Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Видеозапись
В студии: Владимир СПИВАКОВ, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Почетного легиона.
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Владимир СПИВАКОВ
Родился 12 сентября 1944 года в городе Уфе Башкирской АССР в музыкальной семье. Мать - Екатерина Осиповна, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию.
В 1945 году семья переезжает в Ленинград, где в возрасте шести лет Владимир начинает учиться игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, где его учителями были Б.Э.Крюгер, Л.М.Сигал, В.И.Шер. Уже в тринадцатилетнем возрасте Владимир Спиваков получает первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде (1957).
Окончив Центральную школу при Московской консерватории имени П.И.Чайковского, в 1959 году В.Спиваков продолжает учебу в консерватории в классе знаменитого профессора Юрия Янкелевича, одновременно являясь вольным слушателем в классе величайшего скрипача XX века Давида Ойстраха.
В 1965 году В.Спиваков завоевывает первую премию Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже, в 1967 году он - обладатель премии на конкурсе Паганини в Генуе (Италия), в 1969 году - первой премии на Международном конкурсе в Монреале (Канада), а в 1970 году - второй премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
В 1975 году В.Спиваков становится преподавателем в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных. С 1975 года после триумфальных сольных выступлений в США начинается его международная сольная карьера. Музыкант получает приглашения выступить под управлением знаменитых дирижеров, многие из которых становятся впоследствии его друзьями: Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Сейджи Озава, Леонард Бернстайн, Карло Мария Джулини, сэр Георг Шолти, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Юрий Темирканов. Владимир Спиваков солирует с лучшими симфоническими оркестрами мира, такими как Академический симфонический оркестр Государственной Ленинградской филармонии, Государственный Академический симфонический оркестр СССР, оркестры Берлинской, Венской, Лондонской и Нью-Йоркской филармоний, оркестр "Концерт-гебау" и "Де Пари", Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Трижды приглашает Спивакова Герберт фон Караян, однако Госконцерт по неизвестным, видимо, идеологическим, причинам препятствует реализации этих концертов.
С 1979 года Владимир Спиваков дебютирует в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он проходит курс дирижирования у знаменитого российского дирижера И. Гусмана, а в США учится мастерству у великих дирижеров Л. Маазеля и Л. Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге, приуроченного ко дню рождения Моцарта (1984), великий Бернстайн дарит Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой талантливый ученик не расстается и сегодня.
В качестве дирижера и солиста В. Спиваков выступает в лучших концертных залах, дирижируя концертами симфонических оркестров: Чикагского, Филадельфийского, Кливлендского, Лондонского, Сан-Францисского, Лос-Анджелесского, Тулузского, Лилльского, Монакского, Будапештского, а также оркестров театра "Ла Скала", Академии "Санта-Чечилия", Кёльнской филармонии, земли Шлезвиг-Гольштейн, Французского радио, а также лучших российских симфонических оркестров. Одна из западноевропейских газет отзывалась о мастерстве маэстро так: "Владимир Спиваков с поразительной уверенностью владеет дирижерской палочкой так же, как и смычком". В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр "Виртуозы Москвы" - коллектив, в котором объединились музыканты лучших российских оркестров - ученики М. Ростроповича, Д. Ойстраха, Ю. Янкелевича, и который с первых выступлений завоевал любовь и признание зрителей и слушателей. В 1983 году оркестр получает официальное название Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы" - визитная карточка, известная во всем мире.
За 20 лет своего существования "Виртуозы Москвы" выступали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, в Европе, США, Японии. Оркестру рукоплескала публика в таких престижных залах, как "Карнеги холл" в Нью-Йорке, "Концертгебау" в Амстердаме, Театр на Елисейских полях и зал "Плейель" в Париже. "Виртуозы Москвы" принимали участие в самых известных международных фестивалях, таких как Зальцбургский, Эдинбургский, "Флорентийский май", Нью-Йоркский, Токийский, Помпейский, Люцернский, Кольмарский. В Италии за исполнение итальянской музыки оркестр под руководством В.Спивакова награждается "Премией Вивальди". Впрочем, оркестру доводится выступать и в экстремальных условиях. Так, оркестр дал концерт в Армении сразу же после страшного землетрясения 1988 года, а через три дня после Чернобыльской катастрофы - на Украине. В 1990 году оркестр "Виртуозы Москвы" подписывает пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и становится "оркестром, постоянно проживающим" в Испании.
В 1989 году Владимир Спиваков впервые организует Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени. Очень скоро фестиваль в маленьком эльзасском городе становится значительным событием в музыкальном мире. За годы существования фестиваля в нем приняли участие выдающиеся творческие коллективы, а также знаменитые музыканты: Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Евгений Светланов, Феруччио Фурланетто, Жозе Ван Дамм, Роберт Холл, Кристиан Циммерман, Мишель Пласон, Мария-Жоао Пиреш, Евгений Кисин, Вадим Репин, Николай Луганский, Владимир Крайнев, Владимир Виардо и др.
Ежегодно маэстро дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром "Виртуозы Москвы", а также как приглашенный дирижер.
С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известнейших международных скрипичных конкурсов: Монреальского в Канаде, имени Карла Флеша в Лондоне, имени Паганини в Генуе, имени Иегуди Менухина и имени Жака Тибо в Париже; является председателем жюри последних пяти конкурсов имени Сарасате в Испании, а также постоянным членом Независимого российского фонда "Триумф" с момента его создания. В 1992 году Владимир Спиваков впервые принимает участие в качестве посла искусств ЮНЕСКО в работе Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). С 1994 года В.Спиваков ежегодно проводит престижные мастер-классы в Цюрихе, сменив на этом посту Натана Мильштейна.
Характерные черты исполнительской манеры Владимира Спивакова как скрипача - богатство, красота и объем звука, тонкая нюансировка, глубокое проникновение в авторский замысел, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Сам маэстро Спиваков считает, что достижение этих качеств - заслуга его великого учителя Юрия Янкелевича, а также благотворное влияние кумира Давида Ойстраха. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной ему учителем профессором Юрием Янкелевичем, меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой маэстро играет по сей день.
В 1999 году Владимир Спиваков приступает к работе в качестве художественного руководителя и главного дирижера Российского национального оркестра. Маэстро вызвал большой интерес публики и прессы глубоко оригинальными интерпретациями знакомого репертуара оркестра, а также увлек музыкантов работой над новыми произведениями, ранее не исполнявшимися коллективом. Как отметила критика, "...у нас стало первоклассным симфоническим дирижером больше" ("Культура"). По итогам опроса радиостанции "Радио-1" и газеты "Музыкальное обозрение" Владимир Спиваков назван Лучшим музыкантом 1999 года.
Дискография Спивакова как солиста и дирижера включает около 40 компакт-дисков с записями произведений различных стилей и эпох: от музыки европейского барокко до произведений композиторов XX века - Прокофьева, Шостаковича, Пендерецкого, Шнитке, Пярта, Канчели, Щедрина, Губайдулиной. Многие из его альбомов не раз отмечались наградами музыкальной прессы, в частности "Шок де ля Мьюзик" и "Диапазон д'ор".
В.Спиваков - Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1989), лауреат премии критики Всеевропейской Мюнхенской академии "За выдающиеся достижения в области музыкального искусства" (1981), кавалер ордена Почетного легиона (Франция, 2000). Награжден орденами Дружбы народов (1994), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999). За большой вклад в развитие мировой музыкальной культуры награжден государственными наградами ряда зарубежных стран: орденом "За заслуги" III степени (Украина, 1996), орденом офицера Искусств и Изящной словесности (Франция, 1999), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999). В год 50-летия маэстро в его честь одна из малых планет получила название "Спиваков".
Владимир Спиваков широко известен и своей благотворительной деятельностью. В мае 1994 года был основан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, а также создание условий для творческого развития юных талантов (приобретение музыкальных инструментов, выделение стипендий и грантов, участие наиболее талантливых музыкантов детского и юношеского возраста в концертах оркестра "Виртуозы Москвы", организация международных художественных выставок с участием работ юных художников и т.д). Около 1,5 тысяч детей получили помощь, организовано более 500 концертов, проведено около 50 художественных выставок. 500 человек стали стипендиатами, 50 из них - лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Подарено 94 музыкальных инструмента, оказано содействие в проведении более 30 хирургических операций.
Увлекается живописью.
А. МАКСИМОВ: Мне приснился сегодня сон такой: Владимиру Теодоровичу настолько не понравились вопросы, которые я задавал, что он встал и вышел. И я во сне мучительно думал, что делать. Музыкальная общественность взбудоражена скандалом, который называется конфликтом между Спиваковом и Плетневым. Про то, что Вы пришли в Плетневский оркестр, дирижировали там какое-то время, потом досрочно разорвали контракт и ушли. Теперь создаете свой оркестр. В чем суть конфликта, что такое произошло?
В. СПИВАКОВ: С моей стороны никакого конфликта нет. И между мной и Плетневым тоже никакого конфликта нет. Как я относился к нему замечательно, уважая его, как превосходного музыканта, так и отношусь. Пришел я в РНО - Российский Национальный оркестр - по его приглашению. И он неоднократно говорил, что я единственный человек, которому он может доверить свое детище, но причины, которые побудили его к этому, наверное, многообразны. Он мне сказал, что хочет заняться композицией, больше играть на рояле. После чего ко мне приехал директор РНО вместе с адвокатом, и вели со мной переговоры о контракте, о концертах, о прочих вещах. И я долго думал, я не сразу согласился. И потом все-таки решился, решился по творческим соображениям. Я дирижировал многими замечательными оркестрами.
А. МАКСИМОВ: Так почему Вы ушли?
В. СПИВАКОВ: Я ушел, потому что я не вписался в заданную систему координат, которую построил директор оркестра Марков. Система, в которой музыканты - не люди. Первое, что я должен был произвести через три месяца, мне дали документ, где я должен был подписать об увольнении трех музыкантов, которых я как следует, даже не знал. Почему? Потому что они пьют. Помните, как Жванецкий сказал: "А кто я такой, чтобы не пить?" В середине зимы увольнять людей, у которых дети. Я отказался это делать. Это было первое. Второе, Марков, это человек, который пользуется грязными технологиями. Была брошена информация, что я вообще буду делать конкурс в оркестре. Но постепенно все менялось, возникло просто духовное родство, большая близость. Не со всеми, кончено, некоторые меня не принимали, может быть, до сих пор.
А. МАКСИМОВ: А сколько приблизительно народу?
В. СПИВАКОВ: Примерно, 100 человек. И я увидел, что мной просто пользуются. Помните фразу Блока, что Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха. Вот не было воздуха для меня.
Звонок: Если бы Вы не дали название своему оркестру - Российский Национальный, то может быть, Вам бы не пришлось выслушивать такое количество неприятных вещей?
В. СПИВАКОВ: Во-первых, не я давал это название, также как не я давал то название. А во-вторых, национальных оркестров, например, во Франции несколько. И ничего страшного не происходит, никто ни с кем не воюет. И я сейчас очень спокойно отношусь к тем неприятным вещам, потому что у меня совершенно другая психология. И я совершенно убежден, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
А. МАКСИМОВ: Для чего берется то же название, которое уже есть, ведь понятно, что начнется конфликт?
В. СПИВАКОВ: Давайте акцент переставим. Один называется Российский Национальный оркестр, а другой будет называться, например, Национальный Филармонический оркестр России.
А. МАКСИМОВ: А зачем Вам так нужно слово Национальный?
В. СПИВАКОВ: Национальный само по себе, значит, Государственный в переводе с любого языка. Во-вторых, я считаю, что у Национального оркестра должны быть национальные приоритеты. А здесь же в этом оркестре, несмотря на то, что этот оркестр много выступал за 3,5 года в России, я сам проводил, ни от одного не отказался. Даже сам просил, говорил, чтобы больше играть больше в России.
А. МАКСИМОВ: Зачем вообще Вам все это надо? Зачем Вам сейчас нужно участвовать во всем этом?
В. СПИВАКОВ: А почему собственно нет? Я же не иду на производство, я хочу заниматься музыкой. Хочу создать оркестр, который по моим представлениям будет действительно Национальным.
А. МАКСИМОВ: Это будет оркестр, который будет существовать на деньги Министерства культуры?
В. СПИВАКОВ: Это будет оркестр, модель которого выдержит время, и после меня еще останется. Эта модель будет на деньги государства с участием частных спонсоров. Сейчас появилось новое словосочетание - социальная ответственность бизнеса. И в основном это будут российские спонсоры.
Звонок (из Торонто): Что Вас больше всего раздражает в людях? Приедете ли Вы в Канаду?
В. СПИВАКОВ: Есть, конечно, вещи, которые меня раздражают. Это ложь, это жестокосердие, это безрадостность. Я это все видел в администрации этого оркестра. Поэтому, честно вам признаюсь, я оттуда и ушел. Потому что радоваться человек может только тогда, когда понимает страдание других. В Канаду я собираюсь приехать в ноябре следующего года в Ванкувер, в Торонто, по-моему, через год.
А. МАКСИМОВ: Я слышал от многих людей, что ситуация раскладывается следующим образом. Спиваков пришел в оркестр, с кем-то что-то не сошлось, он ушел из оркестра, начал создавать новый, чтобы тем отомстить. Переманить часть музыкантов, взять название и так далее. Что Вы думаете по этому поводу?
В. СПИВАКОВ: Я убежден, что это не так. Это вообще противоречит моим мыслям, по характеру и вообще гармонии души. Мщение - это не христианское состояние.
А. МАКСИМОВ: А Вы будете брать музыкантов из Российского Национального оркестра?
В. СПИВАКОВ: Я считаю, что у каждого человека должен быть выбор. Мне очень многие музыканты из этого оркестра звонят в полной панике и говорят, что хотят работать в новом оркестре. Я никому отказывать не собираюсь.
А. МАКСИМОВ: Ваши отношения с Плетневым каковы?
В. СПИВАКОВ: Я к нему отношусь очень хорошо, мне его жаль. Потому что он не понял, что руководить оркестром лжепророка. Лжепророки - люди, которые говорят то, что хотят слышать, но не то, что есть в действительности.
А. МАКСИМОВ: А эта ситуация могла бы создаться каким-то иным образом, чтобы Спиваков начал создавать оркестр вне скандала?
В. СПИВАКОВ: С этими людьми - не могла.
А. МАКСИМОВ: Но Вы же вроде как не с ними создаете? Из-за чего возник скандал с созданием нового оркестра?
В. СПИВАКОВ: С моей стороны, никакого скандала нет. Я не принимаю участия ни в каких скандалах. А с их стороны, да. Во-первых, я думаю, потому что когда-то придется отвечать за свои действия, что музыканты оркестра не довольны, что президент дал гранты другим оркестрам, мало получают. Они понимают, что они должны нормально существовать. И Михаил Васильевич Плетнев лично перед оркестром, выступая, говорит, что он готов встать на колени перед адвокатом из Сан-Франциско, одним из владельцев оркестра, и просить его о финансовой помощи, то, наверное, что-то случилось. И я думаю, что это просто замечательный PR-ский шаг такой, который подхвачен журналистами.
А. МАКСИМОВ: А почему во всем этом участвует Плетнев?
В. СПИВАКОВ: Он практически ни в чем не участвует. Им пользуются просто как ширмой. Мной также пользовались. Я ходил, выбивал ордена и медали, просил у префекта установить стулья и так далее.
Звонок: Я Вами восхищаюсь. Помимо того, что Вы блистательный музыкант, Вы решили создать оркестр. Я представляю, что это колоссальный труд. И отвечаю на вопрос: это просто поступок Вы решили потратить свои силы на создание оркестра. И я желаю Вам успеха.
В. СПИВАКОВ: Спасибо большое. Я еще хочу сказать, что если Михаил Васильевич Плетнев захочет присоединиться к коллегиальности руководства нового оркестра, я его приглашаю.
А. МАКСИМОВ: Это серьезно. Вы приглашаете Плетнева руководить оркестром вместе с Вами?
В. СПИВАКОВ: Я приглашаю его быть коллегой. Дело в том, что там сейчас образовано, это не есть коллеги. Это люди, иностранцы, которые никакого отношения к оркестру не имеют. Они не знают ни нужд, ни музыкантов. Они приезжают сюда на программы, это все ширма.
А. МАКСИМОВ: А зачем Вам это надо?
В. СПИВАКОВ: А почему нет? Я приглашаю Плетнева выступать с этим оркестром в любой момент, когда он захочет.
А. МАКСИМОВ: Как солист или как дирижер?
В. СПИВАКОВ: В любом качестве.
А. МАКСИМОВ: Вы когда встречаетесь с Плетневым, Вы здороваетесь?
В. СПИВАКОВ: Конечно.
А. МАКСИМОВ: А с администратором?
В. СПИВАКОВ: Тоже здороваюсь.
А. МАКСИМОВ: Как вам кажется, каково будущее Российского Национального оркестра?
В. СПИВАКОВ: Покажет время, я не знаю.
А. МАКСИМОВ: Так получилось, что за последнее время в этой студии было много музыкантов. И многие говорят, что российская и фортепианная, и скрипичная школы погибают, что молодых нет. Есть ли сейчас серьезные молодые музыканты?
В. СПИВАКОВ: Я считаю, что это сильное преувеличение, что погибают школы, что культура погибает, что это никому не нужно. Это не так. То, что я вижу, это молодую поросль талантов при том, что сейчас тяжелое время и прочее. Но Вы знаете, чем темнее ночь, тем ярче звезды светят. И это наблюдается. Таланты невероятные есть в России. Просто им нужно протянуть руку, помочь: словом, делом, иногда, финансово, иногда медицинская помощь нужна. И я думаю, что будет опять всплеск российских талантов. Я думаю, человек 150 найдется в России, которые достойно могут в ближайшем будущем представлять российскую культуру.
Звонок: Хотел бы узнать про "Виртуозов Москвы". Это прекрасные музыканты, но, насколько я знаю, находятся не в очень хорошем материальном положении. Насколько я знаю, у них пропадают гастроли.
В. СПИВАКОВ: Слухами питаться вообще вредно, это нездоровая пища. "Виртуозы Москвы" находятся не в таком блестящем финансовом положении, как, скажем, "Виртуозы Чикаго". Но они отнюдь не бедствуют, делают большое дело. Только что выпустили две пленки, которые получили высшие награды критиков. Про те гастроли, которые отменяются. Только что у нас действительно отменился гастрольный месяц нашей жизни в связи с этой болезнью, с атипичной пневмонией. Потому что мы должны были начинать в Гонконге, в Сингапуре, и потом переехать в Австралию. Но вместо этого мы летим в Алма-Ату и Ташкент.
А. МАКСИМОВ: Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" останется или он вольется в новый оркестр?
В. СПИВАКОВ: Нет, он полностью не вольется.
А. МАКСИМОВ: Что будет на Вашем фестивале, кроме выступления Вашего нового оркестра, который начинается 30 ноября?
В. СПИВАКОВ: Думаю, будет огромным подарком - концерты великой певицы Джеси Норманн, которая согласилась приехать вновь в Москву. После первого фестиваля она сказала: "Мне так понравилось, что я сама себя приглашаю". Нельзя женщине отказать, во-первых. Во-вторых, такой великой. И она приедет на три концерта, выступит с произведениями Малера, выступит в программе с "Виртуозами Москвы", выступит с уникальной программой - с произведениями Эллингтона, Гершвина.
А. МАКСИМОВ: Ваши выступления в Москве будут только с оркестром, и никаких сольных не будет?
В. СПИВАКОВ: У меня большая поездка по Америке, где будут и сольные концерты.
Звонок: Вы постоянно цитируете Библию. Что повлияло на Ваше духовное становление, и как это Вам помогает в жизни?
В. СПИВАКОВ: Я считаю, что это великое духовное наследие человечества, я часто обращаюсь к этим книгам. Я считаю то, что называется любовью - это божий дар, это есть образ отношения, взаимоотношения Творца и его творения.
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||