Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Процессы формирования смыслового понятия <особый ребенок> в педагогической среде
(психолингвистические аспекты).

Точилина Л.Н., старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной
психологии.

Понятие <особый ребенок>, <ребенок с особыми образовательными потребностями>
- одно из сравнительно новых понятий в нашем образовательном пространстве. Вместе
с тем это понятие уже довольно устойчиво и повсеместно употребляется в различных
контекстах, связанных с областями общего и среднего специального образования.

Однако необходимо отметить, что в основной педагогической среде общеобразовательной
(массовой) школы понятие <особый ребенок> находится в стадии формирования, оставляя
возможность наблюдения за этим процессом и пространство для уточнения терминологии.

Небольшое исследование, которое легло в основу данного доклада, и не претендует
на широкие выводы и обобщения, позволяет:

Продемонстрировать складывающиеся в СМИ в профессиональной педагогической среде

значение и смысл данного словосочетания;

Рассмотреть контексты употребления словосочетания <особый ребенок>, <ребенок
с особыми образовательными потребностями>;

Определить факторы, влияющие на трактовку этого понятия педагогами.

Главное отличие значения слова от его смысла заключается в том, что значение
имеет более общий, объективно сложившийся в истории употребления слова характер,
в то время как смысл слова или понятия носит индивидуальный характер и связан
с личностным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения.

Итак, небольшой анализ образовательных печатных изданий и ТВ программ дает следующий
синонимический ряд к словосочетанию <особый ребенок> (<особые дети>):

Дети с особыми проблемами;

Дети с особыми нуждами, потребностями;

Необычные дети;

Дети особой заботы;

Нестандартные дети;

Дети, требующие особого внимания;

Экстраординарные(!) дети, и т. д.

Во всех этих случаях основное смысловое наполнение данных понятий контекстно
раскрывается как <дети, имеющие проблемы в развитии и обучении> (в отличие от
образовательных систем других стран с развитой интеграцией, где те же понятия
раскрываются скорее как <дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе>).

В проведенном мини-исследовании для выявления индивидуальных смыслов понятия
<особый ребенок> в педагогической среде было опрошено 15 педагогов общеобразовательных
школ (с предложением назвать, не раздумывая, 5-6 синонимов к указанному словосочетанию).

Анализ названных синонимов показал, что:

1.. Большая часть определений соответствует контексту <имеющий проблемы в развитии,
обучении, поведении и адаптации> (например - <проблемный, трудный, социально
запущенный, конфликтный, агрессивный>; <ненормальный, странный, необычный, проблемный,
<с завихрениями>).
2.. Около трети определений содержали в себе оба полюса характеристик <особого
ребенка> (от недостатков развития до одаренности) и соответствовали контексту
<требующий индивидуального подхода> (например - <трудный, одаренный, талантливый,
больной, нуждающийся в помощи>; <неадекватно воспринимающий действительность,
требующий индивидуального подхода, талантливый, умственно отсталый>). Эти определения,
на наш взгляд, соответствуют контексту <требующий индивидуального подхода>.
3.. Определения двух участников мини-опроса характеризовали полюс <одаренность>
(< одаренный, умный, красивый, требующий внимания, спортивный>).
Среди факторов, которые, на наш взгляд повлияли на формирование индивидуальных
смыслов, можно выделить, в первую очередь, следующие:

А. Собственный педагогический опыт: педагогический стаж, контингент детей, с
которыми работает педагог, специфика педагогической деятельности.

Б. Личностный и профессиональный уровень педагога: широта кругозора, ориентированность
в современных проблемах и вопросах педагогики, степень позитивного отношения
к детям и собственной профессиональной деятельности.

Среди дополнительных (косвенных) факторов нами выделены следующие:

В. Наличие/отсутствие в школе классов КРО.

Г. Особенности взаимоотношений с собственными детьми /ребенком: уровень доверия,
открытости, взаимопонимания и т.д.

Д. Побочные ассоциации к одному из членов словосочетания ( к определению <особый>)

Данное исследование, как уже было сказано, не претендует на серьезные выводы
и обобщения, но указывает, на наш взгляд, на определенную тенденцию в рамках
развивающихся в настоящее время интеграционных процессов.

Выпуск листа на новом месте: 54

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 28 Sep 2004 01:51:30 +0400 (#236392)