Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-09-27

[TIFLO] Re: Из истории обществен ного движения слепых

Здравствуйте уважаемые члены рассылки. Скажите, а почему ко мне все письмя

приходят в двух экземплярах? Это так должно быть или это глюк моей почтовой
программы? Если это так должно быть, то когда это прекратится, а то и так
спама много так еще и письма дублируются.

С уважением Владимир г.Черновцы

Выпуск листа на новом месте: 53

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 21:58:24 (#235698)

[TIFLO] Дневник паралимпиады

Барнаульская спортсменка Тамара Подпальная завоевала золотую медаль на XII
Параолимпийских играх в Афинах
БАРНАУЛ, 24 сентября. Она установила новый параолимпийский рекорд ? 127,5
кг ? в весовой категории до 56 кг в жиме штанги лежа. Восьмое место среди
слабовидящих в толкании ядра занял спортсмен из Бийска (Алтайский край).
Команда России находится пока на 17 месте в общем зачете. Соревнования
продлятся до 29 сентября. Уроженка Бийска Ольга Семенова, представляющая
Иркутск, завоевала "золото" в беге на 100 метров.
телефон: (3852) 35-88-05
Источник: Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 52

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 15:27:54 (#235452)

[TIFLO] Из истории общественного движения слепых

З.И. Марголин. История образования слепых. 1940

Школами для слепых с 1917 г. по 1924 г. <было выпущено весьма незначительное
количество учащихся (VII, 37-52). Судьба окончивших в эти годы школу точно неизвестна.
Однако нужно предполагать, что одни из них продолжали жить в той же школе, в
которой до этого учились, другие возвратились к своим родственникам или были
предоставлены самим себе.

При отсутствии профессиональной подготовки и при развале учебных и производственных
мастерских при школах слепые, окончившие школу, не могли находить себе средств
к существованию. Многие из окончивших получали небольшие пособия в отделах НКСО.
По мере роста нашей школы, начинает выдвигаться требование о создании объединений
слепых, окончивших школу, в артели (VII, 37-52, раздел <О выбывающих подростках>,
XXVI, и т. д.).

К этому именно времени и относится создание <Всероссийского общества слепых>
(ВОС) - организации, сыгравшей в последующие периоды весьма значительную роль
в деле трудового устройства слепых.

Стремление слепых к объединению наблюдалось уже очень давно. В 1897 г. создалось
объединение слепых, окончивших школу Московского общества призрения, воспитания
и обучения слепых детей. Организация эта была немногочисленной (к моменту революции
в ней насчитывалось всего 100 человек). Она распадалась на хор и оркестр, которые
зарабатывали средства игрой на свадьбах, церковным пением, концертами и т. п.
Работа здесь была основана на выборных началах (<Жизнь слепых>, орган ЦП ВОС
по Брайлю, 1928 г., январь, стр. 33).

В 1909 г. в Петербурге была организована <Артель слепых, живущих своим трудом>.

В 1906 году в журнале <Слепец> мы встречаем воззвание петроградских слепых <Ко
всем слепым земли русской>. Это воззвание призывало слепых к объединению и созданию
Всероссийского союза слепых. Вполне понятно, что все попытки такого объединения
в условиях дореволюционной России обречены были на неудачу. Такое же разочарование
ждало слепых в ответ на их требование выдвинуть своего представителя в Учредительное
собрание (это требование было выдвинуто на митинге московских слепых, состоявшемся
после Февральской революции). В 1920 г. был создан Московский союз слепых, имевший
лишь местное значение. Такие же союзы были организованы и в других городах, например
в Иркутске.

В 1923 г. образовалась инициативная группа по вопросу организации Всероссийского
общества слепых. К этому времени многие слепые успели зарекомендовать себя своей
работой в партийных и советских организациях, что значительно ускорило создание
общества слепых (XXX, часть 2, 3). Устав Всероссийского общества слепых, учрежденного
в системе IIKCO, был утвержден СНК 23 сентября 1923 г. Первоначально организация
охватывала преимущественно московских слепых и занималась вопросами их трудового
устройства. Деятельность ВОС в отношении выполнения основной задачи, поставленной
перед ним, - трудового устройства слепых вообще и окончивших школу в частности
- получила свое развитие лишь в последующие периоды.

Выпуск листа на новом месте: 51

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 14:52:19 (#235422)

[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Роль компьютерного отдела в решении проблемы внедрения современных информационных
технологий в учебно-воспитательный процесс специального образовательного учреждения.

Бахарева Н.М.

Зав. Тифлокомпьютерным отделом ГОУ Нижегородской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интернат III-IV вида.

Перспективы развития современной специальной школы я связываю прежде всего с
внедрением современных компьютерных технологий (КТ). И дело здесь не только в
том, что информационные технологии стремительно охватывают все сферы деятельности
современного общества (и образования, в частности). Роль КТ в специальном образовании
далеко выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Во-первых,
для детей с глубокими и комплексными нарушениями развития компьютерные технологии
являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение
с окружающим миром. Поясню это на примере детей с глубокими нарушениями зрения.
Многолетняя практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих показала, что
выпадение или серьезное нарушение функции зрения пагубным образом сказывается
прежде всего в области информационного обмена с окружающим миром. Современные
компьютерные технологии предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально
новые возможности самостоятельно получать, создавать и представлять в общепринятой
форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к современной информационной
культуре. Именно поэтому с внедрением КТ в начале XXI века связываются перспективы
роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию,
роста уровня достижений, расширения сфер будущей деятельности детей с нарушениями
в развитии.

Во-вторых, компьютерные технологии могут послужить базой для осуществления подлинной
интеграции и координации деятельности всех участников образовательного процесса
специальной школы. Известно, что успех специального обучения ребенка определяется
не только тем, насколько эффективно работает с ним каждый отдельный специалист.
Не менее важно, является ли скоординированной деятельность всех взрослых, участвующих
в процессе воспитания и обучения, едины ли они в понимании проблем ребенка и
путей их разрешения. Однако, несмотря на очевидность этого тезиса, взаимодействие
специалистов разного профиля редко реализуется на практике. И здесь КТ могут
и должны сыграть решающую роль.

В-третьих, с применением КТ в УВП специальной школы становится реальной перспектива
применения новых способов качественной индивидуализации обучения, предоставления
каждому ученику свободы выбора темпа, средств, форм деятельности, уровня и вида
помощи со стороны педагога.

В-четвертых, КТ предоставляют уникальные возможности для участия детей в различных
видах совместной коллективной творческой деятельности, причем не только в рамках
данного учреждения. Как показал наш опыт, вовлечение учащихся с ОВЗ в различные
сетевые Интернет-сообщества, в совместные со здоровыми детьми творческие проекты
и мероприятия способствуют формированию у них самостоятельности, независимости,
уверенности в своих силах, высокой самооценки, желания и способности занимать
активную жизненную позицию. Для детей обычных общеобразовательных школ такое
общение позволяет приобрести опыт толерантного отношения к людям с другими возможностями,
что в дальнейшем может послужить основой для формирования адекватного отношения
к инвалидам со стороны современного общества.

В-пятых, создание единого информационного ресурса школы, включающего структуру
учебного заведения, учебный план, штатное расписание, распределение педагогической
нагрузки, создание банка данных по составу воспитанников школы, банка данных
научно-методических разработок, цифровой летописи школы и т.п., позволит перевести
весь учебно-воспитательный процесс учреждения на качественно новый уровень.

Однако внедрение современных компьютерных технологий в УВП специальной школы
требует серьезной перестройки всей системы образовательного учреждения (материально-технической
базы, кадровой структуры, учебного плана, штатного расписания и т.д).

Дело в том, что единовременная установка компьютерного оборудования, адаптированного
для лиц с глубокими нарушениями здоровья (а во многих специальных школах и эта
задача далека от выполнения) не решает, а наоборот, создают множество проблем,
решить которые возможно лишь с привлечением специалистов в области компьютерной
техники и специального ПО, адаптированного для лиц с глубокими нарушениями здоровья,
а также с проведением научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы
преподавателями школы.

Это связано с тем, что отсутствуют какие-либо программно-методические материалы
по обучению детей с глубокими нарушениями зрения информатике и основам компьютерной
грамотности. Поэтому каждая школа неизбежно должна разработать концепцию обучения
и соответствующий учебно-методический комплекс по данному направлению образования
школьников. Поскольку каждая специальная школа-интернат является не только общеобразовательным,
но и лечебно-восстановительным учреждением, то необходима разработка и внедрение
в учебный процесс специальных методик по охране зрения и здоровья учащихся,
позволяющих не только избежать негативных последствий работы с компьютером, но
и при определенных условиях даже способствовать восстановлению зрительных функций.

Кроме того, стремительное развитие компьютерных технологий, появление новых технических
возможностей информационного обмена с окружающим миром, недостаточно полное оснащение
компьютерным и тифлокомпьютерным оборудованием школы, необходимость постоянного
проведения модернизации оборудования требуют от руководящих и педагогических
работников больших усилий по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.
Такого рода деятельность получила в последнее время название <фандрайзинг>, что
в переводе с английского значит <сбор финансовых средств>. Именно такого рода
деятельность и является новым нетрадиционным направлением, осуществить которое
возможно лишь при наличии в учреждении соответствующих структур.

Отметим также, что важнейшим условием успешности внедрения современных информационных
технологий в образование на всех его уровнях является создание Единого информационного
ресурса пространства учебного заведения, что также требует привлечения дополнительных
финансовых и трудовых ресурсов.

Таким образом, создалась ситуация, когда согласно теории и передовому опыту управления
образовательными учреждениями, внедрения новых инновационных технологий выполнены
все условия для создания нового структурного подразделения в рамках традиционной
специальной школы, а именно:

- происходят существенные изменения во внешней
среде и внутренней жизни организации, которые, в свою очередь, приводят к обновлению
ценностей, целей и содержания деятельности образовательного учреждения;

- изменившиеся задачи и функции оказывается невозможно
выполнить в рамках сложившейся структуры учреждения;

- имеются не только необходимость, но и реальные
возможности создания нового структурного подразделения, и понятно его место в
рамках общей оргструктуры организации.

Нам представляется, что наш опыт в создании тифлокомпьютерного отдела, разработке
основных направлений его деятельности и структуры, может оказаться интересным
для педагогов, работающих в специальных образовательных учреждениях.

I. Цели и задачи тифлокомпьютерного отдела.

Основная цель отдела - создание условий для развития и коррекции развития слепых
и слабовидящих детей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных
компьютерных технологий, как средства частичной компенсации недостатка зрения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- Создание условий и осуществление обучения ОКГ
детей с глубокими нарушениями зрения;

- Создание условий для коммуникации средствами
Интернет-технологий;

- Организация участия детей-инвалидов по зрению
в совместных творческих проектах и сетевых сообществах.

- Создание единого информационного ресурса учебного
заведения, а именно:

u создание банка данных по составу воспитанников школы

u создание банка данных научно-методических разработок педагогов школы

u создание цифровой летописи о жизни школы (диски, презентации, буклеты
и т.п.).

II. Основные направления деятельности отдела.

- Учебная

- Научно-методическая

- Проектировочная

- Консультативная

- Материально-техническая (установка, модернизация,
настройка компьютерного оборудования)

- Доступ к Internet

- Издательская*

- Кружковая*

- Грантовая*

- Информационно-аналитическая - создание единого
информационного ресурса школы, а именно:

u формирование базового информационного пространства БИП, в
состав которого входят структура учебного заведения, учебный план, штатное расписание,
распределение педагогической нагрузки ;

u создание банка данных по составу воспитанников школы, включающего
их психолго-педагогические характеристики и методические рекомендации для педагогов,
что позволит отразить динамику развития каждого ребенка и скоординировать деятельность
всех специалистов, работающих с детьми;

u создание банка данных научно-методических разработок педагогов
школы;

u создание цифровой летописи о жизни школы (диски, презентации,
буклеты и т.п.).

На последующих этапах по мере приобретения соответствующего оборудования предполагается
организация издательской деятельности на базе центра, что позволило бы кардинальным
образом решить проблему отсутствия специальных пособий, учебников и дидактических
материалов для обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения.

III. Этапы деятельности:

1-й этап - создание условий для реализации образовательного процесса по изучению
основ информатики и компьютерной грамотности для учащихся с глубокими нарушениями
зрения, а также обеспечение участия воспитанников школы в сетевых сообществах
и проектах.

2-й этап - формирование Единого информационного пространства школы и расширение
поля образовательных услуг, реализующихся на базе центра.

3-й этап - создание условий для внедрения компьютерных технологий во все сферы
деятельности школы, что требует организации на базе тифлокомпьютерного центра
издательской деятельности.

IV. Некоторые результаты.

Несмотря на достаточно короткий срок существования (2002г. - 2004г.) деятельность
нового структурного подразделения уже стала приносить свои плоды:

- создан компьютерный центр по обучению детей-инвалидов
по зрению современным компьютерным технологиям

- проведена модернизация оборудования центра,
в результате которой созданы 8 рабочих мест, адаптированных для лиц с глубокими
нарушениями зрения, в частности, установлены 8 жидкокристаллических мониторов,
отвечающих всем требованиям по охране здоровья и зрения слабовидящих учащихся,
для слепых учащихся установлены программы речевого доступа Jaws for Windows

- Обеспечено подключение тифлокомпьютерного центра
к сети Internet по технологии ADSL

- Разработаны положение о тифлокомпьютерном отделе,
структура и функционал всех сотрудников отдела, определены основные этапы и направления
деятельности подразделения.

- Разработана необходимая учебно-методическая
и инструктивная

документация отдела для осуществления образовательной деятельности.

- Заключен договор с некоммерческой корпорацией
Прожект Хармони инк.(США) о создании на базе нашего отдела центра IATP, что позволила
привлечь к образовательной деятельности в школе выпускников обменных программ
США и осуществить модернизацию оборудования центра.

- разработаны программы обучения учащихся информатике,
основам компьютерной грамотности и машинописи

- организовано обучение детей ОКГ и машинописи,
в ходе которого проводится апробация указанных выше программ

- обеспечено участие учащихся нашей школы в многочисленных
проектах, реализующихся в Нижегородской области ( межрегиональный проект ROLL
"Anima", <Школа Толерантности>, <Школьник и право> РЦОТ, экологический проект
<Сделаем город чистым>:)

- созданы диск, презентация и буклеты о школе

- разработан и реализован проект <Социальная адаптация
детей с глубокими нарушениями зрения в творческих проектах и сетевых сообществах>,
который выиграл грант Фонда Евразия и получил диплом на Ярмарке социальных и
культурных проектов 2003г. Поволжского федерального округа

- проведены семинары и тренинги (не менее 4-х
занятий в месяц в течение всего учебного года) по использованию возможностей
сетевых и цифровых технологий

- кроме лекционных и семинарских занятий на базе
компьютерного тифлоцентра проводились музыкальные вечера совместно с выпускниками
обменных программ и учащимися других школ. По материалам этих встреч создан
мультимедийный диск "Творческие встречи в школе им. Островского".

Подчеркнем, что благодаря деятельности тифлокомпьютерного отдела в нашей школе
появились новые дополнительные возможности по использованию в учебно-воспитательном
процессе современных цифровых технологий, что позволяет нам осваивать и внедрять
новые формы работы по реабилитации и социальной адаптации детей с глубокими
нарушениями зрения.

V. Выводы.

В результате проведенной нами работы по созданию и организации деятельности тифлокомпьютерного
отдела можно сделать следующие выводы:

1) Наиболее успешным способом внедрения новых компьютерных технологий в УВП школы
III-IV вида является создание нового структурного подразделения - тифлокомпьютерного
отдела.

2) Компьютерные технологии не являются целью, а лишь новым уникальным средством
для формирования у учащихся школы социально-адаптивных навыков с целью их дальнейшей
интеграции в современное общество зрячих. Поэтому на базе тифлокомпьютерного
отдела нами проводится большая работа по вовлечению учащихся в различные сетевые
Интернет-сообщества, в совместные творческие проекты и мероприятия.

3) Как показал наш опыт работы и проведенные исследования, причиной отклонений
здоровья пользователей ПК является не столько сами компьютеры, сколько недостаточно
строгое соблюдение принципов эргономики и требований санитарии; разработка и
строгое соблюдение охранительных методик позволяет избежать негативных последствий
работы с компьютером.

