З.И. Марголин. Из истории обучения слепых. 1940
Школа слепых в первые годы после революции находилась в крайне тяжелом положении.
Учебно-воспитательная работа в этих школах почти приостановилась. Педагогический
персонал и учащиеся терпели страшную нужду. Голод и холод, свирепствовавшие в
городах, где находились школы, заставляли детей уходить в деревню. Такую именно
картину рисует нам I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью,
преступностью и беспризорностью, происходивший с 24 июня по 2 июля 1920 г. (Материалы
I Всероссийского съезда по борьбе с детской дефективностью, стр. 86). Положение
школ для слепых ухудшалось еще тем, что не было единого административного начала,
управлявшего ими. Школы переходили из одного наркомата в другой. Первоначально
они находились в ведении Народного комиссариата по здравоохранению. Факт этот
объясняется, невидимому, тем, что слепые по разным вопросам весьма часто обращались
в первую очередь к врачам - офтальмологам. Эти последние часто давали ценные
советы и указания слепым. Создалось впечатление, что всеми делами, касающимися
слепых, должен ведать Наркомздрав. Недостаточность бюджетных; средств заставила
Наркомздрав обратиться в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО)
с требованием принять школы слепых в свое ведение. НКСО в свою очередь считал
необходимым передать школы слепых в ведение Наркомпроса.
Нужно еще раз подчеркнуть, что стремление каждого из этих наркоматов освободиться
от школ слепых в сущности объяснялось недостатком материальных средств. Пока
вопрос разрешался, школы для слепых, особенно провинциальные, оставались не только
без руководства, но и без материальных средств. В 1919 г. было опубликовано постановление
СНК (<Собрание узаконений> n 61, статьи Б64 и 540, 1919 г.), что государство
берет на себя заботу о слепых, глухонемых и умственно отсталых детях и подростках.
Забота о слепых распределялась между тремя наркоматами: НКП, НКСО и НКЗ.
Все заботы о слепых, способных к обучению, и прежде всего, о детях и подростках
до 18 лет, перешли в ведение Наркомпроса. С этого времени все шкота и учреждения
социального воспитания слепых должны были работать по единому плану НКП. Школами
слепых ведал Главсоцвос; всей воспитательной работой их руководила комиссия Главсоцвоса
по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН). Непосредственно руководство
школами осуществляли отделы народного образования на местах.
68
НКСО должен был оказывать помощь нетрудоспособным, престарелым и другим подобным
категориям слепых в виде пенсии, предоставления общежитий и т. д. Преимущественно
же НКСО призван был проводить в жизнь трудовое устройство инвалидов и в том числе
слепых.
Согласно тому же постановлению СНК от 10 декабря 1919 г., Наркомздрав обязан
был заботиться о слепых детях до трех лет в целях лечения их, наблюдения за ними
и принятия профилактических мер. Помимо этого, на обязанности Наркомздрава лежала
забота по предупреждению слепоты.
Однако, несмотря на это постановление, мы и в 1922 г. сталкиваемся с рядом фактов,
когда центр не имеет сведений о некоторых учреждениях для слепых (XXX, часть
II, 2). Все же постановлением СНК были в значительной мере определены состав,
права и обязанности органов управления и урегулирована связь между ними. Постановления
СНК последующего периода (1925 и 1927 гг.) конкретизировали постановление СНК
1919 г. и углубили его.
Таким образом, впервые в истории школьного обучения слепых забота о воспитании
и образовании слепых переходит в руки государства. Общественность в лице профсоюзов,
советов, ячеек КСМ и т. п. начинает принимать участие в этой работе. Сам по себе
факт централизации, управления и руководства учебно-воспитательной работой среди
слепых детей выделяет СССР из всех остальных стран мира.
Непосредственно школам слепых руководили заведующие. В некоторых случаях это
были работники дореволюционной школы слепых, в других - лица, мало сведущие в
вопросах обучения и воспитания слепых. Если вспомнить, что направление в работе
этим заведующим должны были давать местные отделы народного образования, где
господствовали еще, как правило, филантропические взгляды на слепого, то нам
нетрудно будет понять, почему за весь этот период перестройка школы слепых на
новые основы отставала от перестройки массовой школы.
К 1924 г. в школах слепых было всего 168 педагогов. Из них с высшим образованием
лишь 10-12%. Стаж этих педагогов колебался в очень больших пределах (от 1 до
30 лет), (VII, стр. 37-52, раздел <Педагоги>). Таким образом, в школах слепых
мы встречаем как старых, так и молодых работников. Работа в новых условиях, отвечающих
запросам молодого пролетарского государства, далеко не всегда понималась педагогами
наших школ. Если многие старые работники продолжали и в тяжелые годы свою работу,
то это объясняется их привязанностью к школе, привычкой к школе слепых, выработавшейся
годами и т. д. Не следует забывать и того факта, что контингент слепых учащихся
состоял преимущественно из детей рабочих и крестьян. Поэтому для педагогов школы
слепых, как и для ее учащихся, дело Октябрьской революции было близко, и здесь,
как правило, мы не замечаем саботажа со стороны педагогов.
Вопрос о переквалификации педагогов был поставлен уже в 1918 г. В этом году были
созданы первые кратковременные курсы по переподготовке персонала учреждений для
физически дефективных детей. Отдел повышения квалификации при НКП организовывал
подобные курсы, как мы увидим ниже, много раз и в последующий период.
Работников высшей квалификации готовили в эти годы Ленинградский институт социального
воспитания нормального и дефективного ребенка и созданные в 1922 г. в Москве
Медико-педагогический институт Наркомздрава и Московский институт детской дефективности
Наркомпроса.
Нужно отметить, что в связи с подъемом, характеризующим конец описываемого периода
как в области экономики, так и в области народного просвещения, намечается рост
заинтересованности учреждениями для физически-дефективных детей. Все чаще раздаются
голоса о необходимости создания ряда практикумов для подготовки учителей в школы
слепых (VII, 37-52, раздел <Педагоги>). Существующие высшие учебные заведения
и проводившиеся в эти годы курсы не могли, конечно, удовлетворить растущих потребностей
в педагогах со стороны школы слепых. Однако вопрос о подготовке кадров мог быть
заострен и в некоторой мере разрешен лишь в последующий период.
Большинство школ слепых сохранилось от дореволюционного периода. Некоторые старые
школы были вовсе закрыты, другие слиты с более крупными школами для слепых. Из
36 школ после Октябрьской революции в РСФСР осталось 24 школы (если не считать
школ, ликвидированных и слитых с другими школами); 4 школы (Гельсингфорс, Рига,
Ревель и Варшава) оказались после войны на территории, отошедшей от СССР; 6--находились
на территории УССР (Харьков, Киев, Одесса, Чернигов, Полтава и Камелец-Подольск),
одна - в БССР (Минск) и одна - в Грузии (Тифлис). Количество учащихся в этих
школах в первые годы после революции было весьма незначительно. Если вспомнить,
что огромное количество воспитанников школ слепых разъехалось по деревням, то,
хотя мы не имеем точных данных, не трудно будет представить, каким незначительным
должно быть это число. Даже в 1924 г. по 22 школам для слепых (сюда включаются
и вновь открытые школы в Свердловске и Омске) обучалось всего 1100 слепых детей.
Таким образом, средний контингент каждой школы равнялся 50 учащимся (VII, стр.
37-52, раздел <Сеть учреждений>).
С начала Октябрьской революции в наших школах обучались совместно с мальчиками
и девочки. Преимущество при приеме отдавалось детям рабочих и крестьян, беспризорным
детям и т. д. Питание учащихся в этот период было крайне недостаточным. Последнее
замечание особенно относится к ряду школ, содержание которых находилось на местном
бюджете. Привлечение слепых детей деревни в школы как в этот, так и в последующий
период, являлось делом весьма трудным. Здесь мы сталкивались с консерватизмом
во взглядах на слепого, с предубеждением о способностях его к обучению. С другой
стороны, льготы, предоставлявшиеся родителям, содержащим инвалида-ребенка, и
нежелание лишиться этих льгот, очень часто вели к решительному отказу со стороны
родителей отдать ребенка в школу. Наконец, излишнее чувство <жалости> к слепому
ребенку весьма часто служило причиной того, что он оставался в семье и не получал
никакого образования и воспитания.
Всеми этими причинами и может быть объяснен тот факт, что, несмотря на весьма
ограниченное число школ для слепых в характеризуемый период, они были недоукомплектованы
учащимися.
