[TIFLO] Профессия педагог - ответ.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Я веду практические занятия в филиале Современной гуманитарной академии. До
недавнего времени также был преподавателем в колледже, вел экономические
дисциплины. Сразу замечу, что мой уход из колледжа не связан с возможностью
работать по данной профессии.
Для меня несколько странно, почему ведущие российские тифлопедагоги до
сих пор считают профессию преподавателя недоступной или нерекомендованной
для незрячих. Если обратиться к данным статистики, то в начале 90-х годов в
России насчитывалось 900 незрячих и слабовидящих преподавателей, трудившихся
во всех формах учебных заведений. Сейчас их число сократилось примерно
вдвое, но цифра остается весьма внушительной. Если не считать рабочих УПП,
то какая еще профессия превосходила этот показатель, разве что массажисты и
музыканты? Этот красноречивый факт убедительно показывает жизнеспособность
педагогической профессии для инвалидов по зрению.
Возможно, что незрячим не следует работать учителями начальных классов
средних школ, поскольку там действительно кроме преподавания необходимо
следить за поведением, позой детей, умением и правильностью техники письма и
т.п. Понятно, что незрячий не сможет также преподавать науки, всецело
опирающиеся на визуальном восприятии: вождение автомобиля, хирургия,
некоторые разделы физики и химии. В остальных же случаях принципиальных
ограничений нет. Такие трудности, как контроль за дисциплиной, проверка
учебных работ и заполнение документов преодолимы разными путями. Я,
например, старался распределить такую работу между разными людьми, чтобы не
загружать кого-то одного, а позже мне выделили секретаря. Часть работы
выполняют сами студенты: староста может заполнить классный журнал,
результаты практических занятий могут быть прочитаны вслух и т.д. В свою
очередь незрячий работник должен по возможности помогать другим сотрудникам.
Если подходить к вопросу трудоустройства преподавателя с формальной точки
зрения, то повод для отказа, конечно, можно отыскать, однако, как отмечал
Андрей Кочетков и другие подписчики, многое зависит от руководителя и от
умения кандидата на трудоустройство убеждать в своих профессиональных
возможностях.
Еще хотелось бы отметить следующее. К указанным тифлопедагогами
недостаткам в работе незрячих преподавателей, которые перечислила Ирина
Николаевна, следует относиться философски. Допустим, что инвалид I группы по
зрению действительно не очень хорошо поддерживает тишину и порядок во время
занятия, что случалось и у меня, но ведь точно также бывает у многих зрячих
преподавателей. А разве у зрячих на экзаменах не списыва ют? Да и в умении
квалифицированно и интересно изложить материал незрячие переплюнут очень
многих физически здоровых людей. К тому же, учитывая зыбкость своих позиций
на рабочем месте или просто стремясь самоутвердиться в обществе, незрячие
обычно относятся к работе более ответственно и не допускают откровенного
попустительства, которое, кстати, многим зрячим легко сходит с рук. Иными
словами, на поставленный вопрос с уверенностью можно дать положительный
ответ, принимая во внимание указанные выше особенности и ограничения.
С уважением, Максим Чардымский.
Выпуск листа на новом месте: 43
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback