Автор: Саша Букин | 25.08.2009 | 10:10 |
В рубриках: Основы ТЧС
Итак,
начало положено. По моей просьбе куплены домен и место для сайта,
сделаны кое-какие настройки в системе управления блогом, и, в принципе,
можно приступать к первому уроку.
Друзья, вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о человеческих страстях.
Страсть – это не то, что изображено на вышеприведенном рисунке.
Однако эти действия являются одним из проявлений человеческой страсти.
Я хочу сказать, что страсть – понятие довольно объемное, которое не
сводится лишь к каким-то примитивным поступкам. Впрочем, о предмете
нашего исследования, о страсти, о понятии страсти и методах изучения
науки человеческих страстей мы поговорим в следующих публикациях. А
пока я лишь хочу, чтобы вы поняли одну простую истину: страсть – это
«чувство», присущее любому человеку, это то, без чего человек не был бы
тем, кем он является на самом деле. Еще один очевидный факт: страсть – это чаще всего проявление тайных желаний человека,
тех желаний, о которых человек по каким-то причинам (страх, стыд и
т.д.) никогда не будет говорить открыто. Подробности – в следующих
публикациях.
Несколько слов о себе. Профессор? Почему профессор? Потому что я –
профессор, и только поэтому. Каких-либо других подробностей о себе и
своей жизни рассказывать я пока не готов. Вам, дорогие мои,
неопределенное время придется довольствоваться лишь моим профессорским
статусом. И хватит об этом.
Домен. Почему такое «интересное» доменное имя? Я вовсе не пытаюсь
эпатировать Интернет-публику, хотя и сознаю, что адрес, по которому
находится мой блог, возможно, будет привлекать внимание. И это хорошо.
Однако сразу предупреждаю любителей проявлять определенного рода
страсти один на один с экраном монитора – порнографии и прочей
клубнички тут не будет. Рисунок в этой заметке – лишь необходимая
иллюстрация к уроку, цель которой – донести свои мысли читателям.
Кстати, название домена созвучно моему имени – и именно это
обстоятельство в первую очередь повлияло на выбор доменного имени,
которое (удача!) оказалось свободным.
На этом сегодняшнюю небольшую лекцию я заканчиваю. Домашнего задания не будет.
Примечание: Я не случайно заключил в кавычки слово «чувство». Чуть позже объясню, почему я это сделал.
Приступая
к изучению любой науки, нужно прежде всего понять: а что, собственно,
мы будем изучать? Что является предметом исследования?
В теории человеческих страстей предметом изучения, что вполне
логично, являются разнообразные человеческие страсти. Для начала
определимся с самим понятием «страсть». Итак, страсть – что это? Дав
четкое определение этому понятию, мы поймем, что нужно изучать.
«Страсть — сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти».
Мне нравится это определение. В нем есть только один не совсем ясный
момент – страсть определяется как эмоция, но что такое эмоция? Не будем
усугублять ситуацию, пытаясь научно и грамотно сформулировать
определение понятия «эмоция». Возьмем как данность следующее
утверждение: эмоция – это некое переживание человека
по поводу тех или иных реальных или мнимых обстоятельств, в которых
этот человек оказался. Заметьте, я указал, обстоятельства для эмоций
могут быть и мнимыми – то есть зачастую человек может испытывать эмоции
(переживать) безо всяких оснований, впустую.
Основные человеческие эмоции известны всем, и каждый из нас испытывает
и переживает их ежедневно: удовольствие, надежда, радость, гнев, страх,
горе и т.д.
Однако вернемся к нашим страстям.
Древнегреческий философ Зенон считал, что страсть – это излишний и
даже вредный для человека импульс души. Этот душевный импульс
становится неконтролируемым и опасным, поэтому
человек должен бороться со своими страстями. Пока еще рано рассуждать
об опасности страстей, но утверждение Зенона о том, что страсть
является неконтролируемой эмоцией поможет нам в изучении предмета
исследования.
В религиозной философии, и, в частности, в православном вероучении, страсть определяется, прежде всего, как греховные эмоции,
которые вызваны увлечением человека чем-либо вместо Бога. Страсти
рассматриваются как ошибочные, неверные, греховные проявление
человеческой природы. Особо выделяются несколько основных страстей (так
называемых смертных грехов): гордость, тщеславие, алчность, гнев, блуд,
чревоугодие, лень, печаль. Православная Церковь считает, что со своими
страстями человеку необходимо бороться, и основой такой борьбы является
борьба с греховными помыслами.
Сложно согласиться с адептами мистических учений по поводу
ошибочности или греховности страстей. Страсти (эмоции, переживания) –
это не ошибка природы, это изначально присущие человеку качества,
без которых человек и не был бы человеком. Это данность, которая просто
есть – и, как бы не хотелось утверждать обратное, страсти – это вполне
нормальные обычные человеческие качества.
Однако не будем спорить с религиозными мистиками, и даже возьмем на заметку утверждение о том, что со страстями необходимо бороться. Почему? Потому что порой наши страсти являются источником опасных конфликтов, и мешают человеку быть счастливым.
Подытожим все то, что мы сегодня узнали.
Во-первых, страсть – это эмоция (переживание).
Во-вторых, страсти (эмоции, переживания) – присущие любому человеку качества в силу самой природы человека.
В-третьих, страсть – это неконтролируемая эмоция.
В-четвертых, в основе страстей лежат какие-либо внешние
обстоятельства, на которые человек может влиять или, наоборот, влиять
не может.
И, наконец, в-пятых, человеку необходимо бороться со своими страстями.
Итак, с предметом исследования мы определились, более или менее
четко сформулировав определение понятия страсти и указав основные
признаки страстей человеческих. В следующей заметке поговорим о методах
исследования теории человеческих страстей.