Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Речь – средство осуществления коммуникации.


Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М.: Сов.Россия, 1983. – 240 с.

Речь – средство осуществления коммуникации

Эффективность общения руководителя со своим окружением и его авторитет в немалой степени зависит от умения излагать свою мысль грамотно и убедительно. Слова – раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует как и на физические нагрузки или метеорологические условия.

Напомним также, что впечатление о руководителе в значительной степени складывается, особенно в первое время, по тому, насколько он умеет пользоваться словом. По справедливому замечанию Саади,

                 Умен ты или глуп, велик ты или мал, 

                 Не знаем мы, пока ты слово не сказал.

 Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя и без соблюдения которых общение весьма затрудняется, многообразны. Здесь важны и простота, и доходчивость, и художественная выразительность, и эмоциональность, и интонация, и дикция, и жесты, и многое другое. Воспроизведем, воспользовавшись исследованием Д. Э. Розенталя и заручившись авторитетом общепризнанных мастеров слова, наиболее характерные признаки умело построенной речи. Вот они.

Правильность речи — соответствие принятым литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. И. Писарев).

Точность речи — адекватность мысли говорящего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).

Ясность речи — доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан).

Логичность речи — согласие с законами логики. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь. Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н.Г.Чернышевский).

Простота речи — безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Н. Толстой).

Богатство речи — разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

Сжатость речи — отсутствие лишних слов и ненужных повторений. «Если пишет многословно, это... значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит» (М. Горький).

Чистота речи — устранение из нее слов нелитературных, диалектических, жаргонных, вульгарных, а также иноязычных, используемых без надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Г. Белинский).

Живость речи — отказ от шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А. Н. Толстой). При этом не надо забывать, но резвость языка не всегда свидетельствует о резвости ума.

Благозвучие речи — удовлетворение потребностям приятного для уха звучания, подбор слов с учетом их звуковой сочетаемости. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» (А. П. Чехов).

Вместе с тем слова речи должны произноситься с убежденностью в справедливость того, о чем говоришь. А. М. Горький, характеризуя ленинскую речь, говорил, что она «всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

Важно также, чтобы речь «соответствовала и приличествовала предметам», которым она посвящена. Цицерон считал, что «неуместно было бы, говоря о водостоках перед одним только судьей, употреблять пышные слова и общие места, а о величии римского народа рассуждать низко и просто».

Воздействие речи существенно ослабляется и приводит к разрушению контакта со слушателями, когда выступающий переходит допустимые пределы времени. У дагестанских горцев есть поговорка: «У говорящего конь должен стоять оседланным у ворот, ещё лучше, если одна нога в стремени».

Одним словом, речь – важное средство осуществления коммуникации, и от ее качества не в последнюю очередь зависит и качество общения.

 


В избранное