Продолжаю
знакомить вас с материалами, которые войдут
в нашу новую книжку.
Удачи!
Д.Р.
______________
Ситуации для
проверки понимания тезисов о
самоуправлении
Предложите
на обсуждение слушателей ряд примеров.
Обсуждать эти примеры можно по
микрогруппам. После высказываний
микрогрупп прокомментируйте обсуждение.
Необходимо
ответить на вопрос:
Являются ли, по-вашему,
предлагаемые примеры формами школьного
самоуправления? Почему?
Ситуация 1.
Ученики создали в школе добровольческую
группу помощи ветеранам.
Комментарий:
Такая группа не относится к школьному
самоуправлению. Её деятельность направлена
не на решение проблем учеников, а на решение
проблем ветеранов – то есть, на решение
социальной проблемы вне школы.
Ситуация 2.
Ученики открыли в школе общественную
приёмную по проблемам школы.
Комментарий:
Такую приёмную можно отнести к школьному
самоуправлению. Приёмная, в которой
школьные активисты консультируют учеников,
дают им советы по решению возникающих у них
проблем в школе, выслушивают их предложения
и пр., является исполнительным органом
школьного ученического самоуправления.
Приёмная не имеет никаких властных
полномочий, но оказывает влияние на решение
школьных проблем.
Ситуация 3.
Ученики создали в школе дискуссионный клуб.
Комментарий:
Если этот дискуссионный клуб не оказывает
влияние на то, что происходит вне его стен,
то он не может считаться формой школьного
самоуправления. Органы школьного
самоуправления работают не для тех, кто в
них входит, а для учеников (педагогов,
родителей) в целом (см. тезис 5). Поэтому, даже
если дискуссионный клуб обсуждает школьные
проблемы, но эти обсуждения остаются внутри
клуба, такой клуб нельзя считать формой
школьного самоуправления. В том случае,
если материалы и результаты дискуссий
вносятся на рассмотрение учеников,
родителей, педагогов, администрации, можно
говорить о стремлении клуба повлиять на
ситуацию в школе. Следовательно, такой клуб
можно считать формой школьного
самоуправления.
Ситуация 4.
Ученики выпускают газету о жизни школы.
Комментарий:
Если в этой газете ставятся проблемы школы,
то такую детскую редакцию можно считать
органом школьного ученического
самоуправления – налицо стремление
ставить вопросы, которые необходимо решать,
влиять на общественное мнение,
следовательно, способствовать изменению
ситуации в школе. Но если эта газета не
рассматривает школьных проблем, а пишет о
школьных праздниках, конкурсах, увлечениях
учеников, вряд ли её можно считать формой
школьного самоуправления.
Ситуация 5.
Старшеклассники объединились в отряд
вожатых, который работает с младшими
школьниками.
Комментарий:
Такой отряд вожатых можно считать органом
ученического самоуправления –
старшеклассники объединились для того,
чтобы работать в интересах младших
школьников, решать их проблемы, улучшать
школьную воспитательную систему.
Ситуация 6.
Ученики создали школьную команду КВН.
Комментарий:
Команду КВН нельзя считать формой
школьного самоуправления. Несмотря на то,
что она может выступать перед школьниками,
её главной целью является не решение
проблемы досуга школьников, а подготовка
хороших КВНовских программ, победа в
фестивалях и пр. Основная деятельность этой
группы лежит вне школьной проблематики (см.
тезис 5).
Ситуация 7.
Ученики создали школьную полицию, которая
следит за порядком.
Комментарий:
Школьную полицию нельзя считать формой
самоуправления. Органы самоуправления не
могут осуществлять властных полномочий,
нести на себе административные функции
вместо школьной администрации (см. тезис 4).
Такая «школьная полиция» работает не в
интересах школьников, а в интересах
администрации. Контроль за порядком в школе
– задача школьной администрации. Если
директор школы допустил существование в
школе подобной «ученической полиции», то
именно он несет всю ответственность за
последствия её действий.
Ситуация 8.
Ученики создали штаб досуга.
Комментарий:
Штаб досуга можно считать органом
школьного самоуправления. Его деятельность
направлена на решение проблемы досуга
школьников силами самих школьников. Такой
штаб может поддерживать досуговые
инициативы школьников и проводить
собственные культурные проекты на условиях
добровольного участия учеников. Не путайте
с так называемыми «культмассовыми
секторами», которые проводят традиционные
школьные мероприятия по указанию школьной
администрации под руководством педагога!
Ситуация 9.
Ученики сами организуют дежурство по школе.
Комментарий:
Дежурство по школе – это форма
самообслуживания, но не самоуправления.
Орган школьного самоуправления не может
командовать школьниками – следовательно,
он не может расставлять школьников на «посты»
в школьных коридорах или, тем более,
выполнять полицейские функции. Если
школьники в классе договорились по очереди
накрывать в столовой, здесь также нет
признаков самоуправления – эта
деятельность не выходит за рамки классного
коллектива, то есть является не
самоуправлением, а самообслуживанием (см.
тезис 5).
Ситуация 10.
Ученический совет создал финансовую
комиссию, которая контролирует
расходование директором средств
родительского фонда.
Комментарий:
В принципе, такую комиссию можно считать
формой школьного самоуправления – она
работает в интересах учеников школы. Но
было бы более корректно, чтобы расходование
этих средств контролировали родители –
именно они платят добровольные взносы в
школьный фонд. Если же родители приняли
решение о том, что их деньги должны
расходоваться с согласия учеников, такая
комиссия в школе вполне уместна. Перед тем,
как тратить деньги родительского фонда,
директор будет запрашивать согласие
ученической финансовой комиссии.
Ситуация 11.
Ученический совет создал аналитическую
группу, которая читает приказы директора и
другие локальные акты школы и следит, чтобы
они не ущемляли интересы учеников.
Комментарий:
Аналитическую группу можно считать формой
школьного самоуправления. Её работа будет
способствовать совершенствованию
нормативной базы школы, корректировке
локальных актов, ущемляющих права и
интересы учеников.
Ситуация 12.
Ученики создали правозащитный комитет,
который помогает ученикам защищать
нарушенные права.
Комментарий:
Правозащитный комитет является органом
школьного самоуправления: он работает в
интересах учеников и решает проблему
соблюдения прав человека в школе.
Ситуация 13.
Ученики создали Комитет по общественным
связям.
Комментарий:
Комитет по общественным связям является
формой школьного самоуправления: он
развивает сотрудничество школы с другими
организациями, привлекает ресурсы
общественных, государственных и других
организаций к решению школьных проблем.
Ситуация 14.
На педагогический совет вызываются ученики,
которые грубо нарушают школьные правила.
Комментарий:
Педагогический совет, согласно закону «Об
образовании», это орган школьного
самоуправления. Он не должен превращаться в
директорскую планёрку. На педсовете
педагоги должны обсуждать волнующие их
проблемы и принимать решения, которые
влияют на работу школьной администрации в
интересах педагогов. Если педсовет
подчинён школьной администрации и
выполняет административные функции, такие
как «проработка» учеников, то он не может
считаться органом педагогического
самоуправления.
Ситуация 15.
Представителя от родителей класса в
родительский комитет направляет классный
руководитель.
Комментарий:
Такой родительский комитет не может
считаться органом родительского
самоуправления. Родители сами должны
избирать своих представителей в
родительский комитет. При этом,
родительский комитет должен не выполнять
просьбы директора, как это бывает во многих
школах, а влиять на политику школьной
администрации в интересах родителей.
Ситуация 16.
Родительский комитет принял решение о том,
что родители должны сдавать в школьный фонд
по 100 рублей в месяц.
Комментарий:
Родительский комитет не может принимать
решения, обязательные для родителей. Он
должен представлять их интересы, а не
командовать ими – в противном случае, он не
может считаться органом школьного
самоуправления. В приведенном примере
родительский комитет может только
рекомендовать родителям внести в школьный
фонд определенную сумму на добровольных
началах: решение о том, вносить деньги или
нет, а если вносить, то в каком размере, в
любом случае остаётся за каждым из
родителей.
Ситуация 17.
Школьный суд чести принял решение объявить
ученику выговор.
Комментарий:
Органы самоуправления не могут наказывать
учеников – это может делать только
школьная администрация. Если «Школьный суд
чести» является для учеников
принудительным и может принимать
обязательные для них решения, то его нельзя
считать органом самоуправления.