Форд Генри (Промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США)
Генри Форд (Ford) родился 30 июля 1863 года близ Дирборна, штат Мичиган, умер – 7 апреля 1947 года в Дирборне.
С 1879 ученик механика в Детройте.
Несколько лет работал механиком в различных компаниях.
С 1893 главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899–1902 – «Детройт отомобил компани».
В 1892–93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.).
В 1903 основал «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку.
Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях «Моя жизнь и работа» (1922, рус. пер. 1924), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930).
Фордизм, система организации массово-поточного производства, возникшая в США в 1-й четверти 20 в.
Основой фордизма и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% – от одного дня до одной недели, для 6% – одна-две недели, для 14% – от месяца до года.
Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т.п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству (см. также Поточное производство). Вместе с тем фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Фордизм, как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям.