Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2012-09-13

[TIFLO] Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для

Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для
инвалидов

Глава 2 Специальные услуги, предлагаемые операторами беспроводной
связи

В данной главе рассматриваются некоторые специальные услуги, которыми могут
воспользоваться люди с ограниченными возможностями.

2.1 Цифровые библиотеки для людей с нарушениями зрения и неграмотных
людей
Для пользователей с нарушениями зрения одной из наиболее ценных функций
мобильного телефона следующего поколения является загрузка электронных книг.
Этот функционал позволяет пользователям с ограниченными возможности читать
книги с помощью скринридера в любом месте и в любое время, в дороге или
дома, или пользоваться цифровыми аудиокнигами. Возможность загрузки файлов
из сети Интернет в смартфоны открывает для людей с ослабленным зрением
множество новых возможностей. Например, в Японии мобильные телефоны можно
использовать во время лекций для записи, заметок и работы.[1]

Доступная цифровая информационная система (Digital Accessible Information
System, DAISY) была специально разработана для создания цифровых аудиокниг,
представляющих печатный текст в звуковом формате. Пользователи, не способные
воспринимать печатный текст, легко могут ориентироваться в содержании книг,
выполненных в формате DAISY, где информация представлена в последовательном
иерархическом порядке и размеченный текст синхронизирован со звуком.

Миниатюрные проигрыватели DAISY позволяют прослушивать книги в формате DAISY
с помощью мобильных телефонов, что освобождает человека от необходимости
носить с собой ноутбук или другие специальные устройства.[2] Пользователи
могут загружать книги из библиотек, созданных специально для людей с
ослабленным зрением, таких как Biblio-Net или Bookshare. В качестве примеров
цифровых библиотек, которыми пользуются люди с ослабленным зрением и люди,
не способные воспринимать печатный текст, можно привести следующие:

Biblio-Net в Японии (распространяется NTT-DoCoMo): доступ к сети
аудиокниг. Японская библиотека Брайля совместно с японским центром
благосостояния слепых <Маяк> в Осаке организовали Biblio-Net и
Biblio-Studio - системы по распространению книг Брайля и аудиокниг. Тексты
книг, инструкции, редакторские и другие актуальные материалы хранятся на
сервере библиотеки; таким образом, несколько пользователей могут
одновременно работать над одним проектом с помощью программного решения,
обеспечивающего групповую работу. Зарегистрированные пользователи могут в
любое время беспрепятственно использовать эту систему в качестве личной
библиотеки, размещенной в сети Интернет.[3] Пользователь может без труда
найти и загрузить книги, а поскольку они выполнены в формате DAISY, то ему
очень несложно ориентироваться в их содержании.

a.. Bookshare: эта цифровая библиотека очень популярна в США; в ней
хранится около 90 000 книг в формате DAISY, в том числе учебная литература и
периодические издания для людей, испытывающих трудности с восприятием
печатного текста; абонентом ее может стать любой человек, независимо от
страны проживания. Интерфейс загрузки файлов в этой библиотеке очень
простой, пользователи могут скачивать до 100 книг в месяц, сохраняя их на
своем компьютере, в устройствах для чтения электронных книг и на мобильных
телефонах, и читать их в любое удобное для себя время.[4]
b.. Проект Gutenberg: представляет собой электронную библиотеку, в которой
хранится более 33 000 бесплатных электронных книг, в том числе в формате
DAISY.[5] Как правило, на эти книги не распространяются авторские права.
2.2 Спутниковая система навигации для определения местоположения (GPS)
Недостаток информации, затрудняющий перемещение по улицам, является одним из
основных препятствий, ограничивающих свободу передвижения людей с
ослабленным зрением. Благодаря встроенным приемникам GPS, мобильные телефоны
превратились в источник информации для электронных систем навигации, в
большинстве случаев, с использованием бесплатных карт. Для того, чтобы
незрячие люди могли использовать этот функционал мобильных телефонов,
аппараты должны быть снабжены совместимыми скринридерами.

С помощью GPS пользователь может:

Проложить маршрут поездки, в частности, выбрать вид транспорта и
определить продолжительности путешествия;

Изучать окружающую обстановку с помощью <объявлений> о ближайших
достопримечательностях;

Достаточно точно указывать свое текущее местоположение;

Во время пешей прогулки получать уведомления о местонахождении
перекрестков, переулков и других важных деталях;

Получать максимально точные указания о маршруте следования;

Пользоваться голосовой системой подсказок.

В настоящее время существует множество примеров доступных устройств GPS.[6]

3.3 Услуги ретрансляции
Ретрансляция представляют собой операторскую службу по передаче содержания и
манеры коммуникации во время телефонного разговора. Как правило, такие
службы работают на условиях финансовой поддержки, так как оператору,
оказывающему подобный вид услуг, требуются существенные человеческие
ресурсы.

Существует несколько видов услуг по ретрансляции:

Услуги по ретрансляции изображения позволяют людям с ослабленным слухом или
нарушением речи общаться на языке жестов с помощью сурдопереводчика,
используя видеофон или веб-камеру и обычный телефон.

Услуги по ретрансляции текста представляют собой более традиционные услуги
по ретрансляции, в результате которых речь преобразуется в текст и
наоборот - текст в речь. В большинстве случаев потребителями этой услуги
являются люди с нарушениями речи или ослабленным слухом, полной потерей
слуха или люди с ослабленным слухом и зрением.

Услуги по преобразованию речи в речь используются для поддержки голосового
общения между людьми, страдающими нарушениями речи и когнитивными
расстройствами.

Услуги по преобразованию речи в субтитры: услуга телефонии с субтитрами (или
CapTel) позволяет преобразовывать речь в субтитры в реальном времени и дает
возможность общаться друг с другом людям, которые могут общаться вербально,
но имеют проблемы со слухом. Субтитрирование в реальном времени представляет
содержание коммуникации и в виде речи, и в виде текста. Для того, чтобы
воспользоваться этой услугой, пользователи должны иметь мобильный телефон,
поддерживающим функции CapTel.

Мгновенная ретрансляция сообщений представляет собой текстовое приложение
для мобильных телефонов, которым могут пользоваться глухие или немые. В США
компания AT&T предоставляет пользователям с ослабленным слухом услугу
мгновенной ретрансляции текстовых сообщений. Кроме того, абоненты могут
пользоваться данной услугой через Интернет и через свои учетные записи в
системе AOL Instant Messaging (AIM).

Для того, чтобы воспользоваться функцией мгновенной ретрансляции, абонент
отправляет службе "ATTRelay" сообщение с указанием номера, который он хочет
вызвать. Оператор AT&T, ретранслирующий сообщения, звонит по указанному
номеру и передает вызываемому абоненту озвученный текст. Данная услуга
предоставляется бесплатно, однако пользователь должен быть зарегистрирован в
системе.

Услуга по ретрансляции мгновенных сообщений доступна не только на
персональных компьютерах, но и на некоторых мобильных платформах, на которые
можно установить программу-клиент AOL. Кроме того клиент может получить
личный десятизначный телефонный номер, на который ему могут звонить другие
люди, также пользующиеся услугой по ретрансляции мгновенных сообщений AT&T.

Требования, необходимые для подключения услуг по ретрансляции:
Звонки, адресованные людям с ограниченными возможностями, должны
автоматически поступать выбранному пользователем оператору, предоставляющему
услуги по ретрансляции.

Звонки, совершаемые людьми с ограниченными возможностями,
адресованные другому абоненту, должны переключаться на службу ретрансляции,
если этого захочет абонент.

Два абонента, которые хотят и могут использовать один и тот же
способ общения (текст, речь или видео) во время звонка, должны иметь
возможность использовать его, не прибегая к услугам ретрансляции.

Возможность использования услуг ретрансляции должна быть
предусмотрена в обычных мобильных телефонах и терминалах сотовой связи.

У пользователей должна быть возможность использовать телефоны для
звонков, которые они совершают самостоятельно, и для звонков, которые
передаются через службы ретрансляции, в том числе для вызова экстренных
служб.

Расширенная услуга по ретрансляции изображения и видеосвязь между
абонентами, общающимися на языке жестов, должны поддерживаться обычными
мобильными телефонами, оснащенными функцией передачи видео.

Стоимость услуг ретрансляции не должна превышать стоимость обычного
телефонного звонка.

2.4 Самостоятельное проживание
Поскольку беспроводные технологии обеспечивают легкий и мгновенный обмен
информацией, люди с ограниченными возможностями могут использовать их
различным образом, чтобы жить самостоятельно и совершать повседневные
действия без посторонней помощи. Функциональность <хендс-фри> (возможность
пользования мобильным устройством без необходимости держать его в руке),
скринридеры (экранные дикторы), функции по преобразованию текста в речь,
службы ретрансляции, возможности поиска информации в Интернете,
автоматизация бытовой техники, возможность вызова экстренных служб и все
сопутствующие технологии и услуги, рассмотренные в данной главе, позволяют
людям с ограниченными возможностями вести самостоятельную жизнь.[7]

Мобильные телефоны могут использоваться не только для решения таких задач,
как оплата счетов, совершение покупок, заказ билетов, чтение книг и работа -
они воздействуют на саму социальную ткань общества в интересах людей с
ограниченными возможностями.

2.5 Услуги по вызову экстренных служб
Инвалидам порой чрезвычайно сложно вызвать экстренные службы, поскольку они
ограничены в возможности передать важную информацию, относящуюся к в
экстренному случаю. Вот лишь некоторые случаи, когда это может произойти:

a.. Люди с ослабленным слухом и нарушениями речи зачастую не могут
позвонить по телефону и вызвать помощь;
b.. Люди с ослабленным зрением зачастую не могут точно указать место, в
котором произошла чрезвычайная ситуация;
c.. В состоянии стресса люди с когнитивными нарушениями зачастую не в
состоянии четко объяснить суть происходящего.
Следовательно, при организации экстренных служб должны быть предусмотрены
механизмы для обработки таких звонков. В различных странах эта проблема
решается по-разному:

a.. В Европе существует единый номер для вызова экстренных служб (112).
Служба REACH112,[8] финансируемая в соответствии с программой поддержки
политики в области информационно-коммуникационных технологий в ЕС, позволяет
пользователям с ограниченными возможностями связываться друг с другом и
вызывать экстренные службы с помощью альтернативных способов связи, в том
числе с помощью текстовых сообщений. В рамках данной схемы людям с
ограниченными возможностями предоставляются альтернативные интеллектуальные
устройства, с помощью которых может быть обеспечена видеосвязь, голосовая
связь или передача текстовых сообщений экстренным службам.
b.. Правительство Австралии внедрило услугу вызова экстренных служб с
помощью смс-сообщений для слабослышащих и глухих людей.[9] В настоящее время
глухие могут попросить о помощи, отправив сообщение на федеральный номер
экстренного вызова 106.
c.. В США в соответствии с законом <Американцы с ограниченными
возможностями> центры оперативного реагирования экстренных служб должны быть
оснащены аппаратурой для связи с глухими людьми (TDD), способной принимать
сигналы от аналогичных устройств.[10] Люди с ослабленным слухом,
использующие свои мобильные телефоны для видео ретрансляции или видеосвязи
через Интернет, могут зарегистрироваться и получить 10-значный телефонный
номер от американского провайдера услуг видеосвязи и ретрансляции
видеоизображения, с помощью которого они могут звонить и принимать звонки, в
том числе звонки в центры экстренной службы 911.
2.6 Служба поддержки клиентов
Служба поддержки клиентов является важнейшей частью любой программы
провайдеров услуг связи, ориентированной на пользователей мобильных
телефонов из числа людей с ограниченными возможностями. Ведущими
международными провайдерами телекоммуникационных услуг был разработан целый
ряд успешных проектов, Вот лишь некоторые из возможных примеров:

a.. Orange разработала <Хартию доступности>, в которой выражена
приверженность этой компании идее доступности мобильных устройств. Помимо
прочего, компания обеспечила соответствие своих внутреннего и внешнего
веб-сайтов рекомендациям Руководства по обеспечении доступности веб-контента
(Web Content Accessibility Guidelines, WCAG) и разработала
специализированную сбытовую сеть с целью широкого распространения доступных
устройств и предложений, ориентированных на инвалидов и пожилых людей с
ограниченными возможностями.[11]
b.. AT&T предлагает несколько услуг для пользователей с ограниченными
возможностями. Для людей с ослабленным зрением компания предлагает такие
услуги, как шрифт Брайля, использование крупного шрифта при выписке счетов и
бесплатные голосовые звонки. Кроме того, обеспечивается поддержка
бесплатного местного справочника. AT&T имеет специализированные центры по
поддержке клиентов, оказывающие помощь абонентам из числа лиц с
ограниченными возможностями, такие, как Национальный центр обслуживания
клиентов с ограниченными возможностями, пользующихся мобильной сетью
компании AT&T, Центр продаж и обслуживания клиентов с ограниченными
возможностями и Центр обслуживания пожилых клиентов AT&T, пользующихся
проводной телефонной связью. Такие центры могут организовать отдельную форму
для оформления счетов - например, с использованием шрифта Брайля или
крупного шрифта, помочь клиентам с ослабленным слухом, нарушениями моторики
и (или) речи в выборе телефонных аппаратов, аксессуаров, функций и тарифных
планов.[12]
c.. AT&T и Orange обучают свой персонал обращению с функционалом
доступности устройств и приложений мобильной связи и учету потребностей
пользователей из числа инвалидов.
d.. Компания NTT DoCoMo в рамках своей стратегии универсального дизайна
внедрила доступные процессы обслуживания клиентов и сбыта. Разработанная
этой компанией концепция "Hearty Plaza," предполагающая создание сети
магазинов с хорошо развитым функционалом доступности, оказалась весьма
успешной для продвижения доступных мобильных телефонов "Raku-Raku" и
доступных услуг среди пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. В
cпециализированных магазинах используется специальное покрытие пола,
доступны голосовые подсказки электронной справочной системы, установлены
специально разработанные полки и оборудование, имеются доступные туалеты. В
магазинах работает специально обученный персонал, владеющий языком жестов, и
предоставляются определенные услуги, например, периферийные устройства,
поддерживающие шрифт Брайля, помощь менеджера по работе с клиентами и
т.п.[13]
e.. Еще одним полезным ресурсом является Руководство по эффективной
деловой практике в области мобильной связи и предоставлении услуг клиентам
из числа лиц с ограниченными возможностями и пожилым людям в
Великобритании.[14] Это руководство, одобренное всеми ведущими операторами
мобильной связи, содержат комплексную оценку аспектов доступности
пользовательских услуг, в том числе рекомендации по организации розничной
сети продаж.

[1]
http://edict2010.in/files/2010/09/mobile-phone-and-sped-2010-web-version.pdf

[2] Два примера проигрывателей DAISY для мобильных телефонов с системой
Nokia's Symbian: Мобильный проигрыватель DAISY, разработанный Code Factory и
проигрыватель Nuance's DAISY2Go.
http://www.codefactory.es/en/products.asp?id=314

[3]
http://www.dinf.ne.jp/doc/english/access/0705_IFLA-rightscom/part2/116_japan_special.html

[4] www.bookshare.org

[5] www.gutenberg.org

[6] В том числе приложенияe WalkyTalky и Intersection Explorer, и GPS
навигаторы, использующие карты Google Maps (совместимые с с экранным
диктором TalkBack), бесплатное приложение GPS Loadstone, Ovi Maps, Navigon
(совместимые с экранным диктором VoiceOver) и Mobile Geo. См.
http://www.navigon.com/portal/int/produkte/navigationssoftware/mobile_navigator_iphone_eu.html
and http://www.codefactory.es/en/products.asp?id=336

[7]
http://www.wirelessrerc.org/about-us/background-addressing-a-significant-need.html

[8] http://www.reach112.eu/view/en/index.html

[9] http:// www.deafau.org.au/download/SMSemergencyserviceapril2010.pdf

[10] http://www.ada.gov/cguide.htm

[11]
http://www.iso.org/sites/WSC_Accessibility_2010/presentations/4_Group_3_04_Monique_Mai_Francois-Rene%20Germain_Geneve2010Nov03VD.pdf

[12]
http://www.disabled-world.com/communication/messenger/instant-messaging.php

[13] http://www.g3ict.org/download/p/fileId_813/productId_152

[14] http://consumers.ofcom.org.uk/files/2010/06/gp_guide_eld_dis.pdf

Глава 1 Специальные услуги, предлагаемые операторами беспроводной
связи

В данной главе рассматриваются некоторые специальные услуги, которыми могут
воспользоваться люди с ограниченными возможностями.

1.1 Цифровые библиотеки для людей с нарушениями зрения и неграмотных
людей
Для пользователей с нарушениями зрения одной из наиболее ценных функций
мобильного телефона следующего поколения является загрузка электронных книг.
Этот функционал позволяет пользователям с ограниченными возможности читать
книги с помощью скринридера в любом месте и в любое время, в дороге или
дома, или пользоваться цифровыми аудиокнигами. Возможность загрузки файлов
из сети Интернет в смартфоны открывает для людей с ослабленным зрением
множество новых возможностей. Например, в Японии мобильные телефоны можно
использовать во время лекций для записи, заметок и работы.[1]

Доступная цифровая информационная система (Digital Accessible Information
System, DAISY) была специально разработана для создания цифровых аудиокниг,
представляющих печатный текст в звуковом формате. Пользователи, не способные
воспринимать печатный текст, легко могут ориентироваться в содержании книг,
выполненных в формате DAISY, где информация представлена в последовательном
иерархическом порядке и размеченный текст синхронизирован со звуком.

Миниатюрные проигрыватели DAISY позволяют прослушивать книги в формате DAISY
с помощью мобильных телефонов, что освобождает человека от необходимости
носить с собой ноутбук или другие специальные устройства.[2] Пользователи
могут загружать книги из библиотек, созданных специально для людей с
ослабленным зрением, таких как Biblio-Net или Bookshare. В качестве примеров
цифровых библиотек, которыми пользуются люди с ослабленным зрением и люди,
не способные воспринимать печатный текст, можно привести следующие:

Biblio-Net в Японии (распространяется NTT-DoCoMo): доступ к сети
аудиокниг. Японская библиотека Брайля совместно с японским центром
благосостояния слепых <Маяк> в Осаке организовали Biblio-Net и
Biblio-Studio - системы по распространению книг Брайля и аудиокниг. Тексты
книг, инструкции, редакторские и другие актуальные материалы хранятся на
сервере библиотеки; таким образом, несколько пользователей могут
одновременно работать над одним проектом с помощью программного решения,
обеспечивающего групповую работу. Зарегистрированные пользователи могут в
любое время беспрепятственно использовать эту систему в качестве личной
библиотеки, размещенной в сети Интернет.[3] Пользователь может без труда
найти и загрузить книги, а поскольку они выполнены в формате DAISY, то ему
очень несложно ориентироваться в их содержании.

a.. Bookshare: эта цифровая библиотека очень популярна в США; в ней
хранится около 90 000 книг в формате DAISY, в том числе учебная литература и
периодические издания для людей, испытывающих трудности с восприятием
печатного текста; абонентом ее может стать любой человек, независимо от
страны проживания. Интерфейс загрузки файлов в этой библиотеке очень
простой, пользователи могут скачивать до 100 книг в месяц, сохраняя их на
своем компьютере, в устройствах для чтения электронных книг и на мобильных
телефонах, и читать их в любое удобное для себя время.[4]
b.. Проект Gutenberg: представляет собой электронную библиотеку, в которой
хранится более 33 000 бесплатных электронных книг, в том числе в формате
DAISY.[5] Как правило, на эти книги не распространяются авторские права.
1.2 Спутниковая система навигации для определения местоположения (GPS)
Недостаток информации, затрудняющий перемещение по улицам, является одним из
основных препятствий, ограничивающих свободу передвижения людей с
ослабленным зрением. Благодаря встроенным приемникам GPS, мобильные телефоны
превратились в источник информации для электронных систем навигации, в
большинстве случаев, с использованием бесплатных карт. Для того, чтобы
незрячие люди могли использовать этот функционал мобильных телефонов,
аппараты должны быть снабжены совместимыми скринридерами.

С помощью GPS пользователь может:

Проложить маршрут поездки, в частности, выбрать вид транспорта и
определить продолжительности путешествия;

Изучать окружающую обстановку с помощью <объявлений> о ближайших
достопримечательностях;

Достаточно точно указывать свое текущее местоположение;

Во время пешей прогулки получать уведомления о местонахождении
перекрестков, переулков и других важных деталях;

Получать максимально точные указания о маршруте следования;

Пользоваться голосовой системой подсказок.

В настоящее время существует множество примеров доступных устройств GPS.[6]

1.3 Услуги ретрансляции
Ретрансляция представляют собой операторскую службу по передаче содержания и
манеры коммуникации во время телефонного разговора. Как правило, такие
службы работают на условиях финансовой поддержки, так как оператору,
оказывающему подобный вид услуг, требуются существенные человеческие
ресурсы.

Существует несколько видов услуг по ретрансляции:

Услуги по ретрансляции изображения позволяют людям с ослабленным слухом или
нарушением речи общаться на языке жестов с помощью сурдопереводчика,
используя видеофон или веб-камеру и обычный телефон.

Услуги по ретрансляции текста представляют собой более традиционные услуги
по ретрансляции, в результате которых речь преобразуется в текст и
наоборот - текст в речь. В большинстве случаев потребителями этой услуги
являются люди с нарушениями речи или ослабленным слухом, полной потерей
слуха или люди с ослабленным слухом и зрением.

Услуги по преобразованию речи в речь используются для поддержки голосового
общения между людьми, страдающими нарушениями речи и когнитивными
расстройствами.

Услуги по преобразованию речи в субтитры: услуга телефонии с субтитрами (или
CapTel) позволяет преобразовывать речь в субтитры в реальном времени и дает
возможность общаться друг с другом людям, которые могут общаться вербально,
но имеют проблемы со слухом. Субтитрирование в реальном времени представляет
содержание коммуникации и в виде речи, и в виде текста. Для того, чтобы
воспользоваться этой услугой, пользователи должны иметь мобильный телефон,
поддерживающим функции CapTel.

Мгновенная ретрансляция сообщений представляет собой текстовое приложение
для мобильных телефонов, которым могут пользоваться глухие или немые. В США
компания AT&T предоставляет пользователям с ослабленным слухом услугу
мгновенной ретрансляции текстовых сообщений. Кроме того, абоненты могут
пользоваться данной услугой через Интернет и через свои учетные записи в
системе AOL Instant Messaging (AIM).

Для того, чтобы воспользоваться функцией мгновенной ретрансляции, абонент
отправляет службе "ATTRelay" сообщение с указанием номера, который он хочет
вызвать. Оператор AT&T, ретранслирующий сообщения, звонит по указанному
номеру и передает вызываемому абоненту озвученный текст. Данная услуга
предоставляется бесплатно, однако пользователь должен быть зарегистрирован в
системе.

Услуга по ретрансляции мгновенных сообщений доступна не только на
персональных компьютерах, но и на некоторых мобильных платформах, на которые
можно установить программу-клиент AOL. Кроме того клиент может получить
личный десятизначный телефонный номер, на который ему могут звонить другие
люди, также пользующиеся услугой по ретрансляции мгновенных сообщений AT&T.

Требования, необходимые для подключения услуг по ретрансляции:
Звонки, адресованные людям с ограниченными возможностями, должны
автоматически поступать выбранному пользователем оператору, предоставляющему
услуги по ретрансляции.

Звонки, совершаемые людьми с ограниченными возможностями,
адресованные другому абоненту, должны переключаться на службу ретрансляции,
если этого захочет абонент.

Два абонента, которые хотят и могут использовать один и тот же
способ общения (текст, речь или видео) во время звонка, должны иметь
возможность использовать его, не прибегая к услугам ретрансляции.

Возможность использования услуг ретрансляции должна быть
предусмотрена в обычных мобильных телефонах и терминалах сотовой связи.

У пользователей должна быть возможность использовать телефоны для
звонков, которые они совершают самостоятельно, и для звонков, которые
передаются через службы ретрансляции, в том числе для вызова экстренных
служб.

Расширенная услуга по ретрансляции изображения и видеосвязь между
абонентами, общающимися на языке жестов, должны поддерживаться обычными
мобильными телефонами, оснащенными функцией передачи видео.

Стоимость услуг ретрансляции не должна превышать стоимость обычного
телефонного звонка.

1.4 Самостоятельное проживание
Поскольку беспроводные технологии обеспечивают легкий и мгновенный обмен
информацией, люди с ограниченными возможностями могут использовать их
различным образом, чтобы жить самостоятельно и совершать повседневные
действия без посторонней помощи. Функциональность <хендс-фри> (возможность
пользования мобильным устройством без необходимости держать его в руке),
скринридеры (экранные дикторы), функции по преобразованию текста в речь,
службы ретрансляции, возможности поиска информации в Интернете,
автоматизация бытовой техники, возможность вызова экстренных служб и все
сопутствующие технологии и услуги, рассмотренные в данной главе, позволяют
людям с ограниченными возможностями вести самостоятельную жизнь.[7]

Мобильные телефоны могут использоваться не только для решения таких задач,
как оплата счетов, совершение покупок, заказ билетов, чтение книг и работа -
они воздействуют на саму социальную ткань общества в интересах людей с
ограниченными возможностями.

1.5 Услуги по вызову экстренных служб
Инвалидам порой чрезвычайно сложно вызвать экстренные службы, поскольку они
ограничены в возможности передать важную информацию, относящуюся к в
экстренному случаю. Вот лишь некоторые случаи, когда это может произойти:

a.. Люди с ослабленным слухом и нарушениями речи зачастую не могут
позвонить по телефону и вызвать помощь;
b.. Люди с ослабленным зрением зачастую не могут точно указать место, в
котором произошла чрезвычайная ситуация;
c.. В состоянии стресса люди с когнитивными нарушениями зачастую не в
состоянии четко объяснить суть происходящего.
Следовательно, при организации экстренных служб должны быть предусмотрены
механизмы для обработки таких звонков. В различных странах эта проблема
решается по-разному:

a.. В Европе существует единый номер для вызова экстренных служб (112).
Служба REACH112,[8] финансируемая в соответствии с программой поддержки
политики в области информационно-коммуникационных технологий в ЕС, позволяет
пользователям с ограниченными возможностями связываться друг с другом и
вызывать экстренные службы с помощью альтернативных способов связи, в том
числе с помощью текстовых сообщений. В рамках данной схемы людям с
ограниченными возможностями предоставляются альтернативные интеллектуальные
устройства, с помощью которых может быть обеспечена видеосвязь, голосовая
связь или передача текстовых сообщений экстренным службам.
b.. Правительство Австралии внедрило услугу вызова экстренных служб с
помощью смс-сообщений для слабослышащих и глухих людей.[9] В настоящее время
глухие могут попросить о помощи, отправив сообщение на федеральный номер
экстренного вызова 106.
c.. В США в соответствии с законом <Американцы с ограниченными
возможностями> центры оперативного реагирования экстренных служб должны быть
оснащены аппаратурой для связи с глухими людьми (TDD), способной принимать
сигналы от аналогичных устройств.[10] Люди с ослабленным слухом,
использующие свои мобильные телефоны для видео ретрансляции или видеосвязи
через Интернет, могут зарегистрироваться и получить 10-значный телефонный
номер от американского провайдера услуг видеосвязи и ретрансляции
видеоизображения, с помощью которого они могут звонить и принимать звонки, в
том числе звонки в центры экстренной службы 911.
1.6 Служба поддержки клиентов
Служба поддержки клиентов является важнейшей частью любой программы
провайдеров услуг связи, ориентированной на пользователей мобильных
телефонов из числа людей с ограниченными возможностями. Ведущими
международными провайдерами телекоммуникационных услуг был разработан целый
ряд успешных проектов, Вот лишь некоторые из возможных примеров:

a.. Orange разработала <Хартию доступности>, в которой выражена
приверженность этой компании идее доступности мобильных устройств. Помимо
прочего, компания обеспечила соответствие своих внутреннего и внешнего
веб-сайтов рекомендациям Руководства по обеспечении доступности веб-контента
(Web Content Accessibility Guidelines, WCAG) и разработала
специализированную сбытовую сеть с целью широкого распространения доступных
устройств и предложений, ориентированных на инвалидов и пожилых людей с
ограниченными возможностями.[11]
b.. AT&T предлагает несколько услуг для пользователей с ограниченными
возможностями. Для людей с ослабленным зрением компания предлагает такие
услуги, как шрифт Брайля, использование крупного шрифта при выписке счетов и
бесплатные голосовые звонки. Кроме того, обеспечивается поддержка
бесплатного местного справочника. AT&T имеет специализированные центры по
поддержке клиентов, оказывающие помощь абонентам из числа лиц с
ограниченными возможностями, такие, как Национальный центр обслуживания
клиентов с ограниченными возможностями, пользующихся мобильной сетью
компании AT&T, Центр продаж и обслуживания клиентов с ограниченными
возможностями и Центр обслуживания пожилых клиентов AT&T, пользующихся
проводной телефонной связью. Такие центры могут организовать отдельную форму
для оформления счетов - например, с использованием шрифта Брайля или
крупного шрифта, помочь клиентам с ослабленным слухом, нарушениями моторики
и (или) речи в выборе телефонных аппаратов, аксессуаров, функций и тарифных
планов.[12]
c.. AT&T и Orange обучают свой персонал обращению с функционалом
доступности устройств и приложений мобильной связи и учету потребностей
пользователей из числа инвалидов.
d.. Компания NTT DoCoMo в рамках своей стратегии универсального дизайна
внедрила доступные процессы обслуживания клиентов и сбыта. Разработанная
этой компанией концепция "Hearty Plaza," предполагающая создание сети
магазинов с хорошо развитым функционалом доступности, оказалась весьма
успешной для продвижения доступных мобильных телефонов "Raku-Raku" и
доступных услуг среди пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. В
cпециализированных магазинах используется специальное покрытие пола,
доступны голосовые подсказки электронной справочной системы, установлены
специально разработанные полки и оборудование, имеются доступные туалеты. В
магазинах работает специально обученный персонал, владеющий языком жестов, и
предоставляются определенные услуги, например, периферийные устройства,
поддерживающие шрифт Брайля, помощь менеджера по работе с клиентами и
т.п.[13]
e.. Еще одним полезным ресурсом является Руководство по эффективной
деловой практике в области мобильной связи и предоставлении услуг клиентам
из числа лиц с ограниченными возможностями и пожилым людям в
Великобритании.[14] Это руководство, одобренное всеми ведущими операторами
мобильной связи, содержат комплексную оценку аспектов доступности
пользовательских услуг, в том числе рекомендации по организации розничной
сети продаж.

[1]
http://edict2010.in/files/2010/09/mobile-phone-and-sped-2010-web-version.pdf

[2] Два примера проигрывателей DAISY для мобильных телефонов с системой
Nokia's Symbian: Мобильный проигрыватель DAISY, разработанный Code Factory и
проигрыватель Nuance's DAISY2Go.
http://www.codefactory.es/en/products.asp?id=314

[3]
http://www.dinf.ne.jp/doc/english/access/0705_IFLA-rightscom/part2/116_japan_special.html

[4] www.bookshare.org

[5] www.gutenberg.org

[6] В том числе приложенияe WalkyTalky и Intersection Explorer, и GPS
навигаторы, использующие карты Google Maps (совместимые с с экранным
диктором TalkBack), бесплатное приложение GPS Loadstone, Ovi Maps, Navigon
(совместимые с экранным диктором VoiceOver) и Mobile Geo. См.
http://www.navigon.com/portal/int/produkte/navigationssoftware/mobile_navigator_iphone_eu.html
and http://www.codefactory.es/en/products.asp?id=336

[7]
http://www.wirelessrerc.org/about-us/background-addressing-a-significant-need.html

[8] http://www.reach112.eu/view/en/index.html

[9] http:// www.deafau.org.au/download/SMSemergencyserviceapril2010.pdf

[10] http://www.ada.gov/cguide.htm

[11]
http://www.iso.org/sites/WSC_Accessibility_2010/presentations/4_Group_3_04_Monique_Mai_Francois-Rene%20Germain_Geneve2010Nov03VD.pdf

[12]
http://www.disabled-world.com/communication/messenger/instant-messaging.php

[13] http://www.g3ict.org/download/p/fileId_813/productId_152

[14] http://consumers.ofcom.org.uk/files/2010/06/gp_guide_eld_dis.pdf

Выпуск листа на новом месте: 6969
количество подписчиков: 304
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2012-09-13 07:42:16 (#2552973)

[TIFLO] Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для

Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для
инвалидов

Глава 1 Современные функции доступности технических средств и услуг
мобильной связи

В данной главе рассмотрены различные функции, обеспечивающие доступность
мобильных телефонов для людей с различного рода ограничениями, и особые
услуги, предоставляемые через посредство мобильных телефонов, которые
способны улучшить качество жизни этих людей.

Производители мобильных телефонов могут сделать их доступными для людей с
ограниченными возможностями посредством особых функций, которые могут быть
реализованы на аппаратном уровне или с помощью программных средств,
специальных служб или приложений сторонних производителей, таких как
скринридер или экранная лупа, позволяющих упростить выбор функций в меню и
поиск нужной информации. Как правило, изготовители предоставляют информацию,
касающуюся функций, обеспечивающих доступность их аппаратов, на web-сайтах
своих компаний.[1] Очень часто ассистивные технологии сторонних
производителей, такие, как скринридеры, оказываются более эффективными по
сравнению со встроенными решениями мобильных телефонов или синтезаторами
голоса. В данной главе рассматриваются классические способы обеспечения
доступности мобильных телефонов, имеющиеся на основных мировых рынках.
Наиболее свежие данные о функциях, улучшающих доступность мобильного
телефона, подробно описаны в базе данных Общей инициативы по отчетности о
доступности (GARI) Форума производителей мобильных телефонов[2]. Эта же база
данных используется Ассоциацией производителей средств сотовой связи (CTIA)
в США как источник информации для конечных потребителей.[3]

1.1 Слух: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: глухие и слабослышащие люди не могут нормально общаться по
телефону, так как они не слышат телефонного звонка или сообщений
автоматических информационных систем, таких как сервисные службы
авиакомпании или банка. Таким образом, они оказываются лишенными возможности
социального взаимодействия и не в состоянии вызвать экстренные службы -
полицию или скорую помощь.

Решения: Существуют различные функции и службы, позволяющие глухим или
слабослышащим звонить и отвечать на звонки по мобильным телефонам - от
базовых возможностей, таких как регулировка громкости и использование
внешних громкоговорителей до использования видеосвязи с сурдопереводом. Ниже
приводятся несколько примеров.

Функции обеспечения доступности
Визуальная или вибрационная сигнализация: мобильные телефоны можно заставить
вибрировать или подавать визуальные сигналы, чтобы предупредить пользователя
о входящем звонке, сообщениях электронной почты и СМС, событиях в календаре
или сигналах будильника.

Регулировка громкости: эта функция особенно полезна для слабослышащих людей
и для усиления громкости слуховых аппаратов, используемых глухими.

Журнал вызовов: отображаемые в нем пропущенные, принятые и сделанные звонки
дают глухим и слабослышащим людям представление о вызовах, которые они могли
пропустить, не почувствовав вибрацию телефонного аппарата или не увидев
визуальных сигналов.

Визуальные или тактильные индикаторы клавиатуры: использование подсветки или
вибрации при нажатии кнопок на клавиатуре сигнализируют слабослышащим людям
о совершенных действиях.

Службы обмена сообщениями: для глухих и слабослышащих наиболее важной
функцией мобильного телефона является возможность связи с другими людьми
посредством кратких текстовых сообщений (СМС), сообщений электронной почты
или мультимедийных сообщений (ММС), являющихся для них альтернативным
способом общения.

Текстовый телетайп (ТТ): Специальные устройства, используемые для передачи
печатного текста по телефонному каналу лицами, которые не могут общаться
посредством речи. Глухие и слабослышащие, а также люди с нарушениями речи
могут общаться с помощью таких устройств, отправляя и получая текстовые
сообщения так же, как обычные люди используют обыкновенный телефон, если
функциональность ТТ поддерживается на обоих концах телефонной линии.

Служба мультимедийных сообщений, или ММС: Изначально функция обмена
сообщениями предполагала лишь обмен текстовыми посланиями, однако в
настоящее время пользователи мобильных телефонов могут отправлять и получать
различного рода мультимедийные сообщения, в частности, изображения или
видеоролики. В большинстве смартфонов предусмотрена возможность просмотра
сообщений в виде цепочек, что расширяет функционал этой службы. Даная
функция особенно важна для неграмотных глухих людей, общающихся в основном с
помощью образов или языка жестов.

Функция моно-аудио предполагает воспроизведение звука левого и правого
каналов через оба наушника, что позволяет людям, плохо слышащим на одно ухо,
слушать музыку и совершать звонки, не испытывая затруднений.[4]

Видео конференции - еще одна успешно внедряемая в смартфонах функция,
которая кардинально изменяет способ коммуникации для людей с частичной или
полной потерей слуха. С распространением сетей 3G и Wi-Fi значительно
упростилась возможность видеосвязи. В настоящее время глухие люди могут
эффективно общаться с помощью видеоконференций, используя язык жестов вместо
текстовых сообщений.

Субтитры: Большинство мобильных телефонов, например iPhone, поддерживают
воспроизведение видеороликов и фильмов с использованием открытых и
кодированных титров и обычных субтитров. Кодированное титрирование означают
отображение звуковой информации в текстовом виде для людей, которые
специально запрашивают эту функцию, в то время, как текст в виде открытых
субтитров виден для всех людей.

Службы
Ретрансляция: Служба ретрансляции - это операторские услуги по переводу
содержания и манеры коммуникации во время телефонного разговора. Эти услуги
подробно описаны в разделе 2.3

Специальные тарифные планы для глухих: В настоящее время мобильные операторы
используют специальные тарифные планы для глухих людей, которые общаются
лишь с помощью сообщений и не совершают голосовых звонков. Кроме тарифных
планов, ориентированных на использование исключительно текстовых сообщений,
некоторые мобильные операторы предлагают тарифные планы типа <текст и
данные>, не предполагающие, в отличие от стандартных тарифных планов,
голосовое общение по телефону. Это дает возможность глухим абонентам
использовать более рациональные схемы оплаты услуг мобильной связи.

Компания T-Mobile[5] в США предложила тарифный план <только данные>,
предполагавший возможность оплаты лишь передачи текстовых сообщений вместо
повременной оплаты голосовой связи. AT&T также ввела у себя тарифный план
типа <доступные текстовые сообщения> для смартфонов и обычных телефонов.[6]

Перевод сообщений в визуальные образы для неграмотных слабослышащих людей
(Тунис): В Университете Туниса разработан проект Websign, основанный на
технологии использования видео образов - аватаров (анимации виртуального
мира). Специально разработанная программа преобразует текст в его
интерактивную интерпретацию на языке жестов с помощью словаря слов и жестов.
Словарь этот имеет очень простой интерфейс и даже позволяет создавать
собственные слова и жесты.[7]

Нерешенные вопросы:
К ним относятся вопросы, по которым в данный момент решение пока не найдено,
такие как доступ к автоматическим клиентским службам. В частности,
необходимо разработать эффективные системы, посредствам которых глухие люди
могли бы использовать клиентские и другие автоматизированные службы,
требующие от абонента прослушивания голосового меню и выбора желаемой услуги
с использованием клавиатуры.

Другим нерешенным вопросом является стоимость устройств. В некоторых
развивающихся странах инвалидам, в частности, людям с ослабленным слухом и
зрением, не предлагают иного выбора, кроме современных дорогостоящих
телефонов топ-класса, поскольку лишь такие аппараты обладают функционалом
доступности, необходимым для людей с ограниченными возможностями. Как
следствие, технологии доступности оказываются слишком дорогими как раз для
тех людей, которые нуждаются в них больше всего. Например, мобильный
телефон стоимость от 350 долларов и выше является слишком дорогой покупкой
для большинства инвалидов во всем мире, учитывая их низкий уровень занятости
и возможности для получения образования.

1.2 Зрение: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: Слепые и люди с ослабленным зрением не видят экран мобильного
телефона и, следовательно, не могут использовать сенсорную клавиатуру или
просматривать списки контактов, чтобы звонить по номерам, хранящимся в
адресной книге, отправлять или получать сообщения или перемещаться по опциям
меню.

Решение: При пользовании компьютером или мобильным телефоном люди с
ослабленным зрением полностью или частично - в зависимости от степени утраты
зрения - вынуждены полагаться на скринридер, или экранный диктор.
Скринридер - это особая программа, преобразующая отображаемую на дисплее
информацию в речь, неречевую звуковую информацию или в шрифт Брайля на
соответствующих дисплеях для слепых. Самые современные мобильные телефоны с
сенсорным экраном оснащены экранным диктором, способным распознавать жесты.
Такая функциональность позволяет людям с ослабленным зрением прослушивать
описание функций своих телефонов, прикасаясь к их экранам, а также управлять
работой своих телефонов с помощью функций <перетаскивания> и т.п.

Функции, обеспечивающие доступность
Экранные дикторы - скринридеры широко используются людьми с ослабленным
зрением при работе с компьютерами или мобильными телефонами. В некоторых
мобильных телефонах экранные дикторы входят в пакет стандартного ПО; помимо
этого, на телефон можно установить скринридры сторонних производителей.

Функции, улучшающие доступность мобильных телефонов: Далее перечислены
функции, улучшающие доступность мобильных телефонов:

a.. Тактильные маркеры для облегчения пользования клавиатурой: выпуклая
точка на кнопке с цифрой 5 клавиатуры мобильных телефонов - помогают
пользователю ориентироваться в расположении кнопок.
b.. Звуковая или тактильная обратная связь подтверждает нажатие кнопки.
c.. Регулируемый размер шрифта
d.. Звуковые метки для обозначения определенных служб или функций; в
частности, они могут сигнализировать о низком заряде аккумулятора, удержании
или окончании вызова, или использоваться для регулировки громкости.
e.. Органы управления, позволяющие изменить яркость или контрастность
дисплея; в смартфонах BlackBerry цвета дисплея могут быть изменены на
противоположные. Пользователь с ослабленным зрением может изменить цвет фона
и цвет основного изображения от темного к светлому или наоборот, чтобы
максимально комфортно использовать свой мобильный телефон. Кроме того,
цветное изображение может быть представлено в соответствующих оттенках
серого.[8]
f.. Изменение разрешения основного дисплея
g.. Дисплей с подсветкой
h.. Базовая функция по преобразованию текста в речь для проверки номера
вызывающего абонента или чтения текстовых сообщений.
i.. Сканер и оптическое распознавание символов позволяют преобразовывать
печатный текст в электронный вид с высокой точностью.[9]
j.. Экранная лупа является важной функцией для плохо видящих
пользователей.
Службы
Кроме того, люди с ослабленным зрением могут пользоваться разнообразными
службами, рассмотренными в данной главе, например, цифровыми библиотеками,
GPS-навигатором и пр.

1.3 Моторика: основные функции и службы, обеспечивающие доступность
мобильных устройств
Проблема: Люди с ограниченной подвижностью конечностей, которых инвалидность
лишила или ограничила в возможности достаточно ловко управлять движениями
рук и пальцев, не смогут нажать на кнопки или управлять функциями мобильного
телефона иным способом.

Решения: Должна быть предусмотрена возможность пользования мобильным
телефоном практически без помощи рук - так, чтобы выбор основных функций
аппарата осуществлялся бы посредством голосовых команд и высокоточных систем
распознавания речи.

Функции, обеспечивающие доступность
Распознавание голоса: люди, страдающие от паралича или ухудшенной моторики
при работе на компьютере или пользовании сотовым телефоном практически
полностью полагаются на голосовые команды, с помощью которых они могут
совершать звонки, писать текстовые сообщения, составлять документы,
открывать и закрывать программы, добавлять заметки в календарь,
устанавливать напоминания, слушать музыку, смотреть видео и работать в сети
или пользоваться ресурсами сети Интернет.

Автоматический ввод текста: эта функция позволяет пользователям с
ограниченной подвижностью рук обмениваться сообщениями с помощью функции
автоматического ввода текста, когда вводимые сочетания клавиш вызывает
заданный текст, позволяя уменьшить количество нажатий на клавиатуру при
наборе сообщения.[10]

Другие функции: телефоны с сенсорным экраном будут удобны для людей с
ограниченной подвижностью пальцев. Люди, которым трудно неподвижно держать
мобильный телефон в руках (например, страдающие болезнью Паркинсона,
расстройствами нервной системы, гипотиреозом, пожилые люди), могут
воспользоваться приложениями, позволяющими сделать изображение четким с
помощью стандартных камер мобильных телефонов, благодаря функциям,
компенсирующим дрожание.

Вот еще несколько функций позволяющих сделать мобильный телефон более
удобным для людей с ухудшенной моторикой:

Ответ на звонок при нажатии любой кнопки;

Возможность использования управляющих кнопок на клавиатурах
мобильных телефонов типа QWERTY, благодаря чему пользователь сможет нажатием
одной кнопки выполнять действия, требующие нажатия нескольких кнопок;

Голосовое управление вызовами с помощью громкой связи;

Конструкция в виде моноблока, исключающая дополнительные движения,
необходимые для того, чтобы открыть телефоны типа слайдера или <ракушки>,
что может быть затруднительными для людей с ухудшенной моторикой;

Плоская задняя крышка телефона позволяет положить телефон на стол,
а не держать его в руках;

Дополнительные приспособления, такие, как bluetooth гарнитура или
клавиатура; они позволяют упростить набор текста или же легко отвечать на
звонки и управлять мобильным телефоном без помощи клавиатуры;

Эргономичный корпус, который не скользит в руке и стабилен в
использовании.

1.4 Когнитивные расстройства: основные функции и службы, обеспечивающие
доступность мобильных устройств
Проблема: Людям с нарушениями умственной деятельности порой очень сложно
выполнить какое-либо конкретное действие, или многочисленные действия,
которые легко выполняет обычный человек. В зависимости от характера
нарушений когнитивной системы человек может испытывать проблемы с памятью,
аналитической работой, вниманием, чтением, совершением математических
вычислений или общением.

Решения: Необходимо разработать простой и понятный пользовательский
интерфейс с хорошо согласованными элементами, позволяющий легко осуществлять
выбор опций.

Функции, обеспечивающие доступность

Автоматический (предиктивный) ввод текста: текстовый редактор мобильного
телефона вставляет готовые слова после ввода нескольких букв, упрощая
процесс создания сообщений.[11]

Распознавание речи: в настоящее время эта функция позволяет очень точно
распознавать речь, а большинство голосовых приложений в состоянии
распознавать различные акценты.

Преобразование текста в речь: возможность преобразования в речь электронного
текста, отображаемого на дисплее, устраняет проблемы, связанные с прочтением
имен, телефонного номера звонящего, сообщений электронной почты, инструкций
или указаний, и т.п. Телефоны, оснащенные камерами с высоким разрешением,
позволяют легко преобразовать печатный текст в электронный, увеличивать
размер шрифта или даже считывать текст, одновременно выделяя его на экране.

Встроенный органайзер и напоминания о событиях: встроенный органайзер,
подающий звуковые, визуальные или вибрационные сигналы напоминает
пользователям о наступлении событий или о необходимости выполнить
определенное действие. Особенно полезна возможность синхронизации мобильных
приложений с календарями настольных систем, например с Microsoft Outlook или
Google Calendar.

Большие экраны и возможность форматирования: с помощью этой функции
пользователь может увеличивать пробел между словами (так, чтобы каждое слово
было четко выделено жирным или более крупным шрифтом) и яркость экрана,
благодаря чему чтение упрощается и становится более приятным.

К другим функциям, облегчающим пользование мобильным телефоном для людей с
когнитивными расстройствами, относятся:

a.. Четкие и понятные инструкции по эксплуатации;
b.. Меню с простыми, легко узнаваемыми ярлыками и упрощенной навигацией,
снабженные подсказками, возникающими в тот момент, когда от пользователя
ожидается ввод данных;
c.. Возможность ввода необходимой информации в течение достаточно
продолжительного промежутка времени;
d.. Возможность связывать фотографии абонентов с номерами в телефонной
книге;
e.. Возможность назначения звукового, визуального или вибрационного
сигнала для предупреждения пользователя о входящем звонке;
f.. Высокая степень визуализации элементов дисплея, благодаря чему
телефоном могли бы пользоваться неграмотные люди;
g.. Возможность хранения контактной информации об экстренных службах;
h.. Возможность звуковой, визуальной или тактильной обратной связи при
нажатии кнопок;
i.. Возможность использования предварительно записанных команд для
голосового вызова наиболее востребованных функций;
j.. Меню помощи, снабженное предиктивными подсказками;
k.. Возможность использования клавиатурных сокращений для быстрого вызова
функций.

1.5 Неграмотность: взгляд за пределы проблемы инвалидности
Неграмотность не рассматривается как ограниченность физических возможностей,
однако ее широкая распространенность в развивающихся странах среди
инвалидов, в частности, людей с нарушениями слуха и зрения, заслуживает
особого внимания. Также следует отметить, что некоторые функции,
предназначенные для людей с ограниченными возможностями, помогут сделать
мобильный телефон более удобным в пользовании для неграмотных людей.
Последнее, в свою очередь, должно стать серьезным стимулом для поставщиков
услуг и производителей мобильных телефонов к внедрению функций, улучшающих
доступность мобильных решений.

Функции, обеспечивающие доступность
Вот некоторые из функций, которые облегчают пользование мобильным телефоном
для неграмотных людей:

Интуитивный интерфейс: понятный для большинства людей интуитивный
пользовательский интерфейс, основанный на графическом представлении функций,
что упрощает пользование мобильным телефоном.

Интерфейс с голосовым управлением: базовый интерфейс голосового управления
должен поддерживать не только несколько языков, но и местные диалекты, что
облегчило бы пользование мобильным телефоном для малограмотных людей с
ограниченными возможностями.

Среди других характеристик выделяются следующие:

Звуковая или тактильная обратная связь при использовании
клавиатуры;

Возможность связывать фотографии с контактами в телефонной книге;

Возможность использования клавиатурных сокращений;

Функция распознавания голоса;

Возможность преобразования текстовых сообщений в анимированное
изображение для неграмотных людей с ослабленным слухом (Тунис).

Кроме своих основных функций, смартфоны могут использоваться для обучения
людей грамотности в любой точке мира. В частности, компания Celedu
(<мобильная связь + образование>) приступила к реализации подобного проекта
в Индии, ориентированного на распространение языковых навыков и иного
обучающего контента посредством игр, которые могут быть загружены на
мобильные телефоны.[12] В таких играх продвижение персонажа обусловлено
правильными ответами на вопросы.

В таблице ниже приводится обзор решений в области повышения доступности
мобильных телефонов, применяемых в некоторых современных мобильных телефонах
и платформах, представленных на рынке.

Таблица 1 - Примеры мобильных телефонов от избранных производителей,
поддерживающих функции доступности

Производитель мобильных телефонов
Платформа
Ассистивный продукт
Модели

Nokia и некоторые модели компаний Panasonic и Sony Ericsson
S60
Скринридер и экранная лупа (Mobile Speak and Talks)
Все модели Nokia серии E и N, а также другие модели, например c5, 5800,
Sony Vivaz Pro, Panasonic P900

Nokia
Symbian ^3
Скринридер (Mobile Speak)
C7, N8 и перспективные модели

RIM
BlackBerry
Скринридер (Oratio)
BlackBerry Curve 8520

Apple
iPhone
Скринридер
(Voice Over)
iPhone 3GS и более поздние модели

HTC, Samsung, LG, Motorola и др.
Microsoft Windows Mobile
Скринридер и экранная лупа

(Mobile Speak)
HTC S740, HTC Touch Pro II, Samsung Intreped, Samsung Ace, MotoQ

HTC, Samsung, Sony Ericsson, Motorola и др.
Android - Google
Скринридер (Spiel and Talk Back)
Moto Droid, Samsung Galaxy, HTC Desire, Sony Ericsson Xperia X10

HTC, Samsung, Sony Ericsson, Motorola
Android - Google
Функция навигации
(Talking Intersection, Talking Compass)
Moto Droid, Samsung Galaxy, HTC Desire, Sony Ericsson Xperia X10

HTC, Samsung, LG, Motorola etc.
Microsoft Windows Mobile
Функция навигации
(Mobile Geo)
HTC S740, HTC Touch Pro II, Samsung Intreped, Samsung Ace, MotoQ

Nokia
S60 / Symbian ^3
Навигация - OVI Maps and LoadStone Доступность с помощью функции Mobile
Speak
Все модели Nokia серии E и N и другие модели, например Nokia C5, Nokia
5800, Sony Vivaz Pro, Panasonic P900

Nokia
S60 / Symbian ^3
Обучение
(DAISY Player)
Все модели Nokia серии E и N и другие модели, например Nokia C5, Nokia
5800, Sony Vivaz Pro, Panasonic P900

Nokia
S60
Распознание оптических символов
(KNFB Reader)
Некоторые модели Nokia с камерами (от 5 мегапикселей и выше)

[1] Примером могут служить web-сайты компаний Motorola, Nokia и Samsung

[2] http://www.mobileaccessibility.info/

[3] http://accesswireless.org/Find/Gari.aspx

[4] http://www.apple.com/accessibility/iphone/hearing.html

[5] http://phoneboy.com/1945/why-the-deaf-heart-t-mobile

[6] http://relayуслуги.att.com/content/225/Text_Accessibility_Plan_TAP.html

[7] http://hebergcck224.rnu.tn/ws/index.php

[8]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_vision

[9] Например, программа KNFB Reader, созданная K-NFB Reading Technology,
Inc., используемая в некоторых моделях телефонов Nokia. См.
http://www.knfbreader.com/

[10]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_mobility

[11]
http://us.blackberry.com/support/devices/blackberry_accessibility/#tab_tab_cognitive

[12] http://nextlab.mit.edu/spring2009/celedu/

Выпуск листа на новом месте: 6968
количество подписчиков: 304
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2012-09-13 07:18:45 (#2552963)

[TIFLO] Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для

Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для
инвалидов

Предисловие

Менее чем за два последних десятилетия мобильная связь получила широкое
распространение по всему миру и стала доступной для населения даже наиболее
удалённых и недостаточно обеспеченных услугами регионов как в развитых, так
и в развивающихся странах. В 2011 году в пользовании находилось свыше 5,4
млрд. мобильных телефонов. Ожидается, что в 2012 году количество действующих
мобильных телефонов превысит численность населения планеты.

Между тем, революция в области телекоммуникации практически не затронула
представителей старших возрастных категорий населения и инвалидов по причине
факторов доступности: сложные интерфейсы пользователя трудны для понимания и
пользования для лиц со слабым зрением, слепых, плохо слышащих или глухих, а
эргономика телефонной трубки зачастую оказывается слишком сложной для людей
с нарушениями моторно-двигательного аппарата. Однако новые решения в области
доступности и ассистивных технологий, резко повышающие универсальность
мобильных устройств, предлагают беспрецедентные возможности для инвалидов в
смысле общения, передвижения, получения информации и управления своим
окружением.

Ставки достаточно высоки. Хотя большинство людей с инвалидностью как бы
<невидимы> для прочих - либо в силу того, что их расстройства не имеют
внешнего проявления, либо у них просто меньше возможностей участвовать в
общественной жизни - переписи в разных странах мира, в ходе которых
применялись общепризнанные функциональные, а не <медицинские> критерии
инвалидности, свидетельствуют, что в среднем 15% мирового населения являются
инвалидами. В последнем Всемирном докладе об инвалидности, опубликованном в
июне 2011 года Всемирной организацией здравоохранения в сотрудничестве с
Всемирным банком, отмечается, что от инвалидности страдает один миллиард
человек. Национальные переписи также подтверждают, что инвалидность - будь
то врожденная, полученная в результате несчастного случая или болезней, или
же связанная с возрастом - существенно ограничивает способность людей
пользоваться тем же возможностями, что имеются у остальных, в части
обучения, работы и общественной жизни.

Чтобы минимизировать риск социальной изоляции лиц с инвалидностью и дать им
возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону была принята Конвенция о
правах инвалидов, в которой сформулированы основные универсальные права
людей с ограниченными возможностями и содержатся рекомендации для
директивных и контролирующих органов и представителей исполнительной
власти. В главе 9 документа перечислены обязательства государств -
участников Конвенции, согласно которым должна быть обеспечена доступность
физической среды, средств транспорта, информационных технологий и средств
коммуникации как в государственных, так и в частных организациях. Эти
положения касаются средств мобильной связи и должны быть учтены в политике и
программах, разрабатываемых регуляторами рынка телекоммуникационых услуг.
Задача это непростая, и вряд ли она может быть решена без участия всех
заинтересованных сторон.

Отрадно, что ведущие операторы мобильной связи всего мира уже предпринимают
активные действия для удовлетворения нужд и потребностей пожилых людей и
лиц с ограниченными возможностями, выстраивая тем самым свою,
предпринимательскую логику касательно идеи обеспечения доступности мобильной
связи, в дополнение к соблюдению требований, предписанных законами и
правилами. Рассматриваемые в данном докладе примеры наглядно подтверждают,
что следующие этой практике операторы телекоммуникационного рынка смогли
расширить клиентскую базу, увеличить свою долю рынка и повысить общее
качество услуг за счет применения принципов универсального дизайна и
разработки особых предпринимательских моделей, ориентированных на учет
потребностей людей с ограниченными возможностями и предоставление им
адаптированных должным образом товаров и услуг.

В данном докладе содержатся ссылки на новые нормативно-правовые рамки,
определенные в Конвенции о правах инвалидов - важный ресурс для сотрудников
директивных органов. В нем также рассматриваются практические аспекты
успешного внедрения этих концепций и программ: технические элементы
обеспечения доступности мобильных телефонов, доступные и ассистивные
приложения и услуги, а также примеры успешных бизнес-решений по внедрению
масштабных проектов обеспечения доступности.

Мы надеемся, что данный доклад станет полезным ресурсом для регуляторов
рынка телекоммуникационных услуг, операторов мобильной связи, организаций
инвалидов и всех других заинтересованных сторон в их стремлении к разработке
эффективных стратегий и политики в области доступности ИКТ в своих странах,
а также обеспечению услуг для инвалидов на основе равноправия.

Мы выражаем искреннюю признательность нашим коллегам из G3ict и Центра по
вопросам интернета и общества, в сотрудничестве с которыми мы подготовили
этот доклад. Мы надеемся продолжить нашу совместную работу по обеспечению
большей доступности информационно-коммуникационных технологий для лиц с
ограниченными возможностями.

Брахима Сану

Директор Бюро развития электросвязи

Примечание издателя

Данный совместный доклад G3ict/МСЭ стал результатом многолетнего
исследования по проблеме доступности технических средств мобильной связи,
предпринятого нашими организациями при бескорыстной поддержке Центра по
проблемам интернета и общества, оказавшего также помощь в редактировании
документа. Сотрудничество трех наших организаций преследовало одну общую
цель: поиск и распространение эффективных мобильных решений, способных
облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями.

В настоящем докладе собраны и проанализированы самые разнообразные способы,
с помощью которых различные заинтересованные стороны во всем мире уже
внедряют базовые технологии обеспечения доступности мобильной телефонии и
услуг мобильной связи. Документ содержит обширную практическую информацию и
данные тематических исследований, способные послужить в качестве основы для
распространения доступной мобильной телефонии и доступных ассистивных
технологий.

На саммите по проблеме доступности мобильных коммуникационных технологий в
декабре 2011 года в г. Вашингтон, округ Колумбия, G3ict, МСЭ и федеральная
комиссия США по связи предложили уникальный обзор самых современных
технологий и решений, способных принести огромную пользу людям с
ограниченными возможностями. В данном докладе мы рассказываем о некоторых из
таких нововведений, нашедших поддержку у поставщиков услуг, продавцов
телекоммуникационных устройств, разработчиков программного обеспечения и
организаций инвалидов, представленных на Саммите.

Мы искренне благодарны Международному союзу электросвязи, чьи многочисленные
международные семинары по вопросам доступности цифровых технологий оказали
нам огромную помощь в проведении нашего исследования, директору Бюро
развития электросвязи (БРЭ) МСЭ, Брахима Сану (Brahima Sanou) и руководителю
отдела специальных инициатив БРЭ МСЭ Сьюзен Шор (Susan Schorr), без помощи
которых мы бы не смогли завершить работу по составлению этого доклада,
нашему редактору Нирмита Нарасимхан (Nirmita Narasimhan), руководителю
программы в Центре по вопросам интернета и общества, а также группе
соавторов, оказавших помощь в ее работе.

Аксель Леблуа (Axel Leblois)
Исполнительный директор G3ict

Список соавторов

Дипти Бхартур (Deepti Bharthur) - магистр в области коммуникаций, автор
исследований, проведенных совместно с Центром по вопросам интернета и
общества (ЦИО).

Лакшми Харидас (Lakshmi Haridas) - инженер-компьютерщик с опытом работы в
области полупроводниковых технологий, аспирант магистрской программы по
развитию информационных и коммуникационных технологий в институте ATLAS
(скор. от Альянс технологии, образования и общества) в Университете
Колорадо, специалист в области мобильных компьютерных систем.

Аксель Леблуа (Axel Leblois) - основатель и исполнительный директор G3ict,
бывший президент и председатель правления нескольких международных
ИТ-компаний с штаб-квартирой в США.

Пранав Лал (Pranav Lal) - инженер-энтузиаст, специалист в области применения
технологий для решения практических проблем.

Питер Лумс (Peter Looms) - главный консультант по мультимедийным технологиям
Радиовещательной корпорации Дании, приглашенный доцент факультета
компьютерных технологий Гонконгского университета, консультант по вопросам
доступности цифровых технологий.

Нирмита Нарасимхан (Nirmita Narasimhan) - юрист по образованию, руководитель
программы в Центре во вопросам интернета и общества, редактор нескольких
совместных работ МСЭ, G3ict и ЦИО, делегат на переговорах в рамках Всемирной
организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по ограничению и
исключению авторских прав для лиц с ограниченными возможностями.

Рупакши Патания (Roopakshi Pathania) - независимый технический эксперт и
внештатный автор.

Дева Прасад (Deva Prasad) - соискатель степени магистра юридических наук в
области прав человека при Национальном юридическом университете г. Бангалор,
по совместительству проводит исследования совместно с ЦИО.

Мукеш Шарма (Mukesh Sharma) - менеджер по вопросам поддержки и испытаний и
руководитель производственного направления в компании Code Factory, Индия.

Сьюзен Шорр (Susan Schorr) руководитель отдела специальных инициатив БРЭ
МСЭ.

Выпуск листа на новом месте: 6967
количество подписчиков: 304
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2012-09-13 07:09:49 (#2552952)

[TIFLO] Только 5 процентов выпускников российских школ не имеют проблем со здоро

Только 5 процентов выпускников российских школ не имеют проблем со здоровьем

12.09.2012 МОСКВА

При этом каждый второй школьник страдает заболеваниями желудочно-кишечного
тракта. Такие данные
прозвучали на круглом столе по вопросам здорового питания детей в школах
России, который прошел 11
сентября в Госдуме РФ. Его участники считают, что причина проблем детей со
здоровьем -
несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны. Так,
Председатель
Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова отметила, что по
ее данным, полноценное
питание получают только 23 % школьников. Еще 24 % детей в России едят в
школе только завтраки, 32
% обеспечены горячими обедами, половина всех школьников от 10 до 12 лет
недополучает необходимое
количества молока.
Как рассказала председатель Российского союза сельской молодежи Ольга
Платошина, молоко,
обогащенное полезными веществами, получают только те школы, где действует
программа "Школьное
молоко". Однако она работает лишь в 36 регионах РФ. Все безалкогольные
напитки для детей должны
проверяться на аллергены, считает директор ВНИИ пивоваренной, безалкогольной
и винодельческой
промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) Лев
Оганесянц.
Кроме того, добавила начальник территориального отделения Роспотребнадзора
Эвелина Чигарева,
питание для детей должно не только соответствовать возрастным и
физиологическим потребностям, но и
способствовать профилактике заболеваний. Однако по ее словам, за последние
пять лет число
страдающих анемией подростков возросло на 35 %, в 1, 7 раза больше стало
школьников с избыточным
весом.
По словам директора Центра образования N 1408 г. Москвы Татьяны Пашутиной,
московские дети довольны
питанием, которое поставляет в школы комбинат школьного питания "Конкорд".
Однако для аллергиков
нужно вводить еще и диетические блюда. На базе центра образования N 1408
студенты Московского
государственного университета технологий и управления имени К.Г.
Разумовского проведут
анкетирование среди детей и их родителей. Специалисты учтут их пожелания при
разработке щадящего
меню.
Изменится оформление столовых: они превратятся в школьные рестораны. Эту
идею поддержал Департамент
образования города. В начале этого учебного года школьные рестораны
открылись в школах N 1250
(СВАО) и N 1143 (ЮВАО).
Помимо этого директор НИИ детского питания РАСХН Сергей Симоненко предложил
разработать новые
вкусные и полезные блюд. Раньше такая работа велась в рамках федеральной
программы "Дети России" на
2007-2010 годы. Сейчас такой программы нет. www.asi.org.ru

Выпуск листа на новом месте: 6966
количество подписчиков: 304
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2012-09-13 04:41:00 (#2552899)