Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 30.12.02 - 00.25

В студии: Александр МИТТА, российский режиссер
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Александр МИТТА
Дата рождения: 28 марта 1933
Место рождения: г. Москва

Александр Наумович Митта (настоящая фамилия - Рабинович) родился в Москве.
В 1955 году он окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В.Куйбышева, затем работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.
В 1960 году Александр Митта окончил режиссерский факультет ВГИКа, где его наставником был Михаил Ромм.
В кино режиссер дебютировал в 1961 году, поставив на киностудии "Мосфильм", вместе с Алексеем Салтыковым, дипломную полнометражную ленту "Друг мой, Колька!".
Затем, в 1963 году, он снял драматическую ленту "Без страха и упрека".
Мировую известность Александру Митте принес фильм "Звонят, откройте дверь" (1966), удостоенный Большого приза "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.
Большой интерес вызвала вышедшая в 1970 году революционно-романтическая драма "Гори, гори, моя звезда", в работе над которой Александр Митта участвовал и как сценарист. Ярким актерским ансамблем отмечен музыкально-драматический фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", в котором главные роли сыграли Владимир Высоцкий, Алексей Петренко и Ирина Мазуркевич. Первым советским "фильмом катастроф" назвали картину "Экипаж", хотя стилистика этой ленты соединяет в себе и мелодраму, и киноповесть. В числе актеров, которых режиссер пригласил сниматься, были Георгий Жженов, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Анатолий Васильев.
В 1991 году Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму "Затерянный в Сибири", которая выдвигалась на премию "Оскар" как лучший иноязычный фильм.
Кроме того, Александр Митта писал сценарии, снялся в двух фильмах Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь", преподавал в Германии и США.
Преподавал в Германии и США.
Председатель жюри IV Конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий "Св. Анны".
1966 год - лауреат Большого приза "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.
1966 год - лауреат премии Московского комсомола.
1972 год - лауреат премии Ленинского комсомола.
1973 и 1980 годы - лауреат Всесоюзных кинофестивалей.
В 1974 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
2001 год - лауреат Госпремии России (сериал "Граница. Таежный роман").
В 1999 году написал книгу "Кино между адом и раем".

Актерские работы (2):
Июльский дождь, 1966, Драма
Мне двадцать лет, 1965, Драма

Режиссерские работы (12):
Граница. Таежный роман, 2001, Сериал
Затерянный в Сибири, 1991, Драма
Шаг, 1988, Социальная драма
Сказка странствий, 1982, Приключения
Экипаж, 1979, Катастрофа
Сказ про то, как царь Петр арапа женил, 1976, Исторический / Биографический
Москва, любовь моя, 1974, Социальная драма
Точка, точка, запятая, 1972, Приключения
Гори, гори, моя звезда, 1969
Звонят, откройте дверь, 1965, Приключения
Без страха и упрека, 1962, Киноповесть
Друг мой, Колька!, 1961, Киноповесть

Сценарии к фильмам (5):
А в России опять окаянные дни, 1990, Социальная драма
Шаг, 1988, Социальная драма
Экипаж, 1979, Катастрофа
Москва, любовь моя, 1974, Социальная драма
Гори, гори, моя звезда, 1969

АНКЕТА:
МАШИНА - Японские и немецкие.
КУХНЯ - Кухня моей жены.
ЕДА - Стараюсь есть поменьше мяса и побольше рыбы.
НАПИТКИ - Сейчас я не пью, а раньше пил умеренно. Иногда пью зеленый чай, потому что он удобный - его можно заваривать несколько раз в отличие от черного чая.
СПОРТ - Любимый спорт - баскетбол. Футбол для меня слишком медлительный вид спорта. Теннис и гольф - туповатые виды спорта.
МУЗЫКА - Моцарт или попса. Когда у меня плохое настроение, я напеваю попсу, а когда хорошее - Моцарта.
КНИГИ - Вы попали в самое больное место. Сейчас я должен прочитать "Фауста", Толстую, детективы и гору дамских романов, которые я понимаю, что надо прочитать, дабы усовершенствоваться в этом жанре, но, честно говоря, читать практически невозможно, просто ужас какой-то!
КИНО -- Что касается актеров, то у меня очень стереотипное восприятие. Мне нравится то, что и всем остальным, например, я люблю Суханова.
ТЕАТР - Я стараюсь периодически ходить в театры, хотя очень мало времени.
ЦВЕТ - Все, но самые любимые: лиловый, желтый и зеленый.


А. МАКСИМОВ: Александр Наумович обещает рассказать какую-то невероятную рождественскую историю на пять минут. Вам слово.

А. МИТТА: Хотел бы под Новый год рассказать что-то такое одухотворяющее. 40 лет тому назад Союз Кинематографистов задумал сделать большой масштабный киноцентр. На это здание шли деньги с наших фильмов. Все это уходило в государство, а потом отходило на счета Союза. Больше двадцати лет здание строилось. Десять лет тому назад Наум Клейман, выдающийся ученый, исследователь творчества Эйзенштейна, директор музея внес в этот музей папку с оригиналами погибшего Геннадия Шпаликова, известного сценариста. Через десять лет у этого музея 300 тысяч музейного хранения. Это гигантский фонд. В четырех залах музея каждый месяц идет 150 фильмов, которые не увидишь нигде в мире, потому что совершенно уникальные ретроспективы. Японское кино, французское кино, немецкое кино - все представлено. Отличный, хорошо работающий музей. И Наум Клейман многократно награжденный во всем мире, получает 4 декабря свою четвертую французскую награду учрежденную еще Наполеоном - орден академической пальмовой ветви за выдающиеся успехи в просветительстве и культуре. В этот момент в музее кино четыре дня был вырублен свет, все программы были сорваны, потому что маленькая агрессивная коммерческая структура, которая незаконно присвоила себе права на владения этим домом. И посол Франции говорит: "Мы будем защищать, будем протестовать". И все другие посольства говорят то же самое. И назревает такая довольно сильная международная реакция. Но мы приуныли, потому что у тех людей, которые прихватили союз, много денег. Пять раз дело приходит к одному и тому же судье, он выносит абсолютно абсурдное решение. Тут произошло чудо. Когда международная общественность узнала, что музею кино угрожает опасность, его жизнь остановлена, хотят выгнать музей, в этот момент вдруг все международное сообщество обращается в защиту музея кино. И мы вдруг понимаем, что музей не может погибнуть, что музей находится не просто в центре Москвы, он находится в центре мировой культурной жизни. И мы поняли, что мировое сообщество - это реальность, что сообщество кинематографистов - это реальность, которая может вам помочь.

А. МАКСИМОВ: Но результата пока нет?

А. МИТТА: Результат будет. Это серьезная и длительная борьба. И в результате этой маленькой акции, авторитет российского кино поднялся. Мы все увидели, что музей кино - активно-работающий центр.

Звонок: А что бы Вы пожелали в Новом году своим друзьям и врагам, если они у Вас есть?

А. МИТТА: Я на врагах не зацикливаюсь, а друзей много. В моем возрасте желают здоровья.

А. МАКСИМОВ: А врагам что-нибудь надо желать?

А. МИТТА: У меня есть один друг, большой и очень серьезный художник, когда он получал одну важную награду, выяснилось, что у него очень много врагов. Он получил эту награду, и потом аккуратно обошел всех этих людей, сам лично пригласил их на свой банкет. Он оказал им уважение. Врагов надо превращать в друзья. Когда ты можешь это сделать, это победа.

А. МАКСИМОВ: У меня складывается ощущение, что Вы всегда стоите в стороне от того, что происходит в Союзе Кинематографистов. Ощущение, что происходит раскол. Это действительно так?

А. МИТТА: Деньги, к сожалению, очень много корректируют, очень много людей, которые вызывали уважение, но когда запахло большими деньгами, они теряют.

А. МАКСИМОВ: Откуда вдруг взялись большие деньги?

А. МИТТА: Я не знаю, у меня их никогда не было, поэтому я не очень на них закцикливаюсь. Но вот эта маленькая может нанимать людей, у них много денег. И многие люди, которых я считал своими друзьями, они их обслуживают.

А. МАКСИМОВ: А вот это деление на две академии, на два приза, это хорошо или плохо?

А. МИТТА: Хорошо. Разве плохо, что в театре шесть премий?

А. МАКСИМОВ: А Вы член, какой академии?

А. МИТТА: Меня "Ника" наконец известила, что я член этой академии.

А. МАКСИМОВ: Что значит, наконец? Вы не были членом академии?

А. МИТТА: Нет, не был.

А. МАКСИМОВ: А как такое может быть?

А. МИТТА: А почему бы и нет? Я к этому спокойно отношусь, настолько без интереса.

А. МАКСИМОВ: А кто же тогда был?

А. МИТТА: Эта сторона жизни меня мало интересует. Вот когда я пишу, я чувствую, когда я снимаю, я чувствую, потому что я занят своим делом. А когда я сижу в этой куче народу, мне скучно, я засыпаю. Вот когда началась эта общественная жизнь, я подумал, надо включаться, а потом заснул. И решил, это не мое. Вот на съемке я не сплю, за рабочим столом не сплю. Это мое место.

Звонок: Какой из Ваших фильмов будут смотреть и через 50 лет?

А. МИТТА: Я не могу быть объективным. По-моему, три фильма. Сериал "Таежный роман", он очень простой и ясный, и там человеческие чувства. Наверное, "Гори, гори, моя звезда!", потому что это хорошая оригинальная история, и это мифологическая история. Я бы очень хотел, чтобы смотрели "Звонят, откройте дверь". А "Экипаж"… Для меня удивление, что эта картина живет так долго. Это ведь был инженерный проект, я в прошлом же был архитектором. Мне хотелось такого большого постановочного фильма, а он совершенно неожиданно для меня получился человеческим.

А. МАКСИМОВ: "Граница. Таежный роман" получила, по-моему, всевозможные регалии.

А. МИТТА: Это первая Государственная премия в моей жизни.

А. МАКСИМОВ: На Ваш взгляд, сериальное кино развивается в какую сторону?

А. МИТТА: Оно развивается, могу сказать точно. Фильмы прошлого года лучше предыдущих трех-четырех лет. И я вообще считаю, что будущее за телевизионным кино. Сегодня в России телевизионный фильм смотрят в тысячу раз больше людей, чем кинофильм. "Таежный роман" за два показа посмотрело 120 миллионов человек. Если какой-то фильм смотрят 120 тысяч человек, это уже большой успех в России. И я имею в тысячу раз больше сказать, чем моей киноаудитории. Я согласен на этот компромисс. Но в этой тысяче есть пять-шесть человек, которые мне дороги, как самые мои близкие люди, ради которых имеет смысл работать. Я работаю для маленького количества людей.

А. МАКСИМОВ: А почему тогда Вам важно делать телефильмы, а не кинофильмы?

А. МИТТА: Потому что эти мои любимые люди по всей России, они не кучкуются в одном месте, они не ходят в "Пушкинский", они живут, и у них есть время посмотреть кино по телевизору.

А. МАКСИМОВ: Одни говорят, что будущее за бандитскими сериалами…

А. МИТТА: Нет. Точно могу сказать, что будущее за человеческими сериалами, будущее за романами. Что такое сериал в идеале? Он стремиться к тому, чтобы стать кинороманом. Вот я свой следующий проект сейчас делаю как кинороман, то есть длинную историю на 12 часов с большим сюжетом. Сейчас в Петербурге поставлен почти по тексту Достоевского "Преступление и наказание". Это будет роман на экране. Я стараюсь работать так, чтобы маленький экран получил максимум того, что может увидеть зритель.

А. МАКСИМОВ: А вот все бандитские истории просто исчезнут?

А. МИТТА: Нет. Молодежь агрессивна, ей нужен адреналин, она любит смотреть эти истории. Поэтому для молодого зрителя такие фильмы останутся. Кроме того, к сожалению, это существенная часть нашей жизни. Люди хотят понять, в каком мире они находятся.

Звонок: Что для Вас в данный момент значит счастье?

А. МИТТА: По-моему, счастье - это надежда, во-первых. Это не то, что ты держишь в руках, а то, что ты думаешь, будет в ближайшем будущем. Реальности так не ощущаешь. Когда у тебя есть любимая работа, любимая семья, когда за твоей спиной есть дети, а в моем возрасте уже есть и внуки, а перед тобой реальная перспектива, для меня это счастье.

А. МАКСИМОВ: Люди говорят, что надо жить сегодняшним днем.

А. МИТТА: Нет. Сегодня я прихожу на работу, у меня это не готово, это не сделано, это не получается, костюм не тот, декорация плохая, я нахожусь все время в борьбе. И это нельзя ощущать как счастье, я работаю. А потом я думаю, что вот приду завтра, у меня будет все хорошо. Когда ты добиваешься, когда есть цель и ты идешь к ней, и ты видишь, что к ней приближаешься это кайф.

А. МАКСИМОВ: А удовольствие Вам, что приносит в жизни?

А. МИТТА: Работа. Я люблю работать.

А. МАКСИМОВ: А еда, выпивка?

А. МИТТА: Я не пью, не курю. Я ем, но стараюсь ограничить себя, потому что для меня главное, я должен выдержать очень большой период времени в активной форме жизни. Кино очень тяжело снимать, ты 12 часов в день в активной работе. И если ты в таком темпе работаешь три-четыре месяца, очень сильно изматывает. Поэтому к этому надо быть готовым.

А. МАКСИМОВ: И это самое главное удовольствие?

А. МИТТА: Да. Я что-то придумал, это мир, который я выносил в своей голове. Когда твои сны превращаются в реальность, это счастье.

А. МАКСИМОВ: А зачем людям нужно кино?

А. МИТТА: Оно обогащает людей, дает жизненный опыт. Жизненный опыт каждого человека очень невелик. Когда он видит людей, которые ему близки и понятны, и они делают вещи понятные ему, но по-другому, то, как будто жизнь становится богаче. Для меня так, по крайней мере.

А. МАКСИМОВ: А зачем человеку становиться богаче?

А. МИТТА: Потому что ощущение жизни это богатство. Когда ты живой, когда ты чувствуешь, что жизнь твоя такая, ты богат. А когда у тебя много денег, но тут болит, там болит, ты скушен, друзей нет, ты одинок, то на кой черт нужны деньги?! Разве миллионеры могут потратить свои деньги? Что им нужна, власть, наверное. Меня власть не интересует. Я честно не понимаю. После определенного уровня, когда у тебя есть квартира, еда, машина, какие-то блага, зачем нужны еще деньги? Поэтому у меня их нет. Я знаю людей, у них есть яхты, они отдыхают на ней пять дней в году, у них три дома, они посещают их неделю в году. Ощущение собственности, по-моему, заменяет людям ощущение жизни.

Звонок: Открываю новогоднюю телевизионную программу, и там фильмы, которые мы каждый год с удовольствием любим смотреть. Почему сейчас не появляется таких фильмов?

А. МИТТА: Кино, по-моему, переживает процесс возрождения. В этом году уже было сделано несколько интересных картин, которые сделали молодые ребята. "В движении" хороший фильм, прекрасный фильм снял Валера Тодоровский "Любовник", Кира Муратова сняла интересный фильм.

А. МАКСИМОВ: Почему в свое время были фильмы "Ирония судьбы", "Тот самый Мюнхгаузен", прибегали и, затаив дыхание, смотрели?

А. МИТТА: Так это за какое количество лет снималось?! Это же сорок или пятьдесят лет. А снималось гораздо больше картин, многие из которых исчезли из памяти. Осталось-то немного.

А. МАКСИМОВ: Вам кажется, сейчас такие картины появляются?

А. МИТТА: Во всяком случае, шанс на то, что они появятся, вырос.

А. МАКСИМОВ: А что вообще движет человеком?

А. МИТТА: О, это к Жванецкому, я не философ.

А. МАКСИМОВ: Вы все это делаете для чего?

А. МИТТА: Я просто люблю это. Мне нравится, когда то, что я придумал, воплотилось в жизнь. Я ведь все сочиняю с самого начала. Придумываю слова, придумал сюжет, позвал сценариста, чтобы он мне помог сделать что-то такое цельное.

А. МАКСИМОВ: То есть просто интересно?

А. МИТТА: Жизнь становится интересней. Я люблю так. А когда я работаю, вокруг меня крутится большое количество людей, и вот эти идеи превращаются в какие-то образы, мне интересно.

Звонок: Вы много лет посвятили себя детскому кино. А сейчас это кино умерло, дети больше любят смотреть приключенческие, романтические фильмы. Каким Вам видится детское кино в будущем?

А. МИТТА: Я сам любил смотреть приключения, зачем мне смотреть про школу? Дети хотят представлять себя взрослыми, они хотят участвовать в активной жизни, они любят действие. А первые фильмы я снимал из-за того, что я боялся войти во взрослый мир. И мне как-то с детьми было сподручнее. Потом я снял первую взрослую картину и подумал, в какой же каторге я находился. Это так трудно снимать детские фильмы. Они же разбегаются их постоянно нужно собирать, они теряют внимание.

А. МАКСИМОВ: Кино про детей не нужно?

А. МИТТА: Кино про детей дети не смотрят. "Звонят, откройте дверь" дети вообще не заметили. Ее заметили взрослые. "Друг мой Колька" популярен у взрослых людей. Зачем им смотреть про себя? Они готовятся к жизни, они хотят смотреть про героев, про подвиги.

А. МАКСИМОВ: Пограничники смотрели "Таежный роман"?

А. МИТТА: Совершенно удивительно, в этой картине столько неправдоподобия, причем сознательно. И они мне все простили. Когда есть правда человеческих чувств, то подробности пограничной жизни уже не так важны.

А. МАКСИМОВ: То есть пограничникам про себя смотреть интересно?

А. МИТТА: Скорее всего, им про любовь смотреть интересно, про мужественных людей интересно смотреть. А то, что на границе расположен полк, который не охраняет границу, это же абсолютное нарушение правды.

А. МАКСИМОВ: Вашим слова, Ваши пожелания людям перед Новым годом.

А. МИТТА: Чтобы люди были счастливы в семье, чтобы люди были счастливы на работе, потому что я верю в счастье, которое человек получает, когда он занимается трудом. Я верю в счастье, которое он получает, когда воспитывает своих детей, когда он строит свой дом, сажает свой сад. Вот это, по-моему, счастье.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 30.12.02 - 00.25
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное