Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школьное ученическое самоуправление


Информационный Канал Subscribe.Ru

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»
http://doroga.karelia.ru/samo/
doroga@karelia.ru
--------------------

Добрый день всем!

Знакомлю Вас с первым отзывом на материалы новой книжки. Надеюсь на новые пожелания
и предложения!

Удачи!

Д.Р.

----------------

Здравствуйте, Денис!

Я полностью поддерживаю Ваш подход к школьному самоуправлению, и мне очень нравится
суть и содержание представленных Вами новых материалов. А форма и стиль изложения
– просто великолепны!

Все же у меня, как у "теоретика", есть несколько формальных замечаний относительно
некоторых определений.

Как известно, русское слово ПРАВО имеет два различных смысла и переводится на
английский соответственно как LOW или RIGHT. Это крайне досадное обстоятельство
часто приводит к недоразумениям и усложняет обучение.

Одно дело "изучать право" (to study law), другое – "изучать права" (to study
rights). Или, например, основное семантическое различие таких словосочетаний,
как "ПРАВОзащитные организации" и "ПРАВОохранительные органы" заключается, на
мой взгляд, прежде всего и именно в этих совершенно различных по смыслу "ПРАВО-".

Поэтому тезис 1: "САМОУПРАВЛЕНИЕ – ЭТО ПРАВО" звучит довольно двусмысленно. По-моему,
лучше избегать таких выражений. Из дальнейшего становится ясно, что имеется в
виду именно одно из прав человека, но поначалу – для меня, по крайней мере, –
это не казалось очевидным (ведь говорят же, например, что "школа – территория
закона" и "школа – правовое пространство").

"ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ЭТО ПРАВО, КОТОРЫМ ОБЛАДАЮТ В ШКОЛЕ УЧЕНИКИ, ПЕДАГОГИ
И РОДИТЕЛИ" – уже лучше, но тоже не совсем хорошо.

Вы можете счесть меня занудой и формалистом, но я, как человек, прошедший математическую
выучку, предпочел бы не злоупотреблять формулой: "А – это В". Все-таки самоуправление
– это не само право, а скорее система, форма или способ реализации (осуществления)
одного из прав. 

Может, лучше ограничиться простым замечанием, что мы, участники учебного процесса,
всегда ИМЕЕМ ПРАВО создать (организовать) школьное самоуправления и принимать
участие в обсуждении и принятии касающихся нас решений?

В одном из дальнейших комментариев приводится определение, которое представляется
мне наиболее четким и ясным:

"Школьное самоуправление – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям
принимать участие в управлении школой" (т.е. участвовать в обсуждении и принятии
решений, которые затрагивают их интересы).

Некоторые же из разбросанных по тексту ОДНОСЛОВНЫХ определений больше запутывают,
чем проясняют. Особенно УДОБОПРЕВРАТНЫМ представляется мне формула: "САМОУПРАВЛЕНИЕ
– ЭТО ВЛАСТЬ".

Мне кажется, что здесь слово ВЛАСТЬ вводит в заблуждение, т.к. содержит в себе
смысловые составляющие: ПРИНУЖДЕНИЕ и ПОДЧИНЕНИЕ. Чья власть и над кем?

В другом же месте совершенно замечательно и определенно сказано, что: 

"Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но НЕ ИМЕЮТ
по отношению к ним НИКАКИХ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. Они не могут отдавать им распоряжения,
не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей.
Избирая орган самоуправления, вы выбираете не начальников, а своих представителей.
И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы"

Отлично сказано! И это вовсе не тривиальное и не само собой разумеющееся понимание.
Ведь наверняка у многих со школьным самоуправлением связываются представления
о власти и привилегиях.

Это все, что касается первой порции присланных Вами материалов. Извините за "крючкотворство",
но очень уж хочется внести и свою лепту, – совершенству же нет предела. По существу
же мне все очень нравится. 

В заключение позвольте вернуться к вопросу, который давно меня волнует. Возможно
ли вообще "в природе" такое самоуправление, о котором Вы пишите? Существует ли
прецедент? Если да, то не мог бы кто-нибудь описать работу такого реального самоуправления
- так, чтобы это можно было наглядно представить? (Может, стоит предложить эту
тему участникам очередного конкурса сочинений по правам человека?) В качестве
примера, какого рода описание я имею в виду, – укажу на заметку о школьных выборах,
напечатанную в нашем бюллетене в январе 2001-го года – "Как мы выбирали президента
школы": http://www.khpg.org/index.php?au=0116010305

Сами выборы прошли не очень удачно и эффективно, зато описано так, что понимаешь,
что так оно и было на самом деле.

Всего Вам доброго,

Владимир Каплун
редактор бюллетеня "Права людини. Громадянська освіта" Харьковская правозащитная
группа
Internet:  www.khpg.org

---


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное