Я постоянно сталкиваюсь с низким качеством (например, здесь). Не думаю, что у меня завышенные требования, вокруг полно подтверждений. Далее несколько мыслей о возможных причинах.
Низкая культура производства – некоторые люди считают хорошее отношение к работе чем-то постыдным. Официантка приняла заказ, потом принесла его, а улыбаться и делать мелкие жесты вежливости
не обязательно – это не входит в должностные обязанности. Рабочий криво приклеил стикер – команду выполнил, точных размеров ему не указали, а что выглядит некрасиво, так ему плевать. Причем когда начальник спрашивает за такие мелочи, это считается придирками.
Отголоски высокого спроса – до кризиса большое предложение денег раздуло спрос до невообразимых величин. На качество в такой ситуации никто не смотрел, все брали количеством и расширением рынков. Потерять клиента никто не боялся,
на его место тут же приходило десять новых.
Финансовая политика предприятий – почти все предпочитают снижать издержки за счет качества и конкурировать ценой. Никто не понимает, что это тупиковый путь – всегда найдется предприниматель, который будет либо демпинговать для захвата рынка, либо использовать ворованное сырье, либо химичить с налогами. И предложит цену еще ниже. В результате никто не заработает. В России очень мало компаний, которые идут противоположным путем
– дорого продают качественный товар.
Отсутствие управленческих технологий – в любой книжке по менеджменту описаны простейшие способы мониторинга качества. Почему-то они практически никогда не используются в малом и среднем бизнесе. Более того, людей с управленческим образованием (хотя бы начальным) очень мало. Очень велико влияние человеческого фактора, я уже писал об этом в постах о малом и крупном
бизнесе.
Неэффективная судебная система – нормальному человеку трудно защитить свои права в суде. Это требует времени и денег, компании могут легко менять юридические лица, адвокаты редко берутся за мелкие дела. Да и не верят люди в справедливый суд, отсюда и нежелание связываться.
Низкая экономическая грамотность – люди в массе не способны сравнить несколько альтернативных вариантов, легко ведутся на рекламу и технологии продаж. Тем самым
поддерживают низкое качество, предприниматели концентрируют усилия на продажах, а не на качестве.
Коррупция – часто у предпринимателя есть возможность договориться с надзорными органами, чтобы те закрыли глаза на отдельные нарушения. Иногда это никак не отражается на качестве, а иногда очень сильно.
Что меня радует, так это изменения к лучшему – кризис резко уменьшил спрос и предприниматели стали конкурировать не только ценой, но и качеством.
Ведущий
рассылки justsoblogger, автор одноименного блога.