[TIFLO] Владимир Свободин: Инклюзивное образование - равные возможности

Владимир Свободин: Инклюзивное образование - равные возможности
03.08.2010
Россия. Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания
процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных
(массовых) школах. Главным и важным аспектом инклюзивного образования является
исключение всяческой дискриминации людей с определенными потребностями.
Такое образование должно создавать особые условия, например, для детей, имеющих
особые образовательные условия.
На самом деле, вопросы инклюзивного образования - актуальнейшая тема для нашей
страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и
трудностей, которые нам еще предстоит преодолевать.
Уже давно известно, что часть детей, обучающихся в общеобразовательных школах
и имеющих индивидуальные образовательные потребности, как бы остается в стороне,
выбывает, самоисключается из учебного процесса, т.к. не может получить знания
доступными для них способами и методами. Тут можно привести пример с инвалидами,
которые в силу определенных физических утрат не могут полноценно обучаться вместе
со своими сверстниками.
В настоящее время школы, к сожалению, в большинстве своем не способны организовать
полноценное обучение таких детей. Их родители вынуждены искать специализированные
учебные заведения. Как результат, после обучения в таком учреждении ребенок не
может не чувствовать себя <не таким, как все>, что отрицательно влияет на
его психику. А этого нельзя допускать.
Каким же образом следует внедрять концепцию инклюзивного образования в наших
школах и вузах? Начинать надо с усиления акцентов социальной политики, экономических
решений относительно системы образования в целом. Необходимо изучить не только
уже имеющийся российский опыт инклюзивного образования, но и зарубежный.
Выявив все сложности подобного подхода, требуется организовывать <пилотные> учебные
заведения, где под наблюдением специалистов будет создана необходимая
среда для детей-инвалидов, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя неотъемлемой
частью коллектива. Ну а после наработки достаточного опыта систему
следует распространить и повсеместно внедрять.
Сложностей в этом немало. Первые вопросы, которые возникают, - где взять нужных
специалистов, как вести контроль за образовательным процессом? Но трудности
не должны нас пугать. Необходимо понимать, что смысла в точечном создании отдельных
учебных заведений нет, это сводит весь замысел инклюзии к нулю. Обучение
детей с особыми потребностями должно происходить в равных условиях с их рядовыми
сверстниками.
Еще одним немаловажным фактором является изгнание из общественного сознания образа
<неполноценного человека>. Мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов
как равных себе. Инвалид не должен ловить на себе сочувственные, недоуменные
или брезгливые взгляды прохожих. Это неправильно, несправедливо, унизительно.
Наверное, именно с этого и следует начинать внедрение инклюзивного образования
в России. Обществу необходимо прививать понимание того, что все люди одинаковы,
что проблемы инвалидов - это проблемы всех нас.
Ушедший 2009 год был объявлен Годом равных возможностей. Это говорит о том, что
данная проблема признана на государственном уровне. И, следовательно, именно
нам, <Молодой Гвардии>, требуется приложить усилия для ее решения. Политическая
организация должна быть первой и в социальной сфере!
Поиск, подготовка специалистов, изучение нормативно-правовых актов, проблем -
это далеко не полный список того, чем могла бы заняться МГЕР для развития
инклюзивного образования в России. <ДоступнаЯ среда> - уже показавший и давший
хорошие результаты проект в рамках федеральной молодогвардейской программы
<Я - доброволец>. Внедрение концепции инклюзивного образования стало бы органичным
продолжением работы по созданию доступной среды для инвалидов.
<Молодая Гвардия> должна помочь унифицировать образование, где огромный опыт
уже имеющихся специальных образовательных учреждений перерастет в системную,
интегрированную программу для всего образования в целом. Кроме того, МГЕР может
стать необходимым связующим звеном между всеми участниками образовательного
процесса, а именно между департаментами и управлениями Минобразования, высшими
учебными заведениями, дошкольными, общеобразовательными и коррекционными
(специальными) учреждениями.
Владимир Свободин,
активист Политотдела ЦШ МГЕР
Я 2020
Выпуск листа на новом месте: 5513
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru