Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2005-03-23

Fw: Забытые уроки самоуправления

Привет!
|
| Интересная статья:
| | | Забытые уроки самоуправления.
|
| Прошу обратить внимание на:
|
| 1. В организациях трудящихся, построенных по образу и подобию
| буржуазного парламентаризма, не могут быть удовлетворительно решены
| такие проблемы, как повышение активности "рядовых" членов
| организации (совета); оперативное обновление состава выборных органов;
| обеспечение подконтрольности выборных органов "рядовым" членам
| организации; потребительско-иждивенческое отношение к выборным
| активистам ("мы тебя избрали, мы тебе доверяем - ты и работай, защищай
| нас"); защита выборных активистов от произвола администрации и властей
| и от соблазна "представителей" перейти на их сторону.
| 2. Современные электронные средства связи позволяют
| функционировать "перевернутой" пирамиде власти с достаточной скоростью
| движения информации в ней по всем каналам, даже на мировом уровне.
| 3. Социальные субъекты (советы),состоящие из рядовых членов, являются
| идинственным источником власти без передачи полномочий по принятию
| властных решений, даже и выборным органам совета, которые занимаются
| только исполнением принятых решений (конкретных поручений).
| 4. Социальные субъекты (советы) направляют своих представителей только
| для доведения своего решения и согласования совместных действий.
| | Г.Я.Ракитская,
| доктор экономических наук
|
| Забытые уроки первой русской революции
|
| Какое значение имеет для нас исторический опыт первой русской
| революции? Может ли быть он полезен российским трудящимся в
| современных условиях?
| Приходится констатировать, что сегодня, к сожалению, исключено или, по
| меньшей мере, крайне затруднено прямое извлечение практических уроков
| из положительного и негативного опыта революционного прошлого - не
| только первой, но и двух других революций в России начала ХХ века. Но
| не потому, что существенным образом изменились социально-экономические
| условия жизни и проблемы трудящихся и опыт столетней давности просто
| устарел. Нынешнее положение и жизненно важные проблемы трудящихся как
| раз принципиально (по сути) не отличаются от начала прошлого века.
| Главная причина невостребованности социальной практикой революционного
| опыта предшествующих поколений - отсутствие в современной России
| сколько-нибудь широкого классово самостоятельного движения
| эксплуатируемых трудящихся. Другими словами, в стране нет
| общественного субъекта, способного воспринять прошлый опыт борьбы
| трудящихся, извлечь из него уроки.
| Неспособность осмыслить опыт прошлого и практически воспользоваться им
| коренится при этом не в интеллектуальной неразвитости трудящихся, а в
| отсутствии у них такого минимального уровня политической
| организованности и политической активности, который предполагает нужду
| в реальном знании основных событий своей собственной истории. В
| противном случае современные российские трудящиеся уже извлекли бы
| уроки хотя бы из четвертой русской революции (1989-1991 гг.), т.е. из
| событий, участниками или созерцателями которых они только что были.
| За время существования в СССР казарменного (фашистского типа) режима
| была утеряна вся накопленная ранее трудящимися культура коллективного
| сопротивления, не говоря уже о культуре действительно классовой
| борьбы. Казарменный режим подавлял любые формы несанкционированной
| властями социальной активности. Режим целенаправленно формировал (и
| сформировал) не активных граждан, способных сохранить и развить
| прежние традиции солидарных совместных действий для отстаивания своих
| интересов, а политически пассивную разрозненную массу людей,
| задавленных страхом репрессий, утерявших способность к самоорганизации
| и совместной борьбе. Строго говоря, в СССР рабочие не были классом в
| научно точном смысле этого слова: не были самостоятельным общественным
| субъектом, представленным в социально-политической жизни собственными
| независимыми организациями и движениями. Некому было поэтому ни по
| достоинству оценить, ни критически отнестись к революционному
| социальному опыту трудящихся старой Российской империи, некому было
| сохранить и развить этот опыт, перенести его в наше время. Не забудем,
| что тоталитаризм формирует сознание не просто пассивной массы, но
| толпы, нуждающейся не в опоре на уроки массовых народных движений, а в
| опоре на вождя (фюрера). Вот это наследие тоталитаризма и сказывается
| в современной российской истории чем дальше, тем отчетливее.
| Оживление российского общества в конце 1980-х - начале 1990-х годов
| сулило надежду на восстановление "связи времен" в развитии культуры
| социального действия трудящихся, на возрождение культуры
| организованной классовой борьбы. Такую надежду вселяла
| антитоталитарная (общедемократическая) направленность четвертой
| русской революции. Ее главные завоевания - новые правовые нормы
| буржуазно-демократического характера - открывали, казалось бы, простор
| для развития социальной и политической активности трудящихся.
| Однако в ходе и в результате шоковых глобализационных реформ новой
| власти в опережающем режиме пошли процессы разрушения производства,
| нарастания открытой и скрытой безработицы, процессы социальной
| деградации общества и люмпенизации трудящихся. Самой настоятельной для
| большинства стала (и остается до сих пор) не потребность объединиться
| для борьбы за достойную жизнь, за демократические и действительно
| социалистические (последовательно гуманистические) ценности и цели, а
| потребность приспособиться к новым условиям, чтобы биологически
| выжить. Тем самым возможности самоорганизации трудящихся, появившиеся
| благодаря политическим достижениям антитоталитарной революции, на деле
| были заблокированы. Не успев толком начаться, прервался процесс
| превращения разрозненной массы трудящихся и эксплуатируемых в класс
| (говоря словами К.Маркса, в "класс для себя") - сознательно
| самоорганизованную социальную силу, действующую активно и
| самостоятельно, на основе собственной идеологии и стратегии.
| Ни новые, ни (тем более) старые профсоюзы не смогли выдвинуть и не
| выдвигают до сих пор собственных ясных целей и программ в противовес
| государственной социально-экономической политике. Профсоюзы постоянно
| запаздывают с осознанием сути происходящего, демонстрируют невысокий
| уровень претензий и осторожность выдвигаемых требований, когда все же
| решаются на организацию коллективных действий.
| С начала 1990-х годов много раз возникали и сейчас постоянно возникают
| обстоятельства, требующие и достойные общеклассовой политической
| борьбы трудящихся - согласованных повсеместных выступлений,
| общероссийских политических стачек, мощного внепарламентского давления
| на власти и капитал.
| Однако ни шоковые реформы в целом, ни принятие нового Трудового
| кодекса, ни введение единого социального налога и проекты его снижения
| не вызвали реального сопротивления трудящихся.
| Митинги, демонстрации, пикеты, забастовки, даже "рельсовые войны" и
| голодовки стали в России обычным явлением. Но все это (исключая разве
| что пикет 1998 г.), как правило, не выходит за пределы локальных
| конфликтов, причем конфликтов по преимуществу из-за невыплат
| заработной платы. Очевидна, казалось бы, неприемлемость для трудящихся
| нового тура социальных реформ, задуманного и осуществляемого
| федеральными властями с 2000 г., - реформ, которые делают обвальным
| рост и без того чрезмерных социальных рисков безработицы, нищеты,
| бездомности, безземельности, опускания трудящихся на "социальное дно".
| Но и эти реформы не наталкиваются на сколько-нибудь действенное
| сопротивление - ни на многомиллионные уличные выступления, ни на
| серьезные забастовки в ключевых звеньях хозяйства.
| Массовые акции, особенно в последние годы, организуются фактически
| лишь с одобрения и под контролем, а то и по инициативе властей,
| проходят под красивыми, но расплывчатыми общими лозунгами.
| Дополнением, выпускающим пары и сеющим иллюзии в среде трудящихся,
| служат телевизионные дебаты между "дежурными" политиками, причем
| дебаты, как правило, по частным вопросам.
| Профсоюзная борьба в России (как и гражданское сопротивление в целом)
| носит очаговый, эпизодический и, за редким исключением,
| протестно-оборонительный характер. От такого сопротивления до
| целенаправленной наступательной борьбы на основе собственной классовой
| идеологии и стратегии - дистанция огромного размера.
| В постсоветской России как не было, так и нет ни одной влиятельной
| политической организации, выросшей "снизу" - из рабочего, профсоюзного
| или социальных движений. Партии, заявляющие себя защитниками трудового
| народа, не имеют реального политического веса, а чаще просто лукавят.
| Новейшие попытки провозгласить партии для представительства профсоюзов
| на политическом уровне рождают декоративные, недемократические по
| своему устройству и недолговечные структуры под деляческую задачу
| прорыва узких групп лиц в депутатские кресла.
| Неудивительно, что сейчас так же, как и в советские времена, уроки
| прошлой борьбы трудящихся, профсоюзный и разнообразный
| партийно-политический (не только большевистский) опыт оказываются
| ненужными, невостребованными. Ни к революции 1905-1907 гг., ни к
| революциям 1917 года не возникает никаких вопросов со стороны все еще
| зародышевого демократического движения трудящихся. А социалистического
| движения нет в современной России даже и в зародыше.
| В то же время процессы обнищания, деклассирования трудящихся,
| люмпенизации населения привели к росту влияния, особенно на молодежь,
| идеологий, близких к фашизму, неонацизму, расизму. Приходится
| констатировать рост шовинистических настроений, возрождение и
| закрепление имперских стереотипов массового сознания в среде
| трудящихся и обывателей, смыкающихся с имперским характером политики
| федеральных властей. В этих условиях у все большей части рабочих
| возникает интерес не к опыту общедемократических или социалистических
| движений и революций, а к опыту итальянского фашизма, гитлеровского
| нацизма и сталинской контрреволюции.
| Нынешнее состояние самоорганизации и социальной активности трудящихся,
| далекое от классовой самоорганизации и классовой борьбы, не дает
| никаких оснований для того, чтобы прогнозировать практический интерес
| к целям, способам борьбы, тупикам и достижениям рабочего движения во
| времена его зарождения в царской России и, тем более, во времена его
| революционных подъемов.
| В этих условиях изучение революционной отечественной истории неизбежно
| превращается в академическое (научно-исследовательское) занятие.
| Наука, ориентированная на обслуживание интересов и борьбы трудящихся,
| отвечает сегодня на вопросы, которые еще не заданы социальной
| практикой трудящихся. Наука дает заготовки впрок.
| Итак, чем ценен может быть трудящимся, поднявшимся на реальное
| организованное сопротивление, на классовую борьбу, опыт первой русской
| революции? Остановлюсь только на одном ценном порождении этой
| революции - на советах.
| Опыт советов начала ХХ века (до их превращения после Октябрьской
| революции в органы, маскирующие диктатуру правящей партии), - это,
| во-первых, опыт народного контроля за действиями властей и капитала.
| Это, во-вторых, опыт создания и деятельности параллельной народной
| власти - власти трудящихся, действующей одновременно с органами власти
| господствующего класса.
| Это, в-третьих, опыт осуществления власти принципиально иного типа,
| нежели буржуазно-демократическая и тоталитарная (диктатурная), -
| власти народно-демократической.
| Это, в-четвертых, самый первоначальный опыт демократической
| организации пространства жизни трудящихся.
| В 1905 г. в России возникли выборные Советы рабочих депутатов и Советы
| крестьянских депутатов, а после Февральской революции 1917 г.
| образовалась сеть Советов рабочих и солдатских депутатов. Именно
| двоевластие обеспечило мирное, без гражданской войны отстранение от
| власти Временного правительства. В ходе четвертой русской революции
| трудящиеся "вспомнили" опыт создания структур своей параллельной
| власти и народного контроля: в шахтерских регионах в 1989-90 гг.
| создавались и реально действовали как вторая власть рабочие комитеты,
| были организованы и контролировали выполнение соглашений с
| правительством рабочие комиссии.
| Создание трудящимися структур параллельной власти
| народно-демократического типа (типа первоначальных советов) -
| закономерность в периоды подъемов рабочего движения. Сегодня есть
| полный ответ на вопрос о принципах организации народно-демократической
| власти. Эти принципы выявила история и российского, и зарубежного
| рабочего движения. Они обобщаются в понятии "перевернутая" пирамида
| власти. Перевернутая - по сравнению с властной пирамидой и
| буржуазно-парламентской демократии, и тоталитаризма.
| Буржуазно-парламентская демократия на словах признает источником
| власти народ. На деле же она не приемлет реального влияния народа
| ("электората") на позицию парламентариев после выборов, превращает
| голос депутата в дефицитный дорогой товар на рынке голосов в пользу
| тех или иных законопроектов. Избиратели передают парламентариям
| полномочия по принятию властных решений. Принципиально то, что
| парламентарии могут по собственному усмотрению (или по усмотрению
| своих партий) выполнять или не выполнять предвыборные платформы, на
| которые ориентировались избиратели, отдавая им свои голоса. "Мы их
| выбрали, а они нами командуют" - вот суть парламентарной демократии.
| Буржуазно-парламентская демократия нуждается в референдумах по
| важнейшим вопросам, чтобы заставить парламентариев считаться с волей
| большинства избирателей. Это один из необходимых механизмов,
| предотвращающих существенные деформации буржуазной демократии.
| В тоталитарных системах командиров над народом не выбирают. Они
| водружаются на вершину властной пирамиды либо при помощи лжевыборов,
| либо и вовсе без них.
| В "перевернутой" пирамиде народ действительно (а не на бумаге)
| является единственным источником власти. Властные полномочия не
| передаются избранным командирам и не узурпируются ими без выборов.
| Органы народно-демократической власти формируются из людей, которые
| имеют полномочия лишь представлять в обсуждениях, голосованиях и
| согласованиях позиции тех социальных субъектов, которые их
| делегировали (трудовых коллективов, территориальных и иных социальных
| общностей, социально-профессиональных и других общественных
| организаций и пр.). Иначе говоря, делегаты действуют на основе и в
| рамках императивного мандата (обязывающего наказа), а отступление от
| мандата недействительно без ратификации "вверху", т.е. теми, кто их
| делегировал. Императивность мандата предполагает и право на
| немедленный отзыв делегата в любой момент, а не по истечении заранее
| установленного срока полномочий.
| Главное в механизме народно-демократической власти (коллективного
| демократического самоуправления) может быть описано следующим образом.
| а) Все властные решения принципиального (в том числе законодательного)
| характера принимаются теми социальными субъектами, деятельность
| которых должна затем регламентироваться этими решениями. Полная
| подконтрольность этим социальным субъектам их делегатов-представителей
| обеспечивается императивностью делегатских мандатов (обязывающим
| характером наказов).
| б) Принципиальные властные решения принимаются путем согласования
| позиций, представленных в императивных мандатах делегатов. Процедура
| согласования позиций предполагает обращение делегата к тем, кто его
| делегировал, всякий раз, когда встает вопрос о необходимости изменить
| содержание мандата (наказа).
| в) Управленческий аппарат функционирует лишь как исполнитель
| принципиальных властных решений.
| г) Социальные субъекты (непосредственно или в лице своих делегатов),
| коллективно принимающие решения, действуют как представители всего
| народа, поскольку они не нарушают, а соблюдают и проводят в жизнь
| законы, ранее принятые делегатами, представляющими все множество
| социальных субъектов, составляющих народ.
| д) В "больших" социальных системах (общество в целом, регионы, большие
| трудовые коллективы и пр.) отправление функций народно-демократической
| власти строится как многоступенчатая процедура:
| формируется пирамида органов (советов);
| каждая следующая ступень этой пирамиды (кроме первой) формируется из
| делегатов органов (советов) предыдущей ступени (например, региональный
| совет - из делегатов советов трудовых коллективов и советов жителей
| территорий, входящих в регион).
| е) Императивность мандатов делегатов обеспечивает функционирование
| всей системы советов как практически постоянно действующего
| многоступенчатого референдума. Именно поэтому народно-демократическая
| (действительно советская) власть не нуждается в проведении специальных
| референдумов по отдельным вопросам.
| Важно отметить, что современные электронные средства связи позволяют
| функционировать "перевернутой" пирамиде власти с достаточной скоростью
| движения информации в ней по всем каналам, причем функционировать не
| только в масштабах предприятия, региона, страны, но и в мировом
| масштабе. Тем самым снимается главный довод критиков такой системы
| власти - ее неповоротливость, невозможность быстрого принятия решений.
| Замечу попутно, что противники советской формы власти, доказывая ее
| неповоротливость, берут для доказательства мелкие, частные, текущие
| вопросы и спрашивают, есть ли смысл собираться всем народом, чтобы
| решить, пора ли подметать пол или починить забор. Нет, конечно, смысла
| отвечать на критику такого рода.
| Организация государственной власти на принципах народной (советской)
| демократии - это стратегический ориентир трудящихся и эксплуатируемых.
| Однако освоение, использование и развитие (в ходе применения) этих
| принципов чрезвычайно важно для демократизации внутренней жизни
| организаций и движений трудящихся, действующих в рамках
| капиталистического общества, - профсоюзов и других организаций, в том
| числе политических организаций партийного характера. Конечно, по
| сравнению с казарменным централизмом, на принципах которого были
| организованы и КПСС, и профсоюзы в СССР, парламентарная демократия -
| огромный прогресс.
| Однако в организациях трудящихся, построенных по образу и подобию
| буржуазного парламентаризма, не могут быть удовлетворительно решены
| такие проблемы, как оперативное обновление состава выборных органов;
| обеспечение подконтрольности выборных органов "рядовым" членам
| организации; потребительско-иждивенческое отношение к выборным
| активистам ("мы тебя избрали, мы тебе доверяем - ты и работай, защищай
| нас"); защита выборных активистов от произвола администрации и властей
| и от соблазна перейти на их сторону.
| Но самая главная и постоянная проблема - повышение активности основной
| массы рядовых членов организации в исполнении решений выборных
| органов. Она не может быть решена ни альтернативными выборами, ни
| практикой регулярных отчетов руководящих органов перед рядовыми
| членами, ни коллегиальностью принятия решений, ни регулярностью общих
| собраний (конференций, съездов) и т.п.
| При использовании принципов народной (советской) демократии проблемы
| внутренней жизни организаций и движений трудящихся ставятся и решаются
| существенно иначе, чем все перечисленные выше. Так, проблема отрыва
| выборных органов ("лидеров") от рядовых членов в советах вообще не
| может возникнуть, поскольку активисты работают на основе императивного
| мандата и могут быть переизбраны (отозваны) в любой момент.
| Существенно сужается поле, на котором может произрастать иждивенческое
| отношение к лидерам. От произвола и давления со стороны администрации
| и властей выборные активисты защищены тем, что лишь "озвучивают"
| решения членов организации. Императивность мандатов выборных
| активистов в их контактах с властями, с администрацией предприятий
| защищает организацию от опасности соглашательского (предательского)
| поведения активистов.
| И, наконец, проблема повышения активности рядовых членов организации.
| Те, кто озабочен сегодня пассивностью, например, рядовых членов
| профсоюза, забывают, что речь идет, как правило, об исполнительской
| пассивности, причем о пассивности в исполнении чужих решений.
| Руководство профсоюза ожидает от рядовых членов по сути не активной
| позиции, а послушности. "Перевернутая" пирамида привлекает к принятию
| основных решений всех членов организации. Полноценное участие в
| принятии решений существенно повышает вероятность их исполнения,
| поскольку исполнять надо не чужие решения, а свои собственные. Это
| формирует и ответственное отношение к принятию решений.
| На активности послушных и социально апатичных массовое демократическое
| рабочее и профсоюзное движение не поднимется никогда, даже его зачатки
| и островки рассосутся. А на чем может подняться? На культивировании в
| массе трудящихся, в трудовых коллективах, в каждом трудящемся чувства
| собственного человеческого и гражданского достоинства, готовности к
| солидарным действиям не по решению профкома или парткома и призыву
| профорга или парторга, а сознательно. Сознательно - значит в силу
| понимания связанности своих интересов с интересами и действиями
| товарища, коллектива, класса и понимания неизбежности и плодотворности
| классовых выступлений и наступлений на эксплуататора, на всю
| эксплуататорскую систему.
| Революционный подъем рабочего движения в 1905-1907 гг. дает нам уроки
| человеческого и гражданского достоинства трудящихся. Он дает нам и
| уроки порождения таких новых форм жизнедеятельности класса, которые
| позволяют и в период спадов движения сохранять, накапливать, развивать
| и "из рук в руки" передавать следующим поколениям демократический
| опыт, рожденный революциями.
| Собственное, на принципах народной (советской) демократии построенное
| пространство жизни трудящихся классов в рамках буржуазного общества -
| это такой опыт трудящихся, который может стать гарантией от
| казарменных перерождений целей и методов преобразования общества, если
| в будущем политическая революция передаст трудящимся классам власть в
| обществе и в хозяйстве.
| Именно с таких позиций представляется плодотворным осмысление уроков
| первой русской революции. Но пока они - забытые уроки. Пока наука,
| ориентированная на обслуживание интересов и борьбы трудящихся, дает
| заготовки впрок, которые, возможно, и не пригодятся, если российское
| общество продолжит свой, по большому счету, бесконфликтный дрейф в
| сторону политической диктатуры на периферии капиталистического мира.
| 20 октября 2004 г.
| | --
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.humansociety
Написать в лист: mailto:culture.people.humansociety-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.humansociety--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.humansociety

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2005-03-23 18:55:58 (#338556)

Забытые уроки самоуправления

| Привет!
|
| Интересная статья:
| | | Забытые уроки самоуправления.
|
| Прошу обратить внимание на:
|
| 1. В организациях трудящихся, построенных по образу и подобию
| буржуазного парламентаризма, не могут быть удовлетворительно решены
| такие проблемы, как повышение активности "рядовых" членов
| организации (совета); оперативное обновление состава выборных органов;
| обеспечение подконтрольности выборных органов "рядовым" членам
| организации; потребительско-иждивенческое отношение к выборным
| активистам ("мы тебя избрали, мы тебе доверяем - ты и работай, защищай
| нас"); защита выборных активистов от произвола администрации и властей
| и от соблазна "представителей" перейти на их сторону.
| 2. Современные электронные средства связи позволяют
| функционировать "перевернутой" пирамиде власти с достаточной скоростью
| движения информации в ней по всем каналам, даже на мировом уровне.
| 3. Социальные субъекты (советы),состоящие из рядовых членов, являются
| идинственным источником власти без передачи полномочий по принятию
| властных решений, даже и выборным органам совета, которые занимаются
| только исполнением принятых решений (конкретных поручений).
| 4. Социальные субъекты (советы) направляют своих представителей только
| для доведения своего решения и согласования совместных действий.
| | Г.Я.Ракитская,
| доктор экономических наук
|
| Забытые уроки первой русской революции
|
| Какое значение имеет для нас исторический опыт первой русской
| революции? Может ли быть он полезен российским трудящимся в
| современных условиях?
| Приходится констатировать, что сегодня, к сожалению, исключено или, по
| меньшей мере, крайне затруднено прямое извлечение практических уроков
| из положительного и негативного опыта революционного прошлого - не
| только первой, но и двух других революций в России начала ХХ века. Но
| не потому, что существенным образом изменились социально-экономические
| условия жизни и проблемы трудящихся и опыт столетней давности просто
| устарел. Нынешнее положение и жизненно важные проблемы трудящихся как
| раз принципиально (по сути) не отличаются от начала прошлого века.
| Главная причина невостребованности социальной практикой революционного
| опыта предшествующих поколений - отсутствие в современной России
| сколько-нибудь широкого классово самостоятельного движения
| эксплуатируемых трудящихся. Другими словами, в стране нет
| общественного субъекта, способного воспринять прошлый опыт борьбы
| трудящихся, извлечь из него уроки.
| Неспособность осмыслить опыт прошлого и практически воспользоваться им
| коренится при этом не в интеллектуальной неразвитости трудящихся, а в
| отсутствии у них такого минимального уровня политической
| организованности и политической активности, который предполагает нужду
| в реальном знании основных событий своей собственной истории. В
| противном случае современные российские трудящиеся уже извлекли бы
| уроки хотя бы из четвертой русской революции (1989-1991 гг.), т.е. из
| событий, участниками или созерцателями которых они только что были.
| За время существования в СССР казарменного (фашистского типа) режима
| была утеряна вся накопленная ранее трудящимися культура коллективного
| сопротивления, не говоря уже о культуре действительно классовой
| борьбы. Казарменный режим подавлял любые формы несанкционированной
| властями социальной активности. Режим целенаправленно формировал (и
| сформировал) не активных граждан, способных сохранить и развить
| прежние традиции солидарных совместных действий для отстаивания своих
| интересов, а политически пассивную разрозненную массу людей,
| задавленных страхом репрессий, утерявших способность к самоорганизации
| и совместной борьбе. Строго говоря, в СССР рабочие не были классом в
| научно точном смысле этого слова: не были самостоятельным общественным
| субъектом, представленным в социально-политической жизни собственными
| независимыми организациями и движениями. Некому было поэтому ни по
| достоинству оценить, ни критически отнестись к революционному
| социальному опыту трудящихся старой Российской империи, некому было
| сохранить и развить этот опыт, перенести его в наше время. Не забудем,
| что тоталитаризм формирует сознание не просто пассивной массы, но
| толпы, нуждающейся не в опоре на уроки массовых народных движений, а в
| опоре на вождя (фюрера). Вот это наследие тоталитаризма и сказывается
| в современной российской истории чем дальше, тем отчетливее.
| Оживление российского общества в конце 1980-х - начале 1990-х годов
| сулило надежду на восстановление "связи времен" в развитии культуры
| социального действия трудящихся, на возрождение культуры
| организованной классовой борьбы. Такую надежду вселяла
| антитоталитарная (общедемократическая) направленность четвертой
| русской революции. Ее главные завоевания - новые правовые нормы
| буржуазно-демократического характера - открывали, казалось бы, простор
| для развития социальной и политической активности трудящихся.
| Однако в ходе и в результате шоковых глобализационных реформ новой
| власти в опережающем режиме пошли процессы разрушения производства,
| нарастания открытой и скрытой безработицы, процессы социальной
| деградации общества и люмпенизации трудящихся. Самой настоятельной для
| большинства стала (и остается до сих пор) не потребность объединиться
| для борьбы за достойную жизнь, за демократические и действительно
| социалистические (последовательно гуманистические) ценности и цели, а
| потребность приспособиться к новым условиям, чтобы биологически
| выжить. Тем самым возможности самоорганизации трудящихся, появившиеся
| благодаря политическим достижениям антитоталитарной революции, на деле
| были заблокированы. Не успев толком начаться, прервался процесс
| превращения разрозненной массы трудящихся и эксплуатируемых в класс
| (говоря словами К.Маркса, в "класс для себя") - сознательно
| самоорганизованную социальную силу, действующую активно и
| самостоятельно, на основе собственной идеологии и стратегии.
| Ни новые, ни (тем более) старые профсоюзы не смогли выдвинуть и не
| выдвигают до сих пор собственных ясных целей и программ в противовес
| государственной социально-экономической политике. Профсоюзы постоянно
| запаздывают с осознанием сути происходящего, демонстрируют невысокий
| уровень претензий и осторожность выдвигаемых требований, когда все же
| решаются на организацию коллективных действий.
| С начала 1990-х годов много раз возникали и сейчас постоянно возникают
| обстоятельства, требующие и достойные общеклассовой политической
| борьбы трудящихся - согласованных повсеместных выступлений,
| общероссийских политических стачек, мощного внепарламентского давления
| на власти и капитал.
| Однако ни шоковые реформы в целом, ни принятие нового Трудового
| кодекса, ни введение единого социального налога и проекты его снижения
| не вызвали реального сопротивления трудящихся.
| Митинги, демонстрации, пикеты, забастовки, даже "рельсовые войны" и
| голодовки стали в России обычным явлением. Но все это (исключая разве
| что пикет 1998 г.), как правило, не выходит за пределы локальных
| конфликтов, причем конфликтов по преимуществу из-за невыплат
| заработной платы. Очевидна, казалось бы, неприемлемость для трудящихся
| нового тура социальных реформ, задуманного и осуществляемого
| федеральными властями с 2000 г., - реформ, которые делают обвальным
| рост и без того чрезмерных социальных рисков безработицы, нищеты,
| бездомности, безземельности, опускания трудящихся на "социальное дно".
| Но и эти реформы не наталкиваются на сколько-нибудь действенное
| сопротивление - ни на многомиллионные уличные выступления, ни на
| серьезные забастовки в ключевых звеньях хозяйства.
| Массовые акции, особенно в последние годы, организуются фактически
| лишь с одобрения и под контролем, а то и по инициативе властей,
| проходят под красивыми, но расплывчатыми общими лозунгами.
| Дополнением, выпускающим пары и сеющим иллюзии в среде трудящихся,
| служат телевизионные дебаты между "дежурными" политиками, причем
| дебаты, как правило, по частным вопросам.
| Профсоюзная борьба в России (как и гражданское сопротивление в целом)
| носит очаговый, эпизодический и, за редким исключением,
| протестно-оборонительный характер. От такого сопротивления до
| целенаправленной наступательной борьбы на основе собственной классовой
| идеологии и стратегии - дистанция огромного размера.
| В постсоветской России как не было, так и нет ни одной влиятельной
| политической организации, выросшей "снизу" - из рабочего, профсоюзного
| или социальных движений. Партии, заявляющие себя защитниками трудового
| народа, не имеют реального политического веса, а чаще просто лукавят.
| Новейшие попытки провозгласить партии для представительства профсоюзов
| на политическом уровне рождают декоративные, недемократические по
| своему устройству и недолговечные структуры под деляческую задачу
| прорыва узких групп лиц в депутатские кресла.
| Неудивительно, что сейчас так же, как и в советские времена, уроки
| прошлой борьбы трудящихся, профсоюзный и разнообразный
| партийно-политический (не только большевистский) опыт оказываются
| ненужными, невостребованными. Ни к революции 1905-1907 гг., ни к
| революциям 1917 года не возникает никаких вопросов со стороны все еще
| зародышевого демократического движения трудящихся. А социалистического
| движения нет в современной России даже и в зародыше.
| В то же время процессы обнищания, деклассирования трудящихся,
| люмпенизации населения привели к росту влияния, особенно на молодежь,
| идеологий, близких к фашизму, неонацизму, расизму. Приходится
| констатировать рост шовинистических настроений, возрождение и
| закрепление имперских стереотипов массового сознания в среде
| трудящихся и обывателей, смыкающихся с имперским характером политики
| федеральных властей. В этих условиях у все большей части рабочих
| возникает интерес не к опыту общедемократических или социалистических
| движений и революций, а к опыту итальянского фашизма, гитлеровского
| нацизма и сталинской контрреволюции.
| Нынешнее состояние самоорганизации и социальной активности трудящихся,
| далекое от классовой самоорганизации и классовой борьбы, не дает
| никаких оснований для того, чтобы прогнозировать практический интерес
| к целям, способам борьбы, тупикам и достижениям рабочего движения во
| времена его зарождения в царской России и, тем более, во времена его
| революционных подъемов.
| В этих условиях изучение революционной отечественной истории неизбежно
| превращается в академическое (научно-исследовательское) занятие.
| Наука, ориентированная на обслуживание интересов и борьбы трудящихся,
| отвечает сегодня на вопросы, которые еще не заданы социальной
| практикой трудящихся. Наука дает заготовки впрок.
| Итак, чем ценен может быть трудящимся, поднявшимся на реальное
| организованное сопротивление, на классовую борьбу, опыт первой русской
| революции? Остановлюсь только на одном ценном порождении этой
| революции - на советах.
| Опыт советов начала ХХ века (до их превращения после Октябрьской
| революции в органы, маскирующие диктатуру правящей партии), - это,
| во-первых, опыт народного контроля за действиями властей и капитала.
| Это, во-вторых, опыт создания и деятельности параллельной народной
| власти - власти трудящихся, действующей одновременно с органами власти
| господствующего класса.
| Это, в-третьих, опыт осуществления власти принципиально иного типа,
| нежели буржуазно-демократическая и тоталитарная (диктатурная), -
| власти народно-демократической.
| Это, в-четвертых, самый первоначальный опыт демократической
| организации пространства жизни трудящихся.
| В 1905 г. в России возникли выборные Советы рабочих депутатов и Советы
| крестьянских депутатов, а после Февральской революции 1917 г.
| образовалась сеть Советов рабочих и солдатских депутатов. Именно
| двоевластие обеспечило мирное, без гражданской войны отстранение от
| власти Временного правительства. В ходе четвертой русской революции
| трудящиеся "вспомнили" опыт создания структур своей параллельной
| власти и народного контроля: в шахтерских регионах в 1989-90 гг.
| создавались и реально действовали как вторая власть рабочие комитеты,
| были организованы и контролировали выполнение соглашений с
| правительством рабочие комиссии.
| Создание трудящимися структур параллельной власти
| народно-демократического типа (типа первоначальных советов) -
| закономерность в периоды подъемов рабочего движения. Сегодня есть
| полный ответ на вопрос о принципах организации народно-демократической
| власти. Эти принципы выявила история и российского, и зарубежного
| рабочего движения. Они обобщаются в понятии "перевернутая" пирамида
| власти. Перевернутая - по сравнению с властной пирамидой и
| буржуазно-парламентской демократии, и тоталитаризма.
| Буржуазно-парламентская демократия на словах признает источником
| власти народ. На деле же она не приемлет реального влияния народа
| ("электората") на позицию парламентариев после выборов, превращает
| голос депутата в дефицитный дорогой товар на рынке голосов в пользу
| тех или иных законопроектов. Избиратели передают парламентариям
| полномочия по принятию властных решений. Принципиально то, что
| парламентарии могут по собственному усмотрению (или по усмотрению
| своих партий) выполнять или не выполнять предвыборные платформы, на
| которые ориентировались избиратели, отдавая им свои голоса. "Мы их
| выбрали, а они нами командуют" - вот суть парламентарной демократии.
| Буржуазно-парламентская демократия нуждается в референдумах по
| важнейшим вопросам, чтобы заставить парламентариев считаться с волей
| большинства избирателей. Это один из необходимых механизмов,
| предотвращающих существенные деформации буржуазной демократии.
| В тоталитарных системах командиров над народом не выбирают. Они
| водружаются на вершину властной пирамиды либо при помощи лжевыборов,
| либо и вовсе без них.
| В "перевернутой" пирамиде народ действительно (а не на бумаге)
| является единственным источником власти. Властные полномочия не
| передаются избранным командирам и не узурпируются ими без выборов.
| Органы народно-демократической власти формируются из людей, которые
| имеют полномочия лишь представлять в обсуждениях, голосованиях и
| согласованиях позиции тех социальных субъектов, которые их
| делегировали (трудовых коллективов, территориальных и иных социальных
| общностей, социально-профессиональных и других общественных
| организаций и пр.). Иначе говоря, делегаты действуют на основе и в
| рамках императивного мандата (обязывающего наказа), а отступление от
| мандата недействительно без ратификации "вверху", т.е. теми, кто их
| делегировал. Императивность мандата предполагает и право на
| немедленный отзыв делегата в любой момент, а не по истечении заранее
| установленного срока полномочий.
| Главное в механизме народно-демократической власти (коллективного
| демократического самоуправления) может быть описано следующим образом.
| а) Все властные решения принципиального (в том числе законодательного)
| характера принимаются теми социальными субъектами, деятельность
| которых должна затем регламентироваться этими решениями. Полная
| подконтрольность этим социальным субъектам их делегатов-представителей
| обеспечивается императивностью делегатских мандатов (обязывающим
| характером наказов).
| б) Принципиальные властные решения принимаются путем согласования
| позиций, представленных в императивных мандатах делегатов. Процедура
| согласования позиций предполагает обращение делегата к тем, кто его
| делегировал, всякий раз, когда встает вопрос о необходимости изменить
| содержание мандата (наказа).
| в) Управленческий аппарат функционирует лишь как исполнитель
| принципиальных властных решений.
| г) Социальные субъекты (непосредственно или в лице своих делегатов),
| коллективно принимающие решения, действуют как представители всего
| народа, поскольку они не нарушают, а соблюдают и проводят в жизнь
| законы, ранее принятые делегатами, представляющими все множество
| социальных субъектов, составляющих народ.
| д) В "больших" социальных системах (общество в целом, регионы, большие
| трудовые коллективы и пр.) отправление функций народно-демократической
| власти строится как многоступенчатая процедура:
| формируется пирамида органов (советов);
| каждая следующая ступень этой пирамиды (кроме первой) формируется из
| делегатов органов (советов) предыдущей ступени (например, региональный
| совет - из делегатов советов трудовых коллективов и советов жителей
| территорий, входящих в регион).
| е) Императивность мандатов делегатов обеспечивает функционирование
| всей системы советов как практически постоянно действующего
| многоступенчатого референдума. Именно поэтому народно-демократическая
| (действительно советская) власть не нуждается в проведении специальных
| референдумов по отдельным вопросам.
| Важно отметить, что современные электронные средства связи позволяют
| функционировать "перевернутой" пирамиде власти с достаточной скоростью
| движения информации в ней по всем каналам, причем функционировать не
| только в масштабах предприятия, региона, страны, но и в мировом
| масштабе. Тем самым снимается главный довод критиков такой системы
| власти - ее неповоротливость, невозможность быстрого принятия решений.
| Замечу попутно, что противники советской формы власти, доказывая ее
| неповоротливость, берут для доказательства мелкие, частные, текущие
| вопросы и спрашивают, есть ли смысл собираться всем народом, чтобы
| решить, пора ли подметать пол или починить забор. Нет, конечно, смысла
| отвечать на критику такого рода.
| Организация государственной власти на принципах народной (советской)
| демократии - это стратегический ориентир трудящихся и эксплуатируемых.
| Однако освоение, использование и развитие (в ходе применения) этих
| принципов чрезвычайно важно для демократизации внутренней жизни
| организаций и движений трудящихся, действующих в рамках
| капиталистического общества, - профсоюзов и других организаций, в том
| числе политических организаций партийного характера. Конечно, по
| сравнению с казарменным централизмом, на принципах которого были
| организованы и КПСС, и профсоюзы в СССР, парламентарная демократия -
| огромный прогресс.
| Однако в организациях трудящихся, построенных по образу и подобию
| буржуазного парламентаризма, не могут быть удовлетворительно решены
| такие проблемы, как оперативное обновление состава выборных органов;
| обеспечение подконтрольности выборных органов "рядовым" членам
| организации; потребительско-иждивенческое отношение к выборным
| активистам ("мы тебя избрали, мы тебе доверяем - ты и работай, защищай
| нас"); защита выборных активистов от произвола администрации и властей
| и от соблазна перейти на их сторону.
| Но самая главная и постоянная проблема - повышение активности основной
| массы рядовых членов организации в исполнении решений выборных
| органов. Она не может быть решена ни альтернативными выборами, ни
| практикой регулярных отчетов руководящих органов перед рядовыми
| членами, ни коллегиальностью принятия решений, ни регулярностью общих
| собраний (конференций, съездов) и т.п.
| При использовании принципов народной (советской) демократии проблемы
| внутренней жизни организаций и движений трудящихся ставятся и решаются
| существенно иначе, чем все перечисленные выше. Так, проблема отрыва
| выборных органов ("лидеров") от рядовых членов в советах вообще не
| может возникнуть, поскольку активисты работают на основе императивного
| мандата и могут быть переизбраны (отозваны) в любой момент.
| Существенно сужается поле, на котором может произрастать иждивенческое
| отношение к лидерам. От произвола и давления со стороны администрации
| и властей выборные активисты защищены тем, что лишь "озвучивают"
| решения членов организации. Императивность мандатов выборных
| активистов в их контактах с властями, с администрацией предприятий
| защищает организацию от опасности соглашательского (предательского)
| поведения активистов.
| И, наконец, проблема повышения активности рядовых членов организации.
| Те, кто озабочен сегодня пассивностью, например, рядовых членов
| профсоюза, забывают, что речь идет, как правило, об исполнительской
| пассивности, причем о пассивности в исполнении чужих решений.
| Руководство профсоюза ожидает от рядовых членов по сути не активной
| позиции, а послушности. "Перевернутая" пирамида привлекает к принятию
| основных решений всех членов организации. Полноценное участие в
| принятии решений существенно повышает вероятность их исполнения,
| поскольку исполнять надо не чужие решения, а свои собственные. Это
| формирует и ответственное отношение к принятию решений.
| На активности послушных и социально апатичных массовое демократическое
| рабочее и профсоюзное движение не поднимется никогда, даже его зачатки
| и островки рассосутся. А на чем может подняться? На культивировании в
| массе трудящихся, в трудовых коллективах, в каждом трудящемся чувства
| собственного человеческого и гражданского достоинства, готовности к
| солидарным действиям не по решению профкома или парткома и призыву
| профорга или парторга, а сознательно. Сознательно - значит в силу
| понимания связанности своих интересов с интересами и действиями
| товарища, коллектива, класса и понимания неизбежности и плодотворности
| классовых выступлений и наступлений на эксплуататора, на всю
| эксплуататорскую систему.
| Революционный подъем рабочего движения в 1905-1907 гг. дает нам уроки
| человеческого и гражданского достоинства трудящихся. Он дает нам и
| уроки порождения таких новых форм жизнедеятельности класса, которые
| позволяют и в период спадов движения сохранять, накапливать, развивать
| и "из рук в руки" передавать следующим поколениям демократический
| опыт, рожденный революциями.
| Собственное, на принципах народной (советской) демократии построенное
| пространство жизни трудящихся классов в рамках буржуазного общества -
| это такой опыт трудящихся, который может стать гарантией от
| казарменных перерождений целей и методов преобразования общества, если
| в будущем политическая революция передаст трудящимся классам власть в
| обществе и в хозяйстве.
| Именно с таких позиций представляется плодотворным осмысление уроков
| первой русской революции. Но пока они - забытые уроки. Пока наука,
| ориентированная на обслуживание интересов и борьбы трудящихся, дает
| заготовки впрок, которые, возможно, и не пригодятся, если российское
| общество продолжит свой, по большому счету, бесконфликтный дрейф в
| сторону политической диктатуры на периферии капиталистического мира.
| 20 октября 2004 г.
| | |

   2005-03-23 18:46:01 (#338538)

Re: Эта рассылка действующая?

Здравствуйте, Сергей,

Спасибо за интерес. Рассылка действующая, если Вам есть что сказать - прошу,

буду рад, да и другие подписчики, надеюсь, тоже!

С уважением,
Highlander, ведущий рассылки.

Original Message From: "Serg" <SerdyukSA.v66***@o*****.ua>
To: "culture.people.humansociety (0)" <the_last_highland***@h*****.com>
Sent: Wednesday, March 23, 2005 3:43 PM
Subject: Эта рассылка действующая?

| Здравствуйте! Эта рассылка действующая?
|
| Сергей.
|
| --
|
|
| -*| Дискуссионные листы Subscribe.Ru :
| Gillian Anderson Fan Club
| Дискусионная рассылка сайта Unofficial Gillian Anderson Web Site.
| Подписаться:
mailto:rest.cinema.gaclub-sub@subscribe.ru?subject=rest.cinema.gaclub
|
| -*| Информационный канал Subscribe.Ru
| Подписан адрес: the_last_highland***@h*****.com
| Код этой рассылки: culture.people.humansociety
| Написать в лист: mailto:culture.people.humansociety-list@subscribe.ru
| Отписаться:
mailto:culture.people.humansociety-0-unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.humansociety
|
| http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback
|

   2005-03-23 15:14:03 (#338445)

Эта рассылка действующая?

Здравствуйте! Эта рассылка действующая?

Сергей.

   2005-03-23 14:43:04 (#338415)