Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-05-29

[TIFLO] Интервью с а.Я. Неумывакиным

"Наша жизнь" N4, 2005г.

задача вос неизменна: добиваться от государства решения социальных проблем инвалидов

Интервью главного редактора журнала <Наша жизнь> Евгения Агеева с президентом
ВОС Александром Неумывакиным

Агеев: Александр Яковлевич, охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние ВОС
и его перспективу.

Неумывакин: Начну с перспективы ВОС, которую можно оценивать по-разному - оптимистически,
пессимистически, а можно найти и компромиссный вариант оценки. Очевидно одно,
что за 80 лет перспектива нашего Общества не раз была предметом дискуссий, в
том числе и в восовской печати. Сейчас же нас, прежде всего, интересует постсоветское
развитие ВОС, когда в условиях рыночных реформ началась и его перестройка. Этот
почти 15-летний период можно разделить на этапы: с января 1992-го по 1995-й;
с 1995-го по 1998-й. Эти годы были особенно тяжелыми для восовской системы, т.к.
ломалась и уходила в небытие сложившаяся практика кооперированных связей УПП
с государственной промышленностью. Встал вопрос, сможем ли мы адаптироваться
в современных условиях?

С 1998 года можно говорить о том, что ВОС смогло преодолеть временный кризис
предыдущих лет. И началось относительно стабильное развитие нашей организации.
Но с 2002 года мы вступили в новый этап, который памятен введением второй части
нового Налогового кодекса РФ, что ещё более ухудшило финансово-экономическое
положение наших предприятий и в целом Общества. Всего за 2002 - 2004 годы мы
выплатили государству 1 млрд. 700 млн. руб., в том числе 660 млн. рублей - налог
на прибыль и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Подводя итоги пройденного пути, можно утвердительно сказать, что ВОС устояло,
что оно не может развалиться при тщательно продуманными стратегии и тактике,
выработанными съездами и Центральным правлением.

Все упомянутое выше позволяет характеризовать состояние ВОС на начало 2005 года
как относительно устойчивое, но не беспроблемное. Так, результаты производственно-экономической
деятельности за 2004 год показали, что произведено продукции на 6,2 млрд. рублей,
получено 140 млн. рублей прибыли, что на 40 млн. больше, чем в 2003 году. И это,
несмотря на все препятствия, которые встали перед нами с введением нового Налогового
кодекса РФ. На 163 предприятиях ВОС сегодня работают свыше 30 тыс. человек, из
них 16 тысяч инвалидов по зрению. Средняя заработная плата составляет почти 4
тыс. рублей и около 3-х тыс. рублей у инвалидов. В последние годы рост объема
производства составил 9,7 процента. Этот рост, несмотря на некоторые колебания,
не снижался, начиная с 1998 года. Выработка на одного работающего увеличилась
на 25 процентов. Только за 2004 год в денежном выражении она увеличилась на 15
тыс. рублей. Это увеличение произошло и за счет внедрения новой техники, и за
счет высвобождения управленческого персонала. Все это говорит о том, что ЦП ВОС
целенаправленно отслеживало положение на предприятиях и управляло ими как основной
экономической базой ВОС.

За годы реформ и адаптации ВОС к новым социально-экономическим условиям в системе
предприятий Общества произошли определенные изменения. Если на январь 1992 года
было 189 хозяйственных обществ, то на сегодняшний день их 163. Надо подчеркнуть,
что сокращение предприятий не было чисто арифметическим. Например, Ставропольское,
Александровское, Тверское, перестав быть юридическими лицами, стали подразделениями
более мощных предприятий. Большинство же ликвидированных присоединены на правах
филиалов к другим УПП. При этом база трудоустройства инвалидов почти не сократилась.
Только за 2004 год организации ВОС при поддержке Центров занятости трудоустроили
1500 инвалидов по зрению на предприятиях Общества. Произошла определенная концентрация
производства с довольно значительным сокращением управленческого аппарата.

Значительные средства были выделены на приобретение современного технологического
оборудования. Только за 2004 год стоимость основных средств увеличилась на 78
миллионов, а за четыре года - на 1 миллиард рублей. Модернизация производства
за счет внедрения более совершенных технологий повысила его эффективность, конкурентоспособность
и прибыльность. Последнее же позволит несколько увеличить финансирование наших
социальных структур из бюджета ВОС.