Применение охранительных методик должно включать следующие мероприятия - создание
рабочих мест для детей с глубокими нарушениями зрения, отвечающих всем эргономическим
и санитарно-гигиеническим требованиям; подбор индивидуальных настроек экрана
монитора в зависимости от диагноза зрительного заболевания и от индивидуальных
особенностей восприятия визуальной информации; дозирование зрительных нагрузок;
чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности; распределение
нагрузки по восприятию информации между всеми видами сохранных анализаторов,
что достигается организацией полисенсорного восприятия информации путем применения
программ экранного доступа для озвучивания информации и использованием брайлевского
дисплея; реализация принципа работы с клавиатуры, а не с помощью мыши, использование
горячих клавиш; освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре;
проведение в ходе занятий физкультминуток, включающих специальные упражнения
для глаз и общие физические упражнения.

4) Нам представляется, что результаты данной работы могут быть полезны как для
учителей информатики специальных коррекционных школ, так и для учителей общеобразовательных
школ, т.к. проблемы внедрения современных компьютерных технологий в УВП школы
и охрана зрения учащихся на занятиях по основам компьютерной грамотности и информатике
являются не менее актуальными и при работе с детьми с сохранным зрением.

Выпуск листа на новом месте: 50

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 14:51:29 (#235421)

[TIFLO] Из истории обучения слепых

З.И. Марголин. Из истории обучения слепых. 1940

Школа слепых в первые годы после революции находилась в крайне тяжелом положении.
Учебно-воспитательная работа в этих школах почти приостановилась. Педагогический
персонал и учащиеся терпели страшную нужду. Голод и холод, свирепствовавшие в
городах, где находились школы, заставляли детей уходить в деревню. Такую именно
картину рисует нам I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью,
преступностью и беспризорностью, происходивший с 24 июня по 2 июля 1920 г. (Материалы
I Всероссийского съезда по борьбе с детской дефективностью, стр. 86). Положение
школ для слепых ухудшалось еще тем, что не было единого административного начала,
управлявшего ими. Школы переходили из одного наркомата в другой. Первоначально
они находились в ведении Народного комиссариата по здравоохранению. Факт этот
объясняется, невидимому, тем, что слепые по разным вопросам весьма часто обращались
в первую очередь к врачам - офтальмологам. Эти последние часто давали ценные
советы и указания слепым. Создалось впечатление, что всеми делами, касающимися
слепых, должен ведать Наркомздрав. Недостаточность бюджетных; средств заставила
Наркомздрав обратиться в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО)
с требованием принять школы слепых в свое ведение. НКСО в свою очередь считал
необходимым передать школы слепых в ведение Наркомпроса.

Нужно еще раз подчеркнуть, что стремление каждого из этих наркоматов освободиться
от школ слепых в сущности объяснялось недостатком материальных средств. Пока
вопрос разрешался, школы для слепых, особенно провинциальные, оставались не только
без руководства, но и без материальных средств. В 1919 г. было опубликовано постановление
СНК (<Собрание узаконений> n 61, статьи Б64 и 540, 1919 г.), что государство
берет на себя заботу о слепых, глухонемых и умственно отсталых детях и подростках.
Забота о слепых распределялась между тремя наркоматами: НКП, НКСО и НКЗ.

Все заботы о слепых, способных к обучению, и прежде всего, о детях и подростках
до 18 лет, перешли в ведение Наркомпроса. С этого времени все шкота и учреждения
социального воспитания слепых должны были работать по единому плану НКП. Школами
слепых ведал Главсоцвос; всей воспитательной работой их руководила комиссия Главсоцвоса
по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН). Непосредственно руководство
школами осуществляли отделы народного образования на местах.

68

НКСО должен был оказывать помощь нетрудоспособным, престарелым и другим подобным
категориям слепых в виде пенсии, предоставления общежитий и т. д. Преимущественно
же НКСО призван был проводить в жизнь трудовое устройство инвалидов и в том числе
слепых.

Согласно тому же постановлению СНК от 10 декабря 1919 г., Наркомздрав обязан
был заботиться о слепых детях до трех лет в целях лечения их, наблюдения за ними
и принятия профилактических мер. Помимо этого, на обязанности Наркомздрава лежала
забота по предупреждению слепоты.

Однако, несмотря на это постановление, мы и в 1922 г. сталкиваемся с рядом фактов,
когда центр не имеет сведений о некоторых учреждениях для слепых (XXX, часть
II, 2). Все же постановлением СНК были в значительной мере определены состав,
права и обязанности органов управления и урегулирована связь между ними. Постановления
СНК последующего периода (1925 и 1927 гг.) конкретизировали постановление СНК
1919 г. и углубили его.

Таким образом, впервые в истории школьного обучения слепых забота о воспитании
и образовании слепых переходит в руки государства. Общественность в лице профсоюзов,
советов, ячеек КСМ и т. п. начинает принимать участие в этой работе. Сам по себе
факт централизации, управления и руководства учебно-воспитательной работой среди
слепых детей выделяет СССР из всех остальных стран мира.

Непосредственно школам слепых руководили заведующие. В некоторых случаях это
были работники дореволюционной школы слепых, в других - лица, мало сведущие в
вопросах обучения и воспитания слепых. Если вспомнить, что направление в работе
этим заведующим должны были давать местные отделы народного образования, где
господствовали еще, как правило, филантропические взгляды на слепого, то нам
нетрудно будет понять, почему за весь этот период перестройка школы слепых на
новые основы отставала от перестройки массовой школы.

К 1924 г. в школах слепых было всего 168 педагогов. Из них с высшим образованием
лишь 10-12%. Стаж этих педагогов колебался в очень больших пределах (от 1 до
30 лет), (VII, стр. 37-52, раздел <Педагоги>). Таким образом, в школах слепых
мы встречаем как старых, так и молодых работников. Работа в новых условиях, отвечающих
запросам молодого пролетарского государства, далеко не всегда понималась педагогами
наших школ. Если многие старые работники продолжали и в тяжелые годы свою работу,
то это объясняется их привязанностью к школе, привычкой к школе слепых, выработавшейся
годами и т. д. Не следует забывать и того факта, что контингент слепых учащихся
состоял преимущественно из детей рабочих и крестьян. Поэтому для педагогов школы
слепых, как и для ее учащихся, дело Октябрьской революции было близко, и здесь,
как правило, мы не замечаем саботажа со стороны педагогов.

Вопрос о переквалификации педагогов был поставлен уже в 1918 г. В этом году были
созданы первые кратковременные курсы по переподготовке персонала учреждений для
физически дефективных детей. Отдел повышения квалификации при НКП организовывал
подобные курсы, как мы увидим ниже, много раз и в последующий период.

Работников высшей квалификации готовили в эти годы Ленинградский институт социального
воспитания нормального и дефективного ребенка и созданные в 1922 г. в Москве
Медико-педагогический институт Наркомздрава и Московский институт детской дефективности
Наркомпроса.

Нужно отметить, что в связи с подъемом, характеризующим конец описываемого периода
как в области экономики, так и в области народного просвещения, намечается рост
заинтересованности учреждениями для физически-дефективных детей. Все чаще раздаются
голоса о необходимости создания ряда практикумов для подготовки учителей в школы
слепых (VII, 37-52, раздел <Педагоги>). Существующие высшие учебные заведения
и проводившиеся в эти годы курсы не могли, конечно, удовлетворить растущих потребностей
в педагогах со стороны школы слепых. Однако вопрос о подготовке кадров мог быть
заострен и в некоторой мере разрешен лишь в последующий период.

Большинство школ слепых сохранилось от дореволюционного периода. Некоторые старые
школы были вовсе закрыты, другие слиты с более крупными школами для слепых. Из
36 школ после Октябрьской революции в РСФСР осталось 24 школы (если не считать
школ, ликвидированных и слитых с другими школами); 4 школы (Гельсингфорс, Рига,
Ревель и Варшава) оказались после войны на территории, отошедшей от СССР; 6--находились
на территории УССР (Харьков, Киев, Одесса, Чернигов, Полтава и Камелец-Подольск),
одна - в БССР (Минск) и одна - в Грузии (Тифлис). Количество учащихся в этих
школах в первые годы после революции было весьма незначительно. Если вспомнить,
что огромное количество воспитанников школ слепых разъехалось по деревням, то,
хотя мы не имеем точных данных, не трудно будет представить, каким незначительным
должно быть это число. Даже в 1924 г. по 22 школам для слепых (сюда включаются
и вновь открытые школы в Свердловске и Омске) обучалось всего 1100 слепых детей.
Таким образом, средний контингент каждой школы равнялся 50 учащимся (VII, стр.
37-52, раздел <Сеть учреждений>).

С начала Октябрьской революции в наших школах обучались совместно с мальчиками
и девочки. Преимущество при приеме отдавалось детям рабочих и крестьян, беспризорным
детям и т. д. Питание учащихся в этот период было крайне недостаточным. Последнее
замечание особенно относится к ряду школ, содержание которых находилось на местном
бюджете. Привлечение слепых детей деревни в школы как в этот, так и в последующий
период, являлось делом весьма трудным. Здесь мы сталкивались с консерватизмом
во взглядах на слепого, с предубеждением о способностях его к обучению. С другой
стороны, льготы, предоставлявшиеся родителям, содержащим инвалида-ребенка, и
нежелание лишиться этих льгот, очень часто вели к решительному отказу со стороны
родителей отдать ребенка в школу. Наконец, излишнее чувство <жалости> к слепому
ребенку весьма часто служило причиной того, что он оставался в семье и не получал
никакого образования и воспитания.

Всеми этими причинами и может быть объяснен тот факт, что, несмотря на весьма
ограниченное число школ для слепых в характеризуемый период, они были недоукомплектованы
учащимися.

Вполне понятно, что пути воспитания слепого ребенка в духе идей пролетарского
государства были найдены не сразу. Если вспомнить, с каким чувством некоторая
часть учительства массовой школы встречала все декреты, относящиеся к вопросам
народного образования, с каким трудом ей удалось перевоспитать себя и приступить
к созданию единой трудовой школы, - если вспомнить все это, то нам станет ясно,
что и учительство школы слепых не могло перешагнуть сразу через этот исторический
этап своего развития.

Весь характеризуемый в этой главе период школьного обучения слепых в отношении
учебно-воспитательной работы школы слепых может быть разделен на два этапа: первый
- приблизительно до середины 1922 г. и второй - с 1922 до 1924 г.

Первый из этих этапов характеризовался, как уже говорилось, почти полным отсутствием
учебно-воспитательной работы в детских домах для слепых (так тогда назывались
школы для слепых). Если кое-где работа и велась, то протекала она по инерции,
без руководства и плана. Не только учительству, но и отделам Народного образования
не были в достаточной мере ясны цель и задачи обучения слепых. Школы на этом
этапе работали без всяких программ, на основе старых методов.

Но постепенно целевая установка школ для слепых становилась все более ясной,
а вместе с тем возникали настоятельные требования вести работу в ней по определенным
программам и планам.

