Следующие
ситуации помогут Вам научиться оценивать
процедуры работы органов самоуправления.
Ответьте
на вопрос: есть ли в приведённых примерах
нарушения принципов самоуправления?
Пример 1.
Заседания ученического совета ведёт
учитель.
Комментарий:
Ученический совет – это орган ученического
самоуправления, который формируется
учениками из числа учеников. Его работой не
может руководить учитель. Педагог может
участвовать в работе ученического совета
на правах консультанта с согласия ребят.
Доверить ему ведение заседаний ребята
могут только на первых порах, пока они не
научатся делать это самостоятельно.
Пример 2.
Заместитель директора школы по
воспитательной работе дал задание
ученическому совету провести школьный
праздник.
Комментарий:
В этом случае, можно говорить о
подчиненности органа самоуправления
школьной администрации. Если ученический
совет выполняет задания школьной
администрации, то он автоматически
перестаёт быть независимым представителем
интересов учеников – выходит из области
самоуправления. Заместитель директора
может попросить у ученического совета
оказать помощь в проведении праздника, но
решение об этом остаётся на усмотрение
самого ученического совета.
Пример 3.
Ученический совет выступает с отчетом о
своей работе на планёрке учителей.
Комментарий:
Ученический совет не может отчитываться
перед учителями. Он может выступить перед
педагогами с информацией о своей работе, но
не с отчетом. Отчитываться ученический
совет может перед теми, кто его избрал, то
есть перед учениками.
Пример 4.
В ученическом совете большинство
составляют девочки.
Комментарий:
Нарушений принципов самоуправления здесь
нет. Ученики избирают в совет тех, кому они
больше доверяют, независимо от того, юноша
это или девушка. Установление каких-либо
пропорций представительства мальчиков или
девочек в органе школьного самоуправления,
на наш взгляд, недопустимо.
Пример 5.
В ученический совет разрешено избирать
только тех, кто учится без двоек.
Комментарий:
Как и в предыдущем примере, в этом случае
можно говорить о проявлении дискриминации.
Право участвовать в управлении школой не
зависит от успеваемости. Следовательно,
подобных ограничений быть не может.
Пример 6.
Ученический совет обязан показывать свою
газету директору школы, прежде чем вывесить
её на школьный стенд.
Комментарий:
Если ученический совет может вывешивать
свою газету только с разрешения директора,
это означает его подконтрольность школьной
администрации, следовательно, нарушение
принципов самоуправления. Ученический
совет имеет право вывешивать свою газету,
но он же несет ответственность за то, чтобы
в газете не было оскорблений, призывов к
насилию и других нарушений закона.
Школьные
активисты имеют право свободно высказывать
своё мнение, не переступая черту закона.
Если, к примеру, в школьной газете будут
опубликованы призывы к насильственному
свержению власти, то директор совершенно
обоснованно снимет эту газету со стенда – в
конечном итоге, именно он несет юридическую
ответственность за всё, что происходит в
школе, поэтому в подобных случаях он обязан
принимать меры. Если директор опасается,
что со школьной газетой могут возникнуть
проблемы такого рода, то было бы более
приемлемо предложить ребятам другие
варианты решения этой проблемы, кроме
прямой цензуры (которая, кстати, запрещена
Конституцией). Например, для редакции
газеты могут быть организованы занятия по
теме журналистской этики и правового
регулирования свободы слова. Можно также
предложить ребятам пригласить в качестве
консультанта педагога, который не будет
влиять на позицию ребят, но будет
консультировать по вопросам корректности
материалов с точки зрения действующего
законодательства. В любом случае, за
ученическим советом остаётся
окончательное решение, а за директором –
право наказывать учеников за нарушение
школьного устава.
Пример 7.
Заседания ученического совета проводятся
только в присутствии заместителя директора
по воспитательной работе.
Комментарий:
Ученический совет может самостоятельно
решать, есть ли необходимость приглашать на
заседания представителя администрации
школы. Если ребятам запрещено проводить
заседания без представителя администрации,
то это является нарушением принципов
самоуправления.
Пример 8.
Ученический совет повесил на стенд
заявление, в котором критикует приказ
директора школы.
Комментарий:
Ученический совет вполне может выбрать
такую форму общения с учениками – он должен
информировать учеников о своей работе и её
результатах. Никаких нарушений принципов
самоуправления в этом примере нет. Если
заявление ученического совета будет убрано
со стенда представителями администрации,
то можно говорить о нарушении свободы
мнений. Директор не может сорвать со стенда
ученического совета материал, который его
не устраивает. Он может пригласить
ученический совет обсудить эту проблему, а
если мнения не совпадут – то также довести
до учеников своё видение ситуации.
Пример 9.
Ученический совет опубликовал в местной
газете статью с критикой школьных порядков.
Комментарий:
Нарушения принципов самоуправления в этом
примере нет. Ученический совет может
привлекать к школьным проблемам внимание
общественности, особенно если прямые
обращения ученического совета к директору
школы не увенчались успехом.
Пример 10.
Ученический совет, при необходимости, может
знакомиться с личными делами учеников.
Комментарий:
В этом примере есть нарушения не только
принципов самоуправления, но и прав
школьников. Персональная информация об
учениках или работниках школы не может
предоставляться ученическому совету в силу
того, что ученики и педагоги имеют право на
неприкосновенность частной жизни. Если
представители ученический совет обратятся
к директору школы с просьбой познакомить их
с личным делом ученика Петрова, то директор
обязан ответить отказом.
Пример 11.
Совет школы принял решение о запрете
курения на территории школы.
Комментарий:
Орган самоуправления не может выполнять
административных функций и принимать
решения, обязательные для учеников,
педагогов и родителей. Запрет на курение на
территории школы уже имеется в действующем
законодательстве. Контролировать
выполнение школьных правил и поддерживать
порядок должна администрация школы.
Перекладывать свою ответственность на
самоуправление проталкиванием подобных
решений бесполезно – это только
дискредитирует самоуправление и ничего не
меняет в решении проблемы.
Пример 12.
В школе создана детская общественная
организация, в которую вступили все
школьники.С
согласия директора, организация взяла на
себя полномочия органа ученического
самоуправления.
Комментарий:
В этом примере допущено нарушение
принципов самоуправления. Общественная
организация не является формой школьного
самоуправления. Право участвовать в
управлении школой не должно зависеть от
того, является ли ученик (педагог, родитель)
членом какой-либо общественной организации.
В нашем примере, выход ученика из
организации означал бы, что теперь он
лишается возможности участвовать в
управлении своей школой.
Пример 13.
Завуч школы ведет список учеников,
явившихся на ученическую конференцию.
Фамилии неявившихся будут переданы
классным руководителям.
Комментарий:
Ученическая конференция – это орган
ученического самоуправления.
Администрация школы не имеет права
принуждать учеников участвовать в работе
органов самоуправления: самоуправление –
это право, а не обязанность. Неявившиеся
делегаты – эта проблема самих учеников: в
следующий раз изберут других, более
ответственных.
Пример 14.
Ученический совет участвует в
расследованиях по жалобам учеников на
нарушение их прав со стороны учителей.
Комментарий:
Участие представителей ученического
совета в дисциплинарных расследованиях по
фактам нарушения прав ребенка – это норма,
закрепленная Законом «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации». Закон даёт такие полномочия «выборным
представителям обучающихся» - ученики,
избранные в представительные органы
самоуправления, являются такими выборными
представителями. Механизм дисциплинарного
расследования, вкратце, выглядит следующим
образом:
Учащиеся
могут ходатайствовать перед
администрацией школы о проведении дисциплинарного
расследования в отношении работников школы
по фактам нарушения прав ребенка. Они
могут сделать это либо лично, либо через
своих выборных представителей. В комиссию,
которая будет проводить это расследование,
ученики также могут направить своих
выборных представителей. По завершении
дисциплинарного расследования, директор
школы должен принять решение на основе
установленных комиссией фактов. Например,
объявить учителю взыскание. Если
обучающиеся не согласны с этим решением,
они через своих выборных представителей
могут обратиться за помощью в
уполномоченные государственные органы.
Следующие
ситуации помогут вам понять, как орган
самоуправления может реагировать на те или
иные школьные проблемы.
Задание:
Представьте, что в ученический совет
поступила просьба о помощи в разрешении той
или иной ситуации. Обсудите по микрогруппам
возможные способы действий ученического
совета и выберите наилучший. После этого
будьте готовы продемонстрировать ваш
способ решения проблемы.
После
обсуждения ситуации в группах, ведущий
распределяет среди ребят роли персонажей,
действующих в данной ситуации. Группа
играет роль ученического совета и
показывает свой способ действий в формате
деловой игры.
Проблема 1.
Учитель выгнал ученика из класса за
недисциплинированность и отказался впредь
пускать его на уроки.
Комментарий:
Часто при работе с подобными ситуациями
группы пытаются разобраться, кто прав, а кто
виноват – устраивают расследование. «Ученический
совет» вызывает «на ковёр» ученика,
расспрашивает его с пристрастием, затем
проделывает то же самое с учителем,
свидетелями… И в итоге выносит свой
вердикт, подчас не в пользу ученика: «Ты сам
во всём виноват, в следующий раз веди себя
хорошо».
Ведущий
может сыграть в этой ситуации роль
директора и дать этим попыткам жёсткий
отпор: «Я не допущу, чтобы школьники
обсуждали учителей! Я уже всё решил, ваше
участие не требуется. Нам с вами не о чем
разговаривать». В этом случае ребята увидят,
что стратегия расследования ни к чему не
приводит.
В
данной ситуации, ученический совет не
должен разбираться, что произошло и кто
виноват – это работа специалистов. Задача
ученического совета – помочь защитить
права и интересы школьника.
Во-первых,
ученическому совету следует добиться от
администрации, чтобы ученика пустили на
уроки. Педагог не имеет права отстранять
школьников от уроков, а в случае проступков
следует использовать те виды наказаний,
которые разрешены школьным уставом.
Во-вторых,
ученический совет может обратить внимание
администрации школы на то, что необходимо
выяснить причины проблем ученика и
подключить к решению этих проблем
специалистов. Этим должны заниматься
психолог, социальный педагог, классный
руководитель и прочие педагогические
работники – ученический совет не может
выполнять эту работу вместо них.
Проблема 2.
Ученики не согласны с решением
администрации школы ввести со следующего
года профильные классы: они не хотят «перемешиваться»
и желают продолжать учиться в своих классах.
Комментарий:
Часто группы, вместо того, чтобы выслушать «школьников»
и понять, что именно для них является
проблемой, начинают убеждать их, что
никакой проблемы вообще нет: «И что? Ведь
это делается для вас! Профильные классы
позволят вам лучше подготовиться к
поступлению!»
Ученический
совет должен понять, в чём заключается
проблема для учеников и поставить её перед
школьной администрацией. Возможно, есть
какие-то другие варианты организации
учебного процесса, кроме профильного
обучения. Возможно, ученики согласятся и с
введением профильных классов, но для этого
должен состояться их диалог с
администрацией школы, который убедит ребят,
что их интересы будут учтены. Ученический
совет и может быть посредником в
налаживании этого диалога.
Проблема 3.
Ученики обратились с просьбой помочь им
добиться исключения из их класса хулигана
Пети.
Комментарий:
Ученическому совету не стоит устраивать
разбирательства с Петей, пытаться выяснять,
кто прав, а кто виноват. Следует поставить
проблему перед администрацией школы и
проследить за тем, как она будет решаться.
Вопрос не в том, чтобы избавиться от ребенка
– важно учесть и интересы одноклассников, и
интересы самого Пети. Как правило, этим
должны заниматься соответствующие
работники школьной администрации.
Но
есть и другой вариант: если в школе работает
такой орган самоуправления, как служба
примирения, то она может стать посредником
в разрешении этого конфликта. Но лишь в том
случае, если обе конфликтующие стороны
дадут добровольное согласие на проведение
программы примирения и будут сами
принимать решение.
Проблема 4.
Учеников заставляют сдавать деньги на
нужды школы.
Комментарий:
Ученический совет может обратиться к
администрации школы с требованием
прекратить эту практику. Все взносы на
школьные нужды могут быть только
добровольными. Обращаться с подобными
просьбами школа должна напрямую к
родителям, не втягивая в этот вопрос
учеников. Если администрация школы не
соглашается с мнением ученического совета,
он обращается за помощью в вышестоящее
управление образования.
Проблема 5.
Школьники не знают, чем занимается
ученический совет.
Комментарий:
Часто при обсуждении этой ситуации группы
предлагают «распространять информацию»
через классных руководителей. Обратите
внимание ребят, что информирование о работе
органов самоуправления – это не проблема
школьной администрации. Скорее всего,
пересказ информации о работе ученического
совета классным руководителем вызовет
эффект «сломанного телефона».
Конечно,
с администрацией школы можно договориться
о том, что 10 минут классного часа будет
выделяться для выступлений представителей
ученического совета. Но помогите ребятам
понять: не следует использовать такие формы
информирования, которые уже давно
перестали быть эффективными. Скорее всего,
толку от выступлений активистов на
классных часах будет мало. Проведите
мозговой штурм и попробуйте придумать
менее традиционные и более современные
формы информирования учеников о работе
совета.