[TIFLO] Незрячие музыканты Сибири

"Наша жизнь" N4, 2005г.
Они - гордость ВОС
Музыканты от Бога. Среди инвалидов по зрению их немало. Природа как бы компенсирует
свою жестокость, наделяя людей, лишенных зрения, удивительным музыкальным талантом.
Те, о ком пойдет речь в этих зарисовках, ветераны ВОС. В течение многих лет они
дарили и дарят людям свое искусство.
Николай Овчинников
Впервые я увидел его на Маланинском фестивале в 1994 году. Педагог, композитор,
общественный деятель, он преподавал в Томском музыкальном училище. Был удостоен
высокой правительственной награды - ордена Дружбы народов. Он давал тогда интервью
Новосибирскому телевидению. Запомнился его рассказ о себе: "Мои детские годы
прошли в небольшой кузбасской деревне, в которой я в трехлетнем возрасте из-за
болезни навсегда лишился зрения. Довольно рано научился играть на двухрядной
гармонике. В восемь лет впервые выступил на сцене местного клуба. Моя жизнь основательно
изменилась после встречи с прославленным слепым баянистом Иваном Маланиным, который
приезжал к нам с концертами. Он рассказал, что в Новосибирске есть специальная
школа для слепых, и обещал меня туда устроить. Слово свое сдержал. Годы учебы
были трудными, ведь они пришлись на военное время. Но в памяти сохранился не
только драматизм тех лет, но и самоотверженный труд педагогов. Моими первыми
музыкальными наставниками были супруги Лужины, Агния Александровна и Николай
Васильевич. Благодаря им я освоил музыкальную грамоту, овладел техническими навыками
игры на баяне и фортепьяно. В 18 лет стал музыкальным работником в одном из железнодорожных
клубов Кузбасса. Очень хотелось учиться".
В 1951 году он становится студентом музыкального училища и знакомится со своей
будущей женой Тамарой Макаровной. После окончания училища его как отличника рекомендуют
для дальнейшего обучения в Свердловской консерватории. Но надо было содержать
семью, и он едет работать в Новосибирскую спецшколу. Спустя год ему сообщили,
что в Томском музучилище открывается отделение теории музыки. Его принимают сразу
на третий курс. Получив второй диплом с отличием, возвращается в Новосибирск.
Здесь к этому времени открылась своя консерватория, и Николай поступает в класс
музыковедения и композиции. После окончания консерватории, его пригласили в Томское
музучилище в качестве преподавателя и заведующего отделением теории музыки. Более
200 специалистов воспитал слепой музыкант. Высокий уровень их подготовки позволил
заговорить о школе педагога Овчинникова. Блестящие лекции, неординарные трактовки
музыкальных произведений, фанатичная преданность музыке, работоспособность, энциклопедическая
образованность - отличительные черты выдающегося педагога. Уже одно то, что музыкант
учился у Овчинникова, делало ему имя.
Сочинять музыку Николай Федорович начал еще в детстве. За время учебы в училище
и консерватории сложился его композиторский стиль: светлое, радостное восприятие
мира, певучесть мелодии, яркость и красочность гармонии. Среди его сочинений
- пьесы для фортепьяно и других музыкальных инструментов, но ему самому ближе
жанр вокальной музыки - песни, романсы. Он написал их немало - на стихи А. Пушкина,
Л. Татьяничевой, А. Дементьева, Н. Рубцова, а также восовских поэтов - Н. Силкова,
Г. Еремеева, А. Притчиной. Томичи до сих пор помнят его цикл "Они завоевали Победу",
написанный к 25-летию Великой Победы.
В последнее время Николай Федорович Овчинников руководит хором незрячих Томска.
В ноябре 2004 года ему исполнилось 75 лет.
Александр Панченко
Музыкант, чьим творчеством наслаждаются тысячи новосибирцев, родился в День святого
Валентина. Жители огромного города дарят любовь и тепло своему кумиру, разменявшему
восьмой десяток лет.
Судьба такая же, как и у многих слепых ребятишек. В три года заболел корью,
получил осложнение, лишился зрения. Отец умер рано. Так что рос со словом "безотцовщина".
Лишь в 1948 году сестры узнали о Новосибирской школе для слепых детей. В 14 лет
Александр стал первоклассником. После окончания семилетки устроился летом в пионерский
лагерь баянистом. На заработанные деньги купил билет до Глазова, чтобы учиться
в средней школе. Потом - Новосибирское музыкальное училище. Работа аккомпаниатором
и художественным руководителем в клубе "Юность", затем - в трамвайно-троллейбусном
тресте, в постройкоме, клубе Сибсельмаша, клубе им. Станиславского. Лишь в
1978 году его пригласили работать на УПП. Он создавал хор в селе Верхняя Тула
(там располагался цех N 2 Новосибирского УПП), руководил хорами первичных организаций.
Много хлопот и забот было у Александра Елисеевича - подбор репертуара, работа
с солистом, кружком баянистов. А сколько стихов и песен сам сочинил! А как звучал
баян в руках великого труженика!
Его поэтическая душа творца до сих пор раскрывается в мелодичном голосе инструмента.
Только настоящий музыкант может заставить его быть таким откровенным. Это про
Панченко сказано - в его руках баян, как живой. Участники самодеятельности, с
которыми работал и работает Александр Елисеевич, отзываются о нем тепло, с благодарностью:
"Свои светлые мысли и чувства он передает тем, кто трудится рядом с ним. Споешь
его песню, как будто тебе снова восемнадцать лет. Он умеет находить путь к сердцам
людей. Они тянутся к нему".
Есть у Панченко несколько тетрадей стихов, басен, эпиграмм собственного сочинения.
Бывший Президент Ассоциации "Интеграция" Сергей Андреевич Григоров хотел их издать,
но не успел. Сейчас Панченко руководит хором первичной организации Светлое творчество
замечательного музыканта продолжает радовать людей.
Александр Полудницын
Баянист-виртуоз - ровесник ВОС. 13 апреля ему исполнилось бы 80 лет. Родился
в селе Огнева Заимка Черепановского района Новосибирской области. Он вспоминал:
"Зимними вечерами в нашей горнице собирались подруги мамы и пели песни, то грустные,
то веселые под балалайку нашего односельчанина. Запала она мне сильно в душу.
Много раз я просил отца купить балалайку, но он не решался. Однажды я сам смастерил
из досок нечто подобное и бренчал целыми днями. Наконец отец съездил в Новосибирск
и привез настоящую. Я не расставался с ней целыми сутками, даже что-то импровизировал.
В 11 лет меня отвезли в Новосибирск, в интернат для слепых. Там прекрасный педагог
Николай Васильевич Лужин научил меня игре на баяне. Этот музыкальный инструмент
и стал для меня смыслом жизни". Школьный товарищ Полудницына Трофим Касека говорил:
"Шурик вставал в шесть утра и играл на лестничной площадке, до звонка на подъем".
Школьные годы были заполнены до отказа. Лавина впечатлений. Жадно вбирал все,
что мог дать Новосибирск, театральный и музыкальный. В городе работали многие
эвакуированные творческие коллективы. Вспоминал курьезный случай. Известный дирижер
Мравинский был членом комиссии, которая набирала артистов в концертно-эстрадное
бюро при Ленинградской консерватории (бюро впоследствии стало базой для Новосибирской
консерватории). Юный Саша Полудницын исполнял "Польку "Рахманинова. Мравинский
его остановил: <Шура, ты в этом месте не так играешь>. - <Что вы понимаете в
этом, ведь вы же дирижер, а не баянист>, - ответил Шура. В 1950 году состоялась
новая встреча Полудницына с Мравинским. Он представил Полудницына так: <Мой первый
критик. Сказал, что я ничего не понимаю в музыке>.
В 1957 году Александр Полудницын стал победителем конкурса Шестого Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1958 году награжден дипломом Всесоюзного
конкурса артистов эстрады, в 1960-м он - лауреат Всесоюзного конкурса артистов
эстрады, в 1969-м - один из лауреатов фестиваля русской народной песни. В 1977
году ему присвоено звание "Заслуженный артист России".
Когда его спрашивали, где он берет материал для своих программ, он отвечал: <Много
езжу по Сибири, слушаю старинные песни, частушки, записываю мелодии, обрабатываю
их, сохраняя народную основу>. А про свой уникальный музыкальный инструмент рассказывал
так: <Я специально ездил заказывать его в Вятку к очень известному мастеру Николаю
Федоровичу Самоделкину. Баян 20-регистровый, многотембровый, готово-выборный.
А первый баян изготовил мастер из Казани Сметанин, второй - московский мастер
Вершинин. В третьем баяне мастер соединил, на первый взгляд, несоединимое - напевы
флейты, гармони, органа, виолончели>.
В энциклопедии Полудницын назван не только как исполнитель, аранжировщик, но
и как композитор, интерпретатор. Заслуженный деятель искусств Григорий Иванов
отмечал: " В его обработках нет ничего лишнего, все логично, без претензий на
оригинальность. Все свежо, искренне, по-своему. Это музыкант большой культуры,
кругозора и размаха". Руководитель Сибирского хора, а потом и хора имени Пятницкого
Валентин Левашов так отозвался об Александре Полудницыне: <Это прекрасный музыкант,
чувствующий тончайшие оттенки мелодии. Мне особенно нравятся песни в его интерпретации.
И вот почему. Песня при всей своей локальности оказывает прямое влияние на мысли
и чувства людей. Не случайно в человеческой памяти те или иные исторические события
часто ассоциируются с песней. Она звучит для них как наша история, несущая в
себе заряд гуманизма, гражданственности, патриотизма. И Александр Полудницын
делает это бережно и безупречно".
Пропаганде русских народных песен Полудницын отдал всего себя. Фирма "Мелодия"
выпустила более 60 пластинок с его произведениями. Он награжден медалями "За
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовое отличие",
большим количеством знаков и грамот.
Леонид Бобров
исполнительный директор РООИ" ИРИС"
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 886