Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2010-08-27

[TIFLO] Все - за одного!

Все - за одного!
27.08.2010

Елена Сеславина

Если гора недоступна инвалиду, то его внесут туда на руках

Москва - не худший город в мире. В том числе с точки зрения людей с
ограниченными возможностями. С большим трудом, но он все же уходит от
прошлого и поворачивается
к инвалидам лицом. В глубоких подземных переходах появляются специальные
лифты для малоподвижных, бегают по улицам автобусы со специальными
подъемниками
и сиденьями, обретают плавные спуски сотни тротуаров в спальных районах и в
центре мегаполиса.

Тем интереснее взглянуть на те удобства, которые создает общество для людей
с ограниченными возможностями в других странах. Наш корреспондент,
инвалид-колясочник,
прокатилась по городам Соединенных Штатов.

Толерантно, то есть по-людски Нет, я не то чтобы совсем не была готова.

Много слышала о толерантности. Мне даже казалось, я понимаю, что это значит:
А перед тем как отправиться в Лос-Анджелес (на инвалидной коляске было бы
очень
тревожно, если б не в группе), прочла всё, что попалось на глаза, об этом
городе и его достопримечательностях, включенных в тур: И вычитала, что в ЛА
есть
музей толерантности. Хотелось там побывать.

Чтобы, так сказать, укрепить теоретическую базу: В музее побывать, к
сожалению, не удалось. Но, если совсем коротко, американцы меня поразили.
Роскошно
ты одет или очень просто, на коляске, на ногах, белый, черный, красный или
голубой - повсюду люди относятся к тебе с доброжелательным вниманием.

Со мной заговаривали постоянно и везде. Стоило только отколоться от группы
(а откалываться я люблю, сказываются журналистская молодость и любопытство
ко
всему новому). В любом месте незнакомые люди здоровались - хай, хэлоу! - и
говорили что-то типа - <как поживаете?> Убедившись, что собеседник (то есть
я) не способен поддержать мало-мальски осмысленный разговор, отступали. Но -
с понимающей улыбкой.

Предлагали помощь. Поправляли, если я что-то делала не так.

На четвертый день пребывания в стране меня понесло погулять по ночному
Лас-Вегасу, про который гид сказал - это самое безопасное место на земле.
Место было
наполнено зеваками.

Надо признаться, там есть на что поглядеть. Город, помимо казино, буквально
напичкан разнообразными шоу, платными и бесплатными.

Он заманивает и заставляет забыть о том, сколько стоит окружающая роскошь,
все эти дворцы и фонтаны посреди пустыни, отели, где в общественных туалетах
висят гобелены, а в магазине спокойно размещается Грандканал с гондольерами
и даже площадью Святого Петра: Так вот, гуляющие то и дело обращались ко мне
по поводу и без. Где-то на десятый раз я забеспокоилась и назавтра спросила
гида, как быть. Он в ответ выступил с серьезной лекцией (обращенной ко всем
туристам, не способным объясниться) и посоветовал на всё и всегда отвечать
либо о'кей, либо - нот о'кей. Обосновал.

С этой новой мудростью я села в лифт, чтобы подняться в номер. Компанию мне
составил элегантный господин, который, пока мы ехали на десятый этаж,
произнес
длинную фразу и замолчал, глядя на меня и явно ожидая реакции. Я было
открыла рот, чтобы сказать - о'кей, но вдруг подумала, что слово <мани> (им
заканчивалась
фраза незнакомца) может к чему-то обязывать: и ответила порусски: <Я тоже
очень рада вас видеть>: а гиду сообщила, что его рецепт не всегда годится.

Моя твоя всегда <понимай> Но в большинстве случаев выручал универсальный
язык мимики и жеста.

Я с нежностью вспоминаю американских владельцев собак. Несколько раз, когда
мы с девушкой из нашей группы, прогуливаясь, хвалили чужих псов, хозяева
подводили
к нам питомца, чтобы: а) дать на руки с целью сфотографироваться; б)
погладить; в) видимо, доставить удовольствие похваленным собакам - во всяком
случае,
те начинали вилять хвостами.

Во время прогулки вдоль величественного ГрандКаньона (было холодно) мою
коляску подхватили двое приятелей. С шутками и демонстрацией отснятых на
фотокамеру
сюжетов они подняли меня метров на сто пятьдесят: Без них я вряд ли рискнула
бы добраться до смотровой площадки. Только мы расстались, как подошла
пожилая
пара - мэм, вас сфотографировать? Я попыталась прикинуть, возможно ли такое
в Москве: Поняла, что ответ отрицательный.

А дети! Как везде, они играют, заняты своими делами. Но при виде тетеньки на
коляске малыши расступаются и улыбаются.

Не очень прилично, но думаю, надо упомянуть о таких <мелочах>, как туалеты
(для людей с ограниченными возможностями они есть везде). Особенно меня
умилил
соответствующий значок на домике в конце гигантского причала в
Санта-Барбаре: Просторные, с поручнями кабинки для примерки в магазинах тоже
есть везде.
Из одной, стоило мне приблизиться, в панике (не положено) вылетели две
полнотелые особы. Одна в спешке босиком. Обнаружив в кабинке ее шлепанцы, мы
обе
принялись хохотать.

Проклятой российской проблемы бордюров, на которые коляски надо затаскивать,
тоже не существует. На перекрестьях всех дорог бордюры плавно сведены на
нет,
вровень с мостовой.

Персонал в гостиницах, ресторанах - им вроде бы сам Бог велел быть
терпеливыми. Но, как бы тяжело и много ни трудились <работники сферы
обслуживания>, на
их лицах я лично ни разу не заметила раздражения. Люди вокруг не обращают на
тебя специального внимания. Но и не оставляют без внимания. И от этого
возникает
почти невыносимое с непривычки чувство комфорта и безопасности.

Закон для всех одинаков Ощущение чистоты, порядка и гигантского, вложенного
в нее труда оставила у меня эта страна. Я бы назвала ее ухоженной: Так
выглядит
женщина, которая любима и следит за собой. Отличные дороги, по которым
мчатся чистые автомашины: Толстая белка на голливудской студии (огромный
парк развлечений
"Юниверсал", штат Калифорния, практически район Лос-Анджелеса), которая
метров десять бежала параллельно экскурсионным вагончикам, забитым
туристами. Олень
рядом с дорогой в национальном парке Гранд-Каньон: Чистый, не городской
воздух: Вода из-под крана, которую можно пить: Все это подкреплено законом.

Например, в Лос-Анджелесе штраф за брошенный на тротуар конфетный фантик -
тысяча долларов! Закон для всех.

Если ты чиновник или богач, с тебя спросят строже и дороже.

<Ты рассказываешь сказки>, - сказала мне мама, родившаяся и большую часть
жизни прожившая в России.

<Нормально живут>, - пожал плечами сосед-студент. Ну, в общем-то, я с ним
согласна.

Просто иногда теперь буду себе напоминать, что и обычные люди, а не
сказочные персонажи с Рублевки могут жить нормально. Как-то можно,
оказывается, соединить
деньги и мораль, свободу и ответственность перед законом.

И вот я пишу это, разглядывая фотографии: из России - с любовью и уважением.
В общем-то, и без посещения музея толерантности все ясно.

Газета "Вечерняя Москва"

Выпуск листа на новом месте: 5532
количество подписчиков: 232
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-08-27 12:36:42 (#1183535)

[TIFLO] Право быть другим

Право быть другим
27.08.2010

Марина Плетнева

Отправной точкой разговора с народным учителем России, директором ижевской
гимназии N56 Валентиной Александровной Харитоновой была тема инклюзивного
образования.
Но оказалось, что готовность открыть двери для детей с ограниченными
физическими возможностями - это только часть проблем, которые обязана решать
КАЖДАЯ
школа. В противном случае она рискует превратиться в конвейер по
нашпиговыванию знаниями, где непохожесть на других будет восприниматься как
брак исходного
материала. Жуткая перспектива, правда?

- Специально мы не ставили перед собой задачи трансформировать учебное
заведение так, чтобы его могли посещать дети-инвалиды, - говорит Валентина
Александровна.
- Но за три десятка лет работы директором школы я убедилась: никто не
застрахован от беды. К сожалению, бывает и так, что здоровый, успешный
ребенок в
одночасье оказывается запертым в четырех стенах и без помощи извне не может
не то что усваивать учебную программу, но даже передвигаться.

Первого сентября в один из наших десятых классов придет особый ученик. Его
возвращения в школьные стены мы ждали два года. За этот шанс быть вместе со
всеми
сражались не только врачи и близкие мальчика, но и одноклассники, учителя,
руководители коммерческих предприятий, обеспечившие финансовую поддержку
семьи.
Позади тяжелая операция и реабилитационный период, долгие месяцы учебы на
дому. Для нас это большая радость - видеть, что общие усилия помогли
сохранить
жизнь и здоровье паренька. И еще мы смогли убедиться: безвыходных ситуаций
практически не бывает. Чем больше людей берется за решение проблемы, чем
настойчивее
они бывают, тем ближе победа. Которая здоровым бывает нужна не меньше, чем
больным.

Мы часто говорим о жестокости подростков. К сожалению, действительность
обеспечивает богатый материал для таких разговоров. Но объясните, что делают
взрослые,
чтобы воспитать в детях сострадание и потребность заботиться о слабом?
Просмотр фильмов и чтение книг дают теорию, а нужна практика, площадка для
поступка.
И пока рядом с тобой не появится человек с ограниченными физическими
возможностями, ты не будешь знать, как общаться со слепым или обездвиженным,
не унижая
его.

В нашем сознании укоренился стереотип: инвалид - человек если не ущербный,
то ущемленный. Поэтому в его присутствии возникает странное чувство -
<стыдно
быть счастливым>. Как ведет себя большинство, когда в их поле зрения
попадает гражданин с явными признаками инвалидности? Люди отворачиваются,
упорно <не
замечают> не такого, как остальные. Предложить помощь или просто заговорить
считается неприличным: <Что я буду ему лишний раз про неполноценность
напоминать?
Ему и так плохо, а я тут со своей жалостью:>

К сожалению, нас так воспитали, что мы упорно делим мир на больных и
здоровых - <таких> и <не таких>. А вот ребятишки из младших классов не
особенно беспокоятся,
если их сверстник передвигается на коляске или заикается. Для них главным
становится умение <нестандартного> ребенка играть на гитаре, ориентироваться
в Интернете, рисовать. Они, в отличие от взрослых, считают главными в оценке
личности умения, а не физические данные. Поэтому появление такого ребенка
в классе носит огромный воспитательный эффект для детей и дает повод
профессионального (не говоря уже о человеческом) совершенствования для
взрослых.

Дети-инвалиды существуют в рамках физических ограничений, которые зачастую
не могут быть полностью компенсированы. Чтобы такой ребенок комфортно
чувствовал
себя в классе, педагогу приходится сходить с наезженной колеи и придумывать
что-то новое, от чего он уже отвык за долгие годы работы с обычными
школьниками.
Я бы даже сказала - усредненными, потому что одаренный ребенок - это тоже
отступление от нормы. Талантливые дети бывают крайне неудобны для учителей
средней
квалификации, потому что задают <неуместные> вопросы и произносят выводы <не
по учебнику>. В школе, делающей ставку на интеллект, креативность мышления
не в чести. И если ребенка-инвалида взрослые стараются определить в
специализированные учебные заведения, чтобы он там рос в окружении детей с
такими же
проблемами (то есть был как все), то одаренного ребенка нередко пытаются
<заземлить> до общего уровня.

К нам в гимназию часто приходят дети, которые не вписались в
интеллектуальные стандарты элитных школ. У них другой склад мышления. Они не
будут победителями
олимпиад по физике, зато пишут великолепные стихи, ставят спектакли и
начинают заниматься музыкой, не обращая внимания на общепринятое табу <в
четырнадцать
браться за инструмент слишком поздно>. То, что у математиков считалось
бесперспективным неформатом, в действительности обернулось талантом. А
главное -
ощущением счастья и веры в себя.

Нашим педагогам, возможно, проще других открывать способности детей, потому
что мы находимся под одной крышей со школой искусств. Ее директор Любовь
Демьяновна
Бельтюкова старается сделать все, чтобы ребенок обнаружил у себя ген
творчества. Несколько лет назад на художественном отделении школы вместе с
нашими
учениками занимались глухонемые ребята. Что значит показать человеку,
ограниченному в выборе средств коммуникации, новый способ самовыражения? Все
равно
что научить его новому языку. Не случайно краски у этих детей заговорили
так, что один из них решил стать дизайнером, а другой поступил в
художественное
училище. А ребята, сидевшие за соседними мольбертами, научились понимать
своих сверстников по жестам, взглядам и ничуть не удивляться, что они
<говорят
молча>. Разве такой навык общения можно освоить в теории?

Три года назад мы подготовили проект, предусматривающий возможность обучения
в стенах гимназии детей-колясочников. Наши ребята совместно со студентами
медакадемии
изучили все возможные маршруты передвижения, специально сев в инвалидную
коляску. Оказалось, что если немного переделать пандус, то дети с проблемами
опорно-двигательного
аппарата смогут без посторонней помощи заезжать в библиотеку, раздевалку,
музыкальную школу и (что тоже очень важно) пользоваться туалетом.

Наши учителя готовы работать по программам дистанционного обучения.
Единственное <но> - дома у ребенка должен быть компьютер и доступ в
Интернет. К сожалению,
материальное обеспечение процесса обучения ребенка с особыми физическими
возможностями школа пока взять на себя не может. Хотя уже сейчас она обязана
быть
институтом социальной защиты для всех детей вне зависимости от социального
статуса семьи и профиля самого учебного заведения. Школа - это самый важный
период в жизни человека. В возрасте с 7 до 18 лет происходит физическое и
психическое становление личности. И от того, какие люди будут находиться с
ребенком
в этот период, насколько комфортным и защищенным будет пространство,
окружающее его, сложится отношение молодого человека к окружающему миру.

Не хотелось прибегать к пафосным фразам, но учитель наряду с родителями
является СОучастником судьбы. И как все-таки хочется, чтобы каждый выпускник
мог
сказать о своей школе: <А вот нашим было не все равно! И нас приучили к
тому, что тупиковых ситуаций не бывает. Что мы сидим, сложа руки, - давайте
попробуем
сделать как лучше!>

КСТАТИ

В соседнем Татарстане проблемой нравственного воспитания школьников педагоги
озабочены уже давно. Для того, чтобы дети усвоили, что такое хорошо и что
такое плохо, здесь не боятся применять даже самые нестандартные формы подачи
материала. Вот и на ближайшее общереспубликанское совещание учителей власти
республики пригласили известного дрессировщика кошек Юрия Куклачева.

В пресс-релизе мероприятия московский гость представлен не только как
обладатель приза <Золотая корона клоунов>, но и как педагог-инноватор,
руководитель
экспериментальной площадки <Федеральный институт развития образования>. Для
педагогической общественности Татарстана Юрий Куклачев прочитает доклад
<Школа
доброты как вариативная форма дополнительного образования в воспитании у
детей толерантных отношений>.

Несмотря на огромную загруженность школьников, никто из родителей не стал бы
возражать, если бы в расписании появился новый предмет типа <Человеческое
отношение к людям и животным>. Вот только спецкурс вряд ли поможет смягчению
нравов современного общества. Здесь опять-таки нужны практические занятия
и личный опыт взрослых. Тем более что Америк открывать не придется,
<учебники> давным-давно написаны. Помните, у Есенина? <:И зверье, как
братьев наших
меньших, никогда не бил по голове>.

<Удмуртская правда>

Выпуск листа на новом месте: 5531
количество подписчиков: 232
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-08-27 12:29:03 (#1183522)