Не за горами очередной съезд ВОС. Готовясь к нему, мы будем обсуждать наше дальнейшее
развитие, осложняемое тем обстоятельством, что Россия через год станет членом
Всемирной торговой организации (ВТО). А это неизбежно поставит перед нашими предприятиями
ряд сложнейших задач, которые могут либо сохранить наши позиции, например, в
автопромышленности, либо полностью вытеснят нас оттуда. Так что есть все основания
тщательнейшим образом продумать самые разные, в том числе и нежелательные, варианты
предстоящих условий для наших предприятий, которые могут стать реальностью уже
в 2006 - 2008 годах. Сегодня же продукция наших предприятий, выпускаемая для
рынка России и стран ближнего зарубежья, характеризуется хорошими показателями
и стандартами.

Итак, проводимая работа по модернизации производства, закрепление за Обществом
прав на имущество, отстаивание некоторых законодательных вопросов позволили в
целом успешно завершить 2004 год.

Агеев: Каковы возможности финансирования социальной сферы из бюджета ВОС?

Неумывакин: Социальная сфера ВОС весьма обширна. Она включает учебно-производственные
предприятия, в которых большой удельный вес занимают различные формы социально-реабилитационной,
культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, дома культуры, клубы,
реабилитационные центры, Институт <Реакомп>, санатории, издательства. Вся эта
многогранная сфера деятельности финансируется частично за счет отчислений из
бюджета ВОС, привлечения средств региональными организациями и за счет средств
региональных бюджетов. Так, бюджетом ВОС на 2005 год предусмотрено финансирование
социальной сферы на сумму 148 млн. рублей. Что касается финансирования трех восовских
санаториев, то они получат средства за счет государственного страхования, а Общество
- 8,5 тысяч путевок, профинансированных государством, с соответствующим бесплатным
проездом. Что же касается ремонта санаториев, то эти средства предусматриваются
бюджетом ВОС. Так, на ремонт и реконструкцию санатория <Солнечный берег> выделено
6 млн. рублей.

Важно подчеркнуть, что в прошлом году региональные организации привлекли 100
млн. рублей на нужды социальной сферы, включая 45 миллионов из местных бюджетов.
Однако в этом году в связи с принятием закона N 122 могут возникнуть затруднения
с получением средств на социальную сферу из местных бюджетов. И подобные сигналы
из регионов уже поступают. Такая тенденция может исходить лишь от недальновидных
руководителей, не учитывающих, что инвалиды относятся к федеральному уровню только
по льготам, определённым законом N 122. Во всех же других вопросах государственная
поддержка инвалидов с руководителей региональных и местных органов власти не
снимается. И руководителям региональных организаций нужно работать ещё настойчивее
по действующим программам поддержки, по тендерам и грантам.

Агеев: Сравнительно недавно прошла кампания по укрупнению местных организаций.
Не планируется ли в дальнейшем продолжение этой тенденции?

Неумывакин: В соответствии с Уставом - это компетенция региональных организаций.
Принимаемые постановления нужно выполнять, но, безусловно, с учетом объективной
целесообразности и реальных возможностей, так как можно не только разъединять,
но и объединять. В настоящее время в связи с законом N 122 от некоторых председателей
поступили предложения о переформировании местных организаций, относящихся к нескольким
районам, чтобы облегчить решение вопросов инвалидам по зрению, связанных со льготным
проездом. Если от этого будет реальная польза людям, то почему бы не сделать?
Здесь есть над чем подумать и в местных организациях ряда городов. Это дело
всецело наших РО ВОС.

Поскольку зарплата председателей и секретарей невелика (в среднем 2 - 2,5 тыс.
руб.), а семичасовых рабочих дней в течение всей недели практически нет, то есть
мнение учесть опыт некоторых РО ВОС, переведших свои местные организации на 50-процентное
использование рабочего времени при сохранении действующих ставок. В условиях
невозможности реального повышения зарплаты такая мера позволит сохранить существующий
минимум зарплаты председателя и секретаря МО и не ухудшить её работу.

Агеев: ВОС традиционно стремилось быть не только в курсе дел, но и содействовать
в решении проблем различных профессиональных групп незрячих. Как в этой связи
в нынешних условиях Вам представляется сотрудничество с незрячими бизнесменами?
На недавней конференции в <Реакомпе> <О роли предпринимательства в реабилитации
инвалидов> был задан вопрос о том, как следует трактовать статью 4 п.п. 7 и 14
Устава ВОС о содействии в предпринимательской деятельности?

Неумывакин: Указанные в Уставе ВОС пункты о содействии предпринимательской деятельности
исходят из современных реалий, без учёта которых невозможно развитие не только
восовских предприятий, но и деятельности молодых незрячих бизнесменов. В разработке
и популяризации специфических методов работы незрячих следует подчеркнуть ту
роль, которая принадлежала профессиональным советам работников интеллектуального
труда, массажистов, учителей, математиков, музыкантов и других.

ВОС всегда уделяло большое внимание работе с молодёжью как с потенциальным источником
кадров. В настоящее время из общего количества членов ВОС (около 223 тысяч человек)
инвалидов по зрению I и II группы в возрасте от 18 до 30 лет насчитывается
более 13 тысяч, а в возрасте от 31 до 45 лет - примерно 15 тысяч. Необходимо
отметить возрастающую роль Института профессиональной реабилитации и подготовки
персонала ВОС <Реакомп> как единственного центра, где ВОС готовит свои собственные
кадры. В последние годы здесь осуществляется целенаправленное выявление молодых
людей, имеющих образование, для которых организованы специальные курсы повышения
квалификации. Они проводятся в два этапа. На лекциях и семинарах с выездами на
предприятия и в организации слушатели получают знания по всем проблемам, стоящими
перед Обществом, что влияет на выбор их дальнейшей деятельности. В процессе обучения
определяются учащиеся, наиболее способные к управленческой работе в системе ВОС
или к предпринимательству. Незрячие бизнесмены всегда могут получить консультацию
опытных руководителей ВОС, а при возможности и арендовать на льготных условиях
свободные помещения предприятий. В настоящее время насчитывается более 10 тысяч
незрячих предпринимателей.

Агеев: Как обстоят дела с выполнением договорённостей, достигнутых между руководителями
пяти ведущих обществ инвалидов и Президентом России В.В. Путиным по жизненно
важным для этих организаций вопросам?

Неумывакин: Тема последовательного решения социальных проблем инвалидов, предоставления
им налоговых льгот была в центре внимания на всех трех встречах Президента РФ
В.В. Путина с представителями крупнейших общероссийских объединений инвалидов.
Президентом РФ были определены стратегические направления деятельности по рассматриваемым
вопросам, основные из которых следующие:

- государственный заказ;

- совершенствование профессионального образования и занятости инвалидов молодого
возраста;

- передача земли и освобождение от уплаты земельного налога;

- совершенствование законодательства Российской Федерации в целях государственной
поддержки уставной деятельности организаций инвалидов;

- формирование федеральных инвестиционных программ по оказанию государственной
поддержки предприятиям, в том числе федеральной целевой программы <Социальная
поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы>;

- возмещение денежных средств, уплаченных в виде налогов и страховых взносов
за период с 2002 года.

На последней встрече, 19 декабря 2003 года, Президент Российской Федерации Владимир
Владимирович Путин еще раз подчеркнул, что вопрос занятости должен быть ключевым
в решении проблем инвалидов. По результатам всех встреч Президент РФ дал конкретные
поручения по перечисленным направлениям с указанием сроков их исполнения.

В ноябре 2004 года в Администрации Президента Российской Федерации с приглашением
представителей органов исполнительной власти и объединений инвалидов состоялся
обстоятельный разговор по выполнению поручений. На сегодняшний день вопрос о
возврате средств до сих пор не решен. Государство фактически отказалось от проводимой
политики в области обеспечения занятости инвалидов. Из федерального закона <О
социальной защите инвалидов в РФ> исключены положения по:

- осуществлению льготной финансово-кредитной политики в отношении предприятий,
применяющих труд инвалидов;

- установлению квот рабочих мест для инвалидов на федеральном уровне;

- ответственности работодателей за невыполнение обязанности по приему на работу
инвалидов в пределах установленной квоты.

В Федеральный закон <О занятости населения в Российской Федерации> также внесены
изменения, которые направлены на снижение социальной защищенности инвалидов на
рынке труда.

Самый дискриминационный характер носит положение законодательства по определению
инвалиду степени ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалид испытывает
не только моральное унижение при проведении медико-социальной экспертизы, но
и несет значительный материальный ущерб - размер пенсии работающего инвалида
уменьшается на 600 и более рублей. По данной проблеме мы вносили много предложений,
но не были услышаны.

Но некоторые подвижки всё-таки есть: вопрос по госзаказу находится в стадии обсуждения
в Государственной Думе, проект прошёл первое чтение; с января 2005 года по решению
Госдумы РФ наше Общество освобождено от уплаты налога на землю; Закон же о передаче
земли бесплатно в бессрочное пользование принят в первом чтении.

С решением вопроса о земле, возврате средств по налогу на прибыль предприятия
ВОС получили бы огромную поддержку.

Агеев: Считаете ли Вы как Председатель Совета общероссийских организаций инвалидов,
что в России есть общественное движение инвалидов вообще и общественное движение
слепых, в частности? Или вместо него у нас всё-таки преобладает разобщённость
между организациями инвалидов?

Неумывакин: Что касается стран Запада, то там нет такого явления, как общественное
движение инвалидов, или хотя бы какая-то форма объединённого движения незрячих.
Только в США, по крайней мере, четыре общенациональных образования слепых и для
слепых. В Германии две организации: одна объединяет слепых и слабовидящих, другая
- только военноослепших. Подобная картина во многих странах. При этом каждая
организация стремится отстаивать свои интересы и программные задачи. Что касается
России, то единое целое представляют собой только общероссийские общества, имеющие
солидный опыт работы - это ВОС, ВОГ, ВОИ. Все остальные организации инвалидов,
возникшие на волне перестройки, в основном, локальны по масштабам и задачам своей
работы.

Цели ВОС традиционны - решать задачи социальной и трудовой реабилитации инвалидов
по зрению. Но эту социальную функцию можно решать успешно только в сотрудничестве
с государством. Свое партнерство мы предлагаем государству на протяжении 80-ти
лет. И когда оно шло навстречу, то усиливались положительные тенденции, способствующие
развитию организаций инвалидов и решению их социальных проблем. Но в нынешних
условиях взаимоотношения меняются. От руководящих органов общественных организаций
инвалидов требуется умение последовательно работать с правительственными и другими
властными структурами.

Напомню одно из основных положений <Стандартных правил обеспечения равных возможностей
для инвалидов>, утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году: <Государствам
следует признавать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить
возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как
в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности
для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке
труда, в том числе и за счет предоставления налоговых льгот>.

Агеев: И все-таки великое множество самых разных организаций инвалидов вряд ли
способствует более эффективному решению социальных проблем в масштабах федерации.
Каково Ваше мнение? Мне лично приходилось в беседах с ответственными работниками
служб социальной защиты Англии, Германии, Франции слышать сетования на то, как
толпы инвалидов различных категорий и родители детей-инвалидов осаждают их просьбами
о той или иной форме помощи. Английский работник прямо говорил: <Бюджет страны
не бездонный. Надо, наконец, так планировать различные виды социальной помощи,
чтобы сами инвалиды распределяли средства через свои организации, используя
специально разработанные и утвержденные руководящими органами союзов инвалидов
критерии. Иначе работать просто невозможно>.

Неумывакин: Такая же ситуация и у нас. Конечно же, многочисленность организаций
инвалидов - не самое лучшее их достижение. Но на первой волне демократизации
появился закон, дающий право считать организацией трёх человек, заявивших о своем
объединении. Вот и создались 1500 организаций, которые не только работают, но
и мешают друг другу, дезориентируют власти снизу доверху. Весь опыт нашей работы
подтверждает известную мудрость: <Лучше - меньше, да лучше>.

Агеев: Как видный деятель международного общественного движения слепых, что Вы
можете сказать об использовании зарубежного опыта в решении проблем российских
незрячих?

Неумывакин: Каждая международная организация имеет такие же органы, как и у
нас, рассматривает вопросы, которые рождает практика. Так, например, Европейский
Союз Слепых (ЕСС) объединяет 44 национальные организации инвалидов по зрению.
У каждой свои больные вопросы. ЕСС на 70 - 80 процентов занимается правами личности,
характерными для одной страны или группы стран. Большой информационный багаж
накоплен профильными комитетами ЕСС: по правам человека, тифлотехнике и реабилитации,
работе с женщинами, с пожилыми слепыми и другими. Примеры того, как решаются
проблемы инвалидов по зрению в развитых странах Запада, иногда приходится использовать
в разговорах с ответственными работниками органов власти в качестве дополнительных
аргументов при обсуждении наших вопросов. Известно и то, что положительный опыт
и проблемы ВОС, в свою очередь, не раз являлись предметом пристального внимания
наших зарубежных коллег.

Пользуясь случаем, от всего сердца поздравляю ветеранов ВОС, членов и зрячих
работников Общества с 80-летием нашей российской организации.

Желаю всем доброго здоровья, сил и настойчивости в достижении нашей общей цели
- достойной жизни человека, и дальнейшего успешного развития Всероссийского общества
слепых.

ВОС было и должно оставаться лидером общественного движения слепых России

Выпуск листа на новом месте: 837

   2005-05-29 23:52:03 (#375830)

[TIFLO] Проект "Музей, поделившийся зрением"

Проект "Музей, поделившийся зрением"

29 мая

Интерес к истории и культуре не знает ограничений ни физических, ни сенсорных.
Музеи и библиотеки сегодня - содержательные доноры культурно-исторической
информации.

Новосибирский государственный краеведческий музей как крупнейший в регионе хранитель
исторической памяти, стремится привлечь новую значительную своим числом
группу посетителя - людей с серьезными ограничениями зрения. Создание безбарьерной
музейной среды требует освоение опыта других организаций.

Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих освоила
передовые технологии перевода информационных материалов в доступные форматы,
которые могут стать основой реального и виртуального представления образа исторического
артефакта. Используя опорный предметный ряд, можно создать целостную
картину большинства коллекций музея. Продуктивным шагом построения новой услуги
по созданию без барьерной музейной среды станет разработка экскурсии и
творческого занятия "От незримого образа к воплощенному символу". Основными средствами
аудио - тактильного восприятия выступят трехмерные модели экспонатов
(реплики и пазлы); информационные материалы в аудио, рельефно - графическом,
рельефно-точечном и крупно-шрифтовом форматах; оснащение музейных помещений
аппаратурой, обеспечивающей самостоятельное безопасное перемещение незрячих и
слабовидящих посетителей при знакомстве с экспозициями.

Стратегическим замыслом проекта является задача разработки общих подходов и технологических
решений для профессиональной коммуникации специалистов музеев
и библиотек в области адаптивного доступа. Обязательным элементом такого сотрудничества
сегодня являются электронные ресурсы. Для информационного накопления
и расширения доступа удаленным пользователям будут созданы виртуальные выставки,
где отразятся адаптивные коллекции музея с широким возможностями их заимствования.

Межрегиональное формирование доступных ресурсов музеев и библиотек станет реальным
фактором повышения качества жизни для адресных групп населения.

Историческая память - генетический код для мыслящего человека независимо от его
физического состояния, поэтому, помогая людям с ограничениями зрения, мы
решаем проблему их успешной социализации.

Проблема, которую решает проект/

В каждом регионе живут тысячи людей, по различным причинам, лишенным главного
канала доступа к информации - хорошего зрения. Это ограничение, как правило,
становится ограничением и социальным, наиболее ярко проявляясь в невозможности
доступа к ценностям историко-культурного характера.

Музейное пространство часто представляется отчужденным для потенциальных посетителей
с физическими или сенсорными ограничениям. Поэтому существует реальная
необходимость в формировании участков музейной без барьерной среды, вызывающих
у данной группы посетителей позитивное отношение к новой форме культурной
коммуникации.

В реально ощутимой проблемой музейной деятельность является отсутствие технологий
и методик, позволяющих создать безбарьерную музейную среду.

Проект позволит решить проблему многоуровневого регионального и межрегионального
взаимодействия музеев, библиотек, издательств и других потенциальных поставщиков
знаний и информации в доступных форматах.

Такое взаимодействие будет основываться на выработке единых адаптивных технологических
стандартах, которые позволят легко заимствовать и тиражировать методику
создания без барьерного музейного пространства.

Продукт и/или услуга, которая предоставляется в рамках проекта (желательно подчеркнуть
уникальность)/

В рамках проекта будет разработана новая социкультурная услуга - перевод содержательного
и образного состава музейной экспозиции в доступные для незрячих
и слабовидящих посетителей форматы, с созданием электронной версии тематической
коллекции.

Уникальность данной работы состоит в выработке общих подходов и технологических
стандартов для формирования общего ресурса сети музеев и библиотек в создании
безбарьерной среды.

Проект станет первым опытом целенаправленного формирования виртуальной модели
адаптивной экспозиции, с возможностью воспроизведения ее удаленной версии
как в музейном, так и иной социо - культурной и реабилитационной практике.

Новый уровень доступности музейной среды будет достигнут в результате выполнения
вышеназванной услуги. Основными составляющими формируемой доступной среды
выступят: специально разработанная экскурсия на цифровых аудио носителях; альбом
рельефно-графических изображений экспонатов с рельефно-точечными и крупно-шрифтовыми
комментариями; техническая система ориентации в помещении музея, виртуальное
описание адаптивной экспозиции

www.museum.ru/N22473

Выпуск листа на новом месте: 836

   2005-05-29 16:53:56 (#375623)