Мильтон Джон (Поэт, политический деятель, мыслитель)
Мильтон, Милтон (Milton) Джон (9.12.1608, Лондон, — 8.11.1674, там же). Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств.
Уже в ранних произведениях Мальтона (сочинения философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось его знакомство с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: «L'allegro» («Жизнерадостный») и «II penseroso» («Задумчивый») — лирический диптих; драматическая поэма «Комус» — аллегория борьбы целомудрия с пороком.
В 1638 Мильтон опубликовал элегию «Люсидас», полную намёков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638—39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя.
В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон — выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В !
защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет «Ареопагитика» (1644, рус. пер. 1907).
Книга «Иконоборец» (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы.
В двух памфлетах «Защита английского народа» (1650 и 1654) он выступил последователем тираноборческих теорий 16 в., поборником суверенитета английской республики.
В 1649—1652 в должности «латинского секретаря» вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале «Меркуриус политикус» («Mercurius Politicus»). Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением.
В памфлетах 1659—60 предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании!
. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.
После реставрации Стюартов (1660) сочинение Мильтона «Иконоборец» и оба памфлета «Защита английского народа» были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, он вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «История Британии» (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всём противоречии, которое проявил Мильтон в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь.
Гуманист, боровшийся в нем с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма Мильтона слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы.
Творческий путь он закончил блестящей трагедией «Самсон-борец» (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческо!
го эволюция Мильтона шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция.
Воздействие его на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. 19 в. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18—19 вв., и сам Мильтон проявил интерес к России, посвятив ей «Краткую историю Московии» (1682, рус. пер. под названием «Московия Джона Мильтона», 1875).