Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 08.11.01 - 00.20

В студии: Василий ЛАНОВОЙ, народный артист России, актер театра им. Вахтангова
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Василий ЛАНОВОЙ
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии.
Родился 16 января 1934 г.
В Училище им.Б.Щукина пришел из Театральной Студии ЗИЛа в 1954 г. После окончания Училища был принят в Театра им.Евг.Вахтангова (1957 г.).
Мужественная внешность, яркий темперамент, волевые качества - все эти сценические свойства отличали актера еще в самом начале творческого пути. Впервые зритель увидел Василия Ланового, когда ему было неполных восемнадцать лет, в фильме "Аттестат зрелости" (1954 г.) - его Листовский сразу привлек внимание, а следующая работа в кино - Павел Корчагин ("Как закалялась сталь", 1957 г.) закрепила за ним амплуа героико-романтического плана.
Первой работой в театре тоже был герой - юный, мечтательный, отдавший жизнь за Родину политрук Бакланов ("Вечная слава" Б.Рымаря, 1958 г.). С тех пор тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности, стала для Василия Ланового одной из ведущих в его творчестве. Лучшие из таких работ - Огнев ("Фронт" А.Корнейчука, 1975 г.), сыгранный актером с неистовым темпераментом ответственного, идущего на конфликт с "горловщиной", человека нового поколения, решительно ломающего старые методы руководства армией, и председатель колхоза Сагадеев ("Тринадцатый председатель" А.Абдуллина, 1979 г.) - образец высокой гражданственной, истинной боли за жизнь людей. Актера привлекала неординарность характера персонажа, которого судят за то, что он проводит экономический эксперимент для улучшения жизни односельчан.
Актер любит и умеет вести разговор от лица своего поколения, его привлекают образы большой нравственной силы, характеры крупные: Алексей ("Алексей Бережной Е.Симонова, 1962 г."), Гермин ("Ливень" Л.Войтехова, 1964 г.), Мансур ("Женщина за зеленой дверью" Р.Ибрагимбекова, 1973 г.), - все это люди открытой позиции, активно устремленные к высокой жизненной цели.
В.С.Лановой обладает способностью возвышать свои персонажи, придавать им черты привлекательности. В этом смысле его Протасов ("Дети солнца" М.Горького, 1968 г.) не никчемный фантазер и рефлексирующий интеллигент, а мечтатель, творец, углубленный в свою науку, а Дон Гуан ("Каменный гость" А.Пушкина, 1963 г.) не роковой обольститель, а натура щедро одаренная, влюбленная в жизнь, ненавидящая лицемерие и скуку и бросающая им дерзкий вызов.
Василий Лановой - артист разноплановый, и, несмотря на тягу к романтическому, любит играть характерные роли. Ему свойственен такой сценический ход, при котором он, как бы видя персонаж со стороны, подсмеивается над ним. Его Калаф, хоть и прекрасный герой, готовый идти на смерть ради обладания Турандот, окрашен мягким юмором, отчего делается обаятельнее, ближе.
В этом ряду надо отметить и озорного, проказливого Ковьеля ("Мещанин во дворянстве" Ж.Б.Мольера, 1969 г.), и бравого капитана Роланда ("Девушка-гусар" Ф.Кони, 1980 г.), и пожилого чудака Ланглуа ("Убийство на улице Лурсин" Э.Лабиша, 1990 г.), и эксцентричного Маркиза Па-де-Труа ("Золушка" Е.Щварца, 1966 г.), причем, учитывая, что все эти спектакли музыкальные, актер проявляет незаурядные способности в искусстве водевиля, прекрасно двигается, поет.
В тоже время Василий Лановой может жестко выявить в своих работах черты властолюбия, бессердечности, расчетливости. Среди немногочисленных его отрицательных ролей выделяются статуарно-холодный, несущий гибель красавец Цезарь ("Антоний и Клеопатра" В.Шекспира, 1971 г.), коварный Зильбербрандт ("Господа Глембаи" М.Крлежи, 1975 г.) и самоуверенно играющий с жизнью Анатоль Курагин (фильм "Война и мир", 1966 г.).
Последние значительные работы в театре - жесткий, фанатично преданный идее революции Троцкий ("Брестский мир" М.Шатрова, 1987 г.), ироничный, тонкий, умный "король парадокса" Бернард Шоу ("Милый лжец" Д.Килти, 1994 г.) и раздираемый любовью к власти и любовью к женщине король Генри II ("Лев зимой" Д.Голдмена, 1997).
Широко известен и любим зрителем Лановой по кинематографу. Кроме вышеназванных киноролей незабываемы его эталон романтического героя капитан Грей ("Алые паруса", 1961 г.), прагматичный, но не лишенный обаяния Тулин ("Иду на грозу", 1965 г.), страдающий от социальных предрассудков и любящий Вронский ("Анна Каренина", 1966 г.), благородный, верный долгу и чести офицера Иван Варрава ("Офицеры", 1971 г.) и многие другие, созданные Василием Лановым образы, раскрывают многообразие характеров и широкие творческие возможности актера.
В.С.Лановой любит и знает поэзию - у него много чтецких программ, он заведует кафедрой художественного слова в Училище им.Б.Щукина, имеет звание профессора.
За озвучание фильма "Великая Отечественная" в 1980 г. актер был удостоен Ленинской премии, а в 1985 г. ему было присвоено звание "Народный артист СССР". В 1994 г. В.С.Лановой награжден орденом Дружбы народов.
Живет и работает в г.Москве.

Снимался в фильмах:
Аттестат зрелости (1954)
300 лет тому... (1955)
Павел Корчагин (1956)
Сильнее урагана (1960)
Алые паруса (1961)
Полосатый рейс (1961)
Коллеги (1962)
Иду на грозу (1965)
Война и мир (1965-67)
Анна Каренина (1967)
Пароль не нужен (1967)
Шестое июля (1968)
Любовь Яровая (1970)
Офицеры (1971) Купить: VHS ∙ DVD
Пятьдесят на пятьдесят (1972)
Иркутская история (1973)
Семнадцать мгновений весны (1973)
Юнга Северного флота (1973)
Анна и Командор (1974)
Дни Турбиных (1976)
Странная женщина (1977)
Собственное мнение (1977)
Солдаты свободы (1977)
Встреча на далеком меридиане (1977)
Миллионерша (197?)
Огарева, 6 (1980)
Петровка, 38 (1980)
Приступить к ликвидации (1983)
Бес в ребро (1990)
Непредвиденные визиты (1992)
Слеза дьявола (1992)
Черный квадрат (1992)
Мелочи жизни (из цикла "Истории жизни") (1992-95)
Падение (1993)
Барышня-крестьянка (1995)
Незримый путешественник (1998)
Рыцарский роман (2000)


А. МАКСИМОВ: На днях будет праздник - 80 лет театру Вахтангова. Еще хотел бы поздравить Князева, которому наконец-то присвоили звание Народного артиста. Хотел бы начать со спектакля "Посвящение Еве", где Вы играете вместе с Князевым в постановке Яшина. Есть в Вашем театре спектакли, о которых говорят, спорят, например, "Сирано де Бержерак". А есть такие спектакли, как "Посвящение Еве" - нет споров, криков, шума. Это с чем-то связано?

В. ЛАНОВОЙ: Думаю, что, связано. Думаю, что связано это с именем режиссера, Мирзоевым, который всегда на грани фола все свои спектакли делает. Думаю, что и в театре Станиславского, и в других театрах он ставил спектакли, которые всегда на грани фола.

А. МАКСИМОВ: А Вам не обидно это? Вы же понимаете, что это классный спектакль?

В. ЛАНОВОЙ: Мне не обидно, потому что я знаю цену нашему спектаклю. А самое главное, он в русле лучших спектаклей театра Вахтангова, я имею в виду по линии вкуса, по линии каких-то общечеловеческих, вечных ценностей.

А. МАКСИМОВ: А насколько сегодня театр Вахтангова единый творческий организм? Или разбит на какие-то группы?

В. ЛАНОВОЙ: Думаю, что разбит. Думаю, что не только сегодня.

А. МАКСИМОВ: Это нормально?

В. ЛАНОВОЙ: Нет. Это не правильно и не хорошо. Я лет 35 прожил в театре Вахтангова, который был един. Единый вкус, единое понимание театра, единые ценности. А то, что происходит последнее время, мне кажется, это еще и закономерность того, что происходит со страной. Единения в стране нет, и в театре тоже нет.

А. МАКСИМОВ: Вы работаете в этом театре с 57-го года. Вы имеете возможность каким-то образом влиять на то, что происходит в театре?

В. ЛАНОВОЙ: Я член худсовета. Раньше мы имели возможность при помощи худсовета, парткома и прочих общественных организаций влиять. Сейчас художественный совет есть, он практически ничего не может, он не влияет на отбор пьесы, на приглашение режиссеров, на распределение ролей.

А. МАКСИМОВ: Это правильно?

В. ЛАНОВОЙ: Нет. Это не правильно.

А. МАКСИМОВ: Но театр - это же единоначалие или нет?

В. ЛАНОВОЙ: Должно быть единоначалием. Рубен Николаевич Симонов держал театр достаточно мощно, но он обязательно прислушивался к тому, что говорили ему его товарищи - Толчанов, Гриценко, Алексеев.

E-mail: Вас считают одним из секс-символов среди актеров. Как вы с этим живете?

В. ЛАНОВОЙ: Я об этом слышу первый раз. И поэтому легко живу.

А. МАКСИМОВ: Да ладно. Ну, как же так?

В. ЛАНОВОЙ: Я Вас умоляю. Я уже давно считаю, что это дурь, когда у нас по телевизору начинают говорить: "Этот символ, этот - секс-символ, этот - символ ума, этот - звезда, этот - звездун"… Я считаю, что это идиотизм несусветный. Есть замечательные актеры, и есть актеры средние. Я никак не могу привыкнуть к этой системе звезд - не звезд.

А. МАКСИМОВ: Понятно, что есть герои, есть характерные актеры, комедийные. Раньше люди любили, восхищались красавцами, красивыми романтическими героями. А сейчас происходит какая-то другая история. Забавные, смешные, нелепые, страшные иногда - на первом плане. Почему так произошло?

В. ЛАНОВОЙ: Каждое время имеет заказ на определенного героя. Обязательно. В советские времена героем был социальный герой в основе. Это Кирилл Лавров, это Ульянов…

А. МАКСИМОВ: Вы.

В. ЛАНОВОЙ: Нет. Я - нет, потому что я считался романтическим актером. Я не был социальным героем. Другое дело, что в театре Вахтангова и сам Вахтангов считал, что актер должен уметь играть от высокой трагедии до водевиля. Лучшие ульяновские роли - не те, которые признаны, а вот лучшие актерские роли у него были совсем другие. Они никак не совпадали с этим социальным статусом. Лучшими актерам театра Вахтангова всю жизнь были Гриценко и Яковлев с точки зрения разноплановости. Играть и то, и другое, и третье, и пятое. То, что Юрий Васильевич мог делать и трагические, и комические, и водевили, и дурацкие - любые роли, это чисто вахтанговское восприятие.

А. МАКСИМОВ: А почему нашему времени так необходимы нелепые, смешные, иногда страшные люди? Почему к таким артистам сейчас стремится зритель?

В. ЛАНОВОЙ: Я думаю, что состояние общества. До революции первым актером считался герой-любовник. Человек, который имел внешность, красиво говорить и так далее. Это продолжалось, в общем, где-то до 30-ых годов. Потом появились пролетарии, рабочие и так далее. И эта социальная актерская группа стала главной. Но это не значит, что параллельно не было Ромео, Гамлетов и так далее. Но все-таки вахтанговские актеры, нас этому учили, должны уметь играть все. И я почувствовал себя актером, когда я начал дурачиться в характерных ролях. После Дон Жуанов, после Артура Грея… я начал дурачиться в водевилях. Мне не повезло, меня в кино так ни разу и не пригласили на комедийную роль, кроме "Полосатого рейса". А в театре я играл очень много комедийных ролей. И это замечательно.

Звонок: Я считаю, что в фильме "Офицеры" это была самая лучшая Ваша роль. И, по-моему, открылись все грани Вашего таланта. А как Вы считаете? Что происходит сейчас с действующей армией?

В. ЛАНОВОЙ: Я люблю фильм "Офицеры", но я не считаю лучшей своей ролью. Я считаю лучшие свои роли - это "Иду на грозу", это "Коллегия", это "Павка Корчагин". И "Полосатый рейс". Это самая лучшая актерская роль. Во-первых, потому что там некогда было ошибиться. "Офицеры" я люблю. Они доставили много радости во время съемок с Жорой Юматовым. Нам как-то так легко работалось, такое было единение, и с Покровской. Многие-многие годы не получалось такого единения. Кстати, фильму "Офицеры" 30 лет, мы будем радостно отмечать 30-летие фильма. А что касается того, что происходит с армией… Я на все вопросы отвечаю так: а что происходит со страной?

А. МАКСИМОВ: Я недавно узнал, что фразу: "Есть такая профессия - Родину защищать" сказал, оказывается, маршал Гречко. И меня неприятно поразило, в одном из Ваших интервью Вы сами рассказываете, что Вы услышали как двое "новых русских" переиначили эту фразу: "Есть такая профессия - Родину расхищать". Что происходит со страной, если та фраза, которую сказал Гречко, стала звучать так? Это диагноз какой?

В. ЛАНОВОЙ: А что может происходить со страной, которая 15 лет не имеет практически вектора направления: и в идеологии, и в экономике, и в науке, и в культуре, в образовании, в медицине. Вот болтался каждый из этих институтов, как получалось. Что может быть с такой страной?

А. МАКСИМОВ: В искусстве сейчас есть какие-то критерии? Как определяется: это хороший спектакль, а это - нет? Или критериев нет вообще?

В. ЛАНОВОЙ: Я могу ответить только за себя. Я смотрю некоторые спектакли, и выскакиваю пробкой из театра, потому что это, кроме раздражения, у меня ничего не вызывает, хотя полные залы. Я смотрю, когда происходит то, чему меня обучали, на великой русской литературе, на великом русском театре - Мансурова, мой педагог, Рубена Симонова. Из других театров великие наши актеры. Я на том воспитан, я воспитан на том, что раньше называлось старым МХАТом. И мне кажется, нам пора уже возвращаться к тому, старому.

А. МАКСИМОВ: Это возможно?

В. ЛАНОВОЙ: Нужно.

А. МАКСИМОВ: Я читал книжки, раньше актеры приходили за три часа. Такое может быть?

В. ЛАНОВОЙ: Вполне.

А. МАКСИМОВ: Но артисты же сейчас бегают: из сериала на спектакль…

В. ЛАНОВОЙ: Ради бога. Но можно ведь и не влезать в разные сериалы. Хотя понимаю, что надо что-то кушать.

А. МАКСИМОВ: А Вы принципиально не снимаетесь в сериалах?

В. ЛАНОВОЙ: Нет. Я один раз снимался в сериалах, и на этом все было закончено.

А. МАКСИМОВ: А вас зовут?

В. ЛАНОВОЙ: Это был сериал, где еще героиня сгорела, это было лет 10 назад. Какой-то был сериал, штук 20 серий мы сняли, показывали частями. Я считаю, что это полная профанация и жуткая деградация киноискусства. Жуткая.

Звонок: Какая Ваша любимая актриса?

В. ЛАНОВОЙ: Фаина Раневская, Анечка Жирардо, Ану Кэмэ.

А. МАКСИМОВ: Расскажите про Юлию Константиновну Борисову?

В. ЛАНОВОЙ: Это не актриса, это партнерша. Это разные совершенно вещи. Это моя многолетняя партнерша. Шутки шутками, но мы почти 45 лет на сцене театра Вахтангова выходим в разных ипостасях, в разных спектаклях, в очень разных ролях. Это великая русская актриса, которая в основу всего спектакля ставит отношение с партнером, и которая дорожит этими отношениями дольше, чем бы то ни было. И причем она много десятилетий назад это говорила, начиная с "Турандот". Я вижу, как она этим дорожит, как это не дай бог нарушить - эту гармонию отношений с партнером. Она великая замечательная актриса, но еще и великий человек. Честность, порядочность, человек, который ни разу не крутанул позвоночником для разных прочих доблестей на груди, от чего актеры не всегда отказываются.

А. МАКСИМОВ: Благодаря чему Вы сохранили такую невероятную энергию, и Вы совершенно молодой человек?

В. ЛАНОВОЙ: Мне 67 лет. Я надеюсь дожить до 70-ти летнего юбилея. Я достаточно много играю и в театре, и на стороне, и преподаю, и веду кафедру, и концерты у меня. Знаете, Галина Сергеевна Уланова много лет назад, когда я был в 10-ом классе, меня повели на спектакль "Ромео и Джульетта", а потом мой первый учитель Штейн повез меня к ней домой. Сидел Завадский, сидел Штейн, сидела Галина Сергеевна Уланова и я мальчишкой. Я был в 10-ом классе, за золотую медаль я получил в награду билет в театр. И я четко помню на всю жизнь, был какой-то разговор, как же все-таки управлять собой или другими. И я помню, как Галина Сергеевна сказала: "Любая победа должна начинаться с победы над собой". Если это происходит, тогда возможно. А если себя не победишь, ничего не получается. И на меня тогда это запало на всю жизнь. И потом жизнь много-много раз предоставляла мне возможность убедиться в этом. Как только один раз не сделаешь зарядку, так сладко полениться. Я бегаю, когда погода позволяет, я без этого плохо себя уже чувствую.

А. МАКСИМОВ: Вы делаете зарядку каждый день?

В. ЛАНОВОЙ: Обязательно. Каждый день отжимаюсь как у военных. Дело в том, что если я это не сделаю, я буду чувствовать себя ущербным. И тогда я могу работать спокойно весь день.

Звонок: Почему Вы не участвуете в антрепризных коммерческих спектаклях? Я бы сказал, упорно не участвуете.

В. ЛАНОВОЙ: Я считаю, что антреприза - это не генеральный путь развития нашего театра. Более того, я считаю, что антреприза во многом гробит такое настоящее театральное искусство, во-первых. Во-вторых, я все-таки иногда участвую, но я люблю участвовать в спектаклях театра Вахтангова, в которых разрешено нам с Юлей играть. А такая голая антреприза - это всегда стыдно.

А. МАКСИМОВ: Расскажите, пожалуйста, историю, которую Вы рассказали до эфира?

В. ЛАНОВОЙ: Это действительно уникальная история. Она у меня появится в книге обязательно. Это после выхода "Павки Корчагина" в 57-ом году, где-то года через два я получаю письмо: "Дорогой Павка, здравствуй. Я слепая девочка, мне 12 лет. Я была раньше зрячая, а потом что-то случилось с моими глазами, и я ничего не вижу. И меня повезли в Одессу, в знаменитый глазной институт. И завтра мне будут делать операцию. Дело в том, что я много раз слушала фильм "Павка Корчагин", я даже представляла, какой ты, Павка Корчагин. Но я тебя ни разу не видела. Завтра меня везу на операцию. Пожалуйста, Павка, пожелай мне удачи". Я, честно говоря, к письмам не всегда серьезно относился, но здесь меня завело невероятно. Я считал каждый день, каждую минуту ждал прессу, когда придет письма. Нету. Неделю, вторую, третью. Нету письма. И вдруг, наконец, я вынимаю из ящика почту и вижу Одесса. Открываю, и на листе крупно-крупно написано: "Дорогой Павка. Я вижу, я вижу, я вижу, я вижу, я вижу, я вижу, я вижу, я вижу!.. Павка, спасибо тебе". Это письмо я храню. Это было потрясающе. Также я храню письмо Козловского, который после моей пушкинской программы написал мне совершенно гениальное письмо. И Павел Григорьевич Антокольский, который написал письмо, где он сказал, что я неправильно читаю "Я помню чудное мгновенье…" "Что ты слушаешь этого Глинку? Это он напустил, читать нараспев. А Пушкин же был африканец!" И потом мы с ним много-много на эту тему говорили. Я потом пробовал читать, как он говорил, в зале Чайковского каждый раз была буря. Кстати, Вы знаете, что он был первым вахтанговцем? Он вместе с ленинградским режиссером ставил "Гамлета"

Звонок: На сколько лет Вы себя ощущаете?

В. ЛАНОВОЙ: Я никогда не задумывался об этом. Не знаю. Пока еще вопрос о возрасте не встает, слава богу. Вот когда встанет, я Вам скажу, насколько я себя ощущаю.

А. МАКСИМОВ: На Вашем месте сидел режиссер Житинкин, который сейчас ставит "Анну Каренину" в театре на Малой Бронной. И главная там идея в том, что Анна Каренина кололась морфием. Поскольку я знаю, что Вы не могли просто играть "Анну Каренину", прочитав роман Толстого, Вы наверняка внимательно изучали. Как Вы относитесь к этой затее?

В. ЛАНОВОЙ: Я считаю, что это какая-то такая галиматья, которой столько сегодня в нашем театре и в нашем кинематографе. Знаете, лет 5 или 7 назад во Франции на главном фестивале просто говорили: "Русские, хватит помойки", когда мы привозили все эти бесконечные милицейские стрельбы, удушья и так далее. Это катастрофа, понимаете. Найти надо обязательно что-нибудь, чтобы подкосило человека. Это фантастика, чушь полная. Я - президент детского кинофестиваля в Артеке. Уже пять лет. В этом году были две замечательные картины. Греческая: о мальчике и учителе, совершенно уникальная картина. И картина "Сестры", наша замечательная картина. И когда я посмотрел и понял, что картина "Сестры" понравилась нашим детям. Но несопоставимые ценности были с греческой картиной. И когда перед тем, как жюри голосовало, мы разговаривали с ними. Я спрашивал: "Вам понравилась картина?" - "Да!" Они меня спрашивают: "А Вам?" - "Нет!" Они спросили: "Почему?" И вот после этого "почему" мы долго-долго говорили. И когда десять человек проголосовали за лучший фильм - "Сестры", а девять - за греческую картину, наша пресса была в удивлении, потрясении. "Как? Разве можно сопоставлять?!" Я говорю: "Господа, мы получаем то, что посеяли. 15 лет мы сбивали понятия добродетели, совести, вкуса, а вы хотите сейчас, чтобы они об этом помнили".

Звонок: Театр Вахтангова - мой любимый театр. Тогда он считался первым номером в Москве. А каким номером он считается сейчас?

В. ЛАНОВОЙ: Так я Вам и сказал. Я думаю, что я не назову Вам этот номер. Но не первый. Сейчас делятся спектакли и режиссеры, которые интересны или не интересны.

А. МАКСИМОВ: Театру Вахтангова исполняется 80 лет. Как вам кажется, что общего у нынешнего театра Вахтангова с тем театром Вахтангова, который был, в котором вы начинали?

В. ЛАНОВОЙ: Я думаю, что, конечно же, театр за эти 15 лет этого смерча, который сметал все на своем пути, не мог устоять, сохранить какую-то свою первозданность. Но все-таки у нас есть своя школа. И преподавая в этой школе, мы все-таки стараемся следовать вот тому, что проповедовал Евгений Багратионович Вахтангов. И когда мы набираем учеников из нашей школы в театр, то они все-таки этим ценностям молятся. Но время вносит свои поправки, и не всегда в лучшую сторону. Я вчера был на 90-летии Лисициана Павла Герасимовича. А неделю назад - на столетии Дмитрия Николаевича Журавлева. Каждый раз я приобщался к таким источникам духовным, вкуса, таким вечным ценностям, что сегодняшнее шебуршение - кололась Анна Каренина или не кололась - просто какой-то маразм. Как будто в этом вся ценность "Анны Карениной". Где только он мог это вычитать?

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 08.11.01 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное