[TIFLO] В Волгограде незрячие и слабовидящие дети учатся с помощью тактильных говорящих картинок

Добрый день, коллеги
В Волгограде незрячие и слабовидящие дети учатся с помощью тактильных
говорящих картинок
В Волгоградской специальной коррекционной общеобразовательной
школе-интернате ? 6 стартовала серия коррекционно-развивающих занятий по
инновационной образовательной программе <Картинки без запинки>. <Цель
занятий - обогатить знания детей с глубокими нарушениями зрения об
окружающем мире, развить речь, творческое воображение, зрительно-тактильное
восприятие, изобретательскую смекалку, наблюдательность, умение
сопоставлять, дифференцировать, обобщать и анализировать задействовав, при
этом, одновременно максимально возможное количество органов чувств: зрение,
осязание и слух ребёнка> - говорит автор методики, доцент кафедры
специальной педагогики и психологии ВГСПУ, тифлопедагог проекта Татьяна
Петровна Малкова.
Одновременное использование в образовательном процессе большинства органов
чувств незрячих и слабовидящих детей стало возможным благодаря внедрению
инновационных компьютерных технологий, основанных на использовании обучающей
системы IVEO Hands-on-Learning (сенсорный планшет IVEO и специальное
программное обеспечение) и устройств производства тактильной графики.
Система с помощью специальной компьютерной программы позволяет <привязывать>
звуковые файлы и другую информацию к любой точке отпечатанного визуального
или рельефного изображения, размещённого на сенсорном планшете IVEO. А
использование устройств производства тактильной графики даёт возможность
сделать любое изображение рельефным, что обеспечивает работу с обучающей
системой незрячим детям.
Не смотря на множество сложных терминов, на практике всё выглядит достаточно
просто. <На планшете, подключённом к персональному компьютеру, размещается
изображение, в нашем случае это фотографии животных. Ребёнок просто
прикасается к той или иной части изображения, а компьютер при помощи
программы синтеза речи озвучивает ему, название того элемента, которого он
коснулся. В нашем случае это усы, лапы, хвост, пасть и прочее. К изображению
также прикреплены звуковые файлы - голоса животных или птиц> - рассказывает
Татьяна Малкова.
Занятия проводились по двум методикам: слабовидящие дети работают с цветным
изображением, а незрячие - с тактильным. Вначале ребёнок с помощью педагога
знакомиться с отпечатанным изображением традиционным для тифлопедагогики
способом - без применения обучающей системы IVEO. Затем изображение
помещается на планшете и задачи детей, при помощи устройства, познакомиться
с объектом и охарактеризовать его, выявить связи и взаимодействия, уточнить
расположение объекта и его элементов на листе. Далее ученику предлагается
сопоставить и опознать несколько разных изображений, выявить их
отличительные особенности.
Новое оборудование и построенная на его основе коррекционно-развивающая
программа получили хорошие отзывы у педагогов школы-интерната. Мария Шульга
педагог-дефектолог Волгоградской специальной коррекционной
общеобразовательной школы-интернат ? 6: <Впечатления от новых занятий
позитивные, а главное детям очень интересно. На мой взгляд это очень поможет
в образовательном процессе>.
Занятия проводятся в рамках проекта <Современные информационные технологии в
образовании незрячих и слабовидящих детей>, который реализует Волгоградская
ассоциация незрячих специалистов "Надежда" на средства субсидии
Правительства Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим
организациям для реализации социально-значимых проектов.
По словам менеджера ВАНС "Надежда" Рыбникова Евгения проект направлен на
улучшение качества образования и реабилитации незрячих и слабовидящих детей:
"В рамках проекта предполагается разработать и провести серию
коррекционно-развивающих занятий с незрячими и слабовидящими детьми,
основанных на использовании сенсорных планшетов IVEO и устройств
производства тактильной графики; подготовить и издать брошюру <Методические
рекомендации по применению сенсорных планшетов IVEO и устройств производства
тактильной графики в обучении незрячих и слабовидящих детей>; провести
семинары для педагогов образовательных учреждений и родителей детей
инвалидов <Применение сенсорных планшетов IVEO и устройств производства
тактильной графики в обучении незрячих и слабовидящих детей>; создать
библиотеку методических материалов (озвученных учебных рельефно-графических
пособий) для работы с незрячими и слабовидящими детьми".
Подобные занятия планируется провести также в Михайловской специальной
коррекционной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей уже
6 мая. Отметим, что всё оборудование и методические пособия для проведения
занятий будут безвозмездно переданы в образовательные учреждения региона. На
их основе педагоги смогут и дальше работать с детьми, разрабатывать и
внедрять новые развивающие образовательные программы.
Как рассказала Доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ,
тифлопедагог проекта Татьяна Петровна Малкова <Впервые в России разработан
научно-обоснованный комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей с
глубокими нарушениями зрения на основе использования современных сенсорных
планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики. Использование в
специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях,
открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые
чрезвычайно трудно решать при помощи традиционных средств обучения. Кроме
того, это пример технологии, поддерживающей целенаправленное
социально-познавательное, эмоциональное развитие детей. Разработанный
комплекс коррекционно-развивающих занятий может быть использован для работы
с детьми педагогами не только Волгоградской области, но и других регионов
России>.
Напомним, что организация ВАНС <Надежда> работает по направлению внедрение
информационных технологий в жизнь незрячих и слабовидящих уже с 1999 года и
за годы деятельности накопила достаточный опыт работы в этой сфере. За это
время в области тифлоинформатизации реализовано ряд социально-значимых
проектов. Среди них: <Обучение компьютерным технологиям детей с нарушением
зрения> (1999г.), <Информационно-консультативный обучающий центр
общественных организаций инвалидов> (2001г.), <Открытие компьютерного класса
в Михайловской школе для слабовидящих детей> (2002г.), <Создание рабочего
места юриста-инвалида по зрению в Областной специальной библиотеке для
слепых> (2004г.), <Инвалиды в Интернете> (2006г.), <Профессиональная
реабилитация инвалидов по зрению на основе использования современных
информационных технологий> (2007 г.), <Современные информационные технологии
в реабилитации незрячих и слабовидящих> (2013 г.). Кроме того, организация
постоянно оказывает консультации незрячим и слабовидящим, родственникам
людей с инвалидностью по работе с ПК, смартфонами, тифлофлешплеерами,
электронными увеличивающими устройствами; установка специальных программ на
ПК незрячих и слабовидящих; печать текста рельефно-точечным шрифтом Брайля;
предоставление учебных материалов для самостоятельного обучения незрячих и
слабовидящих основам компьютерной грамотности и другие услуги.
Текст и фотографии доступны также здесь
http://www.infoipi.ru/news/news_arhiv/news_3014_25_04_2014.htm
Рыбников Евгений, менеджер ВАНС <Надежда>.
8(8442) 37-74-57: 39-54-95.
+7-917-643-12-83; +7-961-089-41-40
Эл почта: vans@c*****.ru
Skype: erybnikov1
Веб-сайт: www.infoipi.ru
Выпуск листа на новом месте: 8218
количество подписчиков: 342
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru