Замминистра Алексей Вовченко в интервью "РИА Новости" рассказал о создании
доступной среды для инвалидов
Третий год в России реализуется программа "Доступная среда", кроме того, год
назад в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидах. О том, как
изменилась
жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как решается
проблема доступности не только в столице, но и в регионах, а также о планах
государственной
программы "Доступная среда" на будущий год и об изменении общественного
сознания в сторону признания человека с инвалидностью членом общества, в
интервью
специальному корреспонденту РИА Новости Инне Финочке рассказал заместитель
министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
- В связи с ратификацией конвенции что изменилось в жизни людей с
инвалидностью в России?
- Наиболее активные действия в рамках конвенции пришлись как раз на
2011-2013 годы. В это время начала действовать госпрограмма "Доступная
среда", в которой
на пять лет предусмотрены беспрецедентные средства - 180 млрд рублей, в том
числе на 2014 год - 42 млрд рублей. Помимо наглядных мероприятий и
изменений,
которые можно пощупать - пандусы, тактильные плитки, приспособления для
незрячих, слабослышащих, оборудование учреждений, - программа финансирует
разработку
научных и методических материалов в этой части. Предусмотрены и изменения в
законах, такие как переход на новую классификацию по определению
инвалидности.
Огромный блок в связи с конвенцией - это ее непосредственная ратификация.
Она повлекла за собой изменения в российском законодательстве. Уже принят
целый
ряд поправок и самостоятельных законов. Например, в базовом законе об
образовании впервые отдельный блок посвящен именно инвалидной тематике, а
конкретно -
инклюзивному образованию. Прописываются нормы, начиная от необходимости
создания доступности в учреждениях и заканчивая обязательством федерации
разрабатывать
специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но главное еще впереди:
законопроект
о внесении изменений в более чем 26 отраслевых федеральных законов.
- Какие сферы жизни он затрагивает?
- Различные, поскольку каждая отрасль должна предусматривать условия для
людей с инвалидностью. Поправки будут вноситься в законодательство, которое
регулирует
железнодорожный транспорт, культуру, спорт, образование и другие. В каждом
из законов будут отдельным блоком прописаны обязанности государства,
участников
рынка, правила и порядки создания доступной среды с учетом потребностей
людей с ОВЗ. Законопроект уже внесен в правительство, и практически вся
весенняя
сессия Госдумы будет посвящена его рассмотрению.
- То есть вся инфраструктура будет доступна для людей с инвалидностью?
- К этому, конечно, еще долго идти. Но повышение доступности должно в
принципе стать нормой жизни. Например, есть норма, связанная с экологической
безопасностью -
она установлена для всех и выполняется. То же самое с приспособлением среды
для людей с ОВЗ: если вы конструируете объект или инфраструктуру, норма
доступности
должна быть заложена изначально.
Безусловно, далеко не вся существующая инфраструктура в силу конструктивных
или технологических особенностей может быть переделана или переоборудована.
В этом случае вводится такое понятие, как минимальные требования
доступности - изменения, которые могут быть произведены в силу
конструктивных особенностей
объектов. Мы сейчас совместно с общественными организациями и определяем эти
стандарты.
- Проблема доступности транспорта для людей с инвалидностью стоит в РФ очень
остро. Всем известны случаи, когда людей с ОВЗ не пускали на борт самолета.
Предложения Минтруда России затронут сферу авиаперевозок?
- В Воздушный кодекс РФ уже внесены поправки, которые обеспечивают
доступность воздушного транспорта для людей с инвалидностью. Ситуаций,
ущемляющих права
инвалида, теперь быть не может, потому что это уже закреплено
законодательно. Все перевозчики должны следовать закону.
- А как обстоит дело с наземным и железнодорожным транспортом?
- Железнодорожный и городской транспорт регулируются разными законами.
Регулирование наземного транспорта более сложное, так как какие-то правила
определяются
на федеральном уровне, какие-то - на муниципальном. На уровне федерации мы
устанавливаем общие правила и требования к наземному транспорту. Вплоть до
того,
какая доля должна быть оборудована и должна ли вообще, на каких расстояниях.
- Метрополитен для людей с ОВЗ - один из наиболее труднодоступных видов
городского транспорта. Новые станции метро, действительно, оснащены
специальными
средствами. А как планируется повысить доступность десятков старых станций,
которые конструировались без учета потребностей людей с инвалидностью?
- Есть норма сопровождения на транспорте - обязанность транспортных
организаций и учреждений по обучению персонала взаимодействию с человеком с
инвалидностью -
это сопровождение, посадка и оказание содействия в пользовании транспортным
средством. Необязательно городить многометровые пандусы и эскалаторы, когда
их можно заменить другими средствами доступности и обязать персонал этим
заниматься. Такие порядки по транспортным организациям органы
государственной
власти должны будут подготовить и сформировать планы по их внедрению.
- Программа "Доступная среда" учитывает потребности всех категорий
инвалидности?
- Она касается всех групп инвалидности. Сейчас их три - по степеням утраты
трудоспособности. Проблема в том, что не видно, кто внутри этих групп.
Приспособление среды для человека с инвалидностью должно быть не по группам,
а исходя из непосредственных ограничений здоровья. Поэтому появилась
необходимость
в новой классификация, которая вводит определение буквенными кодами
конкретных ограничений человека. У незрячих одни коды, у слабослышащих -
другие, у людей
с особенностью ментальности - третьи. Коды направлены не на установление мер
соцподдержки (размер пенсии и набор льгот), а на то, чтобы определить
приспособления,
доступность и меры реабилитации. Введение такой классификации - это
требование Конвенции о правах инвалидов.
- Насколько объективны действующие критерии нарушения функций организма, на
основе которых сейчас устанавливается инвалидность? Как они будут
дорабатываться?
- Сейчас мы работаем над упрощением и объективизацией процесса установления
инвалидности. Предполагается ввести балльную систему степени выраженности
нарушений
функций организма, что позволит избежать субъективизма в этом вопросе. В
2012 году новые классификации и критерии применялись в экспериментальном
режиме
в трех регионах - Тюменской области, республиках Хакасия и Удмуртия. Опыт
показал, что они дают возможность точно и понятно для граждан определить
степень
имеющихся нарушений. В настоящее время новые критерии проходят стадию
общественного обсуждения и согласования с заинтересованными органами.
Планируется,
что они будут утверждены в следующем году.
- Как планируется обеспечить доступ слабослышащих и незрячих к объектам
культуры?
- Необходимость сурдоперевода уже введена поправками о статусе русского
жестового языка. В рамках "Доступной среды" финансируется до 18 тысяч часов
в год
скрытого субтитрирования по федеральным каналам. Культурные учреждения
обязаны обеспечить сурдоперевод и тифлосурдоперевод. Музейное дело тоже
затрагивают
поправки в части необходимости наличия тактильных копий экспонатов. Все
технологии и формы есть. Главное - чтобы они были учтены в расходах и
внедрены.
Конечно, сейчас нельзя сказать, что слабослышащие на 100% обеспечены
сурдопереводчиками. Их не хватает. На первом этапе программы "Доступная
среда" мы отдельно
финансируем обучение сурдопереводчиков - порядка 200 человек в год. Есть
специальное оборудование для субтитрирования, но обязать всех прокатчиков
кинофильмов
делать все фильмы доступными для слабослыщащих пока невозможно, потому что
это колоссальные расходы. Нужен адресный подход через общественные
организации.
- Как Минтруд намерен решить проблему трудоустройства людей в инвалидностью?
- Трудоустройство и занятость людей с ОВЗ - один из ключевых вопросов. Из 13
млн людей с инвалидностью, по данным Пенсионного фонда, занятыми являются
только
2,5 млн. Для слабослышащих и незрячих есть предприятия, а для других?
Сегодня мы говорим о том, что необходимо обеспечивать трудоустройство
инвалидов на открытом
рынке труда. Так, по одному из майских указов Президента в 2013-2015 годах
будут ежегодно создаваться по 14,2 тыс. рабочих мест, специально оснащенных
под особенности конкретного человека. Кроме того, в этом году снижен порог
по квотированию рабочих мест.
По тем людям, которые имеют значительные ограничения жизнедеятельности,
должен действовать только адресный подход. В любом случае это сложный
процесс -
нужно менять отношение к инвалидам и у работодателей, и у общества в целом.
- А что нужно для трудоустройства людей с особенностями ментальности?
- Здесь также необходим адресный подход и постоянная методическая работа
именно по убеждению работодателя нанять такого работника. Работодателя нужно
научить
обращаться с человеком с инвалидностью и обязательно стимулировать.
У Минтруда в свою очередь есть возможность субсидировать ряд организаций, в
том числе занимающихся трудоустройством людей с инвалидностью, что мы и
делаем.
Есть пример: одна типография нанимает на работу людей с ментальной
инвалидностью - мы даем субсидию 5 млн рублей в год. Кстати, в этой
типографии больше
года ушло на то, чтобы наладить взаимодействие коллектива обычных работников
и тех, у кого есть особенности ментальности. Сначала люди даже увольнялись.
Тем не менее этот проект реализуется уже третий год.
Хотя понятно, что трудоустройство людей с особенностями ментальности
работодателям все равно будет невыгодно. Тут должны работать другие
механизмы - например,
через дополнительное стимулирование общественных организаций, которые
непосредственно занимаются людьми с особенностями ментальности.
Общественные организации могут обеспечить адресный подход.
- Сколько регионов на будущий год получат финансирование на реализацию
программы "Доступная среда"?
- Финансирование получат 70 субъектов. По отдельным регионам есть вопросы -
они не могут доработать свои программы, в которых должен быть заложен
комплексный
подход к созданию доступной среды.
Принцип такой: выбираются приоритетные объекты социальной сферы - в
образовании, культуре, спорте, соцзащите, в здравоохранении и транспорте -
потому что
совершенно ясно, что невозможно сразу и везде на 100% создать среду. Исходя
из паспортизации доступности всех объектов для инвалидов, выбираются
приоритетные.
Средства в этом случае идут на оборудование или создание элементов доступной
среды в этих приоритетных объектах. Мы добиваемся, чтобы в программах это
было распределено пропорционально по всем сферам. Как правило, регионы
стремятся купить на эти деньги низкопольные автобусы, убеждая нас в том, что
все
остальные объекты они сами адаптируют, но вот добраться до них людям с
инвалидностью не получится, если не закупить низкопольные автобусы. Мы
указываем
на то, как избежать этого дисбаланса.
Другой пример: в одном из социальных учреждений в отделении, где только
лежачие люди, нам показывают, как санузлы оборудовали поручнями. Только
пользоваться
этим некому, потому что люди до них дойти не могут. Это тоже перекос.
Поэтому надо менять и сознание людей, надо изучать, объяснять и показывать,
что действительно
нужно.
Необходима полная паспортизация объектов с участием общественных
организаций, и только на ее основе должны выбираться приоритеты. Все 70
регионов в рамках
реализации своих региональных программ должны будут провести эту
паспортизацию. После этого можно будет посчитать, сколько, в принципе,
необходимо средств
и времени, чтобы обеспечить доступную среду повсеместно.
- Какие проекты или программы предусматривает "Доступная среда" для этого
самого изменения сознания?
- В рамках информационных кампаний уже второй год размещается наружная
реклама, аудио- и интернет-реклама, на центральных каналах транслируются
видеоролики,
посвященные инвалидной тематике. В прошлые годы кампания прошла под девизом
"Люди так не делятся". В этом году основная тема - спортивные достижения в
паралимпийском
спорте. На уровне регионов такие программы тоже должны реализовываться.
Изменить восприятие человека, чтобы люди почувствовали себя равными, не
получится
быстро, но мы уже на пути к этому.
Источник:
"РИА Новости"
http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/193
Выпуск листа на новом месте: 8088
количество подписчиков: 337
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru