Илья Чукалин: "Граждане вправе беспрепятственно вести добровольческую
деятельность..."
23.07.2012 МОСКВА
В СМИ активно обсуждается концепция законопроекта "О волонтерстве",
разработанная НП "Юристы за
гражданское общество". 18 июля в Общественной палате РФ прошли специальные
тематические
слушания... О соотношении волонтерства и добровольчества и регулировании
такой деятельности в
российском законодательстве Агентству социальной информации рассказал
заместитель директора
Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования
Минэкономразвития России Илья
Чукалин.
Корр.: Илья Владимирович, как Вы считаете, нам нужен закон "О волонтерстве"?
И.Ч.: Это вопрос не содержания, а юридической техники. Сначала нужно
убедиться, действительно ли
развитию добровольчества в России мешает отсутствие дополнительного
нормативного регулирования,
какие конкретно вопросы нужно решить с помощью законодательства. Только
затем можно определить,
будет ли это отдельный документ или поправки в несколько федеральных
законов. Например, налоговые
льготы можно предусмотреть только в Налоговом кодексе РФ.
Корр.: Как сегодня регулируется волонтерская или добровольческая
деятельность?
И.Ч.: Основные правовые аспекты деятельности добровольцев урегулированы
поправками в российское
законодательство, внесенными федеральными законами от 23.12.2010 No 383-ФЗ и
от 18.07.2011 No
235-ФЗ. В том числе определено, кто такие "добровольцы". Это физические
лица, которые осуществляют
благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ,
оказания услуг.
Законом установлено, что такую деятельность граждане вправе вести
беспрепятственно, индивидуально
или объединившись, на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Получателями помощи
добровольцев могут быть граждане и юридические лица, в законе они именуются
"благополучателями".
Понятие "волонтер" применяется в нашем законодательстве только в отношении
физических лиц,
привлекаемых исполнительной дирекцией XXVII Всемирной летней
универсиады-2013 в Казани,
Оргкомитетом "Сочи-2014" и администрацией города Сочи. Освобождены от уплаты
страховых взносов
расходы на оформление и выдачу виз, приглашений и других документов
волонтерам, стоимости их
проезда, проживания, питания, обучения, услуг связи, транспортного
обеспечения, лингвистического
сопровождения, сувенирных изделий, страхования. Указанные доходы волонтеров
Олимпийских и
Параолимпийских зимних игр в Сочи НДФЛ не облагаются.
Корр.: То есть добровольцами законодательство признает людей по факту
занятия благотворительной
деятельностью? И никакие подтверждающие документы не требуются?
И.Ч.: Законом предусмотрена возможность заключения договоров, в которых
определяются условия
добровольческой деятельности. Но это право, а не обязанность добровольцев.
Отсутствие такого
договора не является препятствием для работы добровольца, естественно, если
в его помощи,
действительно, нуждаются.
Единственный случай, когда добровольцу необходимо заключить договор, - если
он получает возмещение
своих расходов на проезд к месту оказания помощи, проживание, питание,
оплату средств
индивидуальной защиты, добровольное медицинское страхование. При наличии
договора такое возмещение
освобождается от налога на доходы физических лиц и страховых взносов.
Договор, предусматривающий возмещение расходов, с добровольцем может
заключить благополучатель или
любое юридическое лицо, в рамках благотворительной деятельности которого
доброволец соглашается
работать.
Корр.: Распространено мнение, что от НДФЛ и страховых взносов освобождаются
только компенсации,
которые добровольцы получили от благотворительных организаций...
И.Ч.: Возмещать расходы добровольцам может кто угодно. Вопрос в том, что
несоблюдение требования об
оформлении условий добровольческой деятельности не позволяет применять
установленные льготы. Это
значит, что доброволец, получивший возмещение от физического лица, должен
уплатить с него налог, а
организация будет возмещать добровольцу расходы только из своей чистой
прибыли, удерживая при этом
налог и дополнительно уплачивая страховые взносы.
Заключение договора в письменной форме решает проблему применения льгот. П.2
ст. 7.1 Федерального
закона от 11.08.1995 No 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях"
допускается участие добровольца в благотворительной деятельности любого
юридического лица в
интересах граждан и других юридических лиц.
Бизнес-компания, как и некоммерческие организации, может оплачивать
добровольцам, которых она
привлекла для оказания помощи нуждающимся, расходы, связанные с
добровольческой деятельностью. В
таком случае ее благотворительная помощь будет состоять из привлеченного
безвозмездного труда
добровольцев и возмещения им расходов на проезд, проживание, питание,
индивидуальную защиту,
медицинское страхование.
Следует отменить, что льгота по возмещению расходов на питание (суточные)
действует только в
пределах 700 рублей в день на территории РФ и 2500 рублей в день за
границей. Это, опять же, не
означает, что нельзя платить больше. С большей суммы необходимо будет
уплатить налог на доходы
физических лиц и страховые взносы.
Корр.: А если добровольцы работают не в рамках благотворительной
деятельности НКО? Например,
оказывают содействие в проведении конференций и акций, участвуют в текущей
деятельности
некоммерческих организаций?
И.Ч.: Если доброволец помогает НКО в организации мероприятия, цель которого
соответствует
установленному законом и достаточно широкому перечню целей благотворительной
деятельности, такая
НКО выступает как благополучатель и может компенсировать добровольцу расходы
с применением льгот.
Аналогичная ситуация и с текущей деятельностью НКО. Если же проводимые НКО
мероприятия не
соответствуют целям благотворительной деятельности, то помощь в их
организации не будет считаться
добровольческой деятельностью. Хотя это не так просто представить в силу,
повторюсь, почти полного
совпадения целей благотворительной деятельности с целями создания НКО.
Кроме того, НКО может заключить с гражданином - налоговым резидентом
гражданско-правовой договор,
по которому такому лицу возмещаются фактически произведенные им расходы,
непосредственно связанные
с выполнением работ или оказанием услуг. С такого возмещения не будет
уплачиваться НФДЛ через
применение профессионального налогового вычета.
Корр.: Также предлагается законодательно закрепить дополнительные
государственные гарантии для
волонтеров: страхование жизни, здоровья...
И.Ч.: Наверное, гарантии могут устанавливаться в отношении тех, кто
привлекается для помощи в
решении приоритетных для государства задач, в том числе краткосрочных и
внезапно возникших, как
стихийные бедствия. Но это не однозначный вопрос. Ведь у добровольцев разная
степень подготовки,
восприятия риска, опасности для жизни и здоровья, кто-то соблюдает меры
предосторожности, а кто-то
- нет. Эти факторы нельзя не учитывать. Система гарантий потребует
администрирования. При этом
органы власти применительно к своей компетенции могут разрабатывать меры
социальной защиты,
компенсации и льготы для граждан, привлекаемых ими на добровольной основе. В
качестве примера можно
привести принятый в 2011 году федеральный закон о добровольной пожарной
охране. Также в рамках
действующего законодательства страховать добровольцев могут благополучатели
и организации,
осуществляющие благотворительную деятельность. www.asoorg.ru
Выпуск листа на новом месте: 6934
количество подписчиков: 303
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru