Гейне Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, — 17.2.1856, Париж), — великий немецкий поэт, по происхождению еврей, сын купца Самсона Гейне.
Значительное влияние на его умственное и нравственное (но не на поэтическое) развитие имела его мать.
Когда Гейне вступил в дюссельдорфский лицей, в нем начали развиваться, несмотря на ранний возраст, семена скептицизма — под влиянием лекций по философии Шалмейера. По выходе Гейне из лицея, отец поместил его в одну из франкфуртских банкирских контор, для изучения вексельного дела, а затем приказчиком в бакалейный склад.
Первым стимулом поэтической деятельности послужила для Гейне несчастная любовь к кузине Амалии, отразившаяся в первом сборнике его произведений: “Traumbilder”. Убедившись в отвращении юноши к торговой профессии, родители решили отдать его в университет, по юридическому факультету, и благодаря поддержке Соломона Гейне, он в 1819 г. очутился в Бонне, где в ту пору профессорами были Макельдей, Миттермайер, Август Шлегель.
Мало занимаясь юридическими науками, он тем сочувственнее относился к лекциям истории, истории литературы и эстетики, и особенно любил и уважал Августа Шлегеля.
Четырнадцать месяцев спустя, он переселился в Берлин (1821). П!
ребывание в Берлине, несмотря на усиливавшуюся тогда политическую реакцию, очень благотворно повлияло на него, благодаря близким сношениям с интеллигентными и литературными кружками и берлинскому университету, во главе светил которого стоял Гегель.
В конце 1821 г. появились в печати отдельной книгой прежде помещенные в журналах, с добавлением новых, стихотворения, в которых автор заявил себя романтиком, певцом любви и поэтом в народном духе. Они встретили восторженный прием в публике и печати. За ними, в начале 1823 г., последовали трагедии “Альманзор” и “Ратклиф”, и сборник чисто-лирических стихотворений “Lyrisches Intermezzo”, закрепивших его славу.
В тяжелом настроении уехал он, для окончательного приготовления к выпускному экзамену и сдачи его, снова в ненавистный ему Геттинген (1824). Осенью этого года он совершил по Гарцу и Тюрингии путешествие, плодом которого была первая часть “Путевых Картин” (Reisebilder).
Весною 1825 г. он получил степень доктора юридических наук; за месяц до этого он перешел в лютеранство. Тогда же он выпустил в свет 1-й том “Путевых Картин” (“Путешествие на Гарц”, “Возвращение на родину”, “Северное море” и несколько мелких стихотвор.), имевший громадный успех, но подвергнувшийся запрещению в Геттингене, а потом и во многих других городах Германии.
Еще более сильное действие во всех лагерях произвел вышедший скоро после того 2 т. “Путевых Картин”, восторженно встреченный публикой и частью критики, и запрещенный в Ганновере, Пруссии, Австрии, Мекленбурге и большинство мелких государств.
По настоянию австрийской дипломатии, Котта прекратил печатание корреспонденции, но Гейне издал все прежде напечатанное, отдельной книгой: “Французские Дела”, снабдив ее таким резким предисловием, которое навсегда уничтожило для него возможность возвращения в отечество.
За этим последовали работы в ином роде, писавшиеся по-французски для парижских журналов и затем переводившиеся автором на немецкий язык: “Романтическая Школа”, “К истории религии и философии в Германии”, “О Германии” и др.;
Нужда, которую он испытывал, увеличилась еще больше благодаря его связи, а потом и браку с Евгенией Мира (Матильда), женщиною очень бестолковою; заметно ухудшилось и здоровье поэта, появились зловещие нервные припадки. Под влиянием !
этих обстоятельств написаны им книга “О Берне” — весьма неблаговидный в некоторых отношениях памфлет; поэма. “Атта Тролль” (1842), резко осмеивавшая односторонние крайности тогдашней немецкой политической поэзии; “Новые Стихотворения” (1844), запечатленные уже мрачным пессимизмом, и поэма “Зимняя Сказка”.
Ужасные страдания, не мешали ему однако, сохранить удивительную мощь духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких прозаических произведениях (“Боги в изгнании”, “Стихийные духи”, “Признания” и др.), а главное — в стихотворениях, составивших циклы “Романсеро”, “Лазарь” и “Последние стихотворения”, которые сам автор назвал “Жалобою, выходящею как бы из гроба”.
17 февраля Гейне не стало. Он похоронен на Монмартрском кладбище.