З.И.Марголин. История обучения слепых.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
НАРКОМПРОС РСФСР. москва 1940
5. Обучение слепых в период империалистической, войны и после Февральской революции.
Война 1914 года, так же как и прежние войны, вызвала повышенное внимание к слепым.
Повышение этого внимания наблюдается, начиная со второй половины 1915 г., и выражается
оно, главным образом, в создании комитетов для оказания помощи ослепшим воинам.
Первые комитеты убежища для военно-ослепших были открыты в Харькове в 1914 г.
по инициативе известного окулиста проф. Л. Л. Гиршмана.
К началу 1917 г. по сведениям, собранным Я. Н. Колубовским, в России было не
менее 1230 ослепших воинов. Попечительство создает для них убежища в Петрограде,
Москве, Киеве, Саратове. Всего в этих убежищах содержалось 170 человек. Такие
же убежища открывают городские управления в Москве и других городах. В убежищах
быт установлен невыносимый казарменный режим, который привел к тому, что в 1917
г. <призреваемые в убежище ослепшие воины без согласия комитета ввели в убежище
такие порядки, при которых комитет должен считать себя совершенно упраздненным>.
Хотя Петроградский комитет для оказания помощи ослепшим воинам принимает все
меры к тому, чтобы доказать слепым <несообразности, которые неизбежно обнаружатся
при проведении полного самоуправления в заведении, обслуживающем нужды людей
беспомощных>, призреваемые твердо остаются при своем решении. Самоуправление
вводится, а комитет вынужден ликвидироваться (XX, 1917 г., апрель). Взрослые
слепые в 1917> г. уже не те, какими они были в 1881 г., и сделать с ними все,
что угодно попечительству, теперь уже нельзя. В эго же время производятся попытки
улучшения системы воспитания и обучения слепых детей, однако дальше разговоров
они не идут. В январе 1917 г. проводится совещание при министерстве народного
просвещения по вопросам воспитания слепых детей. Совещание это было проведено
по инициативе проф. А. М. Щербина. На этом совещании:
1) было признано необходимым: <уже на 1918 г. отпустить по смете министерства
просвещения 250 тысяч рублей на училища слепых;
2) наметить к открытию в 1919 г. новых 11 училищ. Допустить обучение слепых
со зрячими как в высшей, средней, так и в низшей школе; 3) указываемся на ряд
мероприятий в виде краткосрочных курсов для подготовки учителей школ слепых (XX,
1917 г., апрель, отдел <Разные> и XXVI, отдел 2, 1).
63
Решения этого совещания носят чисто декларативный характер: они не учитывают
конкретных условий, но ставят глубоко вопрос о подготовке кадров и т. д.
Такими же решениями характеризуется работа подкомиссии, заседавшей при совещании
по вопросам организации детского призрения. Совещание это происходило при министерстве
государственного призрения в середине августа 1917 г. Здесь отмечается, что 1)
для младшего и раннего возраста слепым не нужны особые заведения; 2) для школьного
обучения нужны интернаты; 3) от 4 до 7 лет необходимы подготовительные отделения;
4) начальные училища слепых нужно ввести в общую школьную сеть; 5) необходимо
открыть для слепых специальные заведения повышенного типа; 6) специальные высшие
учебные заведения для слепых не нужны; 7) для умственно-отсталых слепых нужно
создать особые заведения (XX, 1917 г., сентябрь-октябрь, стр. 99). Резолюция
этой подкомиссии повторяет, что слепые имеют право на обучение, однако решения
ее, как и все решения, внесенные при Временном правительстве, остаются лишь красивой
фразой.
Характеризуя деятельность Временного правительства, проф. Медынский говорит:
<Как в области общей политики, так и в области народного образования деятельность
Временного правительства и стоявшей за ним буржуазии была неуклонно направлена
к подавлению революционного движения рабочих и крестьянских масс.
За весь восьмимесячный период своего существования Временное правительство ничего
не сделало в смысле расширения сети школ, изменения бюрократического управления
ею, уничтожения или хотя бы ослабления влияния церкви на школу. Не были фактически
проведены даже давно существующие в западноевропейских капиталистических государствах
буржуазные принципы организации народного образования. Испуганное развитием революционного
движения и все растущим влиянием большевиков на рабочие и крестьянские массы,
Временное правительство в своей просветительной политике стремилось к одному:
сохранить, насколько возможно, старый, царский аппарат управления школой, задержать
проведение в жизнь даже буржуазно-демократических педагогических требований,
всеми мерами бороться с педагогическими требованиями пролетариата> (XXIX, 484).
Это замечание в равной степени относится и к вопросам обучения слепых в период
между Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциями.
В 1917 г. деятельность попечительства заметно замирает. Журнал <Слепец> становится,
еще более бедным по содержанию. Состояние школ для слепых с начала империалистической
войны все более и более ухудшается. Материальное положение училищ в связи с ростом
дороговизны становится крайне напряженным. Педагоги и учащиеся постепенно покидают
школу. Учебно-воспитательная работа замирает. Выписка наглядных пособий из-за
границы прекращается. Некоторые здания училищ занимаются военным ведомством под
лазареты или превращаются в щеточные мастерские, работающие на нужды войны. В
таком именно положении мы встречаем училища к моменту Великой Октябрьской социалистической
революции.
Выпуск листа на новом месте: 39
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback