Всем желаю здравствовать!
Поддерживаю, Михаил, ваше предложение. Оно полезно, как незрячим, так и
зрячим собратьям.
В центре, где работаю, проходят реабилитационный курс инвалиды, имеющие
различные заболевания, в том числе есть товарищи с альтернативным
мышлением. Последние, как правило, занятия посещают в сопровождении
родственников.
Что бросилось "в глаза", когда впервые пришла в это учреждение? Люди с
физическими расстройствами самостоятельно заходят, будь-то они на коляске,
на костылях или с палочкой и так далее. На этих людей никто не набрасывается
с целью оказать физическую помощь.
Но вот заходит незрячий - и сразу вокруг него возникает суета. Все пытаются
его схватить за руку, тащить, голос, громкость речи, темп речи при этом так
же меняется, говорят громко, разделяя слова, иногда заискивающе-лилейным
тоном.
На себе подобное тоже испытала. В такой момент чувствуешь себя просто
ущербным и так и хочется высказаться по данному поводу.
Работая первый месяц, никак не менялся стиль общения. Заходя в помещения
центра, меня тут же хватали под руку и без слов тянули в кабинет. Несколько
дней подряд менялись охранники, и несколько дней подряд приходилось
разъяснять товарищам, что нужно им делать, как они могут тактично и без
унижения человеческого достоинства помочь незрячему.
Нужно было войти в кабинет директора, меня ввели и с двух сторон пытались
силой усадить на стул. Пришлось попросить, чтобы отпустили и объяснить
почему и как нужно правильно помочь незрячему.
Однажды, выходя из кабинета и закрывая дверь на замок, услышала следующее:
- Надо же, она и ключ сама вставляет и так быстро...
Может быть, надо было просто не обращать внимание и гордо пройти сквозь
толпу реабилитантов. Но спокойно пройти они точно не дали бы. Пришлось
остановиться возле них и объяснять, ччто такое хорошо и что такое плохо,
когда и как надо помочь незрячему.
Работая с группой детишек, пришлось отвечать на их вопрос: что значит
невидеть и что значит плохо видеть? Постигали ребятишки эти знания в виде
игры, которая их позабавила. А в дальнейшем, у нас сформировался
определенный закон общения. Ребенок пробегая или подбегая обязательно
здоровался и называл себя по имени и фамилии. Детишки очень быстро усвоили
правильное общение и до сих пор если хотят помочь, то не спрашивают, куда
вас отвести, а спрашивают правильно: давайте вместе пойдем туда-то.
Однажды даже на улице, подходя к перекрестку, слышу вдруг:
- Здравствуйте, я Ваня Иванов с бабушкой, давайте вместе перейдем дорогу
(имя и фамилию изменила). А бабушка еще и подыграла, узнав у мальчика, какую
улицу он пересекает.
В дальнейшем, пришлось подготовить доклад о том, как граммотно помочь
незрячему. Так как зрячие педагоги не представляли, как надо поступать в той
или иной ситуации.
Одна из педагогов как-то поинтересовалась, каким образом я нахожу свой
кабинет в череде дверей. Когда сказала, что вдоль стены в данном коридоре
стоят три диванчика, а моя дверь у третьего, а с другой стороны двери -
стоит на полу большая ваза с цветами. Педагог искренне удивилась, она
несколько лет здесь работает и никогда не видела этой вазы с цветами...
Так как основная масса наших реабилитантов, это люди с нормальным зрительным
восприятием, то в курс общения с ними я ввела основные правила, как
граммотно они могут помочь слепому и слабовидящему.
Но наблюдения показывают, чтолегче научить посторонних людей тому, как нужно
оказывать помощь не унижая и необижая незрячего. А вот с родственниками дело
обстоит значительно печальнее. Убеждения, разговоры о самостоятельности
незрячего, как правило, мало действенны.
Учимся-учимся, к примеру, шнуровать ботинки, а в итоге видишь, как родная
мамочка в конце занятий склоняется над деточкой лет так в тридцать с
хвостиком и завязывает ему эти шнурки. Ну, и таких примеров очень много
пришлось наблюдать.
Мое представление о взаимодействии незрячих со зрячими в первую очередь
зависит от нас самих.
Не стоит стесняться говорить слова "неправильно, а правильно вот так-то".
Человек, который искренне захочет помочь, он воспринимает совет, и врядли
его обидит этот самый совет.
Еще одно наблюдение. Если раньше пытались на остановке общественного
транспорта меня всячески втянуть внутрь салона, то теперь, как правило,
помогают подойти к двери и руку кладут на поручень. Таким же образом
поступают и в транспорте.
Вывод можно сделать следующий: нужно уметь разговаривать нам самим в любой
ситуации, обозначая проблему. Нужно не стесняться собственной слепоты и не
игнорировать проблему.
---С уважением, Ираида.
Выпуск листа на новом месте: 8142
количество подписчиков: 343
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru