Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лирика жизни

  Все выпуски  

Лирика жизни


Сегодня 1 сентября, в школах прошли праздничные линейки, прозвучали первые звонки, и у детей начались трудовые будни.

1 сентября - первый школьный звонок

По мнению коллеги Фрица Моргена, современная система школьного образования ущербна и направлена только на то, чтобы отбить у детей тягу к знаниям. Не будем спорить с Фрицем – перед нами сейчас стоит совсем другая задача. Отметим только, что советская система образования была одной лучшей в мире (если не самой лучшей), и за прошедшие с момента распада СССР годы в методах обучения и воспитания школьников мало что изменилось. Проверенная годами система осталась, и, как мне кажется, в настоящее время качество образования российских школьников снижается не из-за ущербности системы образования, а по другим причинам. И, главная причина – это нежелание детей учиться.

Нежелание детей учиться вызвано вовсе не плохой системой образование, а огромным количеством появившихся в последние годы способов развлечься (соблазнов). Дети – это еще не в полной мере осознающие свои поступки недочеловеки. Дети гораздо более подвержены соблазнам и страстям, чем взрослые люди. И дети идут за своими страстями, а учеба остается на втором месте – это в лучшем случае.

Основные страсти современного ребенка известны каждому родителю: телевизор, компьютер, Интернет. Есть и другие соблазны, но именно эти – основные. Наверное, почти все родители согласятся со мной, что телевизор для ребенка – это безусловное зло, и мы не будем рассуждать о вреде телеящика. Компьютер и Интернет – замечательные и полезные изобретения, – но как эти придумки используют наши дети? Сколько времени ежедневно проводит ребенок перед экраном монитора?

Ребенок, как мы уже говорили – это недочеловек. У ребенка нет тех целей и задач, которые приходится ежедневно решать каждому взрослому человеку. У ребенка есть всего одна задача – учиться.

Учеба – это главная и единственная задача маленького недочеловека. Других задач нет. Чтобы не говорили родители, учителя и Фриц Морген о современной школе, о методах образования и воспитания детей, о других вопросах школьного обучения – ребенок обязан учиться. И учится – это очень легкая задача. Учиться в школе – легко! Учиться в школе, и хорошо учиться – посильный труд для любого ребенка. Если ребенок учится плохо, вывод можно сделать только один – его детские страсти сильнее, чем желание учиться.

Каждому родителю нужно осознать, что ребенок, который не учится или учится плохо, не выполняет свою единственную детскую обязанность. Учеба, как мы уже говорили – это обязанность ребенка. Если взрослый человек не выполняет каких-то своих обязанностей, его ждет наказание. Если маленькой недочеловек не выполняет своей единственной (и очень важной для него самого) обязанности, его тоже нужно наказывать.

Тема нашего исследования – один из методов наказания детей, а именно – телесные наказания.

Телесные наказания, на мой взгляд, наиболее действенный способ борьбы с детскими страстями. Проще говоря, детей надо бить!

Предвидя возмущение некоторых читателей, сразу отмечу, что я не призываю родителей бить своих детей. Домашнее насилие, насилие в семье – это проявления неразумного подхода к воспитанию детей, и, между прочим, уголовно наказуемые деяния. Говоря о телесных наказаниях, как методе воспитания маленьких недочеловеков, я имею в виду внедрение в современную российскую школу полноценной системы телесных наказаний, функционирование которой нужно обязательно закрепить на законодательном уровне.

Подробней о телесных наказаниях, как методе воспитания детей – в следующих материалах.


В старину вопрос о том, применять ли телесные наказания для воспитания детей, не ставился. Все древние народы считали применение физических наказаний необходимым и очень полезным способом воспитания детей. Еще Платон говорил: «ребенка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами…».

Телесные наказания школьников

Древние педагоги-воспитатели Киевской Руси и Московского княжества тоже использовали телесные наказания в воспитательных целях, и вполне успешно. В России идеи об отказе от телесных наказаний стали высказываться только в середине XIX века. Например, Николай Иванович Пирогов, знаменитый русский педагог и естествоиспытатель, в статье «Нужно ли сечь детей?» доказывал, что применение телесных наказаний (битье розгами) антипедагогично и должно быть отменено. Вместе с тем Пирогов считал невозможным полностью обойтись без телесных наказаний, и советовал применять розги только в исключительных случаях. Я согласен с ученым – в современных российских школах применять телесные наказания необходимо только в исключительных случаях. И все эти случаи должны быть описаны и закреплены в законодательстве.

Международные опросы, которые проводились во многих странах мира, показывают, что многие родители считают законным и даже необходимым применение телесных наказаний в целях воспитания детей. Например, 90% американских родителей не имеют ничего против порки.

После развала Советского Союза подобные опросы проводились и территории Российской Федерации.

В 1992 году на вопрос анкеты ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения) «допустимо ли наказывать детей физически?» утвердительно ответили 16% россиян. При опросе ФОМ (Фонд «Общественное Мнение») в 2004 году применение телесных наказаний детей назвали допустимым уже 54% российских граждан, а при опросе ФОМ в 2008 году телесные наказания назвали необходимыми уже 67% россиян. Вот такая интересная тенденция.

Недавно в одной из школ города Комсомольск-на-Амуре было проведено анкетирование. На вопросы анкеты отвечали две группы респондентов: ученики старших классов и учителя. Всем участникам эксперимента были заданы следующие вопросы:

1. Ваше отношение к телесным наказаниям в воспитании.
2. Кто должен осуществлять телесное наказание ребенка?
3. Кто, на ваш взгляд, должен назначать телесное наказание?
4. Перечислите проступки, за которые, на ваш взгляд, может быть назначено телесное наказание.
5. Считаете ли вы, что в современной школе необходимо ужесточить требования к дисциплине учащихся?
6. Считаете ли вы возможным официальное введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях?

Результаты анкетирования оказались неожиданными. Подавляющее большинство учеников – 65,8% – согласились с возможностью применения телесных наказаний в исключительных случаях. Некоторые ученики даже пытались перечислить те случаи, в которых необходимо применять телесные наказания.

Правда, по вопросам о назначении и исполнении телесных наказаний большинство участников доверяет только родителям. Не могу согласиться с этим мнением, поскольку применений родителями телесных наказаний к собственным детям в большинстве случаев превратится в то, что сейчас принято называть домашним насилием. Назначать и осуществлять телесные наказания должны специально созданные для этого органы, деятельность которых должна быть жестко регламентирована законом!

Интересные результаты были получены и от учителей. Отвергли телесные наказания только 2,7% опрошенных педагогов, поддержали – 16,2%, и поддержали в исключительных случаях – 81%.

Вывод очевиден: современная теория педагогики и воспитания совершенно не соответствует тому, что действительно необходимо учителям, воспитателям и даже самим ученикам. Абсолютное большинство практикующих педагогов однозначно выступает за применение телесных наказаний. Кстати, на последний вопрос, который был задан только учителям: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?», большинство педагогов ответило: розги или ремень. Все правильно. Зачем придумывать что-то новое, если история показала эффективность традиционных методов?

Конечно, при внедрении в российский школьный образовательный процесс системы телесных наказаний необходимо быть очень осторожными. Основная проблема в том, что бы под видом наказания к детям не применяли насилия. Телесное наказание не должно быть насилие на ребенком. Телесное наказание – это необходимая мера ответственности, применяемая в исключительных случаях как реакция общества на определенные проступки детей. Телесные наказания – мера исключительная и жесткая, но ни в коем случае не жестокая.

Предстоит сделать очень много работы в этом направлении. Но ведь нужно когда-то начинать! При правильном подходе к поставленной задаче результаты будут впечатляющими – в этом я уверен. И наши дети не останутся в обиде, а, наоборот, будут благодарны родителям и учителям.

Ссылки на использованные источники:

И.С. Кон «Запрещение телесных наказаний – глобальная проблема современной цивилизации».

Андрей ПАЛОУСОВ «Порка и телесные наказания парней».

Прочтите таже:


В избранное