Задачи, которые должны ставить перед собой школы для физически дефективных детей,
получили свое освещение уже на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов
в июне 1918 г. (в докладе Бонч-Бруевич) (XVI, 27). Нужно было научиться пропитывать
всю воспитательную и образовательную работу интернациональным и антирелигиозным
содержанием, втянуть учащихся в общие интересы, в общую жизнь, вовлечь их в детское
коммунистическое движение. И если эти задачи не могут осуществиться школами слепых
сразу же после революции, то объясняется это тяжелым экономическим положением,
которое было вызвано интервенцией и гражданской войной. Экономика эпохи военного
коммунизма не могла не отразиться на школах для слепых. Учебно-воспитательная
работа без наличия квалифицированных кадров работников, без руководства, при
небольшом количестве детей в школах при текучести состава учащихся, при отсутствии
материальных средств и т. д., естественно, не могла быть поставлена на высоту,
удовлетворяющую минимальным требованиям советской тифлопедагогики. Характерно,
что не только в вопросах учебно-воспитательной работы, но и в самом термине <дефективные>
существовало много неясностей; всякого беспризорного ребенка склонны были считать,
дефективным. Даже I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, преступностью
и беспризорностью, происходивший в 1920 г., не внес ясности в этот термин.

Вместе с периодом роста массовой школы, начиная с 1922/23 учебного года, происходил
рост учебно-воспитательной работы и в школах для слепых.

Правда, и к 1924 г. в руководстве по специальному воспитанию имелось слишком
мало указаний о цели, задачах и плане работы в учреждениях для слепых (XXVI,
<Типы и учебный план учреждений для слепых> - Мельников, тезис 3).

Для работников становится очевидным, что детские дома для слепых должны всю свою
учебно-воспитательную работу вести на основе общих с массовой школой принципов,
по единой программе к по единому плану.

Вышедшая в 1923 г. программа Гуса (Государственного ученого совета) для массовой
школы была охотно принята детскими домами для слепых. Хотя определенных указаний
о признании этих программ в школах для слепых не было, но многие наши школы уже
в 1923/24 учебном году сделали попытку построить учебно-воспитательную работу
на основе новых программ. Это были, конечно, лишь первые шаги, первые попытки
отыскать советские пути учебно-воспитательной работы со слепыми. Однако итоги
этих опытов, подведенные в 1924 г. II съездом работников СПОН, позволили планировать
всю дальнейшую работу и наметить пути проведения учебно-воспитательного процесса
в школах слепых. В этом, несомненно, заключается историческая ценность первых
попыток работы по комплексным программам Гуса, хотя в целом работа по комплексной
системе отразилась на школе слепых, как и на массовой школе, крайне отрицательно.

Ко II съезду работников СПОН школы слепых пришли с выводами > необходимости перехода
школы на работу по новым программам в объеме первой ступени (XXI).

Начиная с 1923 г., был поставлен вопрос о профессионально-техническом образовании
в школах для слепых. Если в первые годы после революции работа в школьных мастерских
совершенно заглохла (не было мастеров, инструментов, сырья), то теперь вопрос
о подготовке квалифицированного ремесленника, вопрос о подготовке слепого к самостоятельной
жизни был поставлен на очередь дня. Правда, самостоятельное существование слепого
понималось тогда как существование при частичной поддержке со стороны государства
(XXVI). Но в условиях 1923 г. и такие взгляды и тенденции в отношении профессионально-технического
образования были шагом вперед.

К 1924 г. мы пришли с некоторым опытом общественно-политической работы в школах
слепых (например Костромской школы) (XXVI).

Проводившиеся Главсоцвосом в 1923 г. курсы по переподготовке работников со слепыми
(в Москве), несомненно, сыграли роль в деле дальнейшего улучшения постановки
учебно-воспитательной работы в наших школах. Работники, познакомившись здесь
с сущностью принципов советской системы воспитания, поделившись опытом и обсудив
трудности, смогли впоследствии по-новому подойти к вопросам учебно-воспитательной
работы в школах слепых и по-новому поставить эту работу.

Как по своей программе, так и по целям, школа для слепых к концу охваченного
этой главой периода значительно приблизилась к массовой трудовой школе. Задача
всего учебно-воспитательного процесса через школу и труд подготовить слепого
к самостоятельной трудовой жизни вырисовывается все яснее. Уже в 1924 г. проделанный
опыт позволил заявить, что <Трудовое воспитание в школах слепых, обоснованное
на применении трудовых процессов в их связи с ученическим самоуправлением и ориентировкой
в общественно-трудовой жизни зрячих, является ценнейшей педагогической основой
работы со слепыми> (XXVII, П. П. Почапин, - К вопросу <Трудового воспитания в
школах слепых>, стр. 91-99).

И если I Всероссийский съезд по борьбе с дефективностью, беспризорностью, преступностью
и I конференция, созванная по тем же вопросам (30 сентября - 8 октября 1921 г.),
ставили и разрешали в основном вопросы лишь организационного характера, то II
съезд работников СПОН (1924 г.) на основе проделанного опыта, при новой экономической
и политической обстановке смог наметить пути дальнейшего развития учебно-воспитательной
работы в нашей школе.

б. Помещения, оборудование и учебные пособия. Школы для слепых в эти годы помещались
в старых зданиях дореволюционных училищ. Здания эти, как и здания массовой школы,
не ремонтировались, плохо отапливались и значительно разрушились к 1924 г. Некоторые
школы для слепых, как, например, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Пермская,
Московская на Донской улице и другие были выселены из старых зданий, а помещения
их были заняты раз личными организациями и учреждениями. Другие школы (Московская,
Воронежская) с трудом отстояли свои помещения.

Обычно школы слепых в таких случаях переводились в значительно худшие помещения
или закрывались, например, Московская на Донской улице, или сливались с детскими
домами для других категорий дефективных детей (VII, 37-52, раздел <Материальная
база>).

Перед школами стояла задача - сохранить за собой старые помещения. О постройке
новых зданий, конечно, не могло быть и речи.

Оборудование и учебные пособия были крайне ограничены. Старое оборудование износилось
и пришло в негодность. Ввоза пособий из-за границы не было, а советское производство
не было еще налажено, так как промышленность была занята вопросами удовлетворения
первоочередных, нужд народного хозяйства; ohi не могла, естественно, заниматься
изготовлением оборудования для школ слепых. В первые годы после революции мы
сталкиваемся с фактом полного отсутствия необходимейших учебных пособий; в наших
школах, например, на 8-10 учащихся имелся один брайлевский прибор (XXX, 2, 4).
Вполне понятно, что говорить о более сложном и дорогостоящем оборудовании и пособиях
не приходилось.

Старые учебники истрепались, шрифт значительно истерся, и все пришло в полную
негодность. Большое количество литературы религиозно-нравственного содержания
было изъято из школ слепых. Оставшиеся книги не удовлетворяли требованиям новой
школы, как по своему содержанию, так и по тому, что напечатаны они были по старой
орфографии.

Печатание брайлевской литературы полностью прекратилось. Работа типографий возобновилась
лишь в 1922 г. Типографии Московской и Ленинградской школ печатали в первую очередь
книги по обществоведению (XXX, часть 2, 6).

В конце июля 1924 г. Наркомпрос сделал запрос об имеющейся в школах слепых литературе.
Вполне понятно, что имеющиеся пособия и литература не могли удовлетворить нужды
школ слепых, и вопрос этот был резко поставлен на II съезде работников СПОН.

Выпуск листа на новом месте: 49

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 14:46:32 (#235417)

[TIFLO] Из истории трудоустройства слепых

Силуэты. Приложение к "Школьному вестнику". 2000г.

Эмиль Мартэн

В 80-е годы XIX века во Франции в системе просвещения, характере обучения и воспитания
слепых произошли изменения. Тифлопедагоги пришли к выводу, что далеко не все
слепые могут овладеть профессией музыканта, и для самостоятельной жизни им необходимо
прививать навыки в области физического труда. В Парижском институте слепых, где
обучалось 150 мальчиков и 75 девочек, началась переориентация учащихся в трудовой
подготовке. Она была связана с именем Эмиля Мартэна (1841 - 1899), занявшего
пост директора института в 1883 году. Здесь были открыты небольшая щёточная и
корзиночная мастерские. Примечательно, что в бытность Мартена в Парижский институт
были приняты и успешно его окончили два незрячих из Санкт-Петербурга. В.И. Дениссель
стал профессиональным пианистом; богатое собрание брайлевских книг и нот он завещал
библиотеке Петербургской школы для слепых детей. А В. И. Тебелев составил ценное
пособие под названием "Изложение нотной системы, приспособленной к пению в православной
церкви", организовал платные курсы по подготовке переписчиков нотно-музыкальной
литературы по Брайлю и сам преподавал на них.

Жан Пефо

Поиском новых профилей работ для незрячих занимались как тифлопедагоги, так и
представители общественности, энтузиасты и меценаты, проявлявшие искреннее участие
в их судьбе. Ещё в 1254 году в Париже королём Людовиком IX Святым была открыта
Богадельня трёхсот, где слепые получали ночлег, еду, одежду, имели право свободно
выходить на церковные паперти собирать милостыню. Теперь, более чем через 600
лет, богадельней заведовал Жан Альфонс Пефо (1837 г. - начало ХХ в.), который
преобразовал её в заведение социально-трудового назначения. Здесь были открыты
различные ремесленные мастерские, организован культурный досуг незрячих, начала
действовать глазная клиника с амбулаторией для приёма глазных больных. Кроме
того, Пефо в 1882 году в предместьях Парижа, в департаменте Сена, открыл школу-мастерскую
и общежитие для слепых им. Луи Брайля. При школе имелось дошкольное отделение,
куда принимали детей в возрасте от 3 до 7 лет. Воспитанникам школы давали начальное
образование, обучали щёточному и корзиночному ремёслам, изготовлению ожерелий,
бус и кладбищенских венков. Выпускникам школы предоставлялась подходящая работа,
которая давала им средства к существованию.

Лаванши Кларк

Замечательные примеры трудоустройства инвалидов по зрению подавало Общество мастерских
для взрослых слепых, созданное французским меценатом Лаванши Кларком.

В 1880 году в Париже при участии гуманных людей он основал первую щёточную мастерскую.
Он сам управлял ею и обучал слепых щёточному ремеслу. По прошествии 20 месяцев
такого эксперимента Лаванши Кларк убедился, что взрослые слепые успешно справляются
с этим ремеслом. Так жизнь подсказала ему решение шире распространить эту профессию
среди слепых. В следующем, 1881 году Лаванши Кларк организовал Общество мастерских
для взрослых слепых, лично пожертвовав на это дело 1209817 франков. Для сбора
дополнительных средств на открытие мастерских в разных городах Франции был придуман
оригинальный способ. На железнодорожных вокзалах устанавливались автоматические
аппараты - техническая новинка века. Пятая часть от денежных сборов шла в пользу
Общества слепых; деньги поступали и с благотворительных концертов. Постепенно
удалось организовать мастерские в Жантильи-Сен-Жюсте, Дижоне, Лионе, Алжире,
Бордо и Венсенне. 7 августа 1885 года Общество Лаванши Кларка было признано "учреждением
общественной пользы". Его целью было - дать слепым возможность научиться ремеслу
и жить своим трудом. Слепых обучали здесь щёточному, корзиночному и канатному
делу, а также изготовлению ковров и садовой мебели. Общество заботилось о снабжении
тружеников инструментами, сырьём и помогало в сбыте продукции. Оно всеми способами
рекламировало изделия слепых: рассылало иллюстрированные каталоги изделий с указанием
цен, доставляло на дом заказы, оплачивало пересылку. На велосипедной, автомобильной
и авиационной выставке, например, в мастерских для слепых работал незрячий механик
Рауль Беро, на глазах у публики он изготовлял колёса для аэропланов. Такое распространение
Обществом сведений о слепых ремесленниках делало мастерские для взрослых слепых
популярными, привлекало внимание заказчиков, позволяло расширять начатое дело.
Труд членов общества применялся и на других работах. Незрячий Летурнье на улице
Ошель в Париже заведовал складом мастерских, а ремесленник Шарпантье на улице
Лафайет заведовал магазином. Общество оказывало помощь незрячим при найме квартир
в случае болезни и безработицы. Когда-то директор Парижского дома призрения слепых
Эрнст Воган высказал такую мысль: слепых следует помещать не в зданиях казарменного
типа, а в маленьких особняках с садами, где-нибудь за городом. Эту мечту осуществил
Лаванши Кларк в Сен-Жюсте, где рядом с мастерской для незрячих работников было
построено 4 коттеджа. В одном из них поместился Шарль Гаюи с престарелой матерью
- слепой ремесленник, потомок отца тифлопедагогики Валентина Гаюи.

15 июля 1905года во Франции был принят закон, по которому все увечные, в том
числе и слепые, имели право на пенсию в размере 120 франков. Тут бы только порадоваться
инвалидам по зрению. Но оказалось, что право на пенсию получили только неработающие
незрячие, а тот, кто имел семью и нуждался в заработке, лишался пенсии. Понимая
несправедливость этого закона, Общество мастерских для взрослых слепых стало
добиваться его пересмотра.

Попечение слепых не ограничивалось у Лаванши Кларка решением социальных вопросов.
За его плечами было добрых три десятилетия благотворительной деятельности, когда
в 1911 году понадобилась помощь школе для слепых и глухонемых в Дижоне. Он помог
отремонтировать её, закупил станок для сапожной мастерской, пресс для печатания
брайлевских книг и фортепьяно.

Лаванши Кларк содействовал развитию науки о слепых и о слепоте. Ещё во время
Амстердамского конгресса учителей и друзей слепых в 1885 году, когда речь зашла
о создании серьёзного труда по психологии слепых, Лаванши Кларк, всегда отзывчивый
и щедрый меценат, выделил 5 тысяч франков за лучший труд.

Выпуск листа на новом месте: 48

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 14:45:17 (#235415)

[TIFLO] Жизнь замечательных людей

Силуэты. Приложение к "Школьному вестнику". 2000г.

УЦЕЛЬРИХ ШЕНБЕРГЕР

Своей поразительной учёностью прославился в XYII веке в Германии Уцельрих Шенбергер.

Он родился в 1601 году в семье придворного садовника. Детство мальчика было омрачено
потерей зрения в трёхлетнем возрасте. Но его родители старались, чтобы слепой
ребёнок черпал представления об окружающем мире всеми доступными ему способами.
Мальчик карабкался по деревьям отцовского сада, бегал по дорожкам и зелёным лужайкам,
любил слушать рассказы отца, умевшего ярко и образно обрисовать картины природы.
Азы знаний Уцельрих приобретал в сельской школе, учась со зрячими детьми.

Благодаря способностям и прилежанию он достиг таких успехов, что учителя порекомендовали
родителям послать юношу в Лейпцигский университет. Здесь он с увлечением изучал
философию, математику и механику. Блестящее окончание университетского курса
было отмечено присвоением двадцатидвухлетнему Шенбергеру учёной степени магистра.
Молодой учёный был приглашён в Кенигсбергский университет на кафедру философии,
где читал лекции как по основному предмету, так и по математике, механике и теории
музыки. Настоящую страсть Шенбергер питал к иностранным языкам. Обладая хорошей
памятью и лингвистическими способностями, он изучил семь языков, главным образом
древних и восточных, и свободно читал на этих языках. Он владел древнегреческим,
латинским, ивритом, халдейским, ассирийским, арабским и французским. Стремление
к самостоятельности, к непосредственному восприятию того, что он изучал и познавал,
натолкнуло его на мысль самому изобрести азбуку, доступную осязанию. Система
Шенбергера представляла собой алфавит, очертания букв в нем изображались из гибкой
проволоки. Рассказывали, будто у Шенбергера было такое тонкое осязание, что он
на ощупь мог различать цвета. Но что больше всего удивляет в рассказах о слепом
учёном, - это его занятия стрельбой из ружья по звучащим мишеням. В качестве
мишени выступал постоянно звучащий медный колокольчик. Говорили, что Шенбергер
научился так метко стрелять, что на соревнованиях получал первые призы.

Уцельрих Шенбергер скончался сравнительно молодым - 47 лет от роду, в 1648 году.
Незрячий учёный был воспет своим современником, поэтом Симоном Дахом. Прах его
покоится в королевском соборе Регенсбурга. Надпись, высеченная на надгробии,
гласит: "Здесь покоится учитель Уцельрих Шенбергер, который, не имея двух глаз
на лице, носил тысячу глаз в груди".

Выпуск листа на новом месте: 47

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-27 14:33:12 (#235409)