Сейчас мы
готовим к изданию новую книжку о школьном
самоуправлении. В неё войдут тексты,
которых не было в нашем «Учебнике» (кто не
читал – можете найти его на нашем сайте).
Некоторые
тексты, которые будут использованы в книжке,
уже публиковались в рассылке. Но не все.
Несколькими порциями я сброшу вам то, чего
вы еще не видели. И буду очень вам
признателен за мнения, замечания, вопросы и
предложения.
В самом
деле, спросите что-нибудь! Будет о чём
написать.
Удачи!
Д.Р.
Тезисы о школьном
самоуправлении
На сегодняшний
день среди управленцев, педагогов, учеников,
родителей нет единого мнения о том, в чём
заключается смысл понятия «школьное
самоуправление». Проводя семинары со
школьниками и педагогами, мы уделяем
основное внимание именно этому вопросу.
Разобравшись в
нескольких ключевых тезисах,
характеризующих природу самоуправления,
участники семинаров начинают успешно
отличать самоуправление от других явлений,
таких как детские организации, клубы по
интересам или широко распространённые
формы «псевдосамоуправления».
Понимание
тезисов мы проверяем, предлагая участникам
семинаров ситуации-упражнения.
Познакомившись с ситуацией, участники
семинаров определяют: являются приведённые
примеры формами самоуправления или нет.
Предлагаем
вашему вниманию эти материалы с нашими
комментариями.
Тезисы
1. Самоуправление
– это право
На одном из
семинаров со школьниками, услышав этот
тезис, девочка подняла руку и спросила: «А
что такое право?»
Действительно, не
разбираясь в отличии прав от обязанностей,
не понимая природы прав человека, очень
трудно разобраться в сути самоуправления.
Предваряя этот
тезис, объясните ребятам, что у каждого
человека есть права. Права человека
защищают людей от злоупотреблений со
стороны власти, позволяют им быть
независимыми, самостоятельными и оказывать
влияние на работу государства.
Так, право на
жизнь означает, что государство не может
лишить человека жизни, даже если он
совершил жуткое преступление. Такое право,
как свобода совести, позволяет человеку
самостоятельно выбирать любую религию, а
государство, в свою очередь, не может в это
вмешиваться: оно не должно запрещать
человеку верить, не может наказывать его за
веру, не должно оказывать предпочтение
какой-либо религии в ущерб остальным.
Государство не
может отнять у человека его права: они есть
у каждого лишь только потому, что он
является человеком. Человек может
пользоваться правами по своему усмотрению:
государство не может заставить его
пользоваться своими правами, и также не
может запретить ему это. Каждому правучеловека
корреспондирует обязанностьгосударства
по соблюдению этого права: так, если у
человека есть право на образование, то у
государства есть соответствующая
обязанность по обеспечению этого права –
организовать работу образовательных
учреждений.
Школьное
самоуправление – это право,
которым обладают в школе ученики, педагоги
и родители. В свою очередь, у администрации
школы есть обязанность
предоставить ученикам, педагогам и
родителям возможность этим правом
воспользоваться.
Перед
тем, как предложить ученикам следующий
тезис, попробуйте провести с ними игру:
разбейте ребят на несколько групп и
попросите подготовить сценку в жанре «немого
кино», которая объясняет некое слово. Одна
группа показывает сценку, а другие пытаются
это слово отгадать. Группы, втайне от других,
получают в качестве задания одно и то же
слово – «самоуправление». Посмотрев эти
сценки, Вы поймёте, какие представления о
самоуправлении сформированы у ребят. Чаще
всего встречаются такие ассоциации со
словом «самоуправление»: физическая
зарядка (крутим руками-ногами – «управляем
собой»), День самоуправления (ученик
выходит к доске и ведет урок вместо учителя),
самоорганизация (группа распределяет
работу и дружно её делает), отсутствие
начальства (кто-то пытается командовать,
его свергают и решают все вопросы
голосованием). После того, как вы
сформулировали и выписали представления
ребят, второй тезис о самоуправлении будет
объяснять проще – различие того, что
предложили ребята и того, о чём вы будете
рассказывать, станет более наглядным.
2. Школьное
самоуправление – это не «управление самими
собой», а управление школой
Одним из прав
человека является право на участие в
управлении делами государства. Оно
означает, что граждане могут выбирать своих
представителей в органы власти, а также
влиять на власть другими способами:
направлять предложения, участвовать в
референдумах и пр.
В свою очередь, у
педагогов, родителей и учащихся есть право
на участие в управлении образовательным
учреждением, закреплённое Законом «Об
образовании». Это право они могут
реализовать через систему школьного
самоуправления.
Таким образом,
школьное самоуправление – это не «управление
самими собой», не самоорганизация
школьного коллектива, не помощь
администрации школы в организации дежурств
или проведении мероприятий. Школьное
самоуправление – это система, позволяющая
ученикам, педагогам и родителям принимать
участие в управлении школой.
3. Самоуправление
представляет интересы учеников, педагогов
и родителей, но не может ими командовать
Самоуправление –
это представительство. Ученики, педагоги и
родители избирают своих представителей в
органы самоуправления и доверяют им
участвовать в управлении школой от своего
имени. Органы школьного самоуправления
представляют тех, кто их избрал и защищают
интересы своих избирателей. Они имеют право
сказать директору школы: «Мы выражаем
мнение учеников (педагогов, родителей)» - и
влиять на решение всех школьных вопросов,
которые затрагивают учеников (педагогов,
родителей).
Органы
самоуправления представляют учеников (педагогов,
родителей), но не имеют по отношению к ним
никаких властных полномочий. Они не могут
отдавать им распоряжения, не могут
принимать никаких обязательных решений для
учеников, педагогов и родителей. Избирая
орган самоуправления, вы выбираете не
начальников, а своих представителей. И
можете спрашивать с них, насколько
эффективно они защищают ваши интересы.
4. Самоуправление
не может подчиняться директору школы,
наоборот, оно влияет на его работу
Самоуправление
можно условно назвать одной из ветвей
школьной власти. Другая ветвь власти –
власть административная, которую в школе
возглавляет директор.
Эти две ветви
власти не подчиняются другу другу. Директор
не может командовать органом
самоуправления, точно так же, как в
государстве премьер-министр не может
командовать парламентом. Самоуправление –
это власть. А если это власть, то
командовать ею нельзя.
Можно утверждать:
как только самоуправление начинает
выполнять административные функции (руководить
дежурствами, прорабатывать нарушителей
дисциплины и пр.), оно перестаёт быть
самоуправлением. Оно становится неким
штабом добровольных помощников
администрации школы, который подчиняется
администрации и, следовательно, уже не
представляет интересов учеников, педагогов
и родителей.
Этот вопрос не
так прост для понимания, но разобраться в
нём – очень важно. Администрация школы не
может возлагать на учеников (педагогов,
родителей) свои, административные функции.
В свою очередь, и участники самоуправления
не могут взять их на себя по собственной
инициативе. Вся административная работа в
школе, в конечном итоге, связана с
ответственностью за жизнь и здоровье
школьников. Как только органы
самоуправления начинают нести на себе
административные задачи, они де-факто
встраиваются в школьную административную
систему, возглавляемую директором. И,
следовательно, перестают быть, собственно,
самоуправлением.
Органы
самоуправления и школьная администрация
влияют на работу другу друга,
взаимодействуют. Причём именно
самоуправление должно оказывать большее
влияние на работу директора, а не наоборот.
Ведь самоуправление формулирует от имени
педагогов, учеников и родителей заказ
участников образовательного процесса к
данной конкретной школе – тот заказ,
который директору предстоит выполнять.
Итак, заказчики –
родители, ученики и педагоги. Они
высказывают свои мнения и пожелания через
систему школьного самоуправления. А
директор школы – исполнитель, который
должен выполнить заказ государства и заказ
самоуправления.
Перед кем же
отчитываются органы самоуправления, если
не перед директором? Ответ очевиден: перед
теми, кто их избрал.
5. Деятельность
органов самоуправления должна быть
направлена на решение школьных проблем
Основной
деятельностью органов школьного
самоуправления является работа по защите, «продвижению»
интересов учеников (педагогов, родителей) в
рамках школы.
Объединения с
какой-то иной ведущей деятельностью не
могут быть отнесены к органам школьного
самоуправления. В том числе, не могут
считаться органами самоуправления группы,
работающие исключительно для своих членов.
Не следует также путать органы школьного
самоуправления и общественные организации,
работающие на территории школы.
6. Школьное
самоуправление состоит из четырёх «блоков»
Формы школьного
самоуправления можно разделить на четыре
группы:
1. К ученическому
самоуправлению относятся органы
школьного самоуправления, созданные
учениками. Это означает, что такие органы
формируют ученики из числа учеников.
Соответственно, ученическое
самоуправление выражает интересы
школьников. Формами ученического
самоуправления могут быть ученическая
конференция, ученический совет,
ученическое собрание класса, правозащитная
приёмная и многие другие.
2. К родительскому
самоуправлению относятся органы
школьного самоуправления, созданные
родителями. Наиболее распространены такие
формы родительского самоуправления, как
родительские комитеты, хотя в школе могут
быть и иные формы родительского
самоуправления.
3. К педагогическому
самоуправлению относятся органы
школьного самоуправления, созданные
педагогами. Как правило, наиболее
распространённым органом педагогического
самоуправления является педсовет.
4. К общешкольному
самоуправлению относятся органы
школьного самоуправления, созданные
совместно учениками, педагогами и
родителями. Эти органы самоуправления
должны согласовывать интересы всех
участников школьной жизни и поэтому, как
правило, имеют полномочия принимать
решения, имеющие общешкольное значение.
Наиболее распространённой формой
общешкольного самоуправления является
Совет школы. Также в школе могут
существовать формы самоуправления,
созданные совместно не тремя, а двумя
сторонами: например, учениками и родителями.
В каждой школе
школьное самоуправление может быть
представлено различными формами. Например,
в одной школе существуют только формы
ученического самоуправления, а в другой
школе – формы самоуправления всех четырех
групп.
7. Самоуправление
– это не соподчинённая структура: у каждой
формы самоуправления – свои полномочия
В структуре
самоуправления нет жёсткой
соподчиненности. Нельзя говорить, что
школьный совет – главнее ученического
совета. У каждого из этих органов должны
быть свои полномочия и свой круг вопросов,
на решение которых они могут влиять. Совет
школы не может командовать ученическим
советом. Органы школьного самоуправления
могут работать вне зависимости друг от
друга.
Вместе с тем,
органы школьного самоуправления могут
взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при
формировании Совета школы представителей
учеников, родителей и педагогов должны
направлять органы ученического,
родительского и педагогического
самоуправления. Это позволит педагогам,
ученикам и родителям вносить на
рассмотрение школьного совета вопросы, в
решении которых они заинтересованы, а
представители в Совете школы будут более
эффективно отстаивать интересы своих
избирателей. (Мы рекомендуем использовать
этот подход также при формировании
Управляющих советов, введение которых в
школах предполагается с 2007 года. Сейчас
принято решение о проведении
соответствующего эксперимента в ряде
регионов России, в ходе которого будут
отработаны механизмы работы Управляющих
советов)
8. Органы
самоуправления можно разделить на
представительные и исполнительные
Представительные
органы самоуправления – это органы,
которые имеют полномочия представлять
интересы тех, кто их избрал (учеников,
педагогов, родителей). Эти органы могут быть
только выборными. Они имеют право от имени
своих избирателей влиять на принятие тех
или иных школьных решений.
Исполнительные
органы самоуправления не имеют права
представлять интересы участников школьной
жизни. Они, следовательно, могут не
избираться, а комплектоваться по
добровольному принципу. В них приходят люди,
заинтересованные в решении той или иной
школьной проблемы. Эти органы
самоуправления не могут участвовать в
принятии решений, но могут оказывать
влияние на школьную жизнь: управлять
школьными процессами не за счет полномочий,
а за счет своих возможностей. Например,
школьная правозащитная приёмная может
защищать права учеников, и тем самым влиять
на ситуацию с соблюдением прав человека в
школе. Исполнительные органы не решают,
а влияют.