Вполне понятно, что пути воспитания слепого ребенка в духе идей пролетарского
государства были найдены не сразу. Если вспомнить, с каким чувством некоторая
часть учительства массовой школы встречала все декреты, относящиеся к вопросам
народного образования, с каким трудом ей удалось перевоспитать себя и приступить
к созданию единой трудовой школы, - если вспомнить все это, то нам станет ясно,
что и учительство школы слепых не могло перешагнуть сразу через этот исторический
этап своего развития.
Весь характеризуемый в этой главе период школьного обучения слепых в отношении
учебно-воспитательной работы школы слепых может быть разделен на два этапа: первый
- приблизительно до середины 1922 г. и второй - с 1922 до 1924 г.
Первый из этих этапов характеризовался, как уже говорилось, почти полным отсутствием
учебно-воспитательной работы в детских домах для слепых (так тогда назывались
школы для слепых). Если кое-где работа и велась, то протекала она по инерции,
без руководства и плана. Не только учительству, но и отделам Народного образования
не были в достаточной мере ясны цель и задачи обучения слепых. Школы на этом
этапе работали без всяких программ, на основе старых методов.
Но постепенно целевая установка школ для слепых становилась все более ясной,
а вместе с тем возникали настоятельные требования вести работу в ней по определенным
программам и планам.
Задачи, которые должны ставить перед собой школы для физически дефективных детей,
получили свое освещение уже на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов
в июне 1918 г. (в докладе Бонч-Бруевич) (XVI, 27). Нужно было научиться пропитывать
всю воспитательную и образовательную работу интернациональным и антирелигиозным
содержанием, втянуть учащихся в общие интересы, в общую жизнь, вовлечь их в детское
коммунистическое движение. И если эти задачи не могут осуществиться школами слепых
сразу же после революции, то объясняется это тяжелым экономическим положением,
которое было вызвано интервенцией и гражданской войной. Экономика эпохи военного
коммунизма не могла не отразиться на школах для слепых. Учебно-воспитательная
работа без наличия квалифицированных кадров работников, без руководства, при
небольшом количестве детей в школах при текучести состава учащихся, при отсутствии
материальных средств и т. д., естественно, не могла быть поставлена на высоту,
удовлетворяющую минимальным требованиям советской тифлопедагогики. Характерно,
что не только в вопросах учебно-воспитательной работы, но и в самом термине <дефективные>
существовало много неясностей; всякого беспризорного ребенка склонны были считать,
дефективным. Даже I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, преступностью
и беспризорностью, происходивший в 1920 г., не внес ясности в этот термин.
Вместе с периодом роста массовой школы, начиная с 1922/23 учебного года, происходил
рост учебно-воспитательной работы и в школах для слепых.
Правда, и к 1924 г. в руководстве по специальному воспитанию имелось слишком
мало указаний о цели, задачах и плане работы в учреждениях для слепых (XXVI,
<Типы и учебный план учреждений для слепых> - Мельников, тезис 3).
Для работников становится очевидным, что детские дома для слепых должны всю свою
учебно-воспитательную работу вести на основе общих с массовой школой принципов,
по единой программе к по единому плану.
Вышедшая в 1923 г. программа Гуса (Государственного ученого совета) для массовой
школы была охотно принята детскими домами для слепых. Хотя определенных указаний
о признании этих программ в школах для слепых не было, но многие наши школы уже
в 1923/24 учебном году сделали попытку построить учебно-воспитательную работу
на основе новых программ. Это были, конечно, лишь первые шаги, первые попытки
отыскать советские пути учебно-воспитательной работы со слепыми. Однако итоги
этих опытов, подведенные в 1924 г. II съездом работников СПОН, позволили планировать
всю дальнейшую работу и наметить пути проведения учебно-воспитательного процесса
в школах слепых. В этом, несомненно, заключается историческая ценность первых
попыток работы по комплексным программам Гуса, хотя в целом работа по комплексной
системе отразилась на школе слепых, как и на массовой школе, крайне отрицательно.
Ко II съезду работников СПОН школы слепых пришли с выводами > необходимости перехода
школы на работу по новым программам в объеме первой ступени (XXI).
Начиная с 1923 г., был поставлен вопрос о профессионально-техническом образовании
в школах для слепых. Если в первые годы после революции работа в школьных мастерских
совершенно заглохла (не было мастеров, инструментов, сырья), то теперь вопрос
о подготовке квалифицированного ремесленника, вопрос о подготовке слепого к самостоятельной
жизни был поставлен на очередь дня. Правда, самостоятельное существование слепого
понималось тогда как существование при частичной поддержке со стороны государства
(XXVI). Но в условиях 1923 г. и такие взгляды и тенденции в отношении профессионально-технического
образования были шагом вперед.
К 1924 г. мы пришли с некоторым опытом общественно-политической работы в школах
слепых (например Костромской школы) (XXVI).
Проводившиеся Главсоцвосом в 1923 г. курсы по переподготовке работников со слепыми
(в Москве), несомненно, сыграли роль в деле дальнейшего улучшения постановки
учебно-воспитательной работы в наших школах. Работники, познакомившись здесь
с сущностью принципов советской системы воспитания, поделившись опытом и обсудив
трудности, смогли впоследствии по-новому подойти к вопросам учебно-воспитательной
работы в школах слепых и по-новому поставить эту работу.
Как по своей программе, так и по целям, школа для слепых к концу охваченного
этой главой периода значительно приблизилась к массовой трудовой школе. Задача
всего учебно-воспитательного процесса через школу и труд подготовить слепого
к самостоятельной трудовой жизни вырисовывается все яснее. Уже в 1924 г. проделанный
опыт позволил заявить, что <Трудовое воспитание в школах слепых, обоснованное
на применении трудовых процессов в их связи с ученическим самоуправлением и ориентировкой
в общественно-трудовой жизни зрячих, является ценнейшей педагогической основой
работы со слепыми> (XXVII, П. П. Почапин, - К вопросу <Трудового воспитания в
школах слепых>, стр. 91-99).
И если I Всероссийский съезд по борьбе с дефективностью, беспризорностью, преступностью
и I конференция, созванная по тем же вопросам (30 сентября - 8 октября 1921 г.),
ставили и разрешали в основном вопросы лишь организационного характера, то II
съезд работников СПОН (1924 г.) на основе проделанного опыта, при новой экономической
и политической обстановке смог наметить пути дальнейшего развития учебно-воспитательной
работы в нашей школе.
б. Помещения, оборудование и учебные пособия. Школы для слепых в эти годы помещались
в старых зданиях дореволюционных училищ. Здания эти, как и здания массовой школы,
не ремонтировались, плохо отапливались и значительно разрушились к 1924 г. Некоторые
школы для слепых, как, например, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Пермская,
Московская на Донской улице и другие были выселены из старых зданий, а помещения
их были заняты раз личными организациями и учреждениями. Другие школы (Московская,
Воронежская) с трудом отстояли свои помещения.
Обычно школы слепых в таких случаях переводились в значительно худшие помещения
или закрывались, например, Московская на Донской улице, или сливались с детскими
домами для других категорий дефективных детей (VII, 37-52, раздел <Материальная
база>).
Перед школами стояла задача - сохранить за собой старые помещения. О постройке
новых зданий, конечно, не могло быть и речи.
Оборудование и учебные пособия были крайне ограничены. Старое оборудование износилось
и пришло в негодность. Ввоза пособий из-за границы не было, а советское производство
не было еще налажено, так как промышленность была занята вопросами удовлетворения
первоочередных, нужд народного хозяйства; ohi не могла, естественно, заниматься
изготовлением оборудования для школ слепых. В первые годы после революции мы
сталкиваемся с фактом полного отсутствия необходимейших учебных пособий; в наших
школах, например, на 8-10 учащихся имелся один брайлевский прибор (XXX, 2, 4).
Вполне понятно, что говорить о более сложном и дорогостоящем оборудовании и пособиях
не приходилось.
Старые учебники истрепались, шрифт значительно истерся, и все пришло в полную
негодность. Большое количество литературы религиозно-нравственного содержания
было изъято из школ слепых. Оставшиеся книги не удовлетворяли требованиям новой
школы, как по своему содержанию, так и по тому, что напечатаны они были по старой
орфографии.
Печатание брайлевской литературы полностью прекратилось. Работа типографий возобновилась
лишь в 1922 г. Типографии Московской и Ленинградской школ печатали в первую очередь
книги по обществоведению (XXX, часть 2, 6).
В конце июля 1924 г. Наркомпрос сделал запрос об имеющейся в школах слепых литературе.
Вполне понятно, что имеющиеся пособия и литература не могли удовлетворить нужды
школ слепых, и вопрос этот был резко поставлен на II съезде работников СПОН.
Выпуск листа на новом месте: 49
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback