Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь замечательных людей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите
Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 15.11.01 - 00.20
В студии: Вячеслав ГОРДЕЕВ, народный артист СССР, руководитель театра
"Русский балет"
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ
Вячеслав ГОРДЕЕВ
Народный артист СССР, лауреат Международный конкурсов артистов балета.
Родился 3 августа 1948 г. в Москве в семье служащих - музыкальной, но далекой
от профессионального искусства.
В десятилетнем возрасте начал заниматься в самодеятельной хореографической студии
Дворца культуры. В Московское академическое хореографическое училище был принят
в 1960 г. в числе трех мальчиков, прошедших строгий отбор из 600 претендентов.
Из этих троих всемирной знаменитостью стал только Слава Гордеев.
В годы учебы вместе с воспитанниками училища побывал на гастролях в Париже и
Лондоне, где блеснул перед европейской публикой в па де де из балета "Пламя
Парижа". Успех был огромным, приходилось троекратно бисировать. Пресса
высоко отозвалась о молодом даровании, окрестив Гордеева "золотым мальчиком".
В 1968 г. сразу после окончания училища Вячеслав Гордеев был принят в труппу
Большого Театра. В 1971 г. он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета,
а в 1973 г. - был удостоен I-й премии и Золотой медали II Московского международного
конкурсе артистов балета. Здесь родился знаменитый дуэт Вячеслава Гордеева и
Надежды Павловой.
Гордеев-танцор обладал замечательной способностью сочетать выступления в классических
балетах с созданием остросовременных образов. В его репертуаре Базиль ("Дон
Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Щелкунчик-принц и Щелкунчик-кукла
("Щелкунчик"), Альберт ("Жизель"), Юноша ("Шопениана"),
Дезире ("Спящая красавица"), Ферхад ("Легенда о любви"),
Спартак ("Спартак"), Икар ("Икар"), Ромео ("Ромео и
Джульетта"), Сергей ("Ангара"), Клавдио ("Любовью за любовь"),
Деревянный принц в одноименном балете, Кавалер ("Эти чарующие звуки…")
и др.
В 1975 г. удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. В 1984 г. В.Гордееву
было присвоено звание "Народный артист СССР".
Вячеслав Гордеев - звезда мирового балета, выдающийся русский танцовщик, балетмейстер,
педагог.
В 1983 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета
им.М.В.Ломоносова. В 1987 г. - балетмейстерский факультет ГИТИС (ныне РАТИ).
В 1984 г., будучи премьером Большого театра, возглавил ансамбль "Классический
балет", а позднее создал на его основе Московский государственный театр
"Русский балет". Гордеев начинал свою карьеру художественного руководителя
в условиях реальной конкуренции. Благодаря его таланту как исполнителя, хореографа,
педагога и организатора, театру удалось вырваться в число самых знаменитых балетных
трупп страны и мира. Репертуар театра постоянно обновляется постановками, как
классических произведений, так и произведений современных композиторов. Театр
много и успешно гастролирует в стране и за рубежом.
В творчестве Вячеслава Гордеева счастливым образом соединились две ипостаси
- блистательного танцовщика и талантливого балетмейстера. Его постановки всегда
отличают оригинальный творческий почерк, образная разработка тем, глубокое проникновение
в музыку. Диапазон хореографических постановок В.Гордеева очень широк - от четырехминутных
миниатюр до полнометражных балетов. За более чем 10 лет работы в театре "Русский
балет" он поставил четыре одноактных балета и более тридцати концертных
номеров и хореографических композиций, которые по праву можно назвать маленькими
спектаклями. Работы Гордеева-хореографа принесли ему мировую славу. В 1992 году
после триумфальных гастролей театра "Русский балет" по странам Западной
Европы В.Гордееву был присужден приз "Лучший хореограф года". В том
же году на международном конкурсе "Арабеск-92" В.Гордеев был удостоен
специального приза Мориса Бежара.
Как балетмейстер В.Гордеев занимается восстановлением и созданием редакций классических
спектаклей, в числе которых "Дон Кихот", "Пахита", "Вальпургиева
ночь", "Коппелия" и др.
С 1995 г. по 1997 г. является художественным руководителем балета Большого театра
России, где впервые осуществил вечера современной хореографии, празднование
юбилея О.Лепешинской, срежиссировав его как торжественный спектакль с приглашением
звезд мирового балета, а также выпустил премьеру собственного балета "Последнее
танго" на музыку А.Пьяццолы.
В 1993-1998 гг. вел курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИС (ныне РАТИ), а с 1998
г. является профессором Российской Академии славянской культуры.
В 1996 г. награжден призом журнала "Балет" - "Душа танца"
по номинации "Рыцарь балета".
В.Гордеев в настоящее время является художественным руководителем Московского
государственного театра "Русский балет".
Живет и работает в Москве.
А. МАКСИМОВ: Ваш театр называется "Русский балет". Насколько сейчас этот брэнд в мире значим? Насколько сейчас в мире считают, что русский балет как явление - великое? Или это уже ушло?
В. ГОРДЕЕВ: Конечно, потеряло значение, чем предыдущее звучание. Когда-то русский балет или артисты из Большого театра - это было что-то для публики, для любителей балета. Сейчас же все стало обычным. Это связано еще и с тем, что многие представители русского балет работают на Западе, и это уже не стало чем-то особенным.
А. МАКСИМОВ: Складывается ощущение, что наступили другие времена, когда из Большого театра ушел Григорович или когда он стал работать в Большом театре менее активно. Это действительно так или только кажется?
В. ГОРДЕЕВ: Я думаю, что это совпало. На самом деле, это раньше произошло. Когда Григорович был в Большом театре, интерес к русскому балету, к советскому балету стал падать.
А. МАКСИМОВ: Вы были руководителем балета Большого театра. Я понимаю, что Вам как руководителю другого театра оценивать другой театр не очень прилично. С другой стороны, мне кажется, что было бы интересно узнать вот что. Как Вам кажется, есть, что принципиально не так делается в Большом театре? Почему не может слава возродиться?
В. ГОРДЕЕВ: Я сейчас даже права такого не имею, потому что я не в материале. Я не знаю, что происходит в Большом театре. Лишь поверхностно, то, что я вижу как простой зритель. Или по тому, что мне рассказывают. Это все не является фактами. Я бы не взял на себя смелость давать сейчас оценки или рекомендации. Могу сказать, что это происходит не только в Большом театре, но и в других театрах России. Большой театр пережил очень серьезную эпоху - эпоху нестабильности. Если сейчас то руководство, которое пришло в Большой театр, сможет стабилизировать обстановку, сможет наладить нормальный творческий процесс, тогда будет возрождение Большого театра.
А. МАКСИМОВ: Вы ходите на премьеры Большого театра?
В. ГОРДЕЕВ: Да.
А. МАКСИМОВ: Вы видели "Пиковую даму"? Вы что-то можете об этом сказать?
В. ГОРДЕЕВ: Я могу сказать свое субъективное мнение, хотя я согласен с некоторыми журналистами, которые писали об этом спектакле. О музыке, которую я очень люблю - 6-ая симфония Чайковского - это у нас хрестоматийное произведение. И мне всегда не нравилось у западных балетмейстеров свободное обращение с музыкой. То же самое Ролан Пети позволял себе и в других спектаклях, например, в спектакле "Щелкунчик": на елке выходит негритянская девочка и танцует степ. Это такие вольности по отношению к автору музыки, я это не приемлю. Во-вторых, есть интересные партии. Илзе Лиепа меня поразила. И я должен сказать, что она как всегда поражает своей индивидуальностью. Что касается и кордебалета, и других персонажей, это все, на мой взгляд, то, что делалось уже и раньше. Потом я не думаю, что для Большого театра это шаг вперед.
А. МАКСИМОВ: Мне вообще балет чрезвычайно понравился, он мне показался гениальным. Я не специалист в области балета, я балет видел первый раз. Вы так скромно сказали про другие партии. На самом-то деле там другая партия одна, ну две - Лунькина и Цискаридзе. Я так понимаю, что Ваши претензии к Цискаридзе?
В. ГОРДЕЕВ: Претензий нет никаких, что Вы. Просто отрицательные партии всегда более яркие, выпуклые. И, естественно, более интересны. Что касается партий принцев, героев, любовников, то это, как правило, всегда проходит вторым планом в таких спектаклях. Коля Цискаридзе сделал хорошо, конечно. Я знаю его. Если бы, может быть, ему предложили другой материал или более интересную партию, он бы сделал ее намного лучше.
E-mail: В каждом дуэте есть ведущий и ведомый. Как эти роли распределялись в Вашем дуэте с Надеждой Павловой?
А. МАКСИМОВ: Ваша семья с Надеждой Павловой распалась, сколько лет назад?
В. ГОРДЕЕВ: 16 лет назад. Вы знаете, мне как-то уже и вспомнить нечего. Был дуэт, было время, хорошее время. На мой взгляд, мы сделали много интересного вместе. Но после этого действительно прошло 16 лет.
А. МАКСИМОВ: Как же нечего вспомнить? Ваша семья, любовь?
В. ГОРДЕЕВ: 16 лет назад. У меня такое впечатление, что это вообще из другой жизни.
А. МАКСИМОВ: Артисты Вашего театра участвовали в вечере Анастасии Волочковой. Поскольку Волочкова сейчас, безусловно, самая знаменитая русская балерина, самая известная, я не могу не узнать Ваше мнение о ней.
В. ГОРДЕЕВ: Совсем недавно мы работали с Настей в Лондоне, артисты моего театра выступали в балете "Кармен". Это то, что когда-то у нас станцевала Майя Плисецкая. Могу сказать, что Настя очень смелая, она очень выносливая, красивая. У нее масса сценических достоинств. И сейчас ее время. Сейчас она нашла возможности для того, чтобы себя не только пропагандировать, но и удовлетворить свою творческую возможность.
Звонок: Где сейчас работает Надежда Павлова, и какая причина Вашего разрыва? У Вас такой замечательный дуэт был.
В. ГОРДЕЕВ: Она работает, по-моему, в Большом театре, если с ней продлили контракт.
А. МАКСИМОВ: Я слышал многократно, существует такая точка зрения, что профессиональные балетные артисты терпеть не могут Волочкову. На том концерте, на котором мы были, я не заметил ни одного артиста балета в зале. Может быть, я плохо смотрел. Это действительно такое отношение к ней или Вы не знаете, или Вы не можете это комментировать?
В. ГОРДЕЕВ: Я не знаю. Во всяком случае, в Лондоне я видел много лондонских балетных артистов. Много было и русских, которые работают в Лондоне. И здесь концерты проходят, по-моему, в переполненных залах.
А. МАКСИМОВ: Есть такое понятие: балетный мир. Вот как отношение оперного мира к Баскову, так и отношение балетного мира к Волочковой не очень хорошее. Это действительно так?
В. ГОРДЕЕВ: Мне трудно сказать.
Звонок: Как в наше время можно привлечь к балету молодежь?
В. ГОРДЕЕВ: Раньше, в советские времена, на искусство выделялось 18%, а сейчас 3% денег. Раньше много показывали балета по телевизору. Я сам на этом вырос. И была возможность приобщиться к балетному театру, не выходя из дома. Сейчас этой возможности почти нет.
А. МАКСИМОВ: Почему в те времена, когда танцевали Вы, и раньше, было огромное количество знаменитых танцовщиков, которых зала вся страна? Сейчас, может быть, кроме Цискаридзе, ни одного танцовщика не знают. Или знают мало. Почему так происходит? Танцовщики стали хуже или время изменилось?
В. ГОРДЕЕВ: Время изменилось. Может быть, они не стали хуже, но они стали более разносторонними. Они занимаются всем. Не только балетом, как мы раньше. Мы приходили к десяти часам в театр, и вечером еще думали, кто позже уйдет. А сейчас приходят в театр, быстро делают дела, которые им необходимо сделать по контракту, и убегают.
А. МАКСИМОВ: То есть все-таки стали хуже?
В. ГОРДЕЕВ: Мне кажется, в искусстве нельзя классифицировать так: один лучше, другой хуже.
А. МАКСИМОВ: Как нельзя? Понятно, что Вы в свое время были одним из лучших танцовщиков, кто-то был явно хуже, чем Вы.
В. ГОРДЕЕВ: Нет. Если мы сейчас говорим о звездах, я имею в виду этот уровень. И если сейчас касаться Большого театра, то мне очень нравится Андрей Уваров и Сергей Филин, и Дима Белоголовцев. Это те, кто сейчас делают имя Большому театру. Есть имена. Другое дело, в Большой театр сейчас ходят не те, кто хотел бы. Простые желающие посетить Большой театр практически не могут этого сделать. 3000 рублей билет - это дорого.
А. МАКСИМОВ: Когда у Вас премьера "Золушки" в Малом театре?
В. ГОРДЕЕВ: У нас вообще это - юбилейный год. И 20 и 21 ноября мы как бы завершаем этот год, и будем показывать премьеру. Это балет "Золушка", на который мы всех приглашаем. Мы надеемся, что это будет мировая премьера, через десять дней выезжаем в Ирландию с этим спектаклем. Это спектакль, который я поставил. Юрий Устинов - художник. Спектакль, на мой взгляд, должен получиться сказочным. И как я уже говорил, в традициях русского балета.
А. МАКСИМОВ: А билеты дорогие?
В. ГОРДЕЕВ: У нас один спектакль только для приглашенных. А второй спектакль - для всех. Билеты достаточно дорогие, но меньше, чем в Большом театре.
Пейджер: Мне кажется, что в современном балете очень много мужчин нетрадиционной ориентации. Из-за этого лучшие партии многое теряют. Прав ли я?
В. ГОРДЕЕВ: Во-первых, это было всегда. И не только сегодня. Другое дело, что я не думаю, что сейчас стало больше. И я не думаю, что в балете больше представителей другой ориентации, чем в других жанрах искусства. Это как клеймо, которое прикрепили к артистам балета, кому-то так удобно.
А. МАКСИМОВ: Когда танцовщик говорит, что у него есть дети, то это всегда у зрителей вызывает к нему огромное уважение, потому что он такой оригинальный. Потому что все убеждены, что почти все танцовщики нетрадиционной ориентации. На самом деле это не так?
В. ГОРДЕЕВ: Нет, это не так. По сравнению с эстрадой значительно меньше.
Звонок: Вы проявили себя не только как блестящий танцовщик, но и менеджер и организатор. После того, как Сол Юрок создал такое имя Большому театру, нашим советским танцовщикам и балеринам, может быть, об этом пора задуматься. Нужен новый человек, и я думаю, Вы бы с этим справились. Меня очень интересует, как подрастающее поколение сегодня ориентируется в Вашей замечательной семье? К чему они больше тяготеют: к музыке, к балету?
В. ГОРДЕЕВ: Я не справлюсь, я не такой как Сол Юрок. К этому нужно призвание, с этим нужно родиться. Я считаю, что я на своем месте. Большего мне не надо. По поводу своей семьи. У меня жена, пианистка, красавица. У меня двое детей: мальчик и девочка. В этом смысле у нас счастливая семья. И дочка у меня уже занимается балетом, на подготовительных курсах в хореографическом училище. Сыну исполнилось 6 лет, и с этого года мы его отдали в музыкальную школу.
А. МАКСИМОВ: Я еще хотел спросить про Ваш театр. Вот выпускаются выпускники из училища Большого театра. Лучших берет Большой театр. В Мариинку - из петербургского училища. А кто туда не попал, те идут уже в "Русский балет", в Кремлевский. Откуда Вы набираете людей?
В. ГОРДЕЕВ: Во-первых, это не совсем так. Часто, с кем я договариваюсь в московском хореографическом училище, как правило, они идут в "Русский балет". Другое дело, что в основном мы собираем артистов по всей России, а раньше - по всему СССР. И у нас открыты двери, каждый может прийти и просмотреться.
А. МАКСИМОВ: Вы ставите "Золушку" У Вас там танцуют звезды главные партии или молодые? Кто эти люди?
В. ГОРДЕЕВ: Что касается премьеры. Когда я организовывал театр, я взял за основу систему Венского театра. А именно, очень хороший кордебалет и приглашенные солисты. Для чего? Для того чтобы кордебалет, который состоит из молодых артистов, все время находился в состоянии роста, чтобы они могли тянуться, смотреть, учиться. И для этого были те солисты, премьеры. Это были из Мариинки, из Большого театра, из Киева, которые выступали в нашем театре и выезжали на гастроли. Сейчас мы не то, чтобы вернулись к этой системе. Но у нас юбилейный год, и все наши традиционные отработанные пути решили показать. И в частности - приглашение звезд Мариинского театра. В нашей премьере танцует Евгений Иванченко и Майя Думченко. Это артисты, с которыми мы давно работаем.
E-mail: Я знаю, что среди артистов балета очень развито соперничество, причем проявляется оно не очень порядочно. Поощряете ли Вы соперничество в своем театре?
В. ГОРДЕЕВ: Если это творческое соперничество, то да, почему нет. Каждый артист должен хотя бы иметь желание быть лучше. И если он видит что-нибудь хорошее, и хочет примерить на себя, это хорошо. Но не обязательно что-то воровать у других. У каждого есть своя природа и свои возможности. Мы ездили, кстати, с Волочковой в Лондон. Была "Кармен" - сюита. Был очень хороший мальчик из Киева, который танцевал Тореадора. Все ребята, когда мы приехали, просто помешались. Все начали делать его трюки. Другое дело, что при советской власти артист балета радовался, когда ему давали звание, но по-настоящему он счастлив, когда звание не давали другому. Если жить по этой схеме, то, наверное, радости и от творчества не будет.
А. МАКСИМОВ: А бывает, что соперничество только творческое, что оно не переходит эти грани?
В. ГОРДЕЕВ: Я не могу сказать, что все артисты балета умные. Конечно, бывает и перегиб.
А. МАКСИМОВ: И что Вы делаете, как руководитель?
В. ГОРДЕЕВ: Всегда происходит само собой, и все логически заканчивается. Например, тот, кто хочет больше того, что он заслуживает, он находит себе или другое место работы или уезжает за границу. Такие тоже бывают. Приходят к нам, получают определенные знания, накопить репертуар, и с этим едут дальше. Это как определенный трамплин. Но я к этому спокойно отношусь, потому что пока они работают в театре, они работают хорошо. У меня все солисты работают хорошо, и я этим горжусь. Я считаю это достоянием театра.
Звонок: Каким главным качеством должен обладать артист балета?
В. ГОРДЕЕВ: Таких качеств очень много. Одно из главных качеств - это трудолюбие. Нужно очень много заниматься. В балете, как ни в каком другом виде искусства количество переходит в качество. Если будешь много заниматься даже при средних данных, добьешься многого. Другое дело, что ты не сможешь перепрыгнуть через свою природу. Если ты маленькая, то выше не станешь. Ты сможешь станцевать "Щелкунчик", но не сможешь станцевать "Лебединое озеро". Если у тебя все нормально с ростом, с балетными данными, то есть - выворотность, шаг, прыжок. И это красиво, то, думаю, у тебя очень большие перспективы. Как, впрочем, и у любой артистки балета. Но если не будет достаточного трудолюбия, самоотдачи, то все это может пропасть с годами. И ты не обретешь хорошую профессию, а будешь мучиться всю жизнь.
А. МАКСИМОВ: Для драматического спектакля огромная проблема найти деньги. 10 человек - это много. 3,4 - это нормальное количество. Сколько человек занято в "Золушке"?
В. ГОРДЕЕВ: В "Золушке" заняты 45 артистов.
А. МАКСИМОВ: 45 артистов! Их же надо одеть, обуть…
В. ГОРДЕЕВ: У каждого по три костюма. Нам повезло. В области сменился губернатор. И он выделил нам деньги на эту постановку. И нам повезло еще раз, когда мы встретились в нашей нелегкой жизни с банком - "Русский купеческий банк".
А. МАКСИМОВ: То есть Вам деньги дало государство и спонсоры?
В. ГОРДЕЕВ: Да.
Звонок: Я бы хотела узнать Ваше мнение о коммерческих балетных училищах. И могли бы Вы какое-нибудь училище из них выделить?
В. ГОРДЕЕВ: Вы знаете, я не очень знаком с творческим процессом коммерческих училищ. Но эта проблема вообще меня сейчас интересует, потому что слишком много их появилось. И приходят просматриваться в театр именно из таких училищ. И, как правило, это не первоклассные профессионалы. И это настораживает. Что касается, как я отношусь к этому? Что важно? Важны традиции русского балета. И традиции преподавания. И высококлассных педагогов осталось не много. Я бы не спешил с тем, чтобы ставить на одну доску и московское хореографическое училище, и коммерческие училища.
Звонок: На той неделе, по-моему, Галина Павловна Вишневская заявила, что Большой театр надо закрыть на большой амбарный замок, труппу разогнать, и потом набрать ее меньшим числом. Какое Ваше мнение?
В. ГОРДЕЕВ: Я не слышал, но я в принципе против таких заявлений хотя бы потому, что Большой театр это уже даже не театр, а символ. И грядет закрытие Большого театра на реставрацию, и это большое горе. Что касается труппы. Разогнать всегда просто, вот собрать потом будет тяжело. Поэтому нужно сохранить хотя бы то, что сейчас у нас есть. Что касается солистов, наверное, мы их сами плохо делаем. Солистов и премьеров надо делать. Надо подбирать такой репертуар под те голоса, если мы говорим об опере, которые сейчас есть в Большом театре, а не придумывать что-то такое наносное, что проживет один день. Не надо спешить что-либо закрывать, а надо попытаться вернуть то хорошее, что было.
А. МАКСИМОВ: Реально, чтобы Большой театр стал действительно музыкальным
театром, музыкальным авангардом страны не за выслугу лет, а по сути. Это может
быть?
В. ГОРДЕЕВ: Может, конечно, может. Это может быть при определенном стечении
обстоятельств. Кто будет руководить, кто будет осуществлять репертуар…
А. МАКСИМОВ: При нынешнем руководстве это может быть?
В. ГОРДЕЕВ: К сожалению, я просто не знаю нынешнее руководство.
Полная видеотека
эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 15.11.01
- 00.20
Ждем
Ваших вопросов на форуме.
Пишите
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||