[TIFLO] Право быть другим

Право быть другим
27.08.2010
Марина Плетнева
Отправной точкой разговора с народным учителем России, директором ижевской
гимназии N56 Валентиной Александровной Харитоновой была тема инклюзивного
образования.
Но оказалось, что готовность открыть двери для детей с ограниченными
физическими возможностями - это только часть проблем, которые обязана решать
КАЖДАЯ
школа. В противном случае она рискует превратиться в конвейер по
нашпиговыванию знаниями, где непохожесть на других будет восприниматься как
брак исходного
материала. Жуткая перспектива, правда?
- Специально мы не ставили перед собой задачи трансформировать учебное
заведение так, чтобы его могли посещать дети-инвалиды, - говорит Валентина
Александровна.
- Но за три десятка лет работы директором школы я убедилась: никто не
застрахован от беды. К сожалению, бывает и так, что здоровый, успешный
ребенок в
одночасье оказывается запертым в четырех стенах и без помощи извне не может
не то что усваивать учебную программу, но даже передвигаться.
Первого сентября в один из наших десятых классов придет особый ученик. Его
возвращения в школьные стены мы ждали два года. За этот шанс быть вместе со
всеми
сражались не только врачи и близкие мальчика, но и одноклассники, учителя,
руководители коммерческих предприятий, обеспечившие финансовую поддержку
семьи.
Позади тяжелая операция и реабилитационный период, долгие месяцы учебы на
дому. Для нас это большая радость - видеть, что общие усилия помогли
сохранить
жизнь и здоровье паренька. И еще мы смогли убедиться: безвыходных ситуаций
практически не бывает. Чем больше людей берется за решение проблемы, чем
настойчивее
они бывают, тем ближе победа. Которая здоровым бывает нужна не меньше, чем
больным.
Мы часто говорим о жестокости подростков. К сожалению, действительность
обеспечивает богатый материал для таких разговоров. Но объясните, что делают
взрослые,
чтобы воспитать в детях сострадание и потребность заботиться о слабом?
Просмотр фильмов и чтение книг дают теорию, а нужна практика, площадка для
поступка.
И пока рядом с тобой не появится человек с ограниченными физическими
возможностями, ты не будешь знать, как общаться со слепым или обездвиженным,
не унижая
его.
В нашем сознании укоренился стереотип: инвалид - человек если не ущербный,
то ущемленный. Поэтому в его присутствии возникает странное чувство -
<стыдно
быть счастливым>. Как ведет себя большинство, когда в их поле зрения
попадает гражданин с явными признаками инвалидности? Люди отворачиваются,
упорно <не
замечают> не такого, как остальные. Предложить помощь или просто заговорить
считается неприличным: <Что я буду ему лишний раз про неполноценность
напоминать?
Ему и так плохо, а я тут со своей жалостью:>
К сожалению, нас так воспитали, что мы упорно делим мир на больных и
здоровых - <таких> и <не таких>. А вот ребятишки из младших классов не
особенно беспокоятся,
если их сверстник передвигается на коляске или заикается. Для них главным
становится умение <нестандартного> ребенка играть на гитаре, ориентироваться
в Интернете, рисовать. Они, в отличие от взрослых, считают главными в оценке
личности умения, а не физические данные. Поэтому появление такого ребенка
в классе носит огромный воспитательный эффект для детей и дает повод
профессионального (не говоря уже о человеческом) совершенствования для
взрослых.
Дети-инвалиды существуют в рамках физических ограничений, которые зачастую
не могут быть полностью компенсированы. Чтобы такой ребенок комфортно
чувствовал
себя в классе, педагогу приходится сходить с наезженной колеи и придумывать
что-то новое, от чего он уже отвык за долгие годы работы с обычными
школьниками.
Я бы даже сказала - усредненными, потому что одаренный ребенок - это тоже
отступление от нормы. Талантливые дети бывают крайне неудобны для учителей
средней
квалификации, потому что задают <неуместные> вопросы и произносят выводы <не
по учебнику>. В школе, делающей ставку на интеллект, креативность мышления
не в чести. И если ребенка-инвалида взрослые стараются определить в
специализированные учебные заведения, чтобы он там рос в окружении детей с
такими же
проблемами (то есть был как все), то одаренного ребенка нередко пытаются
<заземлить> до общего уровня.
К нам в гимназию часто приходят дети, которые не вписались в
интеллектуальные стандарты элитных школ. У них другой склад мышления. Они не
будут победителями
олимпиад по физике, зато пишут великолепные стихи, ставят спектакли и
начинают заниматься музыкой, не обращая внимания на общепринятое табу <в
четырнадцать
браться за инструмент слишком поздно>. То, что у математиков считалось
бесперспективным неформатом, в действительности обернулось талантом. А
главное -
ощущением счастья и веры в себя.
Нашим педагогам, возможно, проще других открывать способности детей, потому
что мы находимся под одной крышей со школой искусств. Ее директор Любовь
Демьяновна
Бельтюкова старается сделать все, чтобы ребенок обнаружил у себя ген
творчества. Несколько лет назад на художественном отделении школы вместе с
нашими
учениками занимались глухонемые ребята. Что значит показать человеку,
ограниченному в выборе средств коммуникации, новый способ самовыражения? Все
равно
что научить его новому языку. Не случайно краски у этих детей заговорили
так, что один из них решил стать дизайнером, а другой поступил в
художественное
училище. А ребята, сидевшие за соседними мольбертами, научились понимать
своих сверстников по жестам, взглядам и ничуть не удивляться, что они
<говорят
Три года назад мы подготовили проект, предусматривающий возможность обучения
в стенах гимназии детей-колясочников. Наши ребята совместно со студентами
медакадемии
изучили все возможные маршруты передвижения, специально сев в инвалидную
коляску. Оказалось, что если немного переделать пандус, то дети с проблемами
опорно-двигательного
аппарата смогут без посторонней помощи заезжать в библиотеку, раздевалку,
музыкальную школу и (что тоже очень важно) пользоваться туалетом.
Наши учителя готовы работать по программам дистанционного обучения.
Единственное <но> - дома у ребенка должен быть компьютер и доступ в
Интернет. К сожалению,
материальное обеспечение процесса обучения ребенка с особыми физическими
возможностями школа пока взять на себя не может. Хотя уже сейчас она обязана
быть
институтом социальной защиты для всех детей вне зависимости от социального
статуса семьи и профиля самого учебного заведения. Школа - это самый важный
период в жизни человека. В возрасте с 7 до 18 лет происходит физическое и
психическое становление личности. И от того, какие люди будут находиться с
ребенком
в этот период, насколько комфортным и защищенным будет пространство,
окружающее его, сложится отношение молодого человека к окружающему миру.
Не хотелось прибегать к пафосным фразам, но учитель наряду с родителями
является СОучастником судьбы. И как все-таки хочется, чтобы каждый выпускник
мог
сказать о своей школе: <А вот нашим было не все равно! И нас приучили к
тому, что тупиковых ситуаций не бывает. Что мы сидим, сложа руки, - давайте
попробуем
сделать как лучше!>
КСТАТИ
В соседнем Татарстане проблемой нравственного воспитания школьников педагоги
озабочены уже давно. Для того, чтобы дети усвоили, что такое хорошо и что
такое плохо, здесь не боятся применять даже самые нестандартные формы подачи
материала. Вот и на ближайшее общереспубликанское совещание учителей власти
республики пригласили известного дрессировщика кошек Юрия Куклачева.
В пресс-релизе мероприятия московский гость представлен не только как
обладатель приза <Золотая корона клоунов>, но и как педагог-инноватор,
руководитель
экспериментальной площадки <Федеральный институт развития образования>. Для
педагогической общественности Татарстана Юрий Куклачев прочитает доклад
<Школа
доброты как вариативная форма дополнительного образования в воспитании у
детей толерантных отношений>.
Несмотря на огромную загруженность школьников, никто из родителей не стал бы
возражать, если бы в расписании появился новый предмет типа <Человеческое
отношение к людям и животным>. Вот только спецкурс вряд ли поможет смягчению
нравов современного общества. Здесь опять-таки нужны практические занятия
и личный опыт взрослых. Тем более что Америк открывать не придется,
<учебники> давным-давно написаны. Помните, у Есенина? <:И зверье, как
братьев наших
меньших, никогда не бил по голове>.
<Удмуртская правда>
Выпуск листа на новом месте: 5531
количество подписчиков: 232
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru