[TIFLO] Обращение движения "Наше право"
ЗАЩИТИМ НАШИ ПРАВА!
Обращение движения инвалидов
"Наше право"
Мы, участники движения "Наше право", обращаемся к инвалидам всех групп
и категорий, к родителям детей-инвалидов и к ветеранам, а также ко
всем неравнодушным людям, которые сочувствуют нашему делу и готовы
помочь нам в борьбе за наши права.
Наше обращение вызвано тем, что вопреки росту российского ВВП и
расширению финансовых и иных возможностей государства, в социальной
политике последних лет произошли такие изменения, в результате которых
положение наиболее активной части инвалидов, стремящихся к
реабилитации и интеграции, не только не улучшилось, но и ухудшилось,
причем как в правовом, так и в материальном отношении.
1. Еще в 2001 году были приняты два закона о пенсиях, в которых была
заложена настоящая мина замедленного действия. Речь идет о новом
понимании пенсии по инвалидности, которая рассматривается сегодня не
как компенсация за утрату здоровья, а как своего рода страховая
выплата в случае потери или отсутствия заработка. Исходя из этого
принцип начисления пенсий по трем группам инвалидности был заменен
новым принципом - по четырем степеням, определяющим трудоспособность,
что сильно ударило по интересам инвалидов, особенно работающих и
учащихся.
Во-первых, инвалидам было обещано, что пенсионная реформа не затронет
интересы работающих инвалидов, получивших справки ВТЭК об инвалидности
до 2002 года. Было обещано, что все они будут автоматически, без
переосвидетельствования МСЭ приравнены к максимальным степеням
нетрудоспособности (первая группа - к третьей степени, вторая группа -
ко второй степени и т.д.). Однако сегодня все инвалиды поставлены
перед необходимостью переосвидетельствования и соответственно
получения более низкой степени трудоспособности, которая соответствует
критериям МСЭ по новым законам и постановлениям, принятым
Минздравсоцразвитием, а вместе с тем и более низких пенсий. Это
значит, что те, кому будет установлена третья степень, должны будут
попрощаться с работой и учебой, а те, кому будут установлены вторая,
первая или нулевая степени - со значительной частью своей пенсии
(частями базовой пенсии, ежемесячных денежных выплат и региональных
надбавок). Из-за этого инвалиды, выбирающие активный образ жизни,
вынуждены теперь, проходя МСЭ, отказываться от значительной части
пенсии в надежде на трудоустройство, которое государство им даже не
гарантирует.
В результате такой реализации пенсионной реформы только во
Всероссийском обществе слепых по далеко не полным данным, собранным
только по нескольким областям, которых коснулась реформа, от снижения
пенсий в результате переосвидетельствования пострадали примерно
полторы тысячи человек, другие же предпочли оставить работу или
отказаться от учебы. И если сегодня эта реформа не будет остановлена,
завтра сокращение пенсий коснется всех работающих и учащихся
инвалидов, независимо от возраста. Все больше пожилых людей, стремясь
получить положенные им по закону необходимые средства реабилитации,
сталкиваются с тем, что их лишают бессрочной группы инвалидности,
которая раньше избавляла их от ежегодных утомительных посещений
поликлиник для сбора справок, необходимых для МСЭ. Теперь же таким
людям придется обращаться в МСЭ за переосвидетельствованием каждый год
или два, чтобы из года в год убеждаться, что слепой не прозрел, глухой
не стал наслаждаться звуками жизни, а ампутированная нога или рука не
отросла заново.
Во-вторых, в результате нового принципа начисления пенсий по степеням
трудоспособности молодые инвалиды лишаются будущего, возможности
свободного выбора своего жизненного пути. Для тех, кто несмотря на все
трудности и ограничения хочет получить среднее специальное и высшее
образование, свободный выбор учебного заведения и будущей
специальности теперь недоступен. Если третья степень полностью
перекрывает инвалиду доступ к образованию и трудоустройству, то
получившие вторую степень, наиболее распространенную среди инвалидов
первой и второй группы, могут поступать теперь только в специальные
коррекционные средние и высшие учебные заведения, которых по всей
России насчитывается не более десяти, а работать - только на
специальных предприятиях, находящихся в собственности обществ
инвалидов. Однако количество рабочих мест и зарплата на таких
предприятиях неуклонно сокращаются, что оставляет не только молодое
поколение, но и людей более старшего возраста без надежды на
трудоустройство в системе обществ инвалидов. Но и те инвалиды, которые
работают сегодня в государственных учреждениях и частных организациях,
вынуждены либо оставлять работу, либо отказываться от инвалидности.
Таким образом, пенсионная реформа бьет именно по тем инвалидам,
которые стремятся к реабилитации и интеграции.
И, в-третьих, новый принцип начисления пенсий и предоставления льгот,
порожденный фантазиями оторванных от жизни кабинетных умников,
представляет собой полный абсурд в силу смешения инвалидности как
таковой со способностью инвалида к реабилитации. Опытом многих
поколений инвалидов доказано, что вопреки всем медицинским показаниям
и группам инвалидности сильные волевые люди в состоянии преодолеть
самые невероятные трудности как в учебе, так и в работе. И этими
людьми мы сегодня гордимся. Однако в настоящий момент законодатель
поставил перед работниками медико-социальной экспертизы (МСЭ)
совершенно невыполнимую задачу: им фактически предложено определить,
может ли, например, человек с поражением слуха стать великим
композитором (как Бетховен), человек с дефектами опорно-двигательной
системы - крупным политиком или летчиком (как Франклин Д. Рузвельт или
Алексей Маресьев), а с поражением зрения - ученым, преподавателем или
крупным руководителем. Мы заявляем, что это совершенно тупиковый
подход, так как способность к реабилитации определяется не столько
утратой здоровья, сколько общественными условиями, а главное - волей
самого инвалида. А поскольку эти факторы в принципе не поддаются
никакому учету, нас, инвалидов, просто невозможно разделить на
"трудоспособных" и "нетрудоспособных" по одним только медицинским
показаниям. По этой причине степени трудоспособности не могут быть
критерием для начисления пенсии. Сама же пенсия должна трактоваться в
законе не как "страховая выплата", а как компенсация за ограничение
жизнедеятельности и начисляться только по группам инвалидности и,
конечно, она не должна зависеть ни от степени реабилитации, ни от
трудоустройства инвалида.
В ходе реализации пенсионной реформы весь ее абсурд уже испытали на
себе многие местные органы власти. Некоторые из них (например, Тверь и
Новгород) уже открыто ставят перед Государственной думой вопрос об
отмене "степеней" и о возвращении к группам инвалидности. То же
требование звучит и во многих письмах, направляемых в
Минздравсоцразвитие и в другие органы государственной власти как
обществами инвалидов, так и самими инвалидами. Но этого мало, ибо
депутаты и высшие чиновники нас не слышат. Поэтому пора от писем и
обращений переходить в рамках закона к грамотным и цивилизованным
протестным действиям.
Мы требуем отказа от нового принципа начисления пенсий по степеням
ограничения трудоспособности и пересмотра определения самой пенсии по
инвалидности, которая должна быть компенсацией утраты здоровья.
2. Пенсионная реформа и так называемый закон "О монетизации льгот"
нанесли удар и по системе трудоустройства инвалидов.
2.1. В 1995 г. в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" появилась норма о квотировании рабочих мест для
инвалидов (статья 20), выполнение которой было обеспечено правом
региональных властей наказывать штрафными санкциями тех работодателей,
которые не берут инвалидов на работу в соответствии с установленной
квотой. На основании этой нормы закона во многих регионах были созданы
условия для реализации этой нормы. В результате одни инвалиды получили
работу, а другие - реальную надежду на трудоустройство в ближайшем
будущем. Но так называемый закон "О монетизации льгот" превратил эту
норму в пустую декларацию, отменив ту часть 21-й статьи закона "О
социальной защите...", которая давала региональным властям право
"штрафовать" работодателей за отказ от найма инвалидов в соответствии
с установленными квотами. В результате норма закона о квотировании
рабочих мест для инвалидов фактически перестала работать почти во всех
регионах России.
Мы требуем наполнить эту норму реальным содержанием - восстановить
21-ю статью закона "О социальной защите инвалидов в РФ", которая даст
региональным властям реальные рычаги трудоустройства инвалидов
согласно установленным квотам.
2.2. Не лучше обстоит дело и с трудоустройством тех инвалидов, которые
работают на предприятиях всероссийских обществ инвалидов (ВОГ, ВОИ и
ВОС). Несмотря на значительную финансовую помощь из федерального и
региональных бюджетов одни предприятия закрываются, а большинство
других сокращают число занятых инвалидов. У тех же, кто еще работает,
сокращаются рабочая неделя и заработная плата.
Мы считаем, что государственная помощь предприятиям, находящимся в
собственности инвалидов, должна оказываться в совершенно иных формах.
Во-первых, мы требуем, чтобы региональные власти в полном объеме
использовали данное им по закону право на предоставление предприятиям
инвалидов государственного заказа.
Во-вторых, мы предлагаем региональным и федеральным органам власти
перейти от практики предоставления обществам инвалидов финансовых
средств к разработке и осуществлению специальных целевых программ по
модернизации предприятий, находящихся в собственности этих обществ.
Эти программы должны быть прежде всего нацелены на то, чтобы сделать
такие предприятия конкурентоспособными, а главными показателями
выполнения этих программ должны быть рост числа инвалидов, занятых на
модернизированных предприятиях, рост их зарплаты и улучшение условий
труда. Такие программы должны разрабатываться в тесном контакте и
активном взаимодействии трех сторон: государственных органов власти,
обществ инвалидов и трудовых коллективов модернизируемых предприятий.
3. "Монетизация льгот" стала ударом и по праву инвалидов на свободу
передвижения. Почти весь ряд закрепленных в прежней редакции закона "О
социальной защите инвалидов в РФ" (статья 30) натуральных льгот на
пользование транспортом, за исключением пригородных электричек и
проезда на лечение один раз в год, был уничтожен без права выбора. Эта
принудительная, да к тому же и частичная замена натуральных
транспортных льгот ежемесячными денежными выплатами больно ударила по
интересам самых активных и реабилитированных групп инвалидов, которым
приходится много ездить на работу, а также к месту учебы и лечения. Не
ставя под сомнение сам принцип монетизации льгот, т.е. право инвалида
на ежемесячные денежные выплаты в обмен на отказ от натуральных льгот,
мы требуем дать инвалидам право выбора между натуральными льготами и
ежемесячными денежными выплатами в полном объеме. Речь идет о таких
льготах, как:
50-процентная скидка со стоимости проезда на всех междугородных линиях
воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1
октября по 15 мая и один раз (туда и обратно) в другое время года;
обеспечение инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания,
в том числе и детей-инвалидов, достигших пятилетнего возраста,
автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
Необходимо также на уровне федерального законодательства восстановить
право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего
пользования городского и пригородного сообщения. Это право не должно
ограничиваться пределами региона проживания инвалида. Кроме того, в
тех регионах, где система общественного транспорта полностью или почти
полностью ликвидирована, это право должно быть реализовано, например,
путем выдачи инвалиду специальных транспортных талонов, позволяющих
пользоваться маршрутным такси или социальным такси.
4. Болезненным ударом по интересам инвалидов стал новый Жилищный
кодекс, в котором были ликвидированы все дополнительные права
инвалидов по постановке на очередь по улучшению жилищных условий, а
вместо этого право на установление льгот для инвалидов было
делегировано регионам. В результате сегодня инвалид, в каких бы
стесненных условиях он ни проживал, просто не может встать на очередь
по улучшению жилищных условий, если муниципальные власти не признают
его/ее малоимущим, т.е. на общих основаниях. Тем самым к делению
инвалидов на нетрудоспособных, почти нетрудоспособных и почти
трудоспособных (см. пункт 1) прибавляется деление инвалидов на
малоимущих и немалоимущих. Это последнее деление дискриминирует именно
тех инвалидов, которые, стремясь к реабилитации и интеграции, ценой
немалых усилий перестали быть малоимущими.
Мы требуем закрепить как в региональном, так и в федеральном
законодательстве льготы инвалидов на улучшение жилищных условий,
которые позволят региональным властям ставить нас, инвалидов, на
очередь по улучшению жилищных условий не только по имущественному
признаку, но и с учетом инвалидности.
***
Многие из этих требований уже были выдвинуты движением инвалидов "Наше
право" на митингах, которые прошли при поддержке инвалидов из многих
регионов России весной и летом этого года в Москве и Самаре. Наш голос
был услышан. Нас стали приглашать на парламентские слушания и в советы
по делам инвалидов, мы получаем письма от органов власти и стараемся
привлекать к нашим проблемам внимание средств массовой информации.
Однако наши требования все еще не выполнены. Борьба еще не закончена -
она только началась. Чтобы добиться победы, нам необходимо, не
останавливаясь на достигнутом, не только продолжить, но и расширить
наши протестные акции.
Мы призываем наших сторонников провести осенью этого года вторую волну
митингов. Московский оргкомитет движения "Наше право" наметил
очередной митинг движения "Наше право" на 28 октября (на Пушкинской
площади). На этот митинг будут приглашены не только средства массовой
информации, но и депутаты Государственной Думы, чиновники и политики,
от которых мы будем требовать выполнения того, что написано в этом
обращении. Призываем вас прийти на этот митинг, привести с собой как
можно больше друзей и знакомых, а также распространить информацию о
митинге всеми возможными способами, а наших активистов из других
регионов - провести аналогичные митинги и пикеты в своих регионах.
Сегодня одними письмами и сетованиями не только самих инвалидов, но
даже всероссийских обществ инвалидов ничего не сделаешь. Власти уже
привыкли отвечать на наши письма и обращения отписками, игнорируя все
наши доводы, протесты и предложения. Только активное протестное
движение самих инвалидов может сегодня изменить положение к лучшему.
Поэтому один реальный участник митинга или демонстрации, сегодня
значит больше, чем десяток письменных жалоб. Наша судьба зависит
сегодня только от нас самих, от нашего желания и способности добиться
от государства действительно социальной политики и уважения наших прав
и интересов, от нашего умения и решимости заставить чиновников и
политиков прислушиваться к нашему голосу и считаться с нашими
интересами. Для этого мы должны научиться разговаривать с ними на том
единственном языке, который они способны понимать - на языке активного
социального протеста. Мы можем добиться выполнения наших требований,
но только совместными усилиями и активными действиями, к которым и
призывает движение инвалидов "Наше право".
Приходите на митинг и вступайте в наши ряды!
Оргкомитет по координации и проведению
протестных действий в защиту
социальных прав инвалидов
движения "Наше право"
Наши контактные телефоны:
Сергей и Елена Новиковы: (495) 383-60-79
Владимир Руднев: (495) 337-38-14
Евгений Жуков: (495) 969-08-05
Левон Бабоян: Раб. (495) 715-97-68 Дом. (275) 4-98-74
SMS-сообщения принимаются по телефону: +7-903-969-08-05
Адрес для писем: 125047, г. Москва, а/я 151 Жукову Е.Е.
Наш электронный адрес (E-mail): info@n*****.org
Все наши материалы вы можете найти на нашем сайте в Интернете по
адресу:
http://www.nashepravo.org/
Выпуск листа на новом месте: 2378