[TIFLO] Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов. Глава 1.
Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для
инвалидов
Глава 1 Современные функции доступности технических средств и услуг
мобильной связи
В данной главе рассмотрены различные функции, обеспечивающие доступность
мобильных телефонов для людей с различного рода ограничениями, и особые
услуги, предоставляемые через посредство мобильных телефонов, которые
способны улучшить качество жизни этих людей.
Производители мобильных телефонов могут сделать их доступными для людей с
ограниченными возможностями посредством особых функций, которые могут быть
реализованы на аппаратном уровне или с помощью программных средств,
специальных служб или приложений сторонних производителей, таких как
скринридер или экранная лупа, позволяющих упростить выбор функций в меню и
поиск нужной информации. Как правило, изготовители предоставляют информацию,
касающуюся функций, обеспечивающих доступность их аппаратов, на web-сайтах
своих компаний.[1] Очень часто ассистивные технологии сторонних
производителей, такие, как скринридеры, оказываются более эффективными по
сравнению со встроенными решениями мобильных телефонов или синтезаторами
голоса. В данной главе рассматриваются классические способы обеспечения
доступности мобильных телефонов, имеющиеся на основных мировых рынках.
Наиболее свежие данные о функциях, улучшающих доступность мобильного
телефона, подробно описаны в базе данных Общей инициативы по отчетности о
доступности (GARI) Форума производителей мобильных телефонов[2]. Эта же база
данных используется Ассоциацией производителей средств сотовой связи (CTIA)
в США как источник информации для конечных потребителей.[3]
1.1 Слух: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: глухие и слабослышащие люди не могут нормально общаться по
телефону, так как они не слышат телефонного звонка или сообщений
автоматических информационных систем, таких как сервисные службы
авиакомпании или банка. Таким образом, они оказываются лишенными возможности
социального взаимодействия и не в состоянии вызвать экстренные службы -
полицию или скорую помощь.
Решения: Существуют различные функции и службы, позволяющие глухим или
слабослышащим звонить и отвечать на звонки по мобильным телефонам - от
базовых возможностей, таких как регулировка громкости и использование
внешних громкоговорителей до использования видеосвязи с сурдопереводом. Ниже
приводятся несколько примеров.
Функции обеспечения доступности
Визуальная или вибрационная сигнализация: мобильные телефоны можно заставить
вибрировать или подавать визуальные сигналы, чтобы предупредить пользователя
о входящем звонке, сообщениях электронной почты и СМС, событиях в календаре
или сигналах будильника.
Регулировка громкости: эта функция особенно полезна для слабослышащих людей
и для усиления громкости слуховых аппаратов, используемых глухими.
Журнал вызовов: отображаемые в нем пропущенные, принятые и сделанные звонки
дают глухим и слабослышащим людям представление о вызовах, которые они могли
пропустить, не почувствовав вибрацию телефонного аппарата или не увидев
визуальных сигналов.
Визуальные или тактильные индикаторы клавиатуры: использование подсветки или
вибрации при нажатии кнопок на клавиатуре сигнализируют слабослышащим людям
о совершенных действиях.
Службы обмена сообщениями: для глухих и слабослышащих наиболее важной
функцией мобильного телефона является возможность связи с другими людьми
посредством кратких текстовых сообщений (СМС), сообщений электронной почты
или мультимедийных сообщений (ММС), являющихся для них альтернативным
способом общения.
Текстовый телетайп (ТТ): Специальные устройства, используемые для передачи
печатного текста по телефонному каналу лицами, которые не могут общаться
посредством речи. Глухие и слабослышащие, а также люди с нарушениями речи
могут общаться с помощью таких устройств, отправляя и получая текстовые
сообщения так же, как обычные люди используют обыкновенный телефон, если
функциональность ТТ поддерживается на обоих концах телефонной линии.
Служба мультимедийных сообщений, или ММС: Изначально функция обмена
сообщениями предполагала лишь обмен текстовыми посланиями, однако в
настоящее время пользователи мобильных телефонов могут отправлять и получать
различного рода мультимедийные сообщения, в частности, изображения или
видеоролики. В большинстве смартфонов предусмотрена возможность просмотра
сообщений в виде цепочек, что расширяет функционал этой службы. Даная
функция особенно важна для неграмотных глухих людей, общающихся в основном с
помощью образов или языка жестов.
Функция моно-аудио предполагает воспроизведение звука левого и правого
каналов через оба наушника, что позволяет людям, плохо слышащим на одно ухо,
слушать музыку и совершать звонки, не испытывая затруднений.[4]
Видео конференции - еще одна успешно внедряемая в смартфонах функция,
которая кардинально изменяет способ коммуникации для людей с частичной или
полной потерей слуха. С распространением сетей 3G и Wi-Fi значительно
упростилась возможность видеосвязи. В настоящее время глухие люди могут
эффективно общаться с помощью видеоконференций, используя язык жестов вместо
текстовых сообщений.
Субтитры: Большинство мобильных телефонов, например iPhone, поддерживают
воспроизведение видеороликов и фильмов с использованием открытых и
кодированных титров и обычных субтитров. Кодированное титрирование означают
отображение звуковой информации в текстовом виде для людей, которые
специально запрашивают эту функцию, в то время, как текст в виде открытых
субтитров виден для всех людей.
Службы
Ретрансляция: Служба ретрансляции - это операторские услуги по переводу
содержания и манеры коммуникации во время телефонного разговора. Эти услуги
подробно описаны в разделе 2.3
Специальные тарифные планы для глухих: В настоящее время мобильные операторы
используют специальные тарифные планы для глухих людей, которые общаются
лишь с помощью сообщений и не совершают голосовых звонков. Кроме тарифных
планов, ориентированных на использование исключительно текстовых сообщений,
некоторые мобильные операторы предлагают тарифные планы типа <текст и
данные>, не предполагающие, в отличие от стандартных тарифных планов,
голосовое общение по телефону. Это дает возможность глухим абонентам
использовать более рациональные схемы оплаты услуг мобильной связи.
Компания T-Mobile[5] в США предложила тарифный план <только данные>,
предполагавший возможность оплаты лишь передачи текстовых сообщений вместо
повременной оплаты голосовой связи. AT&T также ввела у себя тарифный план
типа <доступные текстовые сообщения> для смартфонов и обычных телефонов.[6]
Перевод сообщений в визуальные образы для неграмотных слабослышащих людей
(Тунис): В Университете Туниса разработан проект Websign, основанный на
технологии использования видео образов - аватаров (анимации виртуального
мира). Специально разработанная программа преобразует текст в его
интерактивную интерпретацию на языке жестов с помощью словаря слов и жестов.
Словарь этот имеет очень простой интерфейс и даже позволяет создавать
собственные слова и жесты.[7]
Нерешенные вопросы:
К ним относятся вопросы, по которым в данный момент решение пока не найдено,
такие как доступ к автоматическим клиентским службам. В частности,
необходимо разработать эффективные системы, посредствам которых глухие люди
могли бы использовать клиентские и другие автоматизированные службы,
требующие от абонента прослушивания голосового меню и выбора желаемой услуги
с использованием клавиатуры.
Другим нерешенным вопросом является стоимость устройств. В некоторых
развивающихся странах инвалидам, в частности, людям с ослабленным слухом и
зрением, не предлагают иного выбора, кроме современных дорогостоящих
телефонов топ-класса, поскольку лишь такие аппараты обладают функционалом
доступности, необходимым для людей с ограниченными возможностями. Как
следствие, технологии доступности оказываются слишком дорогими как раз для
тех людей, которые нуждаются в них больше всего. Например, мобильный
телефон стоимость от 350 долларов и выше является слишком дорогой покупкой
для большинства инвалидов во всем мире, учитывая их низкий уровень занятости
и возможности для получения образования.
1.2 Зрение: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: Слепые и люди с ослабленным зрением не видят экран мобильного
телефона и, следовательно, не могут использовать сенсорную клавиатуру или
просматривать списки контактов, чтобы звонить по номерам, хранящимся в
адресной книге, отправлять или получать сообщения или перемещаться по опциям
меню.
Решение: При пользовании компьютером или мобильным телефоном люди с
ослабленным зрением полностью или частично - в зависимости от степени утраты
зрения - вынуждены полагаться на скринридер, или экранный диктор.
Скринридер - это особая программа, преобразующая отображаемую на дисплее
информацию в речь, неречевую звуковую информацию или в шрифт Брайля на
соответствующих дисплеях для слепых. Самые современные мобильные телефоны с
сенсорным экраном оснащены экранным диктором, способным распознавать жесты.
Такая функциональность позволяет людям с ослабленным зрением прослушивать
описание функций своих телефонов, прикасаясь к их экранам, а также управлять
работой своих телефонов с помощью функций <перетаскивания> и т.п.
Функции, обеспечивающие доступность
Экранные дикторы - скринридеры широко используются людьми с ослабленным
зрением при работе с компьютерами или мобильными телефонами. В некоторых
мобильных телефонах экранные дикторы входят в пакет стандартного ПО; помимо
этого, на телефон можно установить скринридры сторонних производителей.
Функции, улучшающие доступность мобильных телефонов: Далее перечислены
функции, улучшающие доступность мобильных телефонов:
a.. Тактильные маркеры для облегчения пользования клавиатурой: выпуклая
точка на кнопке с цифрой 5 клавиатуры мобильных телефонов - помогают
пользователю ориентироваться в расположении кнопок.
b.. Звуковая или тактильная обратная связь подтверждает нажатие кнопки.
c.. Регулируемый размер шрифта
d.. Звуковые метки для обозначения определенных служб или функций; в
частности, они могут сигнализировать о низком заряде аккумулятора, удержании
или окончании вызова, или использоваться для регулировки громкости.
e.. Органы управления, позволяющие изменить яркость или контрастность
дисплея; в смартфонах BlackBerry цвета дисплея могут быть изменены на
противоположные. Пользователь с ослабленным зрением может изменить цвет фона
и цвет основного изображения от темного к светлому или наоборот, чтобы
максимально комфортно использовать свой мобильный телефон. Кроме того,
цветное изображение может быть представлено в соответствующих оттенках
серого.[8]
f.. Изменение разрешения основного дисплея
g.. Дисплей с подсветкой
h.. Базовая функция по преобразованию текста в речь для проверки номера
вызывающего абонента или чтения текстовых сообщений.
i.. Сканер и оптическое распознавание символов позволяют преобразовывать
печатный текст в электронный вид с высокой точностью.[9]
j.. Экранная лупа является важной функцией для плохо видящих
пользователей.
Службы
Кроме того, люди с ослабленным зрением могут пользоваться разнообразными
службами, рассмотренными в данной главе, например, цифровыми библиотеками,
GPS-навигатором и пр.
1.3 Моторика: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: Люди с ограниченной подвижностью конечностей, которых инвалидность
лишила или ограничила в возможности достаточно ловко управлять движениями
рук и пальцев, не смогут нажать на кнопки или управлять функциями мобильного
телефона иным способом.
Решения: Должна быть предусмотрена возможность пользования мобильным
телефоном практически без помощи рук - так, чтобы выбор основных функций
аппарата осуществлялся бы посредством голосовых команд и высокоточных систем
распознавания речи.
Функции, обеспечивающие доступность
Распознавание голоса: люди, страдающие от паралича или ухудшенной моторики
при работе на компьютере или пользовании сотовым телефоном практически
полностью полагаются на голосовые команды, с помощью которых они могут
совершать звонки, писать текстовые сообщения, составлять документы,
открывать и закрывать программы, добавлять заметки в календарь,
устанавливать напоминания, слушать музыку, смотреть видео и работать в сети
или пользоваться ресурсами сети Интернет.
Автоматический ввод текста: эта функция позволяет пользователям с
ограниченной подвижностью рук обмениваться сообщениями с помощью функции
автоматического ввода текста, когда вводимые сочетания клавиш вызывает
заданный текст, позволяя уменьшить количество нажатий на клавиатуру при
наборе сообщения.[10]
Другие функции: телефоны с сенсорным экраном будут удобны для людей с
ограниченной подвижностью пальцев. Люди, которым трудно неподвижно держать
мобильный телефон в руках (например, страдающие болезнью Паркинсона,
расстройствами нервной системы, гипотиреозом, пожилые люди), могут
воспользоваться приложениями, позволяющими сделать изображение четким с
помощью стандартных камер мобильных телефонов, благодаря функциям,
компенсирующим дрожание.
Вот еще несколько функций позволяющих сделать мобильный телефон более
удобным для людей с ухудшенной моторикой:
Ответ на звонок при нажатии любой кнопки;
Возможность использования управляющих кнопок на клавиатурах
мобильных телефонов типа QWERTY, благодаря чему пользователь сможет нажатием
одной кнопки выполнять действия, требующие нажатия нескольких кнопок;
Голосовое управление вызовами с помощью громкой связи;
Конструкция в виде моноблока, исключающая дополнительные движения,
необходимые для того, чтобы открыть телефоны типа слайдера или <ракушки>,
что может быть затруднительными для людей с ухудшенной моторикой;
Плоская задняя крышка телефона позволяет положить телефон на стол,
а не держать его в руках;
Дополнительные приспособления, такие, как bluetooth гарнитура или
клавиатура; они позволяют упростить набор текста или же легко отвечать на
звонки и управлять мобильным телефоном без помощи клавиатуры;
Эргономичный корпус, который не скользит в руке и стабилен в
использовании.
1.4 Когнитивные расстройства: основные функции и службы, обеспечивающие
доступность мобильных устройств
Проблема: Людям с нарушениями умственной деятельности порой очень сложно
выполнить какое-либо конкретное действие, или многочисленные действия,
которые легко выполняет обычный человек. В зависимости от характера
нарушений когнитивной системы человек может испытывать проблемы с памятью,
аналитической работой, вниманием, чтением, совершением математических
вычислений или общением.
Решения: Необходимо разработать простой и понятный пользовательский
интерфейс с хорошо согласованными элементами, позволяющий легко осуществлять
выбор опций.
Функции, обеспечивающие доступность
Автоматический (предиктивный) ввод текста: текстовый редактор мобильного
телефона вставляет готовые слова после ввода нескольких букв, упрощая
процесс создания сообщений.[11]
Распознавание речи: в настоящее время эта функция позволяет очень точно
распознавать речь, а большинство голосовых приложений в состоянии
распознавать различные акценты.
Преобразование текста в речь: возможность преобразования в речь электронного
текста, отображаемого на дисплее, устраняет проблемы, связанные с прочтением
имен, телефонного номера звонящего, сообщений электронной почты, инструкций
или указаний, и т.п. Телефоны, оснащенные камерами с высоким разрешением,
позволяют легко преобразовать печатный текст в электронный, увеличивать
размер шрифта или даже считывать текст, одновременно выделяя его на экране.
Встроенный органайзер и напоминания о событиях: встроенный органайзер,
подающий звуковые, визуальные или вибрационные сигналы напоминает
пользователям о наступлении событий или о необходимости выполнить
определенное действие. Особенно полезна возможность синхронизации мобильных
приложений с календарями настольных систем, например с Microsoft Outlook или
Google Calendar.
Большие экраны и возможность форматирования: с помощью этой функции
пользователь может увеличивать пробел между словами (так, чтобы каждое слово
было четко выделено жирным или более крупным шрифтом) и яркость экрана,
благодаря чему чтение упрощается и становится более приятным.
К другим функциям, облегчающим пользование мобильным телефоном для людей с
когнитивными расстройствами, относятся:
a.. Четкие и понятные инструкции по эксплуатации;
b.. Меню с простыми, легко узнаваемыми ярлыками и упрощенной навигацией,
снабженные подсказками, возникающими в тот момент, когда от пользователя
ожидается ввод данных;
c.. Возможность ввода необходимой информации в течение достаточно
продолжительного промежутка времени;
d.. Возможность связывать фотографии абонентов с номерами в телефонной
книге;
e.. Возможность назначения звукового, визуального или вибрационного
сигнала для предупреждения пользователя о входящем звонке;
f.. Высокая степень визуализации элементов дисплея, благодаря чему
телефоном могли бы пользоваться неграмотные люди;
g.. Возможность хранения контактной информации об экстренных службах;
h.. Возможность звуковой, визуальной или тактильной обратной связи при
нажатии кнопок;
i.. Возможность использования предварительно записанных команд для
голосового вызова наиболее востребованных функций;
j.. Меню помощи, снабженное предиктивными подсказками;
k.. Возможность использования клавиатурных сокращений для быстрого вызова
функций.
1.5 Неграмотность: взгляд за пределы проблемы инвалидности
Неграмотность не рассматривается как ограниченность физических возможностей,
однако ее широкая распространенность в развивающихся странах среди
инвалидов, в частности, людей с нарушениями слуха и зрения, заслуживает
особого внимания. Также следует отметить, что некоторые функции,
предназначенные для людей с ограниченными возможностями, помогут сделать
мобильный телефон более удобным в пользовании для неграмотных людей.
Последнее, в свою очередь, должно стать серьезным стимулом для поставщиков
услуг и производителей мобильных телефонов к внедрению функций, улучшающих
доступность мобильных решений.
Функции, обеспечивающие доступность
Вот некоторые из функций, которые облегчают пользование мобильным телефоном
для неграмотных людей:
Интуитивный интерфейс: понятный для большинства людей интуитивный
пользовательский интерфейс, основанный на графическом представлении функций,
что упрощает пользование мобильным телефоном.
Интерфейс с голосовым управлением: базовый интерфейс голосового управления
должен поддерживать не только несколько языков, но и местные диалекты, что
облегчило бы пользование мобильным телефоном для малограмотных людей с
ограниченными возможностями.
Среди других характеристик выделяются следующие:
Звуковая или тактильная обратная связь при использовании
клавиатуры;
Возможность связывать фотографии с контактами в телефонной книге;
Возможность использования клавиатурных сокращений;
Функция распознавания голоса;
Возможность преобразования текстовых сообщений в анимированное
изображение для неграмотных людей с ослабленным слухом (Тунис).
Кроме своих основных функций, смартфоны могут использоваться для обучения
людей грамотности в любой точке мира. В частности, компания Celedu
(<мобильная связь + образование>) приступила к реализации подобного проекта
в Индии, ориентированного на распространение языковых навыков и иного
обучающего контента посредством игр, которые могут быть загружены на
мобильные телефоны.[12] В таких играх продвижение персонажа обусловлено
правильными ответами на вопросы.
В таблице ниже приводится обзор решений в области повышения доступности
мобильных телефонов, применяемых в некоторых современных мобильных телефонах
и платформах, представленных на рынке.
Таблица 1 - Примеры мобильных телефонов от избранных производителей,
поддерживающих функции доступности
Производитель мобильных телефонов
Платформа
Ассистивный продукт
Модели
Nokia и некоторые модели компаний Panasonic и Sony Ericsson
S60
Скринридер и экранная лупа (Mobile Speak and Talks)
Все модели Nokia серии E и N, а также другие модели, например c5, 5800,
Sony Vivaz Pro, Panasonic P900
Nokia
Symbian ^3
Скринридер (Mobile Speak)
C7, N8 и перспективные модели
RIM
BlackBerry
Скринридер (Oratio)
BlackBerry Curve 8520
Apple
iPhone
Скринридер
(Voice Over)
iPhone 3GS и более поздние модели
HTC, Samsung, LG, Motorola и др.
Microsoft Windows Mobile
Скринридер и экранная лупа
(Mobile Speak)
HTC S740, HTC Touch Pro II, Samsung Intreped, Samsung Ace, MotoQ
HTC, Samsung, Sony Ericsson, Motorola и др.
Android - Google
Скринридер (Spiel and Talk Back)
Moto Droid, Samsung Galaxy, HTC Desire, Sony Ericsson Xperia X10
HTC, Samsung, Sony Ericsson, Motorola
Android - Google
Функция навигации
(Talking Intersection, Talking Compass)
Moto Droid, Samsung Galaxy, HTC Desire, Sony Ericsson Xperia X10
HTC, Samsung, LG, Motorola etc.
Microsoft Windows Mobile
Функция навигации
(Mobile Geo)
HTC S740, HTC Touch Pro II, Samsung Intreped, Samsung Ace, MotoQ
Nokia
S60 / Symbian ^3
Навигация - OVI Maps and LoadStone Доступность с помощью функции Mobile
Speak
Все модели Nokia серии E и N и другие модели, например Nokia C5, Nokia
5800, Sony Vivaz Pro, Panasonic P900
Nokia
S60 / Symbian ^3
Обучение
(DAISY Player)
Все модели Nokia серии E и N и другие модели, например Nokia C5, Nokia
5800, Sony Vivaz Pro, Panasonic P900
Nokia
S60
Распознание оптических символов
(KNFB Reader)
Некоторые модели Nokia с камерами (от 5 мегапикселей и выше)
[1] Примером могут служить web-сайты компаний Motorola, Nokia и Samsung
[2] http://www.mobileaccessibility.info/
[3] http://accesswireless.org/Find/Gari.aspx
[4] http://www.apple.com/accessibility/iphone/hearing.html
[5] http://phoneboy.com/1945/why-the-deaf-heart-t-mobile
[6] http://relayуслуги.att.com/content/225/Text_Accessibility_Plan_TAP.html
[7] http://hebergcck224.rnu.tn/ws/index.php
[8]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_vision
[9] Например, программа KNFB Reader, созданная K-NFB Reading Technology,
Inc., используемая в некоторых моделях телефонов Nokia. См.
http://www.knfbreader.com/
[10]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_mobility
[11]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_cognitive
[12] http://nextlab.mit.edu/spring2009/celedu/
Выпуск листа на новом месте: 6968
количество подписчиков: 304
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru