совет экспертов
Повязка на глазах
Как заставить чиновников увидеть и решить проблемы людей с ограниченными возможностями
Ирина Невинная,
Фото ИТАР-ТАСС
Дата публикации 4 апреля 2007 г.
Российская пара - Максим Кондратенко и Алиса Яровская - выступила на чемпионате
Европы по спортивным танцам на инвалидных колясках. Фото: ИТАР-ТАСС Число
инвалидов в стране перевалило за 13 миллионов инвалидов. Если же прибавить к
ним стариков, детей, беременных женщин и мам с колясками, станет ясно: проблема
доступности жизненной среды касается доброй половины нашего населения. Почему
у нас в стране, в отличие, скажем, от цивилизованной Европы, жизнь маломобильного
человека превращается в сплошное испытание и унижение? Что нужно и можно сделать?
Ответ искали участники нашего Экспертного совета: первый зампредседателя Комитета
Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН; зампредседателя Всероссийского
общества инвалидов Олег РЫСЕВ, член совета по делам инвалидов при председателе
Совета Федерации Александр ЛЫСЕНКО, замруководителя департамента социальной
защиты населения города Москвы Ольга МИХАЙЛОВА; председатель совета директоров
Первого республиканского банка Сергей ЮНИН; замначальника отдела департамента
развития социальной защиты минздравсоцразвития Лидия САВИНА.
Российская газета | Надо честно признать: задуматься, приспособлено ли здание,
в котором расположена редакция "РГ", для того, чтобы к нам спокойно могли
прийти люди, передвигающиеся на коляске, нас заставила только тема сегодняшней
встречи. Олег Викторович, трудно было к нам попасть?
Олег Рысев | Доступность вашего здания, если честно, я бы оценил на тройку. Хотя
это далеко не самый "тяжелый" случай. Пандус есть, хотя крутой и неровный,
но нет перил и поручней; турникет и двери в принципе нормальные. Лифт узковат.
Мое кресло-коляска компактное, я пользуюсь именно таким, исходя из российской
реальности доступности. Есть более широкие коляски, они удобнее, но в лифт в
такой зачастую уже не попадешь...
РГ | Относительно "российских реалий" у нас есть письмо. "Здания с беспрепятственным
доступом, куда инвалид может сам пройти, не прося о помощи, в Москве
можно пересчитать по пальцам. Только два кинотеатра - "Пять звезд" на Новокузнецкой
и "Салют" на Академической - без ступенек. Был замечательный киноцентр
на Красной Пресне, после реконструкции парадного входа он оказался недоступен.
А проблемы с гостиницами? Всего две из недорогих на всю Москву подходят
для инвалидов".
Хотя справедливости ради надо сказать: оборудованных зданий становится все же
больше. Открывается новая аптека - пандус, как правило, есть. Или возьмем
восстановленный после пожара музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
- загляденье просто, все продумано - плавные подъемы, лифты,
в зале места для колясок предусмотрены.
Ольга Михайлова | Для Москвы с ее масштабами - это все же огромный город - проблема
особенно сложна. Принципиально задача создания доступной среды была
поставлена в 1995 году, когда появился закон о социальной защите инвалидов, который
сделал упор на их реабилитацию, интеграцию в общество. До этого времени
политика была другой: государство гарантировало человеку некое материальное обеспечение.
И более ничего.
В 2001 году был принят столичный закон, по которому город взял на себя обязательства
по оборудованию общественной инфраструктуры. По официальной статистике,
38 процентов зданий и сооружений в Москве доступны для инвалидов.
Правда, когда в прошлом году мы вместе с управами, префектурами, организациями
инвалидов начали инвентаризацию, оказалось, что положение куда серьезнее.
Мосгорстат собирает информацию от предприятий, которые оценивают себя сами. И
выясняется, что пандус, например, есть, но пользоваться им невозможно.
С этого времени в Москве работы по переоборудованию зданий идут постоянно. Разработана
новая, уже пятая, комплексная целевая программа на 2007-2009 годы:
по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Из 36 миллиардов рублей примерно треть планируется потратить на усовершенствование
9 тысяч городских объектов. За последние три года переоборудовано около 5 тысяч.
Но помимо объектов городского подчинения в столице множество федеральных организаций
и огромное количество частных, в том числе работающих на рынке потребительских
услуг, - магазины, рынки, банки.
Сергей Юнин | Мы открыли первое в столице отделение в Кожухове, полностью приспособленное
для посетителей-инвалидов. Это не только удобный вход, но и низкие
стойки, информационные материалы для незрячих, выполненные шрифтом Брайля. Причем
хочу сказать, что для нас это не благотворительность, а расширение бизнеса.
Убежден, что нельзя "делить" потенциальных клиентов - вот с этими работаем, а
с этими нет, просто потому, что они к нам войти не смогут.
Михайлова | Это был прецедент, когда к нам обратились представители этого банка
и попросили проконсультировать, как правильно оборудовать офис с учетом
норм не только для инвалидов- колясочников, но и для слепых и глухих людей. В
начале года состоялось заседание совета уполномоченных банков при мэре Москвы,
и мы обсуждали эту проблему с представителями 38 банков. Основное внимание к
Сбербанку и Банку Москвы, ведь через них идет львиная доля социальных платежей,
выплата пенсий. Им поставлена задача: переоборудовать офисы.
РГ | Это должна быть добрая воля владельца предприятия или его можно как-то заставить?
Юнин | Ну, во-первых, есть закон. Все точки, которые работают с населением, должны
быть специально оборудованы для людей с ограниченными возможностями.
Но многое зависит и от личного отношения человека к этой проблеме, его мировоззренческой
позиции. Мы все хотим жить в цивилизованном обществе, и каждому
из нас по силам заложить кирпичик этого общества на своей территории.
Михайлова | Собственно, база для этого создана: по закону ответственность за
приспособление объекта к нуждам инвалидов несет собственник. Причем речь идет
о комплексном переоборудовании, начиная от входной двери, зоны перемещения внутри
здания, зоны обслуживания, плюс санитарные комнаты, - это четыре обязательных
норматива. И отдельно - прилегающая территория, чтобы любой человек, какие бы
ограничения он ни имел, мог беспрепятственно получить услуги.
Олег Смолин | Проблема безбарьерной среды касается не только колясочников, но
и других категорий, в частности инвалидов по зрению. В Москве ситуация намного
лучше, чем в большинстве городов России, надо отдать должное московским властям.
Но что касается озвученных светофоров на улицах, звуковых маячков, которые
облегчают ориентацию инвалидам по зрению, - где все это? А вот относительно того,
что раньше у нас не думали о реабилитации инвалидов, хотел бы возразить.
Например, на предприятиях ВОИ в советское время работали 52 тысячи человек, сейчас
- только 15 тысяч, хотя число инвалидов не уменьшилось.
Александр Лысенко | Большинство инвалидов мечтает вести активный образ жизни,
реализовать себя, в том числе и профессионально. Если городская среда адаптирована,
это помогает реабилитации. Если на каждом шагу барьеры - это враждебная среда.
Таким образом, создание доступной среды - это часть реабилитационного процесса,
который не просто обеспечивает свободное передвижение, возможность работать,
получать образование, пользоваться культурными ценностями, но делает человека
экономически и социально независимым, то есть свободным.
РГ | Почему же города меняются крайне медленно?
Лысенко | Законодательство во многом остается декларативным. Возьмем Градостроительный
кодекс. Там сказано: в состав проектной документации строительного
объекта должен входить перечень мероприятий по обеспечению его доступности для
инвалидов. Но дальше в скобках сноска: "в случае подготовки соответствующей
проектной документации". Это просто мина замедленного действия! Ведь фактически
это означает: не подготовил ты эту часть проектной документации - ничего
страшного, проходишь экспертизу без нее, никто с тебя ничего не спросит. Более
того, в связи с административной реформой предстоит переход со старых СНиПов
на технические регламенты. Мы с ВОИ посмотрели на их проекты - о людях с инвалидностью
там просто забыли.
Второе. Перераспределение полномочий между уровнями власти тоже ухудшило ситуацию.
Всем известный 122-й закон, закон о монетизации, отнес инвалидов в так
называемую "федеральную категорию". Да, есть Федеральная целевая программа на
2005-2010 годы. Но на решение проблемы доступности на всю страну на пять
лет выделено только 60 миллионов рублей. На них ничего не сделаешь. А регионы
теперь говорят: инвалиды - это федеральный уровень ответственности, а не
наш. В лучшие времена в двух третях регионов были собственные программы по приспособлению
среды жизнедеятельности. Сегодня большинство из них свернуто.
Смолин | Еще один пример. Административный кодекс ввел ответственность тех, кто
не обеспечивает адаптацию вновь вводимых или реконструированных зданий,
о чем говорила Ольга Викторовна. Но исполняется он, с моей точки зрения, крайне
слабо. Думаю, нужны дополнительные законодательные инициативы по этой части.
Лысенко | Беда в том, что в обществе, как и в среде чиновников, не признается
важность этой проблемы.
Юнин | Полностью согласен. На первом месте должно стоять формирование общественного
мнения. Вы знаете, мы давно работаем с одной инвалидной детской организацией
- изостудией. Помогаем им продавать свои работы, сделали постоянно действующую
выставку-продажу. Так представляете - некоторые клиенты недовольны. Говорят,
мы сюда пришли для того, чтобы обслуживаться. А здесь картины детей, да еще и
с историей каждого ребенка. Кто-то сказал, что нет ничего более страшного,
чем равнодушие хороших людей.
РГ | Давайте вернемся к вопросу, почему же все-таки не выполняется законодательство.
Это ключевой момент.
Олег Рысев | Вы можете представить, чтобы правила безопасности дорожного движения
были, но службы, которая следила за их соблюдением, не существовало? Плохо
ли, хорошо ли, но ГАИ работает постоянно, обеспечивая контроль на дорогах.
С 1 июля 2002 года административным кодексом уже была предусмотрена ответственность
за необеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной
и прочей инфраструктуры, и за соблюдением этого порядка должны были следить органы
социальной защиты населения. Однако за три года Минтруд (а потом и Мин-здравсоцразвития)
России так и не подготовили ведомственные федеральные документы о перечне должностных
лиц, которые должны были бы фиксировать нарушения в этой сфере и
составлять протоколы об административном правонарушении. И только в конце 2005
года законом о разграничении полномочий эта функция была передана на уровень
регионов. Но до сих пор, по данным ВОИ, правительство лишь одного региона - Ставропольского
края - приняло решение об утверждении перечня должностных лиц
органов социальной защиты населения Ставропольского края, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях.
РГ | Но у нас есть Роспотребнадзор, служба, которая отвечает за потребительский
рынок...
Михайлова | На мой взгляд, начинать надо "от печки", с проектирования и строительства.
Есть масса органов, которые осуществляют надзор в сфере строительства,
ввода объектов, их эксплуатации. Есть контролирующие органы, которые проводят
экспертизу проектов. Наконец, есть заказчик, собственник строящегося объекта.
Если заработает эта трехзвеньевая система, то по крайней мере для новостроек
и реконструируемых объектов проблема будет решена.
Лысенко | Тем более что мировой опыт показывает: расходы на обеспечение доступности
увеличивают сметную стоимость объекта максимум на 5-10 процентов. Это
не так много, если учесть, что цены на жилье растут на 25-30 процентов в год.
Михайлова | И все-таки дело непростое и недешевое. Пример - маленькая Ирландия,
где живут всего 4 миллиона человек, обещает приспособить среду для инвалидов
к 2016 году. Они понимают, что "здесь и сейчас" не получится: есть разграничения
в формах ответственности и собственности, и государство не может контролировать
абсолютно все в этом плане.
Лысенко | Но то, что развитые страны намного нас обогнали в этом плане, накладывает
на нас дополнительные обязательства. В декабре 2006 года была утверждена
Международная конвенция ООН о правах инвалидов. Если Россия ее ратифицирует,
мы будем обязаны ее исполнять. А инвалиды в случае несоблюдения их прав смогут
обращаться прямиком в ООН.
Смолин | Наконец, если мы хотим, чтобы в 2014 году у нас была Олимпиада, то сегодня
надо думать о том, что в Сочи на коляске ни проехать ни пройти. А ведь
еще будут параолимпийские игры.
Рысев | Влияние международного сообщества на нас очевидно. Вспомним, еще не было
никакого российского законодательства о доступной среде для инвалидов,
когда был построен первый Макдоналдс. Можно любить или не любить гамбургеры и
соответственно приветствовать или критиковать их появление у нас. Но факт,
что это был единственный ресторан, имеющий туалет для инвалидов, который был
изначально доступен от и до. Сейчас ту же корпоративную этику соблюдают, приходя
к нам, например, международные торговые сети. Гипермаркеты и оборудованы с учетом
инвалидов, и принимают их на работу.
Лидия Савина | Минздравсоцразвития, начиная с 2006 года, проводит мониторинг
ситуации в регионах. Программы социальной поддержки инвалидов приняты в 50
регионах, реально работают примерно в 40. Картина очень пестрая, программы разноплановы:
это и оказание адресной материальной помощи, и создание реабилитационных
центров, и трудоустройство, обеспечение техническими средствами реабилитации,
услуги сурдоперевода, субтитрирование местных телевизионных программ, работа
службы "социального такси". Что касается формирования доступной среды, много
делают Москва, Южный регион - это Краснодарский край, Ростовская область,
Ставрополье. То есть города-курорты, например Анапа, отлично понимают, что это
не только социальный вопрос, но и экономический. Серьезные программы в Ханты-Мансийске,
Новосибирской области.
Но есть такая особенность: если аптеки, поликлиники, учреждения социальной защиты,
образования, культуры перестраиваются довольно активно, то административными
зданиями, как правило, никто не занимается. Власть фактически отгораживается
от людей с ограниченными возможностями. Требовать с бизнеса, конечно, нужно.
Но начать власть должна с себя.
Смолин | У меня есть предложение. Вместе с прессой провести такой эксперимент:
предложить всем желающим депутатам Государственной Думы, государственным
чиновникам попробовать побыть только один день в шкуре инвалида. Кого-то посадить
на коляску, кому-то повязать повязку на глаза. Уверяю вас, опыт других
стран доказывает, что подобная PR-акция заметно меняет отношение власти к проблемам
инвалидов.
РГ | Предложение принимается. Если, конечно, удастся найти чиновников, готовых
пойти на такой эксперимент. В любом случае разговор о проблемах инвалидов
мы продолжим на страницах "Российской газеты".
Опубликовано в
"Российской газете" (Федеральный выпуск) N4332
от 4 апреля 2007 г.
Просим обратить внимание, что в разных по времени подписания и региону распространения
выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Этот вариант
можно использовать только как ориентировочный. Для получения дословного текста
публикации
воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных
публикаций
Выпуск листа на новом месте: 2798