Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Ночной полет", интервью, 17.04.03, 0:25
Видеозапись

В студии: Владимир МАКАНИН, современный писатель
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Владимир МАКАНИН
Родился 13 марта 1937 в Орске. После окончания школы поступил в 1954 на механико-математический факультет МГУ, почти 10 лет "проплутал" в лабиринтах высшей математики.
Литературным дебютом Маканина был роман "Прямая линия", появившийся в журнале "Москва" в 1965. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Стал профессиональным писателем, много писал и печатался. В 1970-е публикуются его произведения: "Безотцовщина", "Солдат и солдатка", "Простая линия", "Отдушина", "Ключарев и Алимушкин" и др.
В 1980-е появляются повести "Голубое и красное", "Предтеча", "Отставший", "Где сходилось небо с холмами", "Утрата" и др.
В 1988 выходит книга повестей и рассказов "Человек свиты".
В 1991 опубликованы его повеcти и рассказы под общим названием "Лаз" в "Новом мире", а также книга романов " Портрет и вокруг" и "Один и одна".
"Прирожденный реалист", - сказал о Маканине Л.Анненский. В.Маканин живет и работает в Москве.

Член СП СССР (1969), Был членом правления СП РСФСР (1985-91), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989), обществ. совета "ЛГ" (до 1999). Член обществ. совета ж-ла "Знамя" (с 1987). совета попечителей фонда "Знамя" (с 1993).

Награжден орденом "Знак Почета" (1984). Букеровская премия за 1992, премия ж-ла "НМ" (1995), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1998), фонда "Знамя" (1998, 2000), Гос. премия РФ (1999).

Произведения:
Роман "Андеграунд, или Герой нашего времени"
Повесть "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" (1993) (120 K) - 31 августа 2002
Повесть "Лаз" (1991) (89 K) - 1 сентября 2002
Повесть "Где сходилось небо с холмами" - (80 K) - 2 сентября 2002
Рассказ "Ключарев и Алимушкин" - (35 K) - 1 сентября 2002
Рассказ "Простая истина" - (23 K) - 28 августа 2002
Рассказ "Кавказский пленный"


А. МАКСИМОВ: Сегодня произошло трагическое событие: убили Сергея Юшенкова. Мы соболезнуем всем родным и близким. Сейчас так много по телевизору об этом говорят. Но я не увидел ни одного человека, который бы пожалел Юшенкова. Эта жалость к конкретному человеку вообще исчезла в обществе?

В. МАКАНИН: думаю, она не исчезла. Но она сработалась, она стала мгновенно возникать и мгновенно уходить по той причине, что чувств подобных стало очень много. Они нарастают, связанные с гибелью людей, каких-то иллюзий, бесконечным понижением ценностей человека. И каждый раз эта тенденция превращения истории в гору трупов всегда очень заметна. И эта тенденция съежила чувства людей. Как можно жалеть конкретного человека, когда гибли тысячи, миллионы людей. Это чувство стало невостребованным. Искреннее сильное чувство стало казаться митинговым. И человек невольно пытается или закрыть глаза, или отодвинуться, чтобы сказать, что да, такое время.

А. МАКСИМОВ: А что тогда должна делать литература? Она же вроде бы воспитывает чувства?

В. МАКАНИН: Литература делает свое дело. Она в этом смысле функциональна. Если посмотреть любой детектив, любую книгу, которая как бы славно она не была написана, она не забывает в конце сказать "не убей". Она не забывает напомнить ту или иную заповедь, не забывает сказать, что наркомания - зло, проституция - зло, и так далее. Ее функциональное значение осталось. На самом деле, культурный слой довольно узок. Нам кажется, что книги просто лежат на прилавках. Не будь этого, люди бы выходили с утра и убивали друг друга, у них не было бы сдерживающих центров.

А. МАКСИМОВ: А религия?

В. МАКАНИН: Было время, когда многие страны, в том числе и Россия, были на 90% крестьянскими, где была нравственность. Сам поп читал проповедь и говорил "не убей", "не укради", "почитай отца и мать" и так далее. И тут, видимо, произошла замена: литература заменила, она теперь каждый день, в хороших или плохих произведениях, повторяет то же самое.

Звонок: На протяжении многих веков на нашей земле были войны. Можно ли на фоне одного человека забыть просто народности, которые уничтожали?

В. МАКАНИН: Я как раз об этом и сказал, что так велики трагедии, и так много перепахано было за эти годы, что трагедия отдельного человека стала восприниматься, увы, не так как надо было бы ее воспринимать.

А. МАКСИМОВ: Вам кажется, что любая литература несет некий положительный заряд?

В. МАКАНИН: Да. Даже слабая литература или массовая литература, среди которой есть свои успехи, она функционально нацелена на положительное воспитание. Я бы сравнил это с наукой. Есть прикладная, есть фундаментальная. И фундаментальная наука как бы не имеет прямого выхода, она может быть убыточна, она может не принести прямого результата для нравственного воздействия на человека. Но она питает и подпитывает массовую литературу. И без фундаментальной литературы массовая литература немедленно перестанет даже задавать те вопросы, которые она задает.

А. МАКСИМОВ: Толстой, Пушкин, Пастернак - это фундаментальная литература?

В. МАКАНИН: Безусловно, да. У них тоже бывали прикладные вещи. Одно другое не исключает. Это как шагать правой и левой ногой - и то, и другое необходимо.

Звонок: Какую книгу из современной литературы Вы не стали бы читать точно?

В. МАКАНИН: Я никогда бы так не сказал. Дело в том, что литература в этом смысле не бег, где важно, кто прибежит первым, а кто десятым. Это скорее поднятие тяжестей. Сколько ты ни поднял, это прекрасно. Каждый автор заслуживает веры в него.

А. МАКСИМОВ: Я читал какие-то материалы о Вас, и там написано, что Вы очень любите смотреть на звезды. И вообще, звезды на небе в Вашей жизни что-то значат. Это правда?

В. МАКАНИН: Нет.

А. МАКСИМОВ: Вы написали рассказ "Кавказский пленник" до того, как началась чеченская кампания. Почему у России проблемы всегда именно с Кавказом?

В. МАКАНИН: Во-первых, горы имеют свое географическое значение, очень много народов всегда воевали, они всегда находились в непрерывном состоянии войны. И приход России ничего не менял, она только подключалась к той войне, которая шла там непрерывно. Самая главная причина, мне кажется, в том, что туда пришла очень поздно религия. В 60-е годы позапрошлого века к Шамилю обращались, чтобы он дал им ислам, Коран. Это даже не Средняя Азия, где это было давно, не Россия, где религия была тысячелетия. Кавказ получил религию всего 150 лет назад. И ничто так не смягчает и не окультуривает нравы, как религия. И ислам - одна из таких религий. 150 лет назад это произошло, из них потом 70 лет были Советы. Представьте, что было с христианами, когда у них было всего 150 лет религии. Думаю, эта сторона тоже играет определенную роль. То есть горские обычаи всегда были сильнее религии.

Звонок: Из романа "Андеграунд, или Герой нашего времени" кто Вам ближе главный герой или его брат?

В. МАКАНИН: Я не могу выбрать, потому что эта пара в связке. Мне иногда кажется, что это один человек. Если бы актер выбирал роль, он, может быть, предпочел бы по склонности натуры, своего дарования. А как автор, я не могу выбрать.

А. МАКСИМОВ: Как писатель придумывает человека?

В. МАКАНИН: Это трудно, это по ходу дела возникает, прорастает. Я хорошо помню, в повести "Отдушина", где сюжет казался мне простецким, но человек предпочел променять свою любимую женщину на то, что его соперник устроит его двух сыновей в ВУЗ. И он сделал этот обмен. И потом он понимает, что это была любимая женщина, что это было действительно глубокое чувство. Но тут же вскоре понимает, что он и детей не просто устроил в ВУЗ, а удовлетворил родовой инстинкт. Он вспомнил, как мать в свое время жертвовала очень многим, чтобы он выучился. Нравственные, моральные сложнейшие перегрузки. И он понимает, что обмен-то был не простой, а обмен ценного на ценное. И именно это делает драму драмой. И пока герой это понимает, он вырастает в человека. И автор сам начинает видеть этого человека по-другому.

А. МАКСИМОВ: А Вы к ним относитесь как5 к ому: как к знакомым, как отец к детям?

В. МАКАНИН: Это все-таки не живое. Литература все-таки литература. Это другая жизнь. Если вы страницу порвете, кровь не потечет. Может быть, она даже выше жизни, но это другая жизнь. Они не соприкасаются, это как параллельные рельсы. Духовная жизнь возникает параллельно физической жизни.

Звонок: Не преувеличиваете ли Вы роль литературы? Наши чукчи и бушмены живут абсолютно без книг, однако на улицах они друг друга не убивают.

В. МАКАНИН: Не знаю, в этом нет полной уверенности. Может быть, они вот так не убивают друг друга, выйдя на улицу. Но то, что они гибнут, что ценности у них смещены, это безусловно. Литература, кино, искусство - это духовная жизнь. И любое племя нуждается в духовной жизни.

А. МАКСИМОВ: Что-то можно сделать с Чечней, из этой ситуации есть реальный выход?

В. МАКАНИН: Я не берусь предлагать рецепты. Я не достаточно знаю. И вот эти идеи, что можно вмешаться и, перекроив правительство, переделать народ. И мы были одни из тех, кто это делал. На самом деле эта идея очень нова переделки людей.

А. МАКСИМОВ: Вы говорили о двух реальностях. Лично вам в какой жизни интереснее?

В. МАКАНИН: Я очень люблю свою жизнь, помимо литературы. И живу ее с большим удовольствием. Но точно также я дорожу своей духовной жизнью, точно также я дорожу и литературой. Возможно, есть какие-то влияния одного на другое. Но я очень понимаю, что это я, это мое, но это разное.

А. МАКСИМОВ: В реальной жизни, что самое интересное у Вас?

В. МАКАНИН: Я бы не стал выбирать самое интересное.

А. МАКСИМОВ: Его так много?

В. МАКАНИН: Да. Я и в духовной жизни не стал бы выбирать, какое произведение лучше, я люблю больше. Последнее волнует больше. Но так и в жизни.

А. МАКСИМОВ: Кому из режиссеров Вы могли бы позволить поставить Ваши произведения?

В. МАКАНИН: Я могу позволить всякому режиссеру, если будет делать это, если будет написан сценарий. Автор редко бывает доволен результатом. Но началом процесса он почти всегда доволен.

А. МАКСИМОВ: Почему Вы никогда сами не пишете сценарии по Вашим произведениям?

В. МАКАНИН: Я делал это однажды, и это заняло очень много времени, нервов. А результат меня не удовлетворил. Я почувствовал, что мне легче написать что-то новое. Это займет меньше времени, больше удовольствия. И вообще перекраивать собственное чрезвычайно трудно. Пишущий человек, прежде всего, заботится о создании некоего своего мира, не целенаправленно, а инстинктивно. И когда возникает этот мир, когда достаточно сказать "Чехов", режиссеры найдутся.

А. МАКСИМОВ: Как-то можно сформулировать главный закон Вашего мира, который Вы придумали?

В. МАКАНИН: Я считаю сам, что это осознание индивидуальности самое себя.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное