Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ночной Полёт. Беседа А.Максимова с гостем.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите


Стенограмма программы "Ночной полет"
Эфир от 30.10.01 - 00.20

В студии: Елена МАСЮК, репортер РТР
Ведущий: Андрей МАКСИМОВ


Елена МАСЮК
Дата рождения 1961 г. (по некот. данным 1966)
Окончила факультет журналистики Московского государственного университета (МГУ).
Основное место работы, должность
Специальный корреспондент телекомпании НТВ.
Основные этапы биографии
Работала в телепрограммах "Добрый вечер, Москва!", "Взгляд", видеоприложение к газете "Совершенно секретно".
Специализировалась на криминальной тематике.
С 1994 г. работает в телекомпании НТВ.
Начинала работу в программе "Намедни".
Затем начала готовить репортажи из районов боевых действий - Чечни, Афганистана, Таджикистана.
Более десяти раз выезжала в длительные командировки в Чечню.
Летом 1995 г. НТВ передало интервью Елены Масюк с Шамилем Басаевым , который после нападения на Буденновск находился в федеральном розыске. После этого Генеральная прокуратура обвинила журналистку в "недонесении" и "укрывательстве преступников".
24 ноября Министр внутренних дел России Анатолий Куликов заявил, что найденный пакет с радиоактивными материалами является "обычным лабораторным контейнером, который используется в градуировочных мастерских". По данным анализа, проведенного химлабораторией НИИ ФСБ, в нем содержался цезий-137, ранее широко применявшийся при размечивании специальных приборов. Он так же заявил, что Масюк знала об этом - иначе бы не взяла контейнер в руки.
10 мая 1997 г. на автомобильной дороге неподалеку от села Самашки была похищена вместе с оператором Ильей Мордюковым и звукооператором Дмитрием Ольчевым. Освобождены из плена 17 августа 1997 г. (провели в плену 101 день).


А. МАКСИМОВ: Хочу искренне поздравить Вас с получением третьей награды Тэфи. Вы получили ее за потрясающий фильм "Этапом на Запад". Я в первый раз был членом академии, я смотрел и эту работу. Этот фильм совершенно другого уровня, чем все, что я там увидел. Расскажите зрителям, о чем фильм?

Е. МАСЮК: Мы пытались делать программу о том, как обманывают наших людей и как народ верит. Прочитав объявление в газете "Иностранец" о том, что можно поехать в Португалию, в Италию, в Америку, и там работать маляром, получая 8 тысяч долларов, мне кажется, что любой человек должен понять, что эта работа не стоит столько денег. И мы пытались проследить механизм этого обмана.

А. МАКСИМОВ: Люди едут за границу зарабатывать деньги. Они едут в автобусе очень долго?

Е. МАСЮК: Почти четверо суток.

А. МАКСИМОВ: Я зритель, я смотрю, и я мне все показывают: как они едут в автобусе, как они разговаривают, как они выпивают, как они играют в карты, как они приезжают, кто к ним приходит брать их на работу. Как это все можно снять? Как это все делается?

Е. МАСЮК: Все, конечно, рассказывать не буду, потому что действительно после этого нам будет сложно работать. Но мы пытались во внутрь всей этой цепочки обмана войти и проследить это изнутри.

А. МАКСИМОВ: Камера же видна?

Е. МАСЮК: Это наши секреты, о них рассказывать не буду. По крайней мере, все, что снималось, это действительно было. Действительно этих людей, которые все на себе испытали, обманули. Они действительно ехали четверо суток в автобусе, они действительно жили в этих грязных гостиницах - это все было. Если бы действительно пришли в эту фирму, они бы вряд ли нам что рассказали. И в то же время мы потом бы сняли людей, которые стали жертвами этого обмана, то все было бы не так, и зритель бы не поверил.

А. МАКСИМОВ: У Вас не возникает некоторого чувства неловкости? Люди едут в автобусе, там едет какой-то представитель Вашей съемочной группы, он свой вроде бы. А на самом деле он "Штирлиц", он ходит и все снимает. В этом есть какая-то неловкость или это нормальная профессиональная вещь?

Е. МАСЮК: Ну, мы ведь не снимали каких-то запретных вещей, правда. Люди видели, что их снимали.

А. МАКСИМОВ: Вы когда сегодня сюда пришли, сказали, что вообще нельзя говорить "женщина-репортер", нельзя делить по половому признаку. Как это может быть?

Е. МАСЮК: Согласитесь, в советское время, по крайней мере, женщины-корреспонденты на телевидении в основном занимались культурой, медициной. А все-таки сейчас новое время и новое представление о работе, как есть во всех крупных западных компаниях. Почему не может, например, мужчина рассказывать о культуре, если он этим занимается, ему это интересно, или о медицине? Поэтому это неправильно.

А. МАКСИМОВ: А что, когда Вы на работе, Вы себя женщиной не ощущаете?

Е. МАСЮК: Почему женщиной не ощущаю? Я же женщина. Но при чем здесь это? Это абсолютно разные вещи. Я должна делать работу, я ее делаю так, как я ее вижу. Может быть, когда я делаю репортажи, я вижу больше деталей, например. Может быть, мужчина этого не увидит. Может быть, чуть-чуть другой подход. Но здесь главное - результат.

А. МАКСИМОВ: Вы бывали в разных горячих точках. Там всегда возникает масса бытовых проблем, например, нет душа. Это тоже Вас как женщину не волнует?

Е. МАСЮК: Нет, я очень уважаю воду. Масса проблем, но ничего. С каждой поездкой, с каждой командировкой становишься опытнее. Всегда можно найти какое-нибудь укромное место, где, по крайней мере, попытался принять душ. В конце концов, существуют мокрые, влажные салфетки, существуют различные бытовые вещи, которые можно взять с собой. Я, например, готовлюсь к командировке всегда: комплект посуды, кипятильников, всяческие мелкие удобства, которые помогают, когда действительно нет каких-то элементарных вещей.

Звонок: Бывают ли у вас депрессии и минуты слабости? Как Вы из них выходите, делитесь ли с кем-то?

Е. МАСЮК: Конечно, бывают депрессии, как у любого творческого человека. Просто с каждым годом, с каждым каким-то этапом меньше и меньше позволяешь себе входить в эти ситуации, потому что потом из них очень тяжело выходить. Что касается делиться, ну, конечно, когда кому-то рассказываешь, становиться легче. Но здесь еще очень важный момент особенно в нашей публичной работе, чтобы потом этими минутами слабости не воспользовались люди, которые потом, условно, скажем, могут из друзей превратиться в недругов. Это очень важный момент.

А. МАКСИМОВ: Вы без доверия относитесь к людям?

Е. МАСЮК: Нет, я с доверием отношусь к людям, но у нас все-таки очень публичная работа. И как в любом творческом сообществе людей, в массе своей… Я бы не сказала, что ко мне с какой-то большой симпатией относятся мои коллеги или очень доброжелательно относятся. Есть, безусловно, люди, которые будут искренне радоваться победам. Но чаще всего это не так. В любом случае это соперничество, это борьба, чтобы ни говорили.

А. МАКСИМОВ: Вам неуютно на телевидении?

Е. МАСЮК: Почему же мне неуютно? Я попыталась, по крайней мере, здесь, на канале РТР, на котором я работаю, создать небольшой коллектив, в котором мне уютно. Безусловно, у меня есть ностальгия по тому времени, когда я работала на НТВ, когда это было то самое НТВ. И, конечно, здесь на РТР другое ощущение.

А. МАКСИМОВ: Вы с самого начала занимались криминальными сюжетами. Вы делали сюжеты для "Взгляда", для видео-версии "Совершенно секретно". Тоже нельзя спрашивать, почему женщина это делает? Почему у женщин такой взгляд на мир, когда она хочет видеть криминал, войну?

Е. МАСЮК: То есть когда мужчина хочет это увидеть, это нормально?

А. МАКСИМОВ: Это отдельный вопрос. Но когда женщина, это вызывает большее удивление. Женщина - она же дитя гармонии.

Е. МАСЮК: Ну, если есть какие-то вещи, которые не совсем гармоничны, но которые существуют, это же интересно понять, например? Я расскажу об одном эпизоде в своей работе. Было такое дело, достаточно громкое, связанное с людоедством под Казанью. И по нему проходило несколько людей. Одного из них я снимала в Казани, в тюрьме. Я не знаю, почему, но я его спросила: "Какое у Вас хобби?" И мне говорит этот человек, который до этого, извините, ел людей и убивал, он говорит, что он любит разводить рыбок и очень скучает, что здесь в тюрьме он не может разводить рыбок. Какие-то человеческие грани. Кажется, действительно, людоед, страшно даже себе представить, а он говорит о каких-то человеческих вещах. И в тот момент, когда я смотрела на этого человека, было видно, что он искренне говорит. Узнать, почему люди совершают такие преступления? Что ими движет?

Пейджер: Вы никогда не рассказываете про свою личную жизнь. Есть ли у вас муж, дети?

Е. МАСЮК: Я действительно не рассказываю о свое личной жизни, я считаю, что личная жизнь на то и личная, чтобы оставалась моим личным делом.

А. МАКСИМОВ: Вам не кажется, что когда человек все время занимается вот этим, это на его душе может как-то плохо отразиться?

Е. МАСЮК: Нет, ну, я же уже этим не занимаюсь. На каком-то этапе мне стало это абсолютно неинтересным. Я объездила много-много колоний, тюрем, разговаривала с разными людьми. И на каком-то этапе мне это просто стало неинтересно. Когда я пришла на НТВ, я старалась не делать сюжеты на криминальные темы. Мне стало это неинтересным. Я, по крайней мере, пытаюсь сделать то, что мне интересно.

А. МАКСИМОВ: Недавно по российскому каналу показали Ваш фильм "Кавказский полумесяц". Я хочу у Вас спросить как у человека, который был в Чечне, который знал этих людей. Как вам кажется, что-то есть принципиально-неверное, что сейчас делают американцы в Афганистане?

Е. МАСЮК: Для меня шоком было, когда я весной оказалась в Белграде и увидела разрушенный город. Для меня это до сих пор остается вопросом, ответ на который я не могу найти до сих пор. Почему Америка считает возможным бомбить чужие страны, чужие города? И когда погибают люди в том же Белграде, и в том же Багдаде, считают для себя возможным поступать так.

А. МАКСИМОВ: А что же делать?

Е. МАСЮК: Вы считаете, что нужно было бомбить Белград?

А. МАКСИМОВ: Нет, про Белград, это ладно.

Е. МАСЮК: А здесь такая же ситуация. То же самое погибают люди.

А. МАКСИМОВ: Но ведь этой ситуации предшествовали ужасные террористические акты? На Ваш взгляд, Америка не должна была отвечать?

Е. МАСЮК: Думаю, что не таким образом.

А. МАКСИМОВ: А каким?

Е. МАСЮК: Наверняка, могли бы быть просто спецоперации, и надо было уничтожать именно тех людей, кто этого заслуживает, а не просто бомбить страну. Но у Америки такой подход. И к ним, собственно говоря, думаю, что адекватное отношение.

А. МАКСИМОВ: Мы сейчас стали очень много говорить о существовании мусульманского мира, что воспринимается как некое единое целое. С этим мусульманским миром можно договориться? Можно договориться с людьми, которые взрывают себя на дискотеках, например, или которые ведут самолеты на небоскребы? С ними можно говорить?

Е. МАСЮК: Я, конечно, не думаю, что все дело в вере, в принадлежности к национальности и к вероисповеданию. Мне кажется, то, что мусульман представляют такими агрессивными, и в каждой стране ислам трактуют так как нужно этой стране, на самом деле это большая беда для религии. Потому что есть действительно вещи в том же исламе, которые строго и четко оговариваются, например, то же многоженство. В той же Чечне, или в Таджикистане, или в Афганистане это все трактуется именно так, как нужно лидерам той или иной страны. То, что ислам у нас воспринимается как агрессивная религия, в этом тоже, в общем, такая нехорошая заслуга лидеров той же Чечни или Афганистана.

А. МАКСИМОВ: Начались разговоры о том, что мы можем вести переговоры с какими-то там деятелям Чечни. Это, в принципе, на ваш взгляд, возможно?

Е. МАСЮК: Думаю, что этап переговоров давно закончился.

А. МАКСИМОВ: А что делать?

Е. МАСЮК: Для меня, например, действительно будет удивлением, если… каким образом столько лет не могут поймать Басаева? Почему же его не могут поймать? Почему же тогда, в 95-ом году после Буденовска его отпустили? Тогда мы смогли взять у него интервью, почему же спецлужбы не могут найти того же Хаттаба? Есть в этом какая-то политика определенная. Я не знаю для себя точного ответа, почему эти люди до сих пор на свободе. Но они на свободе, значит это нужно.

А. МАКСИМОВ: А как вы нашли Басаева?

Е. МАСЮК: На самом деле это было не сложно тогда. Он ходил через Дагестан. Я взяла карту Чечни, посмотрела те районы, которые контролировались чеченцами, было два района - Веденский и Ножай-Юртовский районы. Поскольку я была в Чечне до этого… Путем какого-то недолгого анализа, я поняла, в каких населенных пунктах его стоит искать.

А. МАКСИМОВ: Такая незамысловатая работа.

Е. МАСЮК: Абсолютно. Это просто к тому, почему его до сих пор не могут найти.

Звонок: Вы, конечно, знаете общеизвестные произведения, Илью Фучика. Он был великий писатель и журналист, и пожертвовал своей жизнью для журналистики. Могли бы Вы для спасения человечества отдать свою жизнь, пожертвовать ею?

А. МАКСИМОВ: А Вы могли бы?

Звонок: Я мог бы, хоть завтра.

Е. МАСЮК: Я сомневаюсь, что моя жизнь спасла бы человечество. Понимаете, идти на работу, как на подвиг, не думаю, что это правильно.

А. МАКСИМОВ: А Вам вообще не страшно было, когда Вы искали Басаева?

Е. МАСЮК: Знаете, когда были командировки в Чечню, было так: мне завтра уезжать, были самолеты рано утром. И когда поздно вечером, ночью собираешься, то действительно так неспокойно как-то. Но когда туда приезжаешь, на следующий же день, адаптируешься, главное понять ситуацию и понять, кто рядом, где ты находишься. И еще очень важно, чтобы в нашей работе не было вот такого звериного страха. Чувство опасности, чувство того, что посчитать ситуацию, это должно быть. Но в нашей профессии ни в коем случае нельзя показывать людям, в особенности в тех местах, где каждый день люди видят смерть, свойство страха. Нельзя.

А. МАКСИМОВ: Там, где стреляют, женщине не может быть не страшно.

Е. МАСЮК: А мужчине может быть страшно?

А. МАКСИМОВ: Но, все-таки армия состоит из мужчин. И воюют в основном мужчины.

Е. МАСЮК: Не будем, давайте, обсуждать вопрос страшно - не страшно. Я видела на самом деле достаточно много ситуаций, к сожалению, когда мужчины себя вели не очень достойно в таких местах. Я считаю опять-таки, что это не вопрос деления по половому признаку. Это вопрос отношения к тому, что ты делаешь. И в то же время, если человек едет в Чечню, Таджикистан или Афганистан, не на курорт едут, и там должно быть опасно. И надо, по крайней мере, попытаться еще в Москве, еще до командировки проанализировать, сможешь ли ты там нормально работать?

А. МАКСИМОВ: На вашем месте сидел Кирсан Илюмжинов, который сказал, что Ваш фильм о нем - одно из любимых его произведений вообще мирового искусства. И что он с огромным удовольствием его смотрел. Фильм, на самом деле, поразительный, очень интересный и открывающий многое, во всяком случае, для меня. Такие фильмы, критикующие президента автономной республики, они сами по себе возникают или Вам говорят: "Лен, надо, наконец, уже сказать правду народу…"?

Е. МАСЮК: Нет, нет, нет. На самом деле, что касается программы о Якутии - "Страна безмолвия" - что касается программы о Калмыкии, это были мои идеи, которые были на самом деле еще давно. И еще про Кирсана Николаевича Илюмжинова хотелось сделать очень давно, еще работая на НТВ. Так вот совпало, что это было сделано сейчас. Мне очень приятно, что так совпало, что сейчас много говорят о Михаиле Ефимовиче Николаеве. До этого как-то о Якутии вообще ничего не говорили. Горда, что, по крайней мере, хоть какую-то лепту внесла, что страна узнала своего героя.

А. МАКСИМОВ: Когда выходит ваш фильм, будь то про Калмыкию или про Якутию, народ начинает говорить: "Ну, наверное, Путин что-то хочет и поэтому так".

Е. МАСЮК: Я не знаю, что хочет Путин. Мне от него ничего не передавали.

А. МАКСИМОВ: То есть это фильмы, которые абсолютно возникают по Вашей идее?

Е. МАСЮК: Да, это правда.

Звонок: В связи с чем Вы ушли с НТВ? Нас это очень волновало тогда, и мы не могли понять.

Е. МАСЮК: Я уже говорила о том, что после того, что ушел Олег Борисович Добродеев с НТВ, НТВ уже было не то. И когда Олег Борисович меня позвал на канал РТР, то я согласилась фактически сразу, потому что мне очень интересно работать с этим человеком. Это человек, который очень многому меня научил. Олег Борисович любит говорить: "По ощущениям". Даже когда он смотрит, например, мою работу или мы что-то с ним обсуждаем, он говорит: "У меня другое ощущение". Я думаю, ну, может быть, не так. А потом спустя какое-то время, я понимаю, что Олег Борисович был абсолютно прав. И вот именно это "ощущение" - это тоже очень важно.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы ушли за учителем? Такая нормальная человеческая ситуация?

Е. МАСЮК: Может быть, я не могу сказать, что Олег Борисович - единственный учитель в моей жизни, в профессиональной жизни. Но это человек, который меня очень многому научил, и которого я очень, очень уважаю.

А. МАКСИМОВ: Часто ли вы задаете себе вопрос: "Зачем я это делаю?" Например, Вы снимаете фильм про Илюмжиного, ничего не случилось с Илюмжиновым. Вы сняли фильм про Якутию - ничего не случилось с Николаевым.

Е. МАСЮК: Но ведь знание - тоже очень важно, правда. Важно было рассказать про Михаила Ефимовича Николаева, важно было рассказать о Кирсане Николаевиче Илюмжинове. Я стараюсь делать то, что мне интересно. Может быть, для себя снимаю, для себя делаю. Но если оказывается, что это еще интересно людям… Я по себе, по тому самому ощущению исхожу, если мне интересно, я надеюсь, что будет интересно людям.

А. МАКСИМОВ: То есть Вы не ставите никаких политических задач: поменять руководство в Калмыкии?

Е. МАСЮК: Это не мой уровень, этим должны заниматься другие люди. Я пытаюсь, по крайней мере, показать. Вот, например, "Этапом на Запад" - странная вещь. Через некоторое время мы позвонили в эту фирму, и оказалось, что она продолжает работать, продолжает обманывать людей. Ничего не изменилось. По крайней мере, органы, которые должны это контролировать подобные организации, ничего не смогли сделать.

А. МАКСИМОВ: У вас не было после этого какого-то отчаяния?

Е. МАСЮК: В какой-то момент было, конечно. Но, по крайней мере, когда стали приходить письма от телезрителей, и люди говорили: "Спасибо", что посмотрели эту программу. И даже если они уже сдали в эту фирму деньги, но они туда не поехали, это хотя бы 10-15 человек мы спасли от "дна" на Западе. И это хорошо.

Звонок: Смотрю в телевизор: сидит женщина - гениальный репортер, и сидит мужчина - точно такой же гениальный творец репортажей. Верите ли Вы, что и сегодня гений может работать над современной проблематикой так прекрасно, так скромно и так порядочно как Вы, и как Ваш благородный собеседник?

Е. МАСЮК: Спасибо за такую оценку, но опять-таки все, что мы делаем, и оценка того, что мы делаем - это субъективно. Хорошо, что люди смотрят программы. И когда на следующий день мы смотрим рейтинги, и знаем, что может быть, это не совсем правильный подсчет, тем не менее, все журналисты и руководители каналов смотрят на эти рейтинги. Потому что все-таки это определяет какую-то степень, может быть не до конца, но как раз уровень и доверия, и интерес к той или иной теме.

А. МАКСИМОВ: Что самое главное Вам дало телевидение, и что самое главное оно у Вас отняло?

Е. МАСЮК: Чего отняло, так это точно уж свободное время - его нет абсолютно. Но дало - это образ жизни, может быть. Может быть, не тот, о котором я думала. Но телевидение это жизнь, вот она вся. Вся на телевидении.

А. МАКСИМОВ: Телевидение - это жизнь?

Е. МАСЮК: Для меня, по крайней мере, да. Потому что если я даже не на работе, если я еду, куда-то иду, у меня все время мысли о том: что снять, как снять, как написать. Наверное, я должна сказать "Спасибо" судьбе, что все-таки телевидение стало жизнью.

Полная видеотека эфиров "НОЧНОГО ПОЛЕТА"
Эфир от 30.10.01 - 00.20
Ждем Ваших вопросов на форуме.
Пишите



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное