаем энциклопедии, смотрим атласы,
ищем в
интернете, собирая информацию о древности и современности этой
уникальной
страны. Потом пишем все это по-русски, потом переводим, потом
придумываем,
как эта брошюра может выглядеть, изрезываем кипы журналов и газет,
отыскиваем в закромах ракушки - и в итоге получается настоящий шедевр
с
твердой красивой обложкой и титулом "Греция: 3 секрета" под ним
намертво
приклеенные три потрясающей красоты ракушки, ну а внутри - красочные
странички с картинками и описанием достопримечательностей,
архитектурных
памятников, олимпийской истории, уникальных побережий, вкуснейшей
кухни и
доброжелательности местного населения. Заканчиваем за полночь, но зато
с
каким удовлетворением!
В другой раз Настя получает задание написать письмо как бы от
греческого
солдата накануне Марафонской битвы. Надо много прочитать, понять, что
это
была за битва, когда дело происходило и чем закончилось. Мой
ирландский
муж, вдохновляясь участием в процессе, хочет показать Насте, как
примерно
выглядели тогда солдаты, - и вот уже у него на голове кастрюля, в
руках -
вилы и крышка от уличного мусорного бака. Смеху полон дом, и сдается
мне,
что Настя хорошо запомнит этот материал. Потом они долго шушукаются на
кухне и приносят письмо, запечатанное воском от свечки и перевязанное
красивой ленточкой. Поскольку решили, что письмо якобы от солдата его
любимой жене, муж предлагает еще и надушить письмо своей туалетной
водой...
На следующий раз - большое задание, связанное с гравитацией: тоже
нужно
составить буклет, а значит, приходится попотеть, проделать кое-какие
опыты, почитать литературу. Но все это не сухо, не скучно, а интересно
и
очень творчески.
Родительских собраний как таковых нет, а даже если и бывают, то
связаны,
как правило, с организационными моментами. Никому и в голову не придет
обсуждать успехи или пробелы конкретного ребенка при всех остальных
родителях - для этого существуют время от времени индивидуальные
встречи
родителей с каждым из учителей, где как раз все подробности и
всплывают.
По ходу дела в школе происходит много самых разных больших и маленьких
событий - об этом вас всегда уведомят заранее. Директор школы почти
каждую
неделю пишет и распечатывает для всех родителей информационное письмо.
То
у них книжные дни, то акция по сохранению воды, то детская дискотека
по
поводу хеллоуина. Или вот приходят к ним в класс из каких-нибудь
благотворительных организаций и рассказывают о детворе в Африке,
которой
есть нечего. Наши собирают деньги (естественно, с родителей, но все
это
сугубо добровольно, и сумма зависит исключительно от ваших желаний и
возможностей), которые будут потрачены на покупку козочек или коров,
благодаря которым дети в конкретной африканской деревне смогут каждый
день
получать молоко.
А в одну из суббот мы ходили всем семейством в школу, чтобы помочь
посадить новые цветы и кусты, - времени это заняло немного, а дело
сделали
большое и нужное, весной дети увидят, как будет распускаться то, что
они
посадили.
Все эти мелочи, оказывается, так важны именно для ощущения своей
сопричастности, принадлежности к чему-то естественному, хорошему и
правильному, все ненавязчиво и абсолютно добровольно.
Жаль вот только, что это наш первый, но и последний год в этой школе,
поскольку это начальная (primary) школа, и в будущем году наша детвора
разойдется по самым разным secondary schools. Мы, кстати, уже такую
выбираем.
Другая школа
В этой истории, рассказанной московской мамой, которая теперь вместе с
дочкой живет в Лондоне, есть два очень важных вопроса для наших
разговоров
"О детях по-взрослому".
Первая тема: нескучная школа.
- Какой должна быть школа, чтобы дети туда бежали с удовольствием, а
не
чувствовали себя осужденными на десять лет "без права помилования"?
- Что надо в нашей школе менять, чтобы она давала ребятам полноценную
жизнь, а не только готовила к жизни, которая где-то впереди?
- И к тому ли школа готовит, чего потребует жизнь завтра?
Вторая тема: дети - мигранты.
- Настя в Лондоне в таком же положении, как дети мигрантов в
московских
школах. Почему ей так здорово, а мигрантам у нас иногда просто
невыносимо?
- Хотели бы вы, чтобы в классе с вашим ребенком учились дети-мигранты,
у
которых есть проблемы с языком?
- Как вы относитесь к этим детям, если они есть в ваших школах?
- Что вы говорите детям про них? Как настраиваете своих мальчиков и
девочек?
Ждем ваших ответов на нашем сайте (novgaz.ru) и еще вернемся к этим
темам.
Людмила РЫБИНА
"Новая газета" N 06
29.01.2007
С уважением - Тахир Исламов, г.
Екатеринбург,
E-mail: Tislamo***@y*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